Рабочая программа дисциплины общая хирургия, лучевая диагностика Для специальности 060103 Педиатрия Квалификация (степень) выпускника специалист



страница1/4
Дата28.12.2016
Размер0,73 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4



Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Волгоградский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

«УТВЕРЖДАЮ»

проректор по учебной работе

профессор В. Б. Мандриков

________________________

«____»_______________2012г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая хирургия, лучевая диагностика
Для специальности 060103 Педиатрия

Квалификация (степень) выпускника – специалист

Факультет – Педиатрический

Кафедра Хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов

Курс –2, 3

Семестр – 4, 5

Форма обучения – очная

Лекции – 36

Клинические практические занятия – 84 часов

Самостоятельная внеаудиторная работа – 60 часов

Экзамен – 5 семестр – 36 часов

Всего – 216 часов

Волгоград, 2012

Разработчики программы:

заведующий кафедрой хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов д.м.н. Михин И.В.

доцент кафедры хирургических болезней педиатрического и стоматологического

факультетов к.м.н. Кухтенко Ю.В.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов

протокол № __ от «___» ________ 2012 года

заведующий кафедрой хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов, д.м.н.: И.В. Михин

Рабочая программа согласована с учебно – методической комиссией ВолгГМУ

протокол № ____ от «___»__________2012 года

Председатель УМК,

декан педиатрического факультета: Малюжинская Н.В.

Внешняя рецензия дана _____________________________________________

«___» _____________ 2012 года (прилагается)
Рабочая программа согласована с научной фундаментальной библиотекой

Заведующая библиотекой __________________ Долгова В.В.

Рабочая программа утверждена на заседании Центрального методического совета

протокол № ___ от «____»_______________2012 года

Председатель ЦМС профессор ______________ Мандриков В.Б.



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по общей хирургии разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки: 060103 Педиатрия, с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки: 060103 Педиатрия и примерной учебной программы дисциплины (2011г.)

  1. Цель и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «Общая хирургия, лучевая диагностика» является:

- знакомство студентов с историей и спецификой хирургической деятельности, профессией хирурга, организацией хирургической помощи в РФ;

- формирование представления студентов об основных направлениях хирургической работы - соблюдение правил асептики и антисептики при выполнении хирургических операций, вопросов обезболивания, остановки кровотечения и возмещение кровопотери.

Задачей дисциплины является обучение студентов особенностям методики обследования хирургических больных, ориентировать их в некоторых общих вопросах хирургической патологии (травматологии, острой и хронической хирургической инфекции, онкологии, пороках развития, пластической хирургии и хирургических паразитарных заболеваниях).


  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Курс общей хирургии относится к циклу «Общая хирургия, лучевая диагностика. В нем сочетаются важнейшие теоретические и клинические основы хирургии. Современному врачу-педиатру в его практической деятельности необходимы ориентировка в основных вопросах общей хирургии, знание вопросов неотложной диагностики острых гнойных хирургических заболеваний и повреждений у взрослых и детей, умение оказать экстренную помощь при различных тяжелых состояниях.

Целый ряд актуальных вопросов современной хирургии (травматология, хирургическая инфекция, реаниматология взрослых и др.) изучается студентами педиатрических факультетов только в курсе общей хирургии. После аналитического изучения общих вопросов хирургии становится возможным синтетическое изучение основ клинической хирургии - базиса частной хирургии. Приобретение умений клинического, лабораторного и инструментального обследования больного, знание основных синдромов существенно облегчает в последующем освоение как частной хирургии, так и других разделов клинической медицины. Особо следует обратить внимание на применение в хирургии новейших технологий, таких как малоинвазивная и эндоскопическая хирургия, эндоваскулярные вмешательства, современных рентгенологических и радиоизотопных методов исследования, применение ультразвука, экстракорпоральных методов детоксикации и др. При прохождении курса общей хирургии студенты должны ознакомиться и освоить необходимый перечень практических умений, уметь оказать первую медицинскую помощь.


Для успешного изучения программы необходимы хорошие знания по следующим дисциплинам: фармакология, гистология, анатомия человека, нормальная физиология, патологическая физиология, пропедевтика внутренних болезней, рентгенология.


Прохождение дисциплины «Общая хирургия» необходимо для дальнейшего изучения этиологии, патогенеза и методов лечения хирургических болезней на кафедрах факультетской и госпитальной хирургии, углубленного изучения заболеваний на кафедре онкологии.

  1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 академических часОВ



  1. результаты обучения.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

  1. ОК-1. Способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественно научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

  2. ОК-2. Способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию.

  3. ПК-1. Способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками.

  4. ПК-5. Способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного;

  5. ПК-7. Способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений детских медицинских организаций,;

  6. ПК-29. Способность и готовность обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций, обучение основным манипуляциям и процедурам, проводимым в медицинских организациях.

  7. 4.2.2. Диагностическая деятельность:

  8. ПК-17. Способность и готовность выявлять у больных детей и подростков основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний;

  9. ПК-31. способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

виды современной антисептики и методы профилактики хирургической инфекции, общие вопросы анестезиологии, учение о кровотечениях и восполнениях кровопотери. Методику обследования пострадавших от травмы, основные принципы лечения травматических повреждений, основные симптомы и принципиальные вопросы лечения острой, хронической, гнойной и специфической хирургической инфекции, онкологических заболеваний и пороков развития, особенности их у детей.



Уметь:

ориентироваться в основных вопросах общей хирургии, применять на практике асептические приемы, работы и основы антисептики, уметь собрать анамнез, использовать методики обследования хирургических больных, уметь оказывать необходимую экстренную помощь при различных повреждениях, поставить диагноз в типичных случаях отдельных нозологических форм (переломы, гнойная хирургическая инфекция), уметь работать в перевязочной хирургическим инструментарием, накладывать различные виды повязок.



Владеть:

сбором анамнеза заболевания, заполнением медицинской документации стационарного больного, выявлением симптомов у больных с острой хирургической патологией, назначением предоперационного обследования, подготовкой операционного поля к вмешательству.



  1. Образовательные технологии

  1. Предусматривается проведение практических занятий с использованием компьютерных обучающих программ, работы с муляжами и фантомами с разбором клинических случаев

  2. Для организации самостоятельной работы предлагается подготовка рефератов и докладов для выступления в группе и на студенческой конференции; а также подготовка к лабораторно- практическим занятиям, работа с дополнительной литературой, подготовка рефератов, занятие-конференция.

  3. Активные и интерактивные формы проведения занятий (IT-методы):

- компьютерных симуляций;

- разбор реальных клинических ситуаций (сase-study);

- решение клинических ситуационных задач (сase-study);

- проведение круглых столов;

- использование интерактивных атласов по хирургическим болезням болезням.

- разбор реальных клинических ситуаций;

- проведение занятий-конференций по результатам самостоятельной работы.

Удельный вес клинических практических занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 20% аудиторного времени; самостоятельной внеаудиторной работы – 19% времени




  1. Формы промежуточной аттестации

Оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины – экзамен. Проходит в 3 этапа: тестирование, практические навыки, теоретический экзамен. Задания для студентов сформулированы в виде билетов, в составе которых предложены варианты воспроизведения практических навыков, так и в виде ситуационных задач с последующим освещением теоретических вопросов по данной нозологии. Теоретический экзамен включает решение ситуационной задачи по курсу общей хирургии с обоснованием клинического диагноза в соответствии с МКБ-10, обоснованием планов обследования и лечения, определением объема оперативных вмешательств.
II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Содержание дисциплины

Курс общей хирургии относится к циклу «Общая хирургия, лучевая диагностика».

На 2 курсе изучаются темы, входящие в модуль «Общие вопросы хирургии» (4 семестр), на 3 курсе «Основы клинической хирургии», (5 семестр).


Модуль «Общие вопросы хирургии»


  1. Вводное занятие.

Ознакомитьcя со спецификой работы хирургической клиники, с профессией хирурга и требованиями, предъявляемые к студентам во время прохождения общей хирургии. Доказательная медицина. Задача: Преподаватель должен: - познакомить студентов с профессией хирурга и раскрыть связи хирургии с другими медицинскими дисциплинами,

- разобрать последовательность изучения хирургии в институте и ознакомить студентов с требованиями, которые будут предъявлены на практических занятиях и лекциях,

- познакомить с историей клиники и спецификой работы хирургических отделений ОКБ, на базе которых располагается кафедра,

- обучить студентов поведению в хирургической клинике. Содержание занятия: Понятия о хирургии и хирургических заболеваниях. Профилактическое направление и физиологические основы современной хирургии, Общая и специализированная хирургическая помощь, ее организация, особенности развития хирургической помощи в поликлиниках и стационарах. Связь хирургии с другими медицинскими дисциплинами.

Деонтологические аспекты в хирургии. Правила поведения в клинике. Основные понятия о доказательной медицине, критерии, уровни ( 3 часа)

2. Антисептика.

Понятие. Антисептика. Идейные предшественники антисептики: Листер, Н.И.Пирогов. Антисептика Листера. Развитие антисептики в России (П.И.Пелехин, Н.В.Склифосовскии). Виды современной антисептики (механическая, физическая, химическая, биологическая). Взгляды на механизм действия антисептических средств: влияние на фагоцитоз, бактериостатическое и бактерицидное действие антисептиков. Характеристика основных антисептических средств и антибиотиков. Основы рациональной антибиотикотерапии. Осложнения при применении антибиотиков и их профилактика. Энзимотерапия хирургической инфекции. Основные методы применения антисептиков (3 часа).

3. Асептика.

Асептика - как современный метод профилактики хирургической инфекции. Значение асептики в современных условиях. Источники инфекции,экзогенная инфекция (воздушная, капельная, контактная, имплантационная). Профилактика воздушной и капельной инфекции. Организация хирургического отделения, его планировка, основные помещения и их устройство. Палаты, перевязочная, их оборудование. Операционный блок, его устройство и оборудование: операционная, предоперационная, стерилизационная, материальная. Уборка операционной и перевязочной после работы. Профилактика имплантационной инфекции. Стерилизация материалов для швов (шелка, кетгута, волоса, капрона и др.). Стерилизация аллопластических и гомопластических материалов в хирургии и травматологии. Хирургические инструменты, особенности их устройства, стерилизация, уход за ними. Перевязочный материал, его основные свойства. Основные требования, предъявляемые к перевязочному материалу. Подготовка перевязочного материала белья и их стерилизация. Автоклав его устройство и работа. Предстерилизационная обработка инструментария с целью профилактики ВИЧ-инфекции (3 часа).

  1. Подготовка рук хирурга.

Методы обработки рук хирурга. Общая методика обработки. Последовательность обработки отдельных частей рук. Контроль за стерильностью рук. Облачение в стерильную одежду. Стерилизация перчаток и одевание их перед операцией (3 часа).

5. Кровотечение. Остановка кровотечения.

Понятие. Классификация. Общие и местные симптомы различных видов кровотечений. Клиническая картина кровотечений. Опасность и исходы кровотечений. Острое малокровие после кровотечения. Реакция организма на кровотечение. Гемофилия. Холемия. Факторы, способствующие самостоятельной остановки кровотечения. Временные и окончательные методы остановки кровотечения: механические, химические, физические, биологические с позиций доказательной медицины. Причины смерти от кровопотери.

6.7. Переливание крови и кровезаменителей.

6. История переливания крови. Изоагглютинация и группы крови. Методика определения группы крови по стандартным сывороткам и эритроцитам. Определение годности стандартных сывороток для определения групп крови. Консервирование крови, её хранение и определение годности для переливания. Резус-фактор и его определение.

7. Переливание крови. Показания и противопоказания к переливанию крови. Механизм действия перелитой крови. Техника переливания крови. Внутривенное, внутриартериальное, внутрикостное переливание крови. Опасности и осложнения при переливании крови, их профилактика и лечение с позиций доказательной медицины. Кровезамещающие жидкости. Донорство. Осложнения при переливании кровезамещающих жидкостей, их предупреждение и лечение (6 часов).

8. Местное обезболивание.

Общие вопросы местной анестезии. Фармакодинамика основных анестезирующих веществ (новокаин, совкаин, дикаин, тримекаин, кокаин). Проведение местного обезболивания (поверхностная, инфильтрационная анестезия по Вишневскому, проводниковая, внутривенная, внутриартериальная, внутрикостная, анестезия охлаждением, комбинированная). Спинномозговая анестезия: подготовка больного, техника проведения, показания, противопоказания, осложнения.

Новокаиновые блокады: (паранефральная по А.В. Вишневскому, шейная вагосимпатическая, проводниковая, футлярная). Методика, показания и противопоказания (3 часа).

9. Общее обезболивание (наркоз).

Понятие об общем обезболивании. Механизм действия наркотического вещества на организм (теория наркоза). Фармакодинамика наркотических веществ. Мышечные релаксанты. Механизм действия. Клиническое течение наркоза. Масочный наркоз. Интубационный метод. Внутривенный наркоз. Показания, противопоказания. Осложнения и борьба с ними. Аппаратура для наркоза. Аппаратура для ИВЛ. Способы искусственной вентиляции легких. Понятие о методах управления жизненно важными функциями организма. Аппаратура и средства реанимации (3 часа).

10.Переломы.

Первая помощь при закрытых и открытых переломах: репозиция и иммобилизация переломов (гипсовые повязки, скелетное и липкопластырное вытяжение, остеосинтез). Показания и противопоказания к оперативному лечению переломов. Функциональные методы лечения. Принципы лечения переломов, переломов с замедленным сращением и ложных суставов с позиций доказательной медицины (3 часа).
12. Вывихи и их лечение.

Первая помощь при вывихах (транспортная иммобилизация, анестезия), классификации вывихов, методы вправления вывихов плеча и бедра, оперативное лечение вывихов (3 часа).

13. Ожоги, отморожения и электротравма.

Ожоги термические и химические. Классификация. Методы определения площади ожоговой поверхности. Клиника, диагностика ожогов. Общие нарушения при ожогах (шок, токсикоз, плазморея). Осложнения (сепсис). Оказания первой помощи при ожогах. Лечение. Исходы. Организация специализированных отделений. Классификация отморожений. Стадии отморожения. Симптомы в дореактивном и реактивном периодах отморожения. Современные взгляды на патогенез отморожений. Первая помощь. Лечение с позиций доказательной медицины. Особенности поражения электрическим током. Патологоанатомические изменения в тканях и органах. Местные и общие признаки электротравмы. Течение и осложнения. Оказание первой помощи. Лечение с позиций доказательной медицины (3 часа).

14. Раны.

Классификация. Местные симптомы ран. Течение раневого процесса. Понятие об инфицированности раны. Морфологические и биохимические изменения в ране. Виды заживления ран (3 часа).

15. Лечение ран.

Общие принципы лечения свежих ран. Первичная хирургическая обработка ран. Ее обоснование, техника, результаты. Шов первичный, первично-отсроченный, вторичный. Принципы лечения инфицированных ран. Методы местного лечения: физические, химические, биологические. Методы общего воздействия на организм (3 часа).
Модуль «Основы клинической хирургии»

1. Общие вопросы хирургической инфекции.

Инфекция в хирургии. Классификация хирургической инфекции, возбудители. Этиология и патогенез. Пути инфицирования ран. Общая и местная реакция организма. Современные особенности течения гнойной хирургической инфекции, профилактика гнойных заболеваний и нагноения ран. Основные принципы консервативного и оперативного лечения острогнойных заболеваний с позиций доказательной медицины. Значение применения антибиотиков (3 часа).



2. Местные гнойные заболевания. Гнойные заболевания кисти.

Клиника, диагностика, лечение острых гнойных заболеваний мягких тканей и полостей с позиций доказательной медицины: фурункула, фурункулеза, карбункула, абсцесса, флегмоны, гидроаденита, лимфаденита, рожи, эризипелоида, тромбофлебита, мастита, панариция, флегмоны кисти (3 часа).



3, 4. Сепсис.

Определение. Классификация. Этиология и патогенез. Механизм развития раннего и позднего сепсиса. Патологоанатомическая картина. Особенность течения. Общие и местные симптомы при сепсисе. Осложнения. Диагностика. Лечение (местное и общее) с позиций доказательной медицины (6 часов).



5. Острый гематогенный остеомиелит.

Определение остеомиелита. Классификация. Этиология (причины, способствующие возникновению гнойного заболевания костей). Патогенез (теории возникновения). Патологоанатомические изменения костей. Механизм образования секвестров. Виды секвестров. Клиника. Рентгенологические изменения при остеомиелите. Лечение (оперативное, консервативное) с позиций доказательной медицины (3 часа).



6. Методика обследования хирургического больного.

Студенты должны уметь проводить обследование хирургического больного (осмотр, перкуссия, аускультация, знать лабораторные и инструментальные методы исследования). Курация больных. Жалобы больного. Опрос по системам. История заболевания, жизнь больного. Общие данные. Обследование по системам: лимфатическая, костно-суставная, сердечно­сосудистая, дыхательная, органы пищеварения, мочеполовая. Обследование местных признаков основного заболевания (локальный статус). Специальные методы (дополнительные) обследования: лабораторные, рентгенологические, инструментальные и т.д (3 часа).



7. История болезни

Продолжается курация больного и как завершение изучения основ обследования хирургического больного студенты пишут историю болезни курированного больного. При написании обращается особое внимание на методику обследования хирургического больного. Проверяются практические навыки по освоению методики обследования хирургического больного (2 часа).



8, 9. Столбняк

Определение столбняка. Этиология, возбудитель. Патогенез. Классификация. Клиника, диагностика столбняка. Особенности течения. Патологоанатомическая картина, профилактика. Лечение столбняка с позиций доказательной медицины. Значение ГБО в лечении столбняка (4 часа).



10. 11. Анаэробная инфекция. Гнилостная инфекция.

Определение анаэробной инфекции. Этиология газовой гангрены. Возбудители. Патогенез. Классификация. Клиника, диагностика анаэробной инфекции. Особенности течения. Патологоанатомическая картина, профилактика. Лечение газовой гангрены (специфическое, неспецифическое, оперативное). Значение ГБО в лечении анаэробной инфекции с позиций доказательной медицины. Гнилостная инфекция, возбудители. Симптоматология. Течение. Лечение. Определение. Возбудители. Классификация. Этиология и патогенез. Клиника. Диагностика. Осложнения. Специфическая активно-пассивная профилактика. Неспецифическая профилактика. Лечение с позиций доказательной медицины. Особенности течения сибирской язвы, дифтерии ран (4 часа).



: uploads -> files -> 2013-2
files -> ПМ. 02 Проведение индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта мдк. 02. 01 Гигиена полости рта
files -> 16 июля День профилактики стоматологических заболеваний
files -> Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии
files -> Организация стоматологической помощи детям
files -> Тесты по частному курсу микробиологии и вирусологии для студентов стоматологического факультета 3 курса (5 семестр)
files -> Терапевтическое отделение
2013-2 -> 5. перечень вопросов итогового контроля по дисциплине. КлиниЧескаЯ анатомиЯ и физиологиЯ моЧеполовых органов


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница