Рабочая программа дисциплины



Скачать 398,99 Kb.
страница1/2
Дата28.12.2016
Размер398,99 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2



Министерство спорта Российской Федерации

Башкирский институт физической культуры (филиал) УралГУФК



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б.10 АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА

по направлению подготовки (специальности) 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (Профиль «Физическая реабилитация»)



Квалификация (степень) выпускника академический бакалавр
Форма обучения очная



Уфа 2014
1 Организационно-методический раздел

1.1 Цель и задачи дисциплины

Создать целостное представление об организме человека, раскрыть механизмы адаптации его к физическим нагрузкам и тем самым способствовать медико-биологическому обеспечению современного спорта

При изучении анатомии человека с позиций филогенетического и онтогенетического подходов необходимо заложить правильные представления об основных принципах и взаимосвязях в функционировании всех систем организма. На основе этих фундаментальных знаний сформировать навык самостоятельного мышления с осознанным представлением об окружающем мире и своем месте в нем правильной ориентации в профессионально значимых проблемах.

1.2 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Анатомия человека» реализуется в соответствии с учебным планом цикла Б3.Б.10 и формирует целостные знания об уровнях организации, структуре и функционировании организма человека и возможностях его адаптации к физическим нагрузкам. Программа реализуется в 1 и 2 семестрах 1 курса направления подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура), профиль «Физическая реабилитация».



1.3. Перечень формируемых компетенций

В соответствии с компетентностно-ориентированным учебным планом основной образовательной программы в результате изучения дисциплины «Анатомия человека» формируются следующие общекультурные и профессиональные компетенции:



  • знанием морфофункциональных, социально-психологических особенностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических форм, возрастных и тендерных групп (ОПК-4).

1.4 Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины:

- студент должен знать:


  • морфофункциональные особенности занимающихся, в том числе лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических форм, возрастных и гендерных групп;

  • потребности человека, в том числе с отклонениями в состоянии здоровья, закономерности формирования двигательных умений у субъектов профессиональной деятельности;

  • возможности приспособления к внешней среде для реализации основных видов жизнедеятельности человека с отклонениями в состоянии здоровья;

- студент должен уметь:

  • применять средства и методы для осуществления когнитивного и двигательного (моторного) обучения и оценивать состояние занимающихся;

  • способствовать развитию физических качеств занимающихся с учетом сенситивных периодов развития их функций;

- студент должен владеть:

  • способами работы в междисциплинарной команде специалистов, реализующих процесс восстановления, компенсации и профилактики лиц с ограниченными возможностями здоровья.

1.5 Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий

Активные формы учебной работы:



  • Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС). Категория учебной работы – самостоятельная. Объем – 10 час.

  • Конференции, семинары. Категория работы – аудиторная. Объем – 6 час.

  • Лабораторные работы на занятиях (Раздел I, Лз № 1-9). Категория работы – аудиторная. Объем – 9 час.

Интерактивные формы учебной работы (22 час):

  • Интерактивные лекции (Раздел 1. Л № 1,5, раздел 3, Л № 3,4). Категория работы – аудиторная. Объем – 8 час.

  • Учебная дискуссия (Раздел 1 Лз 10,19, Раздел 2 Лз 8,13,22). Категория работы – аудиторная. Объем – 6 час.

  • Кейс-метод (Раздел 1 Лз 1,8,9, Раздел 2 Лз 9,14,16,19). Категория работы – аудиторная. Объем – 8 час.


2 Содержание дисциплины

2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

Распределение видов и часов учебных занятий дисциплины по семестрам составлено в соответствии с учебным планом и представлено в таблице 2.



Таблица 1 – Состав и объем дисциплины

Вид учебной работы

Всего

часов/ЗЕ

Распределение по семестрам (в часах)

1 семестр

2 семестр

Общая трудоемкость дисциплины

216/6

90

126

Аудиторные занятия, всего

в т.ч. - лекции (Л)

- лабораторные занятия (ЛЗ)


108

24

84



50

12

38



58

12

46



Самостоятельная работы студента (СРС)

в т.ч. - самостоятельное изучение теоретического материала

- подготовка к занятиям

- учебно-исследовательская работа студентов



81

46

25



10

40

25

10



5

41

21

15



5

Вид итогового контроля

27

экзамен


зачет

27

экзамен


2.2 Разделы дисциплины

В соответствии с требованиями, заложенными в содержании блока дисциплин профессионального цикла (Б3.Б.1) государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения для направления 034400 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), дисциплина «Анатомия человека» включает три дидактических единицы (раздела):

Раздел I Анатомия органов систем исполнения движений человека.

Раздел II Анатомия органов систем обеспечения двигательной деятельности человека.



Раздел III Анатомия органов систем регулирования и управления двигательной деятельностью человека.

2.3 Темы дисциплины и их краткое содержание

Таблица 2 – Темы и их краткое содержание

п/п

Тема

Краткое содержание

1

2

3

Введение




Введение в анатомию. Общетеоретические основы функциональной анатомии

Анатомия как наука, предмет, задачи, содержание, место среди других наук. Методологические основы и методы исследования. История развития анатомии как науки. Проблема целостности организма. Органы, системы и аппараты органов. Классификация тканей. Анатомическая терминология. Органы систем исполнения, обеспечения, управления и регуляции движений человека. Понятие об адаптации, адаптация к физическим нагрузкам.

Раздел I Анатомия органов систем исполнения движений человека

1.1

Остеология

1.1.1

Теоретическая анатомия костной системы. Возрастные изменения. Адаптация костей к физическим нагрузкам

Понятие о скелете и его функциях. Костная ткань. Химический состав. Строение и форма кости. Факторы роста, развития и старения костей. Влияние нагрузок на интенсивность роста костей. Адаптационные изменение скелета у спортсменов

1.1.2

Кости черепа

Общая характеристика черепа и его отделов. Кости мозгового и лицевого отдела черепа. Возрастные особенности. Проекция костей черепа на наружную поверхность головы.

1.1.3

Кости туловища


Позвоночный столб как целое, его функции, движения и изгибы. Отделы позвоночного столба. Общий план строения позвонка. Особенности позвонков шейного, грудного и поясничного отделов. Строение крестца и копчика. Грудная клетка как целое. Строение ребер и грудины. Форма грудной клетки, возрастные и половые особенности.

1.1.4

Скелет верхней конечности

Отделы верхней конечности. Строение костей пояса верхней конечности: лопатки и ключицы. Строение костей свободной конечности: плечевой кости, костей предплечья и кисти.

1.1.5

Скелет нижней конечности

Отделы нижней конечности. Строение пояса тазовой конечности – тазовой кости. Строение костей свободной нижней конечности: бедренной кости, гостей голени и стопы.

1.2

Артрология

1.2.1

Теоретическая анатомия соединения костей. Возрастные изменения. Адаптация соединения костей к физическим нагрузкам

Учение о соединениях костей. Классификация соединения костей: непрерывные (синартрозы), полупрерывные (гемиартрозы) и прерывные (диартрозы). Строение суставов, их типы по строению, функциям, суставным поверхностям. Адаптация соединений костей.

1.2.2

Соединение костей осевого скелета

Классификация соединений костей черепа. Соединение позвонков: соединения тел, дуг и отростков. Соединения ребер с позвоночным столбом и грудиной.

Продолжение таблицы 2

1

2

3

1.2.3

Соединение костей добавочного скелета

Соединение костей верхней конечности. Соединение костей пояса верхней конечности, их функциональное назначение. Грудино-ключичный, акромиально-ключичный, плечевой, локтевой, лучелоктевой, лучезапястный и кистевые суставы. Их типы, возможные движения, связочный аппарат.

Соединение костей нижней конечности. Соединение костей пояса нижней конечности: крестцово-подвздошный сустав, лобковый симфиз. Тазобедренный, коленный, голеностопный суставы и суставы стопы. Их строение, типы, связочный аппарат.



1.3

Миология

1.3.1

Общая и функциональная анатомия мышц. Адаптация мышц к физическим нагрузкам

Типы мышечной ткани. Мышечное волокно поперечнополосатой мышечной ткани. Саркомер. Функции. Типы мышц по внутренней структуре, форме и функции. Вспомогательный аппарат мышц, его функциональное значение. Кровоснабжение и иннервация мышц. Работа мышц (преодолевающая, уступающая, удерживающая). Адаптация мышц к физическим нагрузкам.

1.3.2

Мышцы головы и шеи

Морфофункциональные характеристики мышц головы. Мимические и жевательные мышца, их точки прикрепления и функции.

Морфофункциональные характеристики мышц шеи. Функциональные группы мышц, участвующие в движениях головы, их положение, особенности прикрепления. Фасции.



1.3.3

Мышцы туловища



Характеристика мышц туловища по областям: мышцы спины, груди, живота и малого таза. Морфофункциональные характеристики мышц спины, их положение и точки прикрепления. Морфофункциональные характеристики мышц живота (передней боковых и задней стенки) и малого таза. Функциональные группы мышц, участвующие в различных движениях туловища, их положение, особенности прикрепления и иннервация. Морфофункциональные характеристики мышц груди и плечевого пояса, их положение и точки прикрепления. Фасции.

1.3.4

Мышцы верхней конечности


Морфофункциональные характеристики мышц верхней конечности. Функциональные группы мышц, участвующие в различных движениях, их положение, особенности прикрепления и иннервация. Фасции.

1.3.5

Мышцы нижней конечности

Морфофункциональные характеристики мышц таза и бедра. Морфофункциональные характеристики мышц передней и задней поверхности голени и стопы (подошвенной и тыльной поверхности). Функциональные группы мышц, участвующие в различных движениях, их положение, особенности прикрепления и иннервация. Фасции.

Продолжение таблицы 2

1

2

3

1.4

Динамическая анатомия

1.4.1

Анатомическая характеристика положений тела

Определение и классификация динамической анатомии. Классификация положений тела. Характеристика положений с позиции законов механики. Действующие силы.

1.4.2

Анатомическая характеристика движений тела

Общая характеристика и классификация движений тела человека. Схема анатомического анализа движений тела человека (М.Ф. Иваницкий). Взаимодействие внутренних и внешних сил в различных движениях.

Раздел II Анатомия органов систем обеспечения двигательной деятельности человека

2.1

Спланхнология

2.1.1

Теоретическая анатомия внутренних органов

Системы обеспечения движений (пищеварительная, дыхательная, мочеполовая, сердечно-сосудистая и лимфатическая), их функциональная взаимосвязь и адаптация к физическим нагрузкам. Общая характеристика внутренних органов и их функциональное значение. Полости тела и расположение органов в них. Классификация внутренних органов. Строение трубчатых и паренхиматозных органов.

2.1.2

Пищеварительная система

Общая характеристика органов пищеварительной системы и ее функциональное значение. Полость рта, глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишка. Железы пищеварительной системы (слюнные, поджелудочная, печень), их функции. Ферменты. Расщепление полимеров углеводов, белков, жиров и нуклеиновых кислот в различных отделах пищеварительного тракта. Механизм всасывания мономеров органических веществ.

2.1.3

Дыхательная система

Общая характеристика органов дыхания. Особенности строения воздухоносных путей и легких. Принцип образования бронхиального дерева. Функциональное значение гортани и ее хрящей. Механизм голосообразования. Ацинус. Плевра. Средостение.

2.1.4

Мочевыделительная система

Органы мочевыделительной системы: почки, мочевыводящие пути. Внутренне строение почки: корковая и мозговая зоны, строение нефрона. Механизм образования мочи. Кровоснабжение почки.

2.1.5

Репродуктивная система

Мужские половые органы – их положение, строение и функциональное значение. Женские половые органы – их положение, строение и функциональное значение. Значение половых желез. Гормоны.

2.2

Ангиология

2.2.1

Теоретическая анатомия сердечно-сосудистой системы

Общий обзор сосудистой системы. Функции кровеносной системы. Строение стенок кровеносных сосудов. Микроциркуляционное русло. Понятие об анастомозах и коллатералях. Принципы расположения сосудов. Круги кровообращения и их функциональное значение. Система крови.

Продолжение таблицы 2



1

2

3

2.2.2

Строение сердца

Сердце: форма, положение, поверхности, границы, кровоснабжение. Мышечная ткань сердца, ее отличие от скелетной мускулатуры. Кардиомиоцит. Строение стенки сердца. Камеры сердца, их строение и функции. Клапанный аппарат. Проводящая система сердца.


2.2.3

Артерии большого круга кровообращения

Части аорты и их положение. Восходящая дуга, грудная и брюшная части аорты. Их ветви и области кровоснабжения. Наружная и внутренняя сонные артерии и их основные ветви. Артерии верхней и нижней конечностей. Проекция артерий головы, шеи, туловища и конечностей на поверхность тела человека. Определение мест пульсации крупных артерий.

2.2.4

Вены большого круга кровообращения

Система верхней полой вены, ее расположение и притоки. Система нижней полой вены и ветви, ее образующие. Особенности оттока крови по воротной вене. Проекция крупных вен на поверхность тела человека.

2.2.5

Лимфатическая система

Морфофункциональная характеристика лимфатической системы. Функциональная связь лимфатической системы с кровеносной. Отличия этих систем. Состав лимфы. Лимфатические сосуды, стволы, протоки. Строение лимфатического узла. Лимфатические сосуды и узлы отдельных частей тела.

2.2.6

Органы иммуногенеза

Морфофункциональная характеристика красного костного мозга, селезенки, вилочковой железы. Их участие в иммунитете. Миндалины, групповые и одиночные лимфатические узелки, их местонахождение, строение и функции.

Раздел III Анатомия органов систем регулирования и управления

двигательной деятельностью человека

3.1

Эндокринная система

Характеристика эндокринной системы. Регуляция функций организма и общее понятие о гипоталамо-гипофизарной системе. Классификация желез внутренней секреции. Гормоны и их функции. Отличия желез внутренней секреции от внешней. Общая характеристика действий гормонов. Влияние физических нагрузок на деятельность эндокринных желез. Возрастные изменения эндокринных органов.

3.2

Неврология

3.2.1

Теоретическая анатомия нервной системы

Общий план строения нервной системы, ее отделы и их функции. Отделы и функциональное значение. центральной и периферической нервной системы. Строение и классификация нейронов - структурно-функциональных единиц нервной системы. Понятие о рефлекторной дуге. Проводящие пути ЦНС.

Продолжение таблицы 2



3.2.2

Центральная нервная система

Положение и строение спинного мозга. Сегмент спинного мозга. Серое и белое вещество, их локализация и значение. Оболочки спинного мозга. Структурно-функциональная организация головного мозга. Общий план строения головного мозга, морфофункциональная характеристика его отделов: продолговатого, заднего, среднего, промежуточного и конечного мозга. Оболочки головного мозга. Понятие о ретикулярной формации спинного мозга и ствола мозга. Функциональное значение ретикулярной формации. Желудочковая система мозга и ее роль.

3.2.3

Периферическая нервная система

Соматическая нервная система, ее функциональное значение. Общая характеристика черепных нервов, области их иннервации. Образование, ход, ветвление и области иннервации спинномозговых нервов.

Вегетативная нервная система, ее морфо-функциональная характеристика. Симпатическая и парасимпатическая части вегетативной нервной системы. Высшие отделы нервной системы (комплекс структур переднего, промежуточного и среднего мозга – лимбическая система). Адаптационно-трофическая функция вегетативной нервной системы и ее значение для спортсменов.



3.3

Органы чувств

Морфофункциональная характеристика органов чувств. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Схема строения анализатора (сенсорной системы). Схема строения анализатора. Морфофункциональная характеристика органов обоняния, вкуса, зрения и преддверно-улиткового органа. Вспомогательные аппараты глаза. Орган осязания. Строение и функции кожи. Производные кожи (волосы, кожные железы).


2.4 Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Введение. 1. Понятие об адаптации, адаптация к физическим нагрузкам. 2. Строение эукариотической клетки. 3. Развитие организма.

Раздел I Анатомия органов систем исполнения движений человека.

Остеология. 1. Влияние нагрузок на интенсивность роста костей. 2. Адаптационные изменение скелета у спортсменов. 3. Развитие скелета. 4. Возрастные, половые и индивидуальные особенности черепа.

Артрология. 1. Адаптация соединений костей.

Миология. 1. Вспомогательный аппарат мышц, его функциональное значение.
2. Работа мышц (преодолевающая, уступающая, удерживающая). 3. Адаптация мышц к физическим нагрузкам.

Динамическая анатомия. 1. Динамическая анатомия ациклических движений тела.
2. Динамическая анатомия циклических движений тела.

Раздел II Анатомия органов систем обеспечения двигательной деятельности человека.

Спланхнология. 1. Функции желез пищеварительного тракта. 2. Ферменты.
3. Расщепление полимеров углеводов, белков, жиров и нуклеиновых кислот в различных отделах пищеварительного тракта. 4. Механизм всасывания мономеров органических веществ. 5. Механизм голосообразования. 6. Понятие о средостении, его отделы и органы, расположенные в каждом отделе средостения.

Ангиология. 1. Проекция артерий головы, шеи, туловища и конечностей на поверхность тела человека. 2. Определение мест пульсации крупных артерий. 3. Проекция крупных вен на поверхность тела человека. 4. Микроциркуляторное русло: артериола, прекапилляр, капилляр, посткапиляр, венула. 5. Кардиомиоцит и его структурные компоненты, регенерация кардиомиоцитов. 6. Функциональная связь лимфатической системы с кровеносной. Отличия этих систем. 7. Миндалины, групповые и одиночные лимфатические узелки, их местонахождение, строение и функции.

Раздел III Анатомия органов систем регулирования и управления двигательной деятельностью человека.

Эндокринная система. 1. Отличия желез внутренней секреции от внешней. 2. Общая характеристика действий гормонов. 3. Влияние физических нагрузок на деятельность эндокринных желез. 4. Возрастные изменения эндокринных органов.

Неврология. 1. Проводящие пути ЦНС и их участие в формировании рефлекторных дуг. 2. Понятие о ретикулярной формации спинного мозга и ствола мозга. Функциональное значение ретикулярной формации. 3. Желудочковая система мозга и ее роль. 4. Высшие отделы нервной системы (комплекс структур переднего, промежуточного и среднего мозга – лимбическая система. 5. Адаптационно-трофическая функция вегетативной нервной системы и ее значение для спортсменов.

Органы чувств. 1. Учение И.П. Павлова об анализаторах. 2. Орган осязания. Строение и функции кожи. 3. Производные кожи (волосы, кожные железы).
4. Вспомогательные аппараты глаза.
2.5 Примерный перечень вопросов к экзамену

Введение в анатомию. Раздел I Анатомия органов систем исполнения движений человека.

  1. История развития анатомии.

  2. Предмет, задачи и основные разделы анатомии.

  3. Классификация и характеристика тканей организма.

  4. Органы и системы органов человека.

  5. Основные термины анатомии. Оси и плоскости тела человека.

  6. Анатомические основы учения о конституциях тела человека.

  7. Строение кости как органа. Рост костей в длину и ширину.

  8. Типы костей, их функциональное значение.

  9. Строение позвоночного столба, деление его на отделы их функциональное значение.

  10. Грудная клетка (строение, соединение, движение частей, функции).

  11. Классификация соединений костей.

  12. Строение сустава. Типы суставов по строению, функциям и форме суставных поверхностей.

  13. Мозговой отдел черепа (строение, возрастные особенности).

  14. Лицевой отдел черепа (строение, возрастные особенности).

  15. Строение и соединение костей пояса верхней конечности (ключица, лопатка).

  16. Плечевой сустав. Строение костей, его образующих. Мышцы, участвующие в движении плеча.

  17. Локтевой сустав. Строение костей, его образующих. Мышцы, участвующие в движении предплечья.

  18. Лучезапястный сустав. Строение костей, его образующих. Мышцы, участвующие в движении кисти.

  19. Кости пояса нижней конечности и их соединения.

  20. Тазобедренный сустав. Строение костей, его образующих. Мышцы, участвующие в движении бедра.

  21. Коленный сустав. Строение костей, его образующих. Мышцы, участвующие в движении голени.

  22. Плечевой сустав. Строение костей, его образующих. Мышцы, участвующие в движении плеча.

  23. Голеностопный сустав. Строение костей, его образующих. Мышцы, участвующие в движении стопы.

  24. Скелетная мышца как орган. Классификация мышц.

  25. Мышцы головы (начало, прикрепление, функции).

  26. Мышцы шеи (начало, прикрепление, функции).

  27. Мышцы спины (начало, прикрепление, функции).

  28. Мышцы груди (начало, прикрепление, функции).

  29. Мышцы живота (начало, прикрепление, функции).

  30. Строение и функции диафрагмы.

  31. Общий центр тяжести и его местоположение в организме человека. Площадь опоры.

  32. Виды равновесия тела человека. Условия равновесия.

Разделы II Анатомия органов систем обеспечения двигательной деятельности человека

  1. Пищеварительная система человека (расположение и функции основных отделов).

  2. Органы пищеварения ротовой полости.

  3. Строение переднего отдела органов пищеварения.

  4. Тонкая кишка (строение отделов и их функции).

  5. Толстая кишка (строение отделов и их функции).

  6. Печень (строение, расположение, кровоснабжение).

  7. Поджелудочная железа (строение и функции ее экзо- и эндокринной частей).

  8. Дыхательная система человека (строение, расположение и функции основных отделов).

  9. Строение и функции легкого. Плевра, средостение.

  10. Почка (строение, топография, функции).

  11. Мужские половые органы (строение, топография, функции).

  12. Женские половые органы (строение, топография, функции).

  13. Строение стенок артерий, вен и капилляров.

  14. Строение сердца.

  15. Артерии малого круга кровообращения (топография, область распределения ветвей).

  16. Основные артерии большого круга кровообращения (топография, область распределения ветвей).

  17. Основные вены большого круга кровообращения (основные боковые притоки, орган из которой собирает кровь, место впадения).

  18. Строение лимфатической системы человека (сосуды, узлы).

  19. Морфофункциональная характеристика органов кроветворения (красный костный мозг, тимус, селезенка).

Раздел III Анатомия органов систем регулирования и управления двигательной деятельностью человека

  1. Гипофиз (строение, топография, функции).

  2. Щитовидная железа (строение, топография, функции).

  3. Надпочечник (строение, топография, функции).

  4. Паращитовидные железы (строение, топография, функции).

  5. Нервная ткань, нервные волокна (строение, функции).

  6. Спинной мозг (развитие, расположение, строение).

  7. Продолговатый мозг (строение, функции).

  8. Задний мозг (строение, функции).

  9. Промежуточный мозг (строение, расположение и функции различных частей).

  10. Средний мозг (строение, функции).

  11. Конечный мозг (структура, доли, борозды, поверхности, ядра, желудочки).

  12. Оболочки спинного и головного мозга. Система желудочков мозга.

  13. Черепные нервы (характер иннервации, ход, зона иннервации).

  14. Спинномозговые нервы (ход, зона иннервации).

  15. Нервы шейного сплетения (ход, зона иннервации).

  16. Нервы плечевого сплетения (ход, зона иннервации).

  17. Нервы поясничного сплетения (ход, зона иннервации).

  18. Нервы крестцового сплетения (ход, зона иннервации).

  19. Вегетативная нервная система (парасимпатическая и симпатическая).

  20. Органы зрения.

  21. Органы слуха и равновесия.

  22. Органы обоняния и вкуса.

  23. Строение кожи.

3 Распределение часов дисциплины по темам и видам работ

3.1 Тематический план лекционных занятий

Таблица 3 Тематический план лекционных занятий

п/п

раздела/ темы

Наименование лекций

Объем, час.

1

2

3

4

1 семестр

1

1

Введение в анатомию. Анатомия как наука, предмет, задачи, содержание, место среди других наук. Методологические основы и методы исследования. История развития анатомии как науки. Проблема целостности организма. Органы, системы и аппараты органов. Анатомическая терминология. Органы систем исполнения, обеспечения, управления и регуляции движений человека. Понятие об адаптации, адаптация к физическим нагрузкам.

2

2

1

Остеология. Понятие о скелете и его функциях. Костная ткань. Химический состав. Строение и форма кости. Факторы роста, развития и старения костей. Влияние нагрузок на интенсивность роста костей. Адаптационные изменение скелета у спортсменов

2

3

1

Артрология. Учение о соединениях костей. Классификация соединения костей: непрерывные (синартрозы), полупрерывные (гемиартрозы) и прерывные (диартрозы). Строение суставов, их типы по строению, функциям, суставным поверхностям. Адаптация соединений костей.

2

4

1

Миология. Типы мышечной ткани. Мышечное волокно поперечнополосатой мышечной ткани. Саркомер. Функции. Типы мышц по внутренней структуре, форме и функции. Вспомогательный аппарат мышц, его функциональное значение. Кровоснабжение и иннервация мышц. Работа мышц (преодолевающая, уступающая, удерживающая). Адаптация мышц к физическим нагрузкам.

2

5

1

Динамическая анатомия. Определение и классификация динамической анатомии. Классификация положений тела. Характеристика положений с позиции законов механики. Действующие силы. Общая характеристика и классификация движений тела человека. Схема анатомического анализа движений тела человека (М.Ф. Иваницкий). Взаимодействие внутренних и внешних сил в различных движениях.

4

ИТОГО за 1 семестр

12

Продолжение таблицы 3



1

2

3

4

2 семестр

1

2

Спланхнология. Системы обеспечения движений (пищеварительная, дыхательная, мочеполовая, сердечно-сосудистая и лимфатическая), их функциональная взаимосвязь и адаптация к физическим нагрузкам. Общая характеристика внутренних органов и их функциональное значение. Полости тела и расположение органов в них. Классификация внутренних органов. Строение трубчатых и паренхиматозных органов.

2

2

2

Ангиология. Общий обзор сосудистой системы. Функции кровеносной системы. Строение стенок кровеносных сосудов. Микроциркуляционное русло. Понятие об анастомозах и коллатералях. Принципы расположения сосудов. Круги кровообращения и их функциональное значение. Система крови. Морфофункциональная характеристика лимфатической системы. Органы иммуногенеза.

4

3

3

Эндокринная система. Характеристика эндокринной системы. Регуляция функций организма и общее понятие о гипоталамо-гипофизарной системе. Классификация желез внутренней секреции. Гормоны и их функции. Влияние физических нагрузок на деятельность эндокринных желез.

2

4

3

Неврология. Общий план строения нервной системы, ее отделы и их функции. Отделы и функциональное значение центральной и периферической нервной системы. Строение и классификация нейронов – структурно-функциональных единиц нервной системы. Понятие о рефлекторной дуге.

2

5

3

Органы чувств. Морфофункциональная характеристика органов чувств. Схема строения анализатора. Морфофункциональная характеристика органа зрения и преддверно-улиткового органа.

2

ИТОГО за 2 семестр

12

ИТОГО за год

24

3.2 Тематический план лабораторных занятий

Таблица 4 Тематический план лабораторных занятий

п/п

раздела

Наименование лабораторного занятия

Объем, час.

1

2

3

4

1 семестр

1

1

Анатомическая терминология. Ткани организма человека, их строение и свойства.

2

2

1

Строение кости как органа. Строение костей мозгового отдела черепа.

2

3

1

Строение костей лицевого отдела черепа.

2

4

1

Скелет туловища. Строение позвоночного столба, ребер, грудины.

2

5

1

Строение костей верхней конечности.

2

6

1

Строение костей нижней конечности.

2

7

1

Соединение костей черепа и туловища.

2

8

1

Соединения костей верхней конечности.

2

: assets -> files -> Obrazovanie -> Rabochye%20programm -> 49.03.02
files -> Клиника Flydent была основана в 2003 году, доктором Шрайнером А. Клиника расположена в центре Будапешта, в 11 районе, при Danubius Hotel Flamenco. Клиника специализируется в различных областях стоматологи
49.03.02 -> Рабочая программа дисциплины
Rabochye%20programm -> Рабочая программа дисциплины в. Од. 10 Спортивная биохимия по направлению подготовки 49. 03. 01 «Физическая культура»
Obrazovanie -> Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине б. 18 Частная патология уфа, 2016
49.03.02 -> Рабочая программа дисциплины в. Од. 13 «Биомеханика двигательной деятельности»
Obrazovanie -> Самостоятельная работа студента (комплект тестов, ситуационных задач, примерный перечень вопросов к экзаменам)
Rabochye%20programm -> Программа дисциплины в. 1 Философские и социальные проблемы спорта по направлению 034500. 68 Спорт Квалификация (степень) выпускника магистр


  1   2


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница