Рабочая программа элективного курса «Хромосомы и пол»



Скачать 415,46 Kb.
Дата01.02.2017
Размер415,46 Kb.
ТипРабочая программа




ХРОМОСОМЫ И ПОЛ
Пояснительная записка
Данная рабочая программа элективного курса «Хромосомы и пол» разработана на основе программы И.Д. Чермошенцева. Автор-составитель И.П. Чередниченко «Элективные курсы. Биология» 10-11 классы, Волгоград: издательство «Учитель», 2007.

Программа предназначена для профильной подготовки учащихся 11 классов и предполагает расширенное изучение отдельных тем и разделов курса. Рассчитана на 16 часов (1 час в неделю).

Данная программа представляет собой курс расширенного изучения основ наследственности и факторов, определяющих развитие человеческого зародыша в существо мужского или женского пола; причин наследственных болезней и девиантного (отклоняющегося) поведения.

Программа позволяет ориентироваться на интересы обучающихся и поэтому помогает решать важные учебные задачи, систематизируя, углубляя и расширяя биологические знания.

Вид элективного курса: предметно - ориентированный.

Цель курса состоит в систематизации, подкреплении и расширении знаний об основных свойствах живого: наследственности, изменчивости, размножении, росте и развитии и их проявлениях в организме человека.

Задачи курса:

1) систематизировать и расширить научно-понятийный аппарат, основные биологические положения;

2) расширять биологические знания через исторический обзор, изучение персоналий и толкование ряда вопросов;

3) расширить знания о происхождении половых различий, детерминации пола и поддержании соотношения полов в популяции;

4) показать значение в раскрытии механизма наследования и определения пола цитологических и генетических знаний;

5) познакомить с наследственными заболеваниями человека и их причинами, с различными видами девиантного поло-ролевого поведения и причинами их возникновения;

6) сформировать потребность в приобретении новых знаний и способах их получения путем самообразования;

7) научить умению вести научную дискуссию, эвристическую беседу.



Содержание учебного материала программы соответствует целям профильного

обучения и в определенной степени дополняет учебную программу, благодаря чему обеспечивает знакомство с отраслями биологии, медицины, с медицинскими специальностями; готовит обучающихся к выпускным и вступительным экзаменам, вхождению во взрослую жизнь.



Основными формами и методами изучения курса являются лекции, семинары, практикумы по решению задач, устные сообщения обучающихся с последующей дискуссией. Предусматривается и индивидуальная форма работы.

Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности обучающихся необходимо иметь разнообразные виды заданий, в том числе и тестовых. Измерителем обученности обучающихся могут быть: альтернативные задания, биологический диктант, обобщающие вопросы и задания, тесты. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса обучающихся и формирование у них творческих умений.

Условия для реализации программы:

1) кабинет биологии;

2) иллюстративный, справочный материал, научная и методическая литература;

3) наличие дидактического и раздаточного материала;

4) таблицы.

Итоговая и промежуточная аттестация включает в себя индивидуальную проверку знаний, фронтальный опрос, тестовые работы, составленные в соответствии с обязательным минимумом среднего (полного) общего образования.


Требования к уровню подготовки

В результате обучения учащиеся должны:



  1. Приобрести новые дополнительные знания по биологии (сверх базового уровня);

  2. Осознать свою индивидуальность, научиться бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;

  3. Научиться толерантному отношению к людям с девиантным полоролевым поведением

  4. Расширить свои представления о профессиях.


Содержание курса


  1. Введение. ( 1час)

Цели и задачи курса.

История вопроса пола: Аристотель, Леонардо да Винчи, А. Везалий, К. Бер: « Все живое из яйца». Вводная диагностика.




  1. Существуют ли гены? ( 5 часов)

Гаметы, их отличие от соматических клеток. Гаметогенез. Фазы сперматогенеза. Строение сперматозоида. Овогенез, его фазы. Особенности строения яйцеклеток животных и человека. Овуляция. Гуморальная регуляция овуляции. Оплодотворение, его фазы.

Хромосомы - носители наследственности информации. История открытия хромосом. В. Гофмастер, А. Вейсман. Хромосомы, их строение и типы. Кариотип человека - мужчин и женщин.

История открытия нуклеиновых кислот. И. Ф. Мишер, Р. Альтман, Д. Уотсон, Ф. Крик, М. Уилкинс, их вклад в изучение ДНК. ДНК и наследственность. Строение и значение ДНК. Репликация ДНК: правило Чаргаффа, сущность принципа комплементарности.

Эмбриональный период развития. Дробление, его виды и формы. Бластула. Типы бластул. Гаструляция. Типы гаструл. Производные зародышевых листков. Морфологические движения клеток при органогенезе. Раннее развитие млекопитающих. Половое развитие зародыша человека. Открытие партеногенеза: К. Зибольд, И. Даревский, Виды партеногенеза гаплоидный и диплоидный. Естественный и искусственный партеногенез. Партеногенез и человек.




  1. Нарушения определения пола. (4 часа)

Наследственные заболевания, их причины: мутации, изменение числа хромосом. Евгеника. Причины нарушения числа хромосом. Тератогены, их влияние на организм. Заболевания, связанные с нарушением числа хромосом: синдром Шерешевского Тернера, синдром Клайнфельтера, трисономия по половым признакам. Тестикулярная феминизация. Адреногенитальный синдром.


  1. Наследование, сцепленное с полом. (3 часа)

Типы определения пола. Соотношение полов. Гомо - и гетерогаметный пол. Типы хромосомных наборов. Сцепленное с полом наследование. Характеристика болезней и признаков, контролируемых генами, локализованными в X и У - хромосомах.

Практическая работа №1. Решение задач по генетике. Наследование признаков сцепленных с полом.

  1. Мальчик или девочка? (2 часа)

Девиации в полоролевом поведении: гомосексуализм, неверная половая идентификация, несформированность полоролевого поведения.

Медицинская генетика. Медико - генетическое консультирование. Выбор пола по желанию. Коррекция пола. Наследственные заболевания, их предупреждение и лечение.




  1. Заключительное занятие. (1 час)


Тематический план




Темы

Всего




Из них на:










часов

Уроки

Практические

Семинары,

контрольные

1

Введение

1

1







2

Существуют ли гены?

5

4




1

3

Нарушение определения пола

4

3



1

4

Наследование, сцепленное с полом

3

1

1

1

5

Мальчик или девочка?

2

2







6

Заключительное занятие

1







1




Итого

16

11

1

4


Поурочно - тематическое планирование.




Тема

Всего

часов

Из них на:

Дата

уроки

практичес

семинары

контрольн

1

Введение

1

1










1.1

Странности обыденной жизни

1

1










2

Существуют ли гены?

5

4




1




2.1

Предэмбриональный период развития. Сперматогенез.




1










2.2

Предэмбриональный период развития. Овогенез. Оплодотворение.




1










2.3

Хромосомы - носители наследственных задатков




1










2.4

Лестница жизни




1










2.5

Существуют ли отдельные

«гены сексуальности» Возможно ли «непорочное» зачатие»










1




3

Нарушение определения пола

4

3




1




3.1

Гены и здоровье




1










3.2

Тератогены




1










3.3

Наследственные заболевания, связанные с изменением числа хромосом










1




3.4

Т естикулярная феминизация.

Адреногенитальный синдром

Популяционная генетика. Закон Харди - Вайнберга




1










4

Наследование, сцепленное с полом

3

1

1

1




4.1

Типы определения пола

1

1










4.2

Характеристика болезней человека, гены которых локализованы в половых хромосомах

1







1




4.3

Практическая работа №1. Решение задач по генетике. Наследование признаков сцепленных с полом.


1




1







5

«Мальчик или девочка?»

2

2










5.1


Мальчик или

девочка?





1










5.2

Медицинская

генетика





1










6

Заключительное занятие: зачет

1







1




ИТОГО

16

11

1

4







Критерии и нормы оценки знаний и умений

Критерии оценок за устный ответ

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала, полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составлять полный и правильный ответ на основе изученного материала, выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами, самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы, устанавливать межпредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации, последовательно, четко, связно, обосновано и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии, делать собственные выводы, формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника, излагать материал литературным языком, правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя, самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники, применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ, использовать для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

3. Самостоятельно, уверено и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне, допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя, имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу, записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знание всего изученного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий, допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи, использовать при ответе научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2. Излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно, показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений, слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке, не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из

наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении, дает нечеткие определения понятий.

3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала, не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов, не делает выводов и обобщений.

2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении вопросов, задач, заданий по образцу.

3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.


Критерии оценок за лабораторные и практические работы

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.

3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса, называет второстепенные.

3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Допускает одну - две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.

2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса, называет лишь некоторые из них.

3. Допускает одну - две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Допускает три - четыре грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.

2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.

3. Допускает три - четыре грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Критерии оценок за тестовую проверку знаний

Оценка «5» ставится в том случае, если даны верные ответы не менее чем на 85% всех

вопросов.

Оценка «4» ставится в том случае, если даны верные ответы не менее чем на 70% всех

вопросов.

Оценка «3» ставится в том случае, если даны верные ответы не менее чем на 51% всех

вопросов.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10» ГОРОДА ИНТЫ
Итоговое тестирование по элективному курсу «Хромосомы и пол»
11 класс Норматив времени 30 минут

Задание: Вместо точек подберите соответствующие термины (каждый правильный ответ - 1 балл).

1. Период жизни клетки от одного деления до другого - ...

2. Почкование - это одна из форм ___________________ размножения.

3. Заключительная фаза деления клетки

4. Редукционное деление клетки - ....

5. Период подготовки клетки к делению - ....

6. Наличие у организма двух половых систем - ....

7. Носитель наследственной информации в клетке -

8. Сестринские хромосомы расходятся к полюсам клетки в

9. Образование половых клеток -

10. Индивидуальное развитие организма - ....

11. Партеногенез - это одна из форм ... размножения.

12. Первая стадия развития зародыша — ....

13. Стадия двух зародышевых листков - ....

14. Историческое развитие организмов - ....

15. Зигота имеет всегда набор хромосом ....

16. Процесс слияния половых клеток - ....

17. Закладка органов происходит на стадии ....

18. Из наружного зародышевого листка развиваются

19. Из внутреннего зародышевого листка развиваются ....

20. Из среднего зародышевого листка развиваются —

21. Наружный слой клеток зародыша - ....

22. Клетки, образующиеся при делении зиготы - ....

23. Процесс соединения гомологичных хромосом - ....

24. Фаза митоза, при которой происходит деление цитоплазмы

25. Процесс синтеза органических веществ в клетке - ....

26. Обмен участками гомологичных хромосом - ....

27. Процесс образования женских гамет - ....

28. Прямое деление клеток - —

29. Структурная единица нуклеиновых кислот - ....

30. Женская половая клетка - ....

Критерий оценок:

Максимальное количество балов – 30

Оценка «5» - от 27 до 30 балов

Оценка «4» - от 22 до 26 балов

Оценка «3» - от 16 до 21 балов


Ответы на итоговое тестирование по элективному курсу «Хромосомы и пол»

1. клеточный цикл

2. бесполого

3. телофаза

4. мейоз

5. интерфаза

6. гермафродит

7. хромосомы

8. в анафазе

9. гаметогенез

10. онтогенез

11. полового

12. бластула

13. гаструла

14. эволюция

15. диплоидный

16. оплодотворение

17. нейрула

18. наружный слой эпидермиса, нервная система, органы зрения, слуха, кожные железы

19. пищеварительные железы (печень, поджелудочная железа), ротовая полость, легкие, щитовидная железа

20. из мезодермы - мышцы, все виды соединительной ткани (хрящ, кости), выделительная система, кровеносная система, часть тканей яичников и семенников

21. эктодерма

22. бластомеры

23. конъюгация

24. телофаза

25. ассимиляция

26. кроссинговер

27. овогенез

28. амитоз

29. нуклеотид



30. яйцеклетка
Перечень литературы для учителя и обучающихся


  1. Аделъшина, Г. А., Аделыиин, Ф. К Генетика в задачах. Учебное пособие. - Волгоград: ВГАФК, 2001.

  2. Афонькин, С. Ю. Хромосомы и пол // Биология. Приложение к газете «Первое сентября», 2002, № 3-8.

  3. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / А. С. Батуев, М. А. Гуленкова, А. Г. Еленевский и др. - М: Дрофа, 2000.

  4. Биология. Школьный курс. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000 (Универсальное учебное пособие).

  5. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 томах, М.: Мир, 1998.

  6. Карузина, И. П. Биология. - М., 1972.

  7. Кемп, П., Арме, К Введение в биологию / перевод с англ. - М.: Мир, 1998.

  8. Кон, И. С. Введение в сексологию. - М., 1989.

  9. Кузнецова, В. Н. Никотин, алкоголь и наркотики - тератогены // Биология. Приложение к газете «Первое сентября», 2004, № 18-19.

  10. Мещерский, И. Г., Феоктистов, Н. Ю. Еще раз про гомосексуализм // Биология. Приложение к газете «Первое сентября», 2004, № 19.

  11. Общая биология: учеб. для 10-11 кл. шк. с углубл. изуч. биологии / А. О. Рувинский, JL В. Высоцкая, С. М. Глаголев и др.; под ред. А. О. Рувинского. - М.: Просвещение, 1993.

  12. Петросова, Р. А., Пшенко, Н. П., Теремов А. В. Дидактический материал по общей биологии // Биология. Приложение к газете «Первое сентября», 1996, № 33-39; 1997, № 22-23.

  13. Тарасенко, Н. Д., Лушанова, Г. И. Что вы знаете о своей наследственности? - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1991.

  14. Чебышев, Н. В., Кузнецов, С. В., Демченко, А. Н., Зайчикова, С. Г. Генетика и онтогенез. Учебное пособие. - М.: ММА им. Сеченова, «Издательство Барс», 1999.

  15. Штрабанова, С. Кто мы? Книга о жизни, клетках и ученых. - М.: Прогресс, 1984





База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница