Рабочая программа для студентов направления подготовки 44. 03. 02



страница1/3
Дата01.08.2018
Размер1,76 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИШИМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. П.П.ЕРШОВА

(филиал) Тюменского государственного университета

УТВЕРЖДАЮ

Директор филиала





_____________ /Шилов С.П./

«12» октября 2016 года



ДЕФЕКТОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профиля подготовки Психология и образования

заочной формы обучения

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

от 13.09.2016

Содержание: УМК по дисциплине Дефектология для студентов направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование профиля подготовки Психология образования заочной формы обучения

Автор(-ы): Быстрова Наталья Владимировна

Объем 56 стр.



Должность

ФИО

Дата согласования

Результат согласования

Примечание

Заведующий кафедрой педагогики и психологии

Слизкова Е.В.

13.09.2016

Рекомендовано к электронному изданию

Протокол заседания кафедры от 13.09.2016

№ 1


Председатель УМС филиала ТюмГУ в г.Ишиме

Поливаев А.Г.

29.03.2016

Согласовано

Протокол заседания УМС от 29.03.2016

№ 1


Директор ОИБ

Гудилова Л.Б.

29.09.2016

Согласовано




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИШИМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. П.П.ЕРШОВА

(филиал) Тюменского государственного университета

Кафедра педагогики и психологии
Быстрова Наталья Владимировна

ДЕФЕКТОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профиля подготовки Психология образования



заочной формы обучения

Тюменский государственный университет

2016

Быстрова Наталья Владимировна. Дефектология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование профиля подготовки Психология и социальная педагогика заочной формы обучения. Тюмень, 2016 , 56 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Дефектология (указать наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом образовательной программы) [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru/, раздел «Образовательная деятельность», свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой педагогики и психологии . Утверждено директором филиала ТюмГУ в г. Ишиме.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Слизкова Е.В., к.п.н, доцент

Ф.И.О., ученая степень, звание заведующего кафедрой

© Тюменский государственный университет, ИПИ им.П.П.Ершова (филиала) ТюмГУ, 2016

© Быстрова Н.В., 2016.

Ф.И.О. автора
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:


  1. Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

Формирование у студентов профессиональных компетенций в области дефектологии; создание целостного представления о видах отклонений в развитии, их структуре, причинах, образовательных возможностях детей с отклонениями в развитии; определение общих и специфических закономерностей развития детей с отклонениями в развитии; ознакомление с основными направлениями психолого-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии; формирование представлений о значимости своевременного выявления нарушений развития и необходимости изучения путей и способов предупреждения, диагностики и коррекции отклонений в развитии; освоение опыта организации и построения образовательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями.


1.2.Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «дефектология» относится к базовой части цикла дисциплин.

Для освоения данной дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин цикла вариативной части «Общая и экспериментальная психология» модуля «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности», «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности» модуля «Методология и методы психолого-педагогической деятельности» базовой части цикла дисциплин;

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Клиническая психология детей и подростков» модуля «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности» базовой части цикла; «Психология развития» модуля «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности» базовой части цикла; «Клиническая психология детей и подростков» модуля «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности» базовой части цикла, «Психология подросткового возраста» модуля «Психология и педагогика развития детей» базовой части цикла дисциплин



Таблица 1.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8





Клиническая психология детей и подростков

-

*

*

*

*

*

*

*

-



Психология развития

*

*

*

*

*

*

*

*

*



Клиническая психология детей и подростков

-

*

*

*

*

*

*

*

-




Психология подросткового возраста

-

*

*

*

*

*

*

*

-

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

Общекультурными:

- способностью учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

- готовностью использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

- способностью использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).



Профессиональными:

-готовностью к организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося (ПК-15);

-способностью к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПК-16);

-способностью составлять программы социального сопровождения и поддержки обучающихся (ПК-17);

- способностью участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов (ПК-18);

-готовностью выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства (ПК-19);

- владением методами социальной диагностики (ПК-20).

1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):

Знать

  • основные понятия и категории дефектологии;

  • общие и специфические закономерности отклоняющегося развития;

  • причины и механизмы нарушений психофизического здоровья человека;

  • классификации видов отклоняющегося развития;

  • категории лиц с ОВЗ и особенности их развития и обучения.

  • дифференциальные критерии диагностики нарушений в развитии;

  • методики и методы диагностики отклонений в развитии;

  • возможности коррекции, компенсации, образования, профессиональной подготовки детей с отклонениями в развитии;

  • виды дифференцированного и интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии;

  • проблемы организации специальной помощи лицам с отклонениями в развитии, их интеграции, социальной и профессионально-трудовой реабилитации.



Уметь

  • использовать полученные теоретические и практические знания в изучении детей и подростков с различными психофизическими отклонениями;

  • пользоваться категориальным аппаратом дефектологии в учебной и профессиональной деятельности;

  • реализовывать психолого-педагогические средства и механизмы профилактики возникновения нарушений в развитии;

  • определять структуру нарушений в развитии, их причины, условия проявления;

  • применять методы диагностики и коррекции отклонений в развитии;

  • определять направления коррекционно-педагогического воздействия в зависимости от типа нарушенного развития;

  • квалифицированно вести работу по профилактике возникновения нарушений в развитии педагогическими средствами;



Владеть

  • навыками реализации личностно-социально-ориентированного подхода к лицам с особыми образовательными потребностями с учетом нарушения психофизического развития;

  • навыками отбора методик и разработки содержания индивидуальных и фронтальных занятий для лиц с отклонениями в развитии;

  • навыками диагностики, профилактики, коррекции различных психофизических нарушений;

  • навыками организации и проведения диагностического обследования, выявления и анализа сущности типичных проблем лиц с отклонениями в развитии, преодоления барьеров в общении и деятельности;

  • навыками применения здоровьесберегающих технологий;

  • навыками организации взаимодействия с различными участниками образовательного процесса: коллегами, родителями, общественными и образовательными организациями, детскими коллективами для совместного решения задач педагогической деятельности;

  • современными научно обоснованными и наиболее адекватными приемами, методами и средствами обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей;

  • организацией разнообразных форм воспитательной и учебной деятельности;


2. Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 3 Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет . Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 академических часов, из них 17,1 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем, 2 часа в интерактивной форме, 90,9 часов, выделенных на самостоятельную работу.
Таблица 2.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Контактная работа:

17,1







17,1



















Аудиторные занятия (всего)

16







16



















В том числе:




-

-

-

-

-

-

-

-

-

Лекции

6







4



















Практические занятия (ПЗ)

6







4



















Семинары (С)































Лабораторные занятия (ЛЗ)

4







4



















Иные виды работ:

1,1







1,1



















Самостоятельная работа (всего):

90,9







90,9



















Общая трудоемкость зач. ед.

час

3







3



















108







108



















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет







зачет



















3. Тематический план

Таблица 3.



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерак

тивной форме, в часах

Лекции *

Семинарские (практические) занятия*

Лабораторные занятия*

Самостоятельная работа*







1

2

3

4

5

6

7

8

9




Модуль 1

1,2

4







19

23

-



Введение в теорию и историю дефектологии.




2

-

-

19

23

-




Всего




4







19

23

-




Модуль 2

3-9

2

6

4

70

82

2



Дети с нарушениями интеллектуального развития.

3

2

-

-

10

12

-



Дети с задержкой психического развития (ЗПР).

4

-

2

-

10

12

-



Дети с сенсорными нарушениями.

5

-

4

-

10

14

-



Дети с нарушением речи.

6

-

-

2

10

12

-



Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

7

-

-

2

10

12

2



Ранний детский аутизм.

8

-

-

-

10

10

-



Дети с комплексными дефектами развития.

9

-

-

-

10

10

-




Всего




2

6

4

70

82

2




Модуль 3

10










1,9

1,9






Деятельность медико-психолого-педагогической комиссии ( МППК).

10

-

-

-

1,9

1,9

-




Всего










-

1,9

1,9

-




Итого (часов, баллов):




6

6

4

90,9

108

2




Курсовая работа *

-

-

-

-

-

-

-




Из них в интеракт. форме



















2

*- если предусмотрены учебным планом ОП.
4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Таблица 4.

Темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информации

онные системы и технологии

коллоквиумы

собеседование

ответ на семинаре

лабораторная работа

контрольная работа

тест

реферат

эссе

программы компьютерного тестирования

комплексные ситуационные задания

электронные практикумы

другие формы

1.1.

-

+




-

+

+

+

+

-

-

-

-

2.1

-

+







-

+

+

-

-

-

-

-



-

+

+




-

+

+

-

-

-

-

-



-

+

+




-

+

+

-

-

-

-

-



+

+




+




-

+


















-

+




+

-

+

+

-

-

-

-

-



-

+







-

+

+

-

-

-

-

-



-

+







-

+

+

-

-

-

-

-

3.1.

-

+




-

+

+

+

+

-

-

-

-


5. Содержание дисциплины.

Модуль 1. История дефектологии.

Тема 1.1 Введение в теорию и историю дефектологии.
История возникновения дефектологии. Сущность и назначение данной науки, ее место в системе педагогического знания. Предмет и задачи дефектологии. Принципы и методы дефектологии. Связь дефектологии с другими науками.
Модуль 2. Дети с нарушениями в развитии.

Тема 2.1. Дети с нарушениями интеллектуального развития.

Понятие умственной отсталости. Причины олигофрении. Степени и формы олигофрении. Диагностика олигофрении. Помощь детям с нарушениями умственного развития. Современная характеристика социальной помощи в отношении умственно отсталых лиц в России. Виды образовательных учреждений для детей с нарушениями интеллекта. Помощь умственно отсталым лицам за рубежом.
Тема 2.2. Дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Понятие ЗПР, ее классификация. Причины возникновения ЗПР. Особенности диагностики детей с ЗПР. Общая психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ЗПР.
Тема 2.3. Дети с сенсорными нарушениями.

Причины нарушения слуха. Классификация лиц с нарушениями слуха. Общая психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха. Особенности обучения детей с нарушением слуха. Причины нарушения зрения. Классификация лиц с нарушениями зрения. Общая психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения. Особенности обучения слепых и слабовидящих детей.
Тема 2.4. Дети с нарушениями речи.

Понятие речевого нарушения. Причины речевых нарушений. Классификация нарушений речи. Диагностика речевых нарушений. Коррекция нарушений речи школьников.
Тема 2.5. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА).

Нарушения ОДА. Детский церебральный паралич (ДЦП), его причины. Структура двигательного дефекта. Формы ДЦП. Особенности развития детей с ДЦП. Коррекционная работа с детьми с нарушениями ОДА.
Тема 2.6. Ранний детский аутизм.

Понятие о синдроме РДА и аутистических чертах личности. Виды, причины и механизмы возникновения РДА. Структура нарушений при РДА. Диагностика и коррекция при РДА.Развитие системы помощи детям с РДА в России и за рубежом.



Тема 2.7. Дети с комплексными дефектами развития.

Группы детей со сложными дефектами. Особенности обучения детей с комплексными дефектами развития.



Модуль 3. Выявление нарушений в развитии.

Тема 3.1. Деятельность медико-психолого-педагогической комиссии (МППК).

Цели и задачи МППК. Состав и организация работы МППК. Методы психолого-педагогической диагностики. Выявление нарушение в развитии дошкольников, детей школьного возраста.


6. Планы семинарских занятий.

Семинарское занятие № 1



Дети с задержкой психического развития

План:


  1. Понятие ЗПР, ее классификации.

  2. Характеристика детей с ЗПР.

  3. Особенности коррекционно-воспитательного процесса в школе для детей с ЗПР.

Вопросы и задания для коллективного обсуждения

  1. Каковы отличия детей с ЗПР от умственно отсталых и нормально развивающихся?

  2. В чем особенности обучения в школе детей с ЗПР?

  3. Подготовьте сообщения по теме: «Коррекционно-развивающее обучение детей с ЗПР».

  4. Составьте портфолио коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей с ЗПР.

  5. Составьте каталог диагностических методик эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

  6. Представьте фрагмент тренингового занятия по развитию навыков общения у детей с ЗПР.

  1. Проведите сравнительный анализ особенностей эмоционально волевой сферы умственно отсталых детей и детей с ЗПР.

Основная литература

  1. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст]/ Т.Б. Епифанцева и др. – Изд.4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 564 с.

  2. Специальная педагогика: учеб. пособие для пед. вузов [Текст]/ под ред. Н.М. Назаровой. –– М.: Академия, 2008. – 400 с.

  3. Хитрюк, В.В. Основы дефектологии: учеб. пособие [Текст]/ В.В. Хитрюк. - М.: Издательство Гревцова, 2010. – 280 с.

Дополнительная литература

  1. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия [Текст]/ Сост. Астапов. В.М., Микадзе, Ю.В. – СПб: Питер, 2008 . – 256 с.

  2. Новотворцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь. – М.: КАРО, 2006,144 с.

  3. Словарь-справочник по дефектологии (справочные материалы по дефектологии): Учебное пособие. -  Ярославль: ЯГПУ, 1994 - 99с.

  4. Степанов, С.С., Пузанов, Б.П. Дефектология. Словарь-справочник [Текст]/ С.С. Степанов, Б.П. Пузанов. – М.: Сфера, 2007. – 208 с.

Семинарское занятие № 2,3

Дети с нарушениями слуха Дети с нарушениями зрения

План:


  1. Каковы предмет и задачи тифлопедагогики?

  2. Каковы причины нарушения зрения?

  3. Раскройте сущность понятий «близорукость» и «дальнозоркость», «астигматизм».

  4. Каковы основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения?

  5. Назовите основные причины нарушений слуха.

  6. Рассмотрите наиболее популярные в нашей стране классификации нарушений слуха.

  7. Раскройте особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха в условиях массовой общеобразовательной школы.

  8. Какова суть коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха в условиях специальной школы?




: files
files -> Детская стоматология
files -> Лекция №1. «Введение. Анатомо-физиологические аспекты органов ротовой полости и их особенности у различных видов животных»
files -> Стоматология
files -> Стоматология
files -> Учебный план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Стоматологическая помощь населению»
files -> Учебно-тематический план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Стоматологическая помощь населению»
files -> Терапевтическая стоматология


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница