Психика как свойство высокоорганизованной материи



Скачать 17,94 Kb.
Дата16.06.2017
Размер17,94 Kb.
РАЗДЕЛ 2. ПСИХИКА И ЕЕ РАЗВИТИЕ

Практическое занятие № 4



Тема: Психика как свойство высокоорганизованной материи

Цель: формирование представлений о природе и функциях психики в жизнедеятельности человека и человеческих общностей, о физиологических основах психики и принципах переработки информации в ЦНС человека; о взаимосвязи психики и мозга (принципы и общие механизмы связи).

Формируемые компетенции: ПК-2 - способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, гендерной, этнической и другим социальным группам.

Вопросы:

  1. Психика как свойство высокоорганизованной материи. Природа, формы проявления и функции психики человека.

  2. Физиологические основы психики человека.

  3. Взаимосвязь психики и мозга человека.

  • модель концептуальной рефлекторной дуги по Е.Н. Соколову;

  • учение Н.А. Бернштейна об участии психики в регуляции движений;

  • психофизиологическая поведенческая теория К. Халла;

  • модель функциональной системы по П.К. Анохину;

  • функциональные блоки мозга по А.Р. Лурия.

  1. Психофизическая проблема в психологии.

Теоретическая часть:

По первому вопросу: студент должен иметь представление о психике как свойстве высокоорганизованной материи, дифференцировать понятия «раздражимость», «чувствительность», «поведение», «сознание»; охарактеризовать основные функции психики (отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе:

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009;

2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003;

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

По второму вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о строении нервной системы человека, ее центральной и периферической частях; о строении отдельного нейрона и принципах его работы; о понятии и видах рецепторов; о структуре и основных полях коры головного мозга; о представительстве основных психических процессов и состояний человека в коре головного мозга. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе:

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009;

2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003;

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

По третьему вопросу: студент должен иметь представление о соотношении психических явлений с работой мозга; знать особенности модели концептуальной рефлекторной дуги по Е.Н. Соколову и Ч.И. Измайлову; проследить эволюцию условнорефлекторного понимания психики с начала XX века до настоящего времени; изучить основные положения учения Н.А. Бернштейна об участии психики в регуляции движений; охарактеризовать психофизиологическую поведенческую теорию К. Халла; изучить концепцию регуляции поведенческого акта П.К. Анохина и знать понятия «функциональная система», «обстановочная афферентация», «обратная афферентация», «ориентировочная реакция», «акцептор результата действия»; рассмотреть основные функциональные блоки мозга по А.Р. Лурия, их связь с психическими процессами и роль в управлении поведением; особое внимание уделить проблеме взаимно однозначной зависимости (локализации) психических явлений и определенных структур мозга: аргументы за и против локализационизма. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе:

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009;

2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003;

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

По четвертому вопросу: студент должен иметь представление о психофизической проблеме в психологии; знать принципы психофизического взаимодействия и психофизического параллелизма; рассмотреть ограничения объяснения психического со стороны физиологии. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006;

2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009;

3. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1.

4. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005;

5. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003;

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.



Основные понятия: психика, раздражимость, чувствительность, поведение, сознание, центральная нервная система, нейрон, анализатор, функциональная система, рецептор, обстановочная афферентация, обратная афферентация, ориентировочная реакция, акцептор результата действия, рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо, функциональные блоки мозга, локализационизм, антилокализационизм.

Задания:

  1. Законспектируйте главы «Психика и отражение. Формы отражения в неживой и живой природе», «Деятельностная природа психики. Психика как образ и как процесс» // Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. С. 186-191

  2. Законспектируйте главу «Психофизическая проблема» // Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006. С. 223-244.

  3. Начертите и опишите схему «Модель функциональной системы П.К. Анохина» // Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: Кн. 1. - М.: ВЛАДОС, 2003. С. 49.

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме:

Основная литература:

Марцинковская Т.Д. Общая психология: учеб. пособие для вузов / Т.Д. Марцинковская. - Москва: Академия, 2010. - 381, [1] с.:ил., табл.; 22. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Гриф: Рек. УМО. - Библиогр.: с. 378- 379. - 3000 экз. - ISBN 978-5-7695-5702-6.



Дополнительная литература:

  1. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии [Электронный ресурс] / А.Р. Лурия. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 824 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=39193

  2. Маклаков А.Г.. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - М. [и др.]: Питер, 2007. - 583 с.: ил. - ( Учебник нового века). - Гриф: Рек. УМС. - ISBN 978-5-272-00062-0

Интернет-ресурсы:

  1. www URL: http://eLibrary.ru/ - Научная электронная библиотека

  2. www URL: http://www.biblioclub.ru/ - Электронная библиотечная система «Университетская библиотека онлайн»

  3. www URL: http://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система «Издательство «Лань»

  4. www URL: http://catalog. ncfu.ru - автоматизированная информационно-библиотечная система «Фолиант»

Каталог: userfiles -> depts -> clinical psychology
depts -> Занятие №15 Тема. Пародонт. Строение и функции. Воспалительные заболевания пародонта. Клиника, диагностика
depts -> Методическая разработка для студентов по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Иммунология»
depts -> Методическая разработка для студентов по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Иммунология»
depts -> Рабочая программа производственной практики по специальности 060201 стоматология «Помощник врача-стоматолога-ортопеда»
depts -> Занятие №1 Тема. Пропедевтика ортопедической стоматологии. Определение предмета и его задач. Организация работы и оснащение ортопедического кабинета и зуботехнической лаборатории
depts -> Занятие. Иммунология воспалительных заболеваний полости рта
depts -> Занятие №2 Тема: Основные группы свойств стоматологических материалов: адгезия и адгезионные свойства, эстетические свойства, биосовместимость стоматологических материалов. Контроль качества стоматологи-ческих материалов
depts -> Методическая разработка для студентов по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Иммунология»
depts -> Ставропольская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница