Рабочая программа учебной дисциплины «Фармакология»



Скачать 115,3 Kb.
Дата30.12.2016
Размер115,3 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии


Согласовано Зав.кафедрой микробиологии,

Декан медицинского факультета вирусологии и иммунологии

_______________Захохов Р.М. __________ З.Ф.Хараева

____ _________________2015г. ______ _________ 2015 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Фармакология»


060201.65

(код и наименование специальности)

Стоматология



(наименование специализации)

Квалификация (степень) выпускника

Специалист

Форма обучения

Очная

Нальчик 2015









Цели и задачи освоения дисциплины

Ежегодно исследуются тысячи химических соединений. Из них в клинической практике используются лишь десятки новых высоко активных лекарственных препаратов. С каждым годом уточняются механизмы действия уже известных средств, расширяются или изменяются показания и противопоказания для их применения. Не случайно в связи этим фармакология представляет собой один из самых сложных предметов медицины.

Дисциплина «Фармакология» занимает пограничное положение на стыке теоретических и клинических дисциплин. Знания, полученные при изучении большинства теоретических и медико-биологических дисциплин, необходимы студенту для усвоения основных положений фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных веществ. Знания, приобретенные на фармакологии, используются при изучении клинических дисциплин.

Фармакология рассматривает следующие разделы:

- Общая рецептура, где изучаются основные формы лекарственных веществ, вырабатываются навыки оформления рецептурных бланков и выписывания рецептов на твердые, жидкие и мягкие лекарственные формы.

- Общая фармакология, которая рассматривает общие закономерности фармакодинамики (механизм действия, точка приложения действия, фармакологические эффекты) и фармакокинетики (всасывание, распределение, биотрансформация, выведение) лекарственных веществ. Виды действия, факторы, влияющие на действие лекарственных веществ, явления, наблюдаемые при повторном применении лекарственных веществ, взаимодействие лекарственных веществ.

- Частная фармакология включает следующие разделы и темы:

Нейротропные средства. Вещества, влияющие на центральную и периферическую нервную систему.

Средства, влияющие на функции исполнительных органов (влияющие на сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт, функции органов дыхания, на систему крови, функцию почек и сократительную активность миометрия).

Средства, влияющие на процессы тканевого обмена (витаминные, гормональные препараты, нестероидные противовоспалительные средства).

Противомикробные средства (антисептические средства, химиотерапевтические средства).

Вещества, влияющие на иммуногенез.



Целью и задачей преподавания фармакологии является:

- научить студентов выбирать оптимальный, наиболее эффективный и наименее опасный препарат по его фармакологической характеристике (фармакокинетике, фармакодинамике, механизму действия) при заданной патологии;

- заменять один препарат на другой при возможных нежелательных реакциях (на основе знаний фармакологической характеристики групп лекарственных веществ и особенностей действия отдельных препаратов);

- привить студентам навыки выписывания рецептов.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Фармакология» относится к базовой части С 2. базового цикла.

Процесс освоения фармакологии опирается на знания, полученные студентами на кафедрах и курсах: латинского языка, общей биологии, бионеорганической, биоорганической, биофизической и биологической химии, гистологии, анатомии, патологической анатомии, нормальной и патологической физиологии, микробиологии с вирусологией и иммунологией, общей хирургии, пропедевтики внутренних болезней.

Курс частной фармакологии построен по системному принципу, в соответствии с которым препараты объединены в группы веществ, оказывающих влияние на определенные системы организма - нервную систему, дыхание, сердечно-сосудистую систему, пищеварительный тракт и т.д. Такая структура обеспечивает более тесную связь и преемственность в преподавании, как отдельных тем частной фармакологии, так и курса в целом с клиническими дисциплинами. В каждом разделе дается перечень основных препаратов, наиболее широко применяемых в практической медицине. Лекарственные средства, используемые в анестезиологии, онкологии, психиатрии, фтизиатрии и эндокринологии представлены основными веществами, на примере которых дается общая характеристика всей группы соединений.



Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):



б) профессиональных (ПК):

ПК-20, ПК-22,ПК-24, ПК-27, ПК-30, ПК-32

В результате освоения дисциплины обучающийся студент должен:



Знать: основополагающую информацию по общей фармакологии, механизму действия, фармакокинетике, фармакодинамике и применению основных групп лекарственных препаратов; общие принципы выписывания рецептов на различные лекарственные формы; иметь представление о лекарственной токсикологии и принципах первой помощи при острых медикаментозных отравлениях;

Уметь: выбрать рациональный комплекс медикаментозных препаратов для лечения пациентов с заболеваниями внутренних органов; выбрать группы лекарств, конкретные препараты этой группы с учетом их фармакодинамики и фармакокинетики; учесть возможные побочные эффекты; повысить иммунную активность организма; определить объем необходимого лечения для оказания неотложной помощи при общих заболеваниях; выбрать оптимальную дозу и путь введения лекарственного препарата при конкретных заболеваниях внутренних органов.

Лекции

лекции


раздела


Тема

Кол-во часов

1

2

3

4







4 семестр




1

1,2

Введение. История фармакологии. Проблемы и методы современной фармакологии. Общая фармакология.

Основные принципы терапии острых отравлений лекарственными средствами.




2

2

3

Местные анестетики. Вяжущие, адсорбирующие, обволакивающие, раздражающие средства


2

3

3

Холиномиметические и антихолинестеразные средства. Холиноблокирующие средства.


2

4

4

Адреномиметические средства.

Адреноблокирующие средства. Симпатолитические средства.




2

5

4

Средства для наркоза. Снотворные средства. Спирт этиловый.

Наркотические и ненаркотические анальгетики.




2

6

4

Противоэпилептические и противопаркинсонические средства. Антипсихотические средства (нейролептики). Анксиолитики (транквилизаторы). Седативные средства.


2

7

4

Антидепрессанты, психостимулирующие, ноотропные средства и аналептики.


2

8

5

Средства, влияющие на агрегацию тромбоцитов, свертывание крови и фибринолиз. Лекарственные средства, влияющие на кроветворение.

2

9

5

Кардиотонические средства.


2

10

5

Антиаритмические средства.

2

11

5

Антиангинальные средства

2

12

5

Антигипертензивные и гипертензивные средства. Диуретики. Средства, влияющие на миометрий.


2

13

5

Средства, влияющие на функции органов дыхания.


2

14

5


Средства, влияющие на функции органов пищеварения

2


15

6

Противовоспалительные средства. Противоаллергические средства. Противогистаминные средства. Иммуностимулирующие средства.


2

16

7

Витаминные и коферментные препараты. Гормональные и антигормональные средства.

2

17

8

Антисептические и дезинфицирующие средства. Антибиотики. Сульфаниламиды. Синтетические химиотерапевтические средства.

2

18

8

Противотуберкулезные средства. Противовирусные и противогрибковые средства.

2/36

Практические занятия

лекции


раздела


Тема

Кол-во часов

1

2

3

4







4 семестр




1

1

Введение в общую рецептуру. Структура рецепта. Жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций. Мягкие лекарственные формы. Твердые лекарственные формы. Капсулы. Разные лекарственные формы.

4

2

2

Общая фармакология


4

3

3

Местные анестетики. Вяжущие, адсорбирующие, обволакивающие, раздражающие средства

4

4

3

Холиномиметики. Антихолинестеразные средства.

Холиноблокаторы.




4

5

3

Адреномиметики. Симпатомиметики.

Адреноблокаторы.




4

6

3

Симпатолитики. Контрольное занятие Анксиолитики (транквилизаторы). Седативные средства.


4

7

4

Средства для наркоза. Снотворные средства. Наркотические и ненаркотические анальгетики

4

8

4

Противоэпилептические и противопаркинсонические средства. Антипсихотические средства. Анксиолитики (транквилизаторы). Седативные средства.

4

9

4

Антидепрессанты, психостимулирующие. Аналептики. Ноотропные средства.

4

10

5

Средства, влияющие на кроветворение. Средства, влияющие на агрегацию тромбоцитов, свертывание крови и фибринолиз.

4

11

5

Кардиотонические средства. Антиангинальные средства.

Антиаритмические средства. Антигипертензивные и гипертензивные средства.




4

12

5

Диуретики. Средства, влияющие на миометрий . Контрольное занятие .

4

13

5

Средства, влияющие на функции органов дыхания.

4

14

5


Средства, влияющие на функции органов пищеварения

4


15

6

Противовоспалительные средства. Противоаллергические средства. Противогистаминные средства. Иммуностимулирующие средства.


4

16

7

Витаминные и коферментные препараты. Гормональные и антигормональные средства.

4

17

8

Антисептические и дезинфицирующие средства. Антибиотики. Сульфаниламиды. Синтетические химиотерапевтические средства.

4

18

8

Противотуберкулезные средства. Противовирусные и противогрибковые средства.

4/72

Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Харкевич Д.А. Фармакология.-М.-2010.-661 с.(knigafund/ru)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Белоусов Ю.Б., Моисеев В.С., Лепахин В.К. Клиническая фармакология и фармакотерапия.-М.- 1997.-530 с.

  2. Бертрам Г.Катцунг Базисная и клиническая фармакология.-СПб., 1998.-669 с.

  3. Кукес В.Г. Клиническая фармакология.-М.-2000.-517 с.

  4. Лужников Е.А. - Клиническая токсикология. - М., Медицина, 1982.

  5. Машковский М.Д. Лекарственные средства.-М.-1992.-685 с.

  6. Михайлов И.Б. Клиническая фармакология.-СПб.-1998.-492 с.

  7. Навашин С.М., Фомина И.П. - Рациональная антибиотикотерапия, 4 изд., М., Медицина, 1982.

  8. Федеральное руководство для врачей по использованию лекарственных средств (формулярная система).-М.-2002.-912 с.

  9. Холодов Л.Е., Яковлев В.П. Клиническая фармакокинетика.-М.-1985.-463 с.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

Научные журналы: «Клиническая фармакология», «Русский медицинский журнал», «Лечащий врач», «Экспериментальная и клиническая фармакология», «Фармакология и токсикология».


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

www.pharmacologylib.ru

wwwmedbook.net.ru

www.nedug.ru

wwwrlsnet.ru

wwwMed-Tutorial.ru

wwwleim.ru

Методические указания к лабораторным занятиям

  1. Общая рецептура с элементами латинской грамматики: методические рекомендации / Л.Р. Аллафи, З.К. Емкужева, М.А. Уметов. – Нальчик: Каб. – Балк. ун-т, 2010. – 35 с.

Каталог: docs -> medf -> kmbvi
kmbvi -> Рабочая программа учебной дисциплины «Клиническая микробиология»
medf -> Декан медицинского факультета, председатель умсф, доцент
medf -> Рабочая программа учебной дисциплины «Эндодонтия» Направление подготовки 060201. 65 «Стоматология»
medf -> Рабочая программа учебной дисциплины «Кариесология и заболевания твердых тканей зубов» Направление подготовки
medf -> Кабардино-балкарский государственный
medf -> Темы к экзамену по дисциплине «кариесология и заболевания твердых тканей зубов»
medf -> План практических занятий по физической антропологии для специальности «Лечебное дело» на семестр 3 2013-2014 учебного года
medf -> Рабочая программа учебной дисциплины «Пародонтология» Специальность 060201. 65 «Стоматология»
medf -> Кафедра общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения
kmbvi -> Экзаменационные вопросы по фармакологии для студентов 3 курса специальности «лечебное дело»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница