Рабочая программа для студентов направления 44. 03. 02 Психолого-педагогическое образование, профиль подготовки: «Психология и социальная педагогика»



Скачать 421,38 Kb.
страница1/3
Дата01.08.2018
Размер421,38 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал) ТюмГУ

в г. Тобольск

Социально-педагогический факультет

Кафедра педагогики, психологии и социального образования

УТВЕРЖДАЮ


Директор филиала в г. Тобольске

Короткова Е.А

__________ _____________ 2016 г.


Дефектология

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки

44.03.02 Психолого-педагогическое образование


Профиль подготовки

Психология и социальная педагогика


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения


Очная, заочная


Ковязина И.В., Ложкова Г.М. Дефектология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиль подготовки: «Психология и социальная педагогика», очная и заочная форма обучения. Филиала ТюмГУ в г. Тобольске, 2016, 20 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ОП ВО по направлению и профилю подготовки. Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Дефектология» и содержит пояснительную записку, тематический план, необходимые понятия, задания для самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Дефектология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой педагогики, психологии и социального образования. Утверждено первым проректором Тюменского государственного университета.



ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Доронина Н.А., к. пед. н., доцент, заведующая кафедрой педагогики, психологии и социального образования

© Филиал ТюмГУ в г. Тобольске, 2016.

© Ковязина И.В., 2016.


  1. Пояснительная записка

Дисциплина «Дефектология» в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки направления 44.03.02 – Педагогическое образование, профиль подготовки: «Психология и социальная педагогика», является дисциплиной базовой части профессионального цикла подготовки бакалавра. Ее основное назначение – содействовать формированию научного мировоззрения, способствующего становлению профессиональной компетентности и дальнейшему развитию личности.

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель – сформировать у студентов знания и компетенции в области основ теории дефектологии, умения и навыки пользоваться ее понятийным аппаратом, научными основаниями, методологией и применять полученные компетенции в полученной деятельности.

Основные задачи курса:



  • сформировать целостное представление о дефектологии, как науке. Ёе объекте и предмете, цели и задачах, научных основаниях, принципах;

  • раскрыть социокультурную сущность специального образования, познакомить с теорией его становления и развития, показать его роль в социализации ребенка с ограниченными возможностями;

  • дать представление об особых (специальных) образовательных потребностях человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности и о содержании педагогической деятельности в сфере специального образования;

  • познакомить с общими теоретическими основами специального обучения и воспитания различных категорий лиц с ограничениями жизнедеятельности;
    дать представление о современных педагогических системах и формах организации специального образования.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Дефектология» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла.

Для освоения курса «Дефектология» студенты используют знания, полученные в ходе изучения следующих дисциплин: «Анатомия и возрастная физиология», «Клиническая психология детей и подростков», «Коррекционная педагогика».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего подготовки к государственной аттестации.


3. Требования к результатам освоения дисциплины
3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

- способен работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

- способен учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

- способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПК-16).


3.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • основные понятия и категории курса;

  • закономерности образовательного процесса, развивающие функции обучения и воспитания лиц с ОВЗ;

  • варианты развития при различных видах дизонтогенеза;

уметь:

  • взаимодействовать с детьми и подростками с ОВЗ;

  • применять в образовательном процессе знания об индивидуальных особенностей учащихся и воспитанников;

владеть:

  • навыками применения теоретических и практических основ дефектологии;

  • методами исследования в области дефектологии;

  • современными технологиями педагогической деятельности при работе с лицами с ОВЗ.


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 ч.), из них 36 часов выделены на контактную работу с преподавателем для очного обучения и 24 часа на контактную работу с преподавателем для заочного обучения.


4.1. Структура дисциплины

Таблица 1.



ОФО



Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

аудиторные занятия

СР

ЛК

ПЗ

ЛБ



Научно-методологические основы дефектологии

8

2

4

-

-



Характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья

8

8

14

-

26



Организация помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

8

2

-

-

10

ЗФО



Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

аудиторные занятия

СР

КР

К

ЛК

ПЗ

ЛБ

1.

Научно-методологические основы дефектологии

8

2

2

-

2


24


4

9

-

-

-

2

2.

Характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья

8

4

8

-

18

9

-

6

-

12

3.

Организация помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

8

-

-

-

-

9

2

-

-

10


4.2. Содержание дисциплины

Таблица 2.





Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)



Научно-методологические основы дефектологии.

История возникновения дефектологии. Предмет и задачи дефектологии. Методы дефектологии. Связь дефектологии с другими науками .



Характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности развития и социализации детей с ОВЗ. Специфика развития и социализации детей с интеллектуальными нарушениями. Развитие и социализация детей с сенсорными нарушениями. Особенности развития и социализации детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, с комплексными дефектами.



Организация помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Система социальных институтов коррекционной направленности. Организация ранней помощи. Реабилитация лиц с ОВЗ. Инклюзивное образование детей с ОВЗ. Работа с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями развития.


5. Образовательные технологии

Таблица 3.






занятия



раздела

Тема занятия

Виды образовательных технологий

Кол-во часов

1

1

Предмет дефектологии как науки

лекция-визуализация

2

2

2

Задержка психического развития

проблемная лекция

2

3

2

Нарушение речи: причины, классификация, обучение и воспитание

лекция-визуализация

2

4

2

Искаженное развитие. Особенности развития детей с РДА.


лекция-визуализация

2

5

2

Дисгармоничное развитие.

лекция-визуализация

2

6

3

Образование ребенка с ОВЗ. Социально-трудовая реабилитация лиц с ОВЗ.

лекция-визуализация

2





занятия



раздела

Тема занятия

Виды образовательных технологий

Кол-во часов

1,2

1.

Основные принципы и методы дефектологии

семинар-дискуссия



4

3

1.

Особенности аномальных детей

практическое занятие на основе кейс-метода

2

4.

2.

Общая характеристика умственно отсталых детей

семинар-дискуссия

2

5

2.

Общая характеристика детей с задержкой психического развития


семинар-дискуссия

2

6,7

2

Общая характеристика детей с сенсорными нарушениями

семинар с использованием технологии проектного обучения

4

8,9

2.

Общая характеристика детей с речевыми нарушениями

семинар-дискуссия

4

10

2.

Общая характеристика детей нарушениями опорно-двигательного аппарата

семинар-дискуссия

2

11

2

Общая характеристика детей с нарушениями поведения

семинар-дискуссия

2

12

2.

Общая характеристика детей с комплексными дефектами


семинар-дискуссия

2


6. Самостоятельная работа студентов

Таблица 4.





Наименование раздела (темы) дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в академических часах)

1

Дети с нарушением интеллектуального развития

Работа с литературными источниками, решение психологических задач и работа с терминологией.

8

2

Дети с задержкой психического развития

Работа с литературными источниками, словарем. Составление конспекта урока и ответы на вопросы. Тестирование.

8

3

Дети с нарушениями поведения

Работа с литературными источниками, словарем. Решение психологических задач и работа с терминологией.

10

4

Социальные институты обучения и воспитания детей с ОВЗ

Работа с литературными источниками, заполнение таблицы и решение психологических задач.


10


7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства
7.1. Оценочные средства диагностирующего контроля

- собеседование, тестирование.


7.2. Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы студентов
Таблица 5. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля


Темы


Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информации

онные системы и технологии



Итого количество баллов

собеседование



ответ на семинаре

Составить таблицу

Конспект статей

тест

реферат

Программа, кл.час, проект

Комплексные ситуационные задания

программы компьютерного тестирования

электронные практикумы

другие формы

Модуль 1

1.1.

0-3

-

-

-

-

-

-

-

-

-

0-2

0-5

1.2.

0-3

-

-

-

-

-

-

-

-

-

0-2

0-5

2.1.

-

0-4

-

-

-

-

-

0-4

-

-

0-2

0-10

2.2.

-

0-4

-

-

-

-

-

0-4

-

-

0-2

0-10

Всего

0-6

0-8

-

-

-

-

-

0-8

-

-

0-8

0-30

Модуль 2

2.3.

-

0-3

-

-

-

-

-

0-2

-

-

0-1

0-6

2.4.

-

0-3

-

-

-

-

-

0-2

-

-

0-1

0-6

2.5.

-

0-6

-

-

-

0-6

-

0-4

-




0-2

0-18

Всего




0-12

-

-

-

0-6

-

0-8

-

-

0-4

0-30

Модуль 3

2.6.

-

0-4

-

-

-

-

-

0-3

-

-

0-1,5

0-8

2.7.

-

0-4

-

-

-

-

-

0-3

-

-

0-1,5

0-8

3.1.

0-2

-

-

-




-

-

0-3

-

-

0-1,5

0-9

3.2.

0-2

-

-

-

0-10

-

-

0-3

-

-

0-1,5

0-19

Всего

0-4

0-8

-

-

0-10

-

-

0-12

-

-

0-6

0-40

Итого

0-10

0-28

-

-

0-10

0-6

-

0-28

-

-

0-18

0-100

: files
files -> Детская стоматология
files -> Лекция №1. «Введение. Анатомо-физиологические аспекты органов ротовой полости и их особенности у различных видов животных»
files -> Стоматология
files -> Стоматология
files -> Учебный план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Стоматологическая помощь населению»
files -> Учебно-тематический план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Стоматологическая помощь населению»
files -> Терапевтическая стоматология


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница