Рабочая программа по дисциплине Базисная фармакология 1 Для студентов очного (заочного) отделения, обучающихся по специальности



страница1/4
Дата30.12.2016
Размер0,85 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МЕДИЦИНСКИЙ
(наименование факультета)
«Утверждено»

на заседании кафедры ______________

от «____» __________________2015_ г.

зав. каф. __________________________

_________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине ___Базисная фармакология_1_____________________________

Для студентов очного (заочного) отделения, обучающихся по специальности:

560005_____________Фармация___________________________________________

(шифр и наименование специальности)


сетка часов по учебному плану


Наименование

дисциплин



Количество часов

СРС

Отчетность

Всего


Аудиторные занятия

Ауд.

зан.


лекция

Практ.

Лабор.




V

фармакология






















V семестр

150

75

30

45




75

зачет

Рабочая программа разработана на основе государственного образовательного стандарта Министерства образования и науки Кыргызской Республики

составители: преподаватель Жанбаева А.К.

(ФИО, должность, ученая степень и звание)

Пояснительная записка

Дисциплина фармакология занимает пограничное положение на стыке теоретических и клинических дисциплин. Знания, полученные при изучении большинства теоретических и медико-биологических дисциплин, необходимы студенту для усвоения основных положений фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных веществ. Знания, приобретенные на фармакологии, используются при изучении клинических дисциплин.

Фармакология рассматривает следующие разделы:

- Общая рецептура, где изучаются основные формы лекарственных веществ, вырабатываются навыки оформления рецептурных бланков и выписывания рецептов на твердые, жидкие и мягкие лекарственные формы.

- Общая фармакология, которая рассматривает общие закономерности фармакодинамики (механизм действия, точка приложения действия, фармакологические эффекты) и фармакокинетики (всасывание, распределение, биотрансформация, выведение) лекарственных веществ. Виды действия, факторы, влияющие на действие лекарственных веществ, явления наблюдаемые при повторном применении лекарственных веществ, взаимодействие лекарственных веществ.

- Частная фармакология включает следующие разделы и темы:

Нейротропные средства. Вещества, влияющие на центральную и периферическую нервную систему.

Контроль знаний студентов осуществляется на каждом практическом занятии:


1. С помощью индивидуальных заданий по рецептуре выявляется исходный уровень знаний студентов.

2. С помощью устного собеседования определяется и корректируется уровень знаний.

3. Применение ситуационных задач дает возможность расширить умение студентов самостоятельно анализировать особенности действия и применения лекарственных средств.

4. С помощью программированных тестовых заданий по фармакодинамике, фармакокинетике и фармакотерапии определяется конечный уровень знаний.


Контроль знаний на заключительных занятиях позволяет оценить степень усвоения студентами определенного раздела и осуществляется с помощью индивидуальных заданий по врачебной рецептуре, тестовых заданий программированного контроля, теоретических вопросов с последующим разбором и обсуждением результатов контрольных заданий.

Итоговая аттестация включает: контроль знаний по врачебной рецептуре (индивидуальные задания по рецептуре), контроль теоретических знаний (тестовые задания программированного контроля, экзаменационные билеты с теоретическими вопросами).


Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-методический комплекс, включающий в себя: федеральный государственный образовательный стандарт, учебную программу, рабочую учебную программу, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию, перечень практических навыков, экзаменационные материалы, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса.

Дисциплина согласованно изучается с теоретическими, медико-биологическими и клиническими дисциплинами, что отражено в совместном протоколе согласования.


Цели и задачи дисциплины.

Целью и задачей преподавания фармакологии на стоматологическом факультете является научить студентов выбирать оптимальный, наиболее эффективный и наименее опасный препарат по его фармакологической характеристике (фармакокинетике, фармакодинамике, механизму действия) при заданной патологии; заменять один препарат на другой при возможных нежелательных реакциях (на основе знаний фармакологической характеристики групп лекарственных веществ и особенностей действия отдельных препаратов). Привить студентам навыки выписывания рецептов; выполнения эксперимента на лабораторных животных с применением фармакологических веществ; работы с литературой, включающей учебники и монографии; умение чтения графиков, рисунков, схем, полученных с помощью регистрирующих устройств и аппаратуры.

В результате изучения фармакологии студент должен:
ЗНАТЬ:

- Классификацию и основные характеристики лекарственных средств.



- Принадлежность лекарственных средств к определенным группам.

- Фармакодинамику и фармакокинетику лекарственных средств.

- Показания и противопоказания к применению лекарственных средств.

- Побочные эффекты лекарственных средств.

- Общие принципы оформления рецептов и составления рецептурных прописей лекарственных средств.

УМЕТЬ:


- Анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств.

- Оценивать возможность использования лекарственных средств для целей терапии.

- Выписывать рецепты лекарственных средств в различных лекарственных формах.

- Пользоваться специальной справочной литературой.


ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

- О применении лекарственных средств при определенных патологических состояниях, исходя из особенностей фармакодинамики и фармакокинетики препаратов.


ВЛАДЕТЬ:

- Навыками оценки возможности использования лекарственных средств для лечения и профилактики различных заболеваний и патологических состояний.
ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

- Оценивать возможные эффекты при передозировке лекарственных средств и способы терапии интоксикаций лекарственными средствами.

- Способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

- Владение культурой мышления, знание его общих законов, способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты.

- Способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке и необходимое знание иностранного языка для профессионального общения и работы с оригинальной литературой по специальности.

- Готовность к организационно-управленческой работе с малыми коллективами.

- Способность владеть компьютерной техникой, медико-технической аппаратурой, готовность работать с информацией из различных источников, применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач.

- Способность и готовность к логическому анализу различного рода рассуждений, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики.

- Способность и готовность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания.

- Способность и готовность применять методы асептики и антисептики, медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях .

- Соблюдение установленных требований к хранению и контролю за состоянием аппаратуры и правил работы с медикаментозными средствами и их хранением.

- Способность и готовность к деятельности и общению, публичной и частной жизни, к социальному взаимодействию: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности, уважению и принятию другого; к социальной мобильности.

- Готовность к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знакомство с методами управления, умение организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений.

- Готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции.

КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФАРМАКОЛОГИИ

ОК-1 - способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и фармацевтических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

ОК-6 - готов осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать

правила фармацевтической этики и биоэтики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией,

хранить профессиональную тайну

ИК – 4 - готовность работать с информацией из различных источников.

СЛК-1 - способен реализовать этические и деонтологические аспекты фармацевтической деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и детьми;
СЛК-3 - способен к анализу медицинской и фармацевтической информации, опираясь на принципы доказательной медицины;

ПК-1 - способен и готов применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний

ПК-35 – способен и готов проводить определение физико-химических характеристик отдельных лекарственных форм таблеток мазей, растворов для инъекций и т.д.;

ПК-39 - способен и готов к изготовлению ЛС по рецептам врачей в условиях аптек, включая выбор технологического процесса, с учетом санитарных требований.

ПК-51 – способен и готов оказывать консультативную помощь работникам фармацевтического учреждения по хранению и учету наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

ПК–54 способен и готов оказанию консультативной помощи специалистам

лечебно-профилактических, фармацевтических учреждений и населению по вопросам применения РИЛС;

ПК-63 - способен и готов принимать участие в организации первой доврачебной медицинской помощи больным и пострадавшим в экстремальных ситуациях.

ПРЕРЕКВИЗИТЫ

Дисциплины

Указание разделов, тем

АНАТОМИЯ.



Характеристика афферентной и эфферентной иннервации. Строение центральной нервной системы, сложные рефлекторные дуги. Проекционные пути - афферентные и эфферентные системы волокон. Анатомия глаза. Строение сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, дыхательной системы, строение нефрона, строение эндокринных желез.


ОБЩАЯ И БИООРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Химическая классификация и структура средств, влияющих на передачу возбуждения в холинергических и адренергических синапсах, местноанестезирующих средств, средств для наркоза, производных бензодиазепина, наркотических и ненаркотических анальгетиков. Понятие об алкалоидах и сердечных гликозидах.

НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ.

Функциональные особенности соматической и вегетативной иннервации, центральной нервной система. Физиология дыхательных путей. Гемодинамическая функция сердца Регуляция сосудистого тонуса. Функции пищеварительного тракта.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.

Молекулярные механизмы синаптической передачи.Роль аденилатциклазы и циклической АМФ. Обмен веществ в мозге. Биохимические механизмы мышечного сокращения и расслабления. Особенности энергетического обмена.

МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ И ИММУНОЛОГИЯ

Структура бактериальной клетки. Понятие о вирусе. Основы асептики, антисептики и дезинфекции. Основы химиотерапии. Лекарственная резистентность бактерий. Микрофлора организма человека Понятие об инфекции. Иммунная система

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ.

Механизмы, лежащие в основе боли, возникновения судорог. Расстройства дыхательной системы. Расстройство функции сердечно-сосудистой системы, пищеварительной системы Нарушение эритропоэза, лейкопоэза, свертываемости крови и гемостаза. Нарушения корково-гипоталамо-гипофизарной регуляции

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

Патология клетки. Этиология, патогенез и морфология болезней. Морфология и механизмы процессов компенсации в ответ на воздействие патогенных факторов.

ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ С КУРСОМ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА

Основы медицинской терминологии. Чтение и выписывание латинских названий лекарственных средств. Принципы выписывания рецептов на различные лекарственные формы.



ПОСТРЕКВИЗИТЫ

ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ.

Противовоспалительная и иммуносупрес-сивная терапия в клинике внутренних болез-ней. Важнейшие группы нестероидных и стероидных противовоспалительных средств и иммуносупрессоров, применяемых в клинике.

АКУШЕРСТВО И

ГИНЕКОЛОГИЯ



Антисептики, противогрибковые и противомикробные препараты. Ингибиторы секреции пролактина, токолитики, противовоспалительные препараты, утеротонизирующие препараты.

ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ И КОСМЕТОЛОГИИ

Средства для лечения патологии кожи (антисептики, глюкокортикоиды, препараты для лечения псориаза, противовирусные, противогрибковые и противомикробные препараты).

ОТОРИНОЛА-

РИНГОЛОГИИ



Средства для поверхностной и местной инфильтрационной анестезии. Анальгетики. Антисептики (в том числе и те, которые применяются в закрытых полостях тела). Противомикробные средства.


ХИРУРГИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ

Антисептики, противогрибковые и противомикробные препараты. Гемостатики и антикоагулянты. Плазмозамещающие и перфузионные растворы.

ПСИХИАТРИИ

Анксиолитики, нейролептики, противо-паркинсонические, противоэпилептические средства, анальгетики, анестетики. Психостимуляторы и психотоники. Антидепрессанты.


ВЫПИСКА ИЗ УЧЕБНОГО ПЛАНА

В соответствии с действующим учебным планом и на основании Госстандарта высшего медицинского образования фармакология для студентов фармации преподается в следующем объеме:



Семестр

Учебных недель

Всего часов

В том числе

СРС

лекционных

практических

V

16

150

30

45

75

Итого

16

150

30

45

75

ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФАРМАКОЛОГИЯ" ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Врач-выпускник по специальности 560005 «фармация» подготовлен к решению следующих задач:

- самостоятельная работа с информацией (учебной, научной, нормативной справочной литературой и другими источниками);

Специалист должен уметь:

- пропагандировать здоровый образ жизни;

Специалист в своей профессиональной деятельности должен применять знания:

- основных характеристик лекарственных препаратов и форм, их классификации, фармакодинамики и фармакокинетики, показаний и противопоказаний к назначению и применению для профилактики и лечения, оформления рецептов;


ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА


Принципы

Содержание

1.Основание для проведения курса

Госстандарт высшего медицинского образования, учебный план, типовая учебная программа

2. Адресат курса

Студенты лечебного отд. медицинского факультета

3. Главная цель курса

Знание рецептуры, фармакодинамики и фармакокинетики, фармакологических эффектов препаратов по группам классификации

4. Ядро курса

Характеристика лекарств, веществ, их прописывание в лекарственных формах с учетом фармакодинамики, фармакокинетики, показаний, побочных эффектов и противопоказаний

5. Требования к начальной

подготовке



Знание бионеорганической, биоорганической и биологической химии, латинского языка, биологии, а также знание анатомии, физиологии, патологической физиологии взрослого и детского организма

6. Объем курса в часах

Лекционных – 42, практических –63, Самостоятельной работы – 105

7. Область применения

полученных знаний



Клинические дисциплины: терапия, неврология, хирургия, офтальмология, ЛОР, фтизиатрия, инфекционные болезни, детские болезни и др. Повседневная практика амбулаторного и стационарного врача, профилактика заболеваний.

8. Организация контроля

Систематический текущий тестовый и программированный контроль по рецептуре и частный фармакологии, физиологии, патологической физиологии.

Промежуточный устный, письменный, тестированный контроль по основным темам курса в виде заключительных занятий. Выполнение курсовых работ учебного, методического, исследовательского, научного характера по темам рецептуры и фармакологии.

Итоговый контроль в виде устного и письменного ответа, тестирования студентов, набравших по рейтинговой системе максимальное количество баллов.



ЦЕЛИ КУРСА ФАРМАКОЛОГИИ
Цель курса: определены основными разделами общей и частной фармакологии.


Уровень усвоения

Цель курса

Первый


1. Иметь представление:

а) о истории фармакологии, об общих принципах;

б) об оформлении рецептов и составлении рецептурных прописей из лекарственных средств и растений, прописывании рецептов;

в) о фармакотерапии узкопрофильных заболеваний (эпилепсия, паркинсонизм, злокачественные новообразования, протозойные, глистные и др.)

2. Быть знакомыми с принципами изучения новых лекарственных средств, видеть взаимосвязь между фармакологическим действием и химическим строением.

3. Ориентироваться:

а) в классификации препаратов по фармакотерапевтическим и фармакологическим признакам;

б) в факторах, влияющих на действие лекарственных веществ.


Второй


1. Знать:

а) место фармакологии среди других дисциплин лечебной специальности;

б) понятия и термины, характеризующие фармакодинамические, фармакокинетические и фармакологические эффекты;

в) препараты и их свойства основных фармакологических групп;

г) принципы и правила назначения препаратов в различных лекарственных формах.

Третий


1. Уметь сформулировать:

а) механизмы действия и вытекающие из него фармакологические эффекты;

б) значение путей введения и выведения для проявления действия лекарств;

в) основные показания для применения.

2. Выбирать:

а) лечебные и побочные фармакологические эффекты;

б) рациональные способы введения лекарственных препаратов, лекарственную форму;

в) критерии для анализа и сравнительной характеристики препаратов.

3. Классифицировать вещества по механизму действия, по химической структуре

4. Рассчитывать количество назначаемых препаратов на основе разовых, курсовых доз в зависимости от возраста, веса и состояния больного.

5. Оформить протокол по анализу действия веществ (эксперимент, задача, задания).

6. Осуществлять самоконтроль в процессе написания рецептов, письменного выполнения домашних заданий, тестового контроля и др.

7. Адаптировать использование фитопрепаратов к особенностям местной патологии

Четвертый



Уметь:

1. Моделировать ситуации для применения лекарственных веществ для выбора рациональных комбинаций с предвидением вызываемых эффектов на основе анализа механизмов воздействия на организм.

2. Обобщать и интегрировать теоретические знания для разработки графоструктур, учебных стендов, выставок, деловых игр.

3. Проводить сравнительную характеристику препаратов на основе свойств физико-химических, фармакодинамических, фармакокинетических и других выбор правильных прописей.







: univer -> temp -> url -> iatabaev
url -> Рабочая программа На 2015-2016 учебный год По дисциплине: Оперативная хирургия
url -> Практическая часть
url -> Топографическая анатомия полости живота
url -> Ош -2015г Тематические тестовые вопросы по урологии
iatabaev -> Рабочая программа по дисциплине : патологическая физиология для студентов, обучающихся по специальности: 560001 «лечебное дело»
iatabaev -> №1 1 -один правильный ответ Вопросы всасывания, распределения, биотрансформации и выведения лекарственных препаратов изучает
iatabaev -> «Утвержден»
iatabaev -> 4-семестр Текущий контроль (ТК) №1 (время проведения – 20 мин) Максимальные баллы – 5 баллов
iatabaev -> Текущий контроль 1
iatabaev -> Фонд тестовых заданий зарегистрирован в уид под учетным номером на правах учебно-методического электронного издания


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница