Рабочая программа учебной дисциплины «Клиническая микробиология»



Скачать 147,92 Kb.
Дата20.11.2016
Размер147,92 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии




Согласовано Зав. кафедрой микробиологии,


Декан медицинского факультета вирусологии и иммунологии

________________Захохов Р.М. ______________Хараева З.Ф.

___ _______________2015г. ___ ____________2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Клиническая микробиология»



Специальность

060201.65 –Стоматология

Квалификация выпускника

специалист
Форма обучения

очная


Нальчик 2015


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины - освоение студентами теоретических основ и закономерностей взаимодействия микро- и макроорганизма, практических умений по методам клинической микробиологии, основным направлениям диагностики и оценки эффективности терапии инфекционных и оппортунистических заболеваний человека, проявляющихся в полости рта и челюстно-лицевой области.

При этом задачами дисциплины являются:

- ознакомление студентов с принципами организации работы в микробиологической лаборатории, с мероприятиями по охране труда и технике безопасности.

- формирование у студентов общих представлений о экологии (микрофлоре полости рта) и способах деконтаминации, включая основы дезинфектологии и техники стерилизации;

- обучение студентов методам проведения диагностических мероприятий при бактериальных, грибковых, паразитарных и вирусных болезнях, проявляющихся в полости рта;

- изучение основных направлений лечения инфекционных и оппортунистических болезней человека (бактериальных, грибковых, паразитарных, вирусных), проявляющихся в полости рта и челюстно-лицевой области;

- формирование у студентов навыков работы с научной литературой, навками оформления результатов научно-исследовательской работы клинико-микробиологической напрвленности.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Клиническая микробиология» относится к дисциплине по выбору по специальности «Стоматология» высшего профессионального медицинского образования, изучается на пятом семестре.



Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

- в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе дисциплинами: философия, биоэтика, психология, педагогика, история медицины, латинский язык;

- в цикле математических, естественнонаучных, медико-биологических дисциплин в том числе дисциплинами: физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия человека; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология; микробиология полости рта, иммунология.

Дисциплина является связанной с основами патофизиологии, иммунологии, бактериальных и вирусных инфекционных болезней, туберкулеза, дерматовенерологии, акушерства и гинекологии, хирургии, терапии, травматологии и ортопедии, профилактики стоматологических заболеваний, пропедевтики стоматологических заболеваний, стоматологии терапевтической, стоматологии хирургической, стоматологии ортопедической.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:

способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I);

способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли (ОК-2);

способен использовать медицинскую терминологию, научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, способен грамотно оформить латинскую часть рецепта (ОК-4);

способен понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, владеть консолидирующими показателями, характеризующими степень развития экономики, рыночные механизмы хозяйства, методику расчета показателей медицинской статистики (ОК-5);

способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6);

способен к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7);

способен к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8);

способен к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9);

способен и готов:

- интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования (ПК-1);

способен и готов применять научные принципы и методы асептики и антисептики во избежания инфицирования при работе, с медицинским инструментарием, медикаментозными средствами в лабораторно-диагностических и профилактических целях (ПК-4);

способен и готов проводить:

- санитарную обработку лечебных и диагностических помещений лечебных учреждений,

- дезинфекцию воздуха источником ультрафиолетового излучения,

- дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского инструментария и средств ухода за больными,

- оценку стерильности материала в биксе (ПК-9);

способен и готов использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-10);

способен и готов формировать группы риска по стоматологическим заболеваниям с целью их профилактики (ПК-11).

способен и готов анализировать роль социальных и биологических факторов в развитии болезней, понимать патогенез развития болезней, и их влияние на развитие стоматологических заболеваний, оценить функциональные изменения челюстно-лицевого аппарата при различных соматических и инфекционных заболеваниях и патологических процессах (ПК-21).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- роль резидентной микрофлоры полости рта в развитии оппортунистических процессов;

- роль представителей микробного мира в развитии кариеса зубов, патогенезе пародонтита и других процессов в челюстно-лицевой области;

- особенности генетического контроля патогенности и антибиотикорезистентности микробов, механизмы выработки резистентности и способы её определения;

- роль отдельных представителей микробного мира в этиологии и патогенезе основных инфекционных заболеваний человека;

Уметь:

- соблюдать технику безопасности, работать с увеличительной техникой (микроскопами, стерео- и простыми лупами), интерпретировать данные микроскопии;

- проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений лечебных учреждений, дезинфекцию воздуха источником ультрафиолетового излучения, дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского инструментария, оценку стерильности материала;

- интерпретировать результаты наиболее распространённых методов лабораторной диагностики , применяемых в клинической микробиологии;

- анализировать роль социальных и биологических факторов в развитии болезней, понимать патогенез развития болезней, и их влияние на развитие стоматологических заболеваний, оценить лабораторные данные об изменениях челюстно-лицевого аппарата при различных соматических и инфекционных заболеваниях и патологических процессах;

- использовать основные методы микробиологической диагностики - микроскопический, бактериологический, серологический в практической работе;

- использовать полученные знания для определения тактики антибактериальной;

- обосновывать с микробиологических позиций выбор материала для исследования при проведении диагностики инфекционных и оппортунистических заболеваний;

- обосновывать выбор методов микробиологической, серологической и диагностики инфекционных и оппортунистических заболеваний; интерпретировать полученные результаты;

- анализировать действие лекарственных средств – антибиотиков и иммунобиологических препаратов – по совокупности их свойств и возможность их использования для терапевтического лечения пациентов различного возраста;

- соблюдать технику безопасности и правила работы с материалом, представляющим биологическую опасность.

Владеть:

- основными методами стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки инструментов и оборудования во избежании инфицирования врача и пациента;

- навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного обследования (микробиологического и иммунологического) взрослого населения и подростков;

- методикой интерпретации результатов микробиологического исследования, определения антимикробной активности антибиотических препаратов и микробиологически обоснованными правилами их применения для лечения больных;

- основными навыками работы с материалом, содержащим патогенные и условно-патогенные микроорганизмы;

- методами подбора противомикробных для адекватной профилактики и лечения инфекционных и неинфекционных заболеваний;

- основными навыками работы с современными приборами, применяемыми клинической микробиологии.

Т е м а т и к а л е к ц и й

1. Вступительная лекция. Клиническая микробиология: цель и задачи. Нормальная микрофлора полости рта. Особенности микробной флоры полости рта человека. Принципы классификации микробов полости рта: морфологический, биохимический, молекулярно-генетический. Характеристика облигатно-анаэробной микрофлоры полости рта: таксономия, экология, роль в патологии челюстно-лицевой области. Грамположительные бесспоровые анаэробные бактерии (петококки, пептострептококки, актиномицеты, пропионибактерии, коринебактерии, эубактерии, лактобактерии бифидобактерии). Грамположительные споровые анаэробные бактерии (клостридии, сарцины). Микробиоценоз и учение о биоплёнках. Пространственно-временная модель формирования микробиоценоза полости рта. Формирование зубной бляшки. Особенности зубной бляшки при патологии (кариесе зубов, гингивите, пародонтите, язвенно-некротическом гингивостоматите). Формирование зубного камня. Механизмы кворум-сенсинга между микробами в биоплёнке полости рта. 2 часа.

2. Санитарная микробиология отделений стоматологичесикх поликлиник и стоматологических стационаров Принципы деконтаминации в стоматологии.. Оценка чистоты воздуха, помещений, инструментария.

Понятие о критических, полукритических и некритических материалах и инструментах. Соотношение процессов предстерилизационной обработки, дезинфекции и стерилизации. Способы дезинфекции и стерилизации. Антисептики, дезинфектанты и антибиотики в стоматологии.2 часа.

3. Микробная флора и иммунные процессы при кариесе зубов. Характеристика кариесогенной микрофлоры. Биоплёнка зуба и патогенез кариеса зубов. Экспериментальные модели развития кариеса зубов. Иммунология кариеса зубов и перспективы создания вакцины.

2 часа.


4. Микробная флора и иммунные процессы при заболеваниях пародонта. Характеристика пародонтопатогенной флоры. Возбудители и патогенез гигивита и пародонтита.

2 часа.


5. Основные возбудители одонтогенных гнойно-воспалительных заболеваний ЧЛО. 2 часа.

6. Заболевания вирусной этиологии с поражением слизистой оболочки полости рта. Характеристика вирусов ротавирусов, энтеровирусов, паппиломавирусы, геморрагических лихорадок, ящура.

2 часа.

7. Заболевания грибковой этиологии с поражением слизистой оболочки полости рта. Характеристика возбудителей системных микозов, сопровождающихся проявлениями в полости рта.



2 часа.

8. Возбудители периимплантитов. Иммунология периимплантитов. Клиническая микробиология осложнений при ортодонтическом лечении. Значение хронических очагов инфекции в полости рта в развитии общей соматической патологии.

3 часа.

Лабораторные работы в 6 семестре



№ ПЗ

раздела


Наименование работ

Количество часов

1

1

Клиническая микробиология: цель и задачи. Нормальная микрофлора полости рта. Особенности микробной флоры полости рта человека. Принципы классификации микробов полости рта: морфологический, биохимический, молекулярно-генетический.

2

2

2

Санитарная микробиология отделений стоматологических поликлиник и стоматологических стационаров Принципы деконтаминации в стоматологии.. Оценка чистоты воздуха, помещений.



2

3

2

Оценка чистоты инструментария.

Понятие о критических, полукритических и некритических материалах и инструментах. Соотношение процессов предстерилизационной обработки, дезинфекции и стерилизации. Способы дезинфекции и стерилизации. Антисептики, дезинфектанты и антибиотики в стоматологии.



2

4

3

Микробная флора и иммунные процессы при кариесе зубов. Характеристика кариесогенной микрофлоры. Биоплёнка зуба и патогенез кариеса зубов. Экспериментальные модели развития кариеса зубов. Иммунология кариеса зубов и перспективы создания вакцины.

2

5

3

Клинико-микробилогические методы оценки эффективности зубных паст и зубных щеток.

2

6

4

Микробная флора и иммунные процессы при заболеваниях пародонта. Характеристика пародонтопатогенной флоры. Возбудители и патогенез гигивита и пародонтита.


2

7

4

Клинико-микробиологические методы оценки эффективности гелей и ополаскивателей в терапии пародонтита и гингивита.

2

8

5

Основные возбудители одонтогенных гнойно-воспалительных заболеваний ЧЛО.

2

9

5

Оценка АБ-чувствительности возбудителей в сравнительном аспекте (новые и апробированные и используемые в настоящее время препараты)

2

10

6

Заболевания вирусной этиологии с поражением слизистой оболочки полости рта. Характеристика вирусов ротавирусов, энтеровирусов, паппиломавирусы, геморрагических лихорадок, ящура.


2

11

6

Заболевания грибковой этиологии с поражением слизистой оболочки полости рта. Характеристика возбудителей системных микозов, сопровождающихся проявлениями в полости рта.

2

12

6

Вирусы, находящиеся в полости рта, но не вызывающие ее заболевания. Вирусные гепатиты В,С,Д.

2

13


7

Возбудители периимплантитов.

Иммунология периимплантитов.



2

14

7

Сравнительное изучение различных методов гигиены полости рта при проведении ортодонтического лечения.

2

15

8

Значение хронических очагов инфекции в полости рта в развитии общей соматической патологии.

2

16

9

Методы описания и презентации результатов клинико-микробиологических исследований (1)

2

17

9

Методы описания и презентации результатов клинико-микробиологических исследований (2)

2


Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)

Основная литература

  1. Коротяев А.И., С.А.Бабичев Медицинская микробиология, иммунология и вирусология.-СПб.-«Специальная литература».-2011. (www.knigafund.ru)

Дополнительная литература

  1. Медицинская микробиология. Под редакцией В.И.Покровского.-ГЭОТАР.-2001.

  2. Медицинская микробиология. Под редакцией Воробьева А.А..-М.-Медицина.-2006.

  3. Коротяев А.И., С.А.Бабичев Медицинская микробиология, иммунология и вирусология.-СПб.-«Специальная литература».-2005.

  4. Медицинская вирусология. Учебное пособие под редакцией Королюка А.М.СПб.ЭЛБИ-СПб.-2002.

  5. Медицинская микробиология. Учебное пособие под редакцией Королюка А.М.СПб.ЭЛБИ-СПб.-2002.

  6. Микробиологическая диагностика инфекционных заболеваний. Под редакцией Красноженова Е.П.-Ростов-на-Дону.-2006.-340с.

  7. Зеленова Е.Г., Заславская М.И. и др. Микрофлора полости рта: норма и патология. НГМА.Ниж.Новгород.-2004.

  8. Дранник Г.Н. Клиническая иммунология и аллергология.-М.МИА-2003.

  9. Габрилович И.М., Хараева З.Ф., Блиева Л.З. Общая микробиология. Лабораторный практикум.-Нальчик-2005.-55с.

  10. Габрилович И.М., Хараева З.Ф., Блиева Л.З.,Хакешева Т.А.. Лабораторный практикум по частной медицинской микробиологии. Нальчик, 2008.-110с.

  11. Хараева З.Ф. Тестовые-ситуационные задачи по частной микробиологии.-Нальчик -2000.-28с.

  12. Хараева З.Ф. Методы вирусологических исследований.-Нальчик -2006.-30с.

  13. Аккизова Ф.И., Чернышова Л.В., Хараева З.Ф. Основные принципы антимикробной химиотерапии.-Нальчик.-2004.-25с.

  14. Дранник Г.Н. Клиническая иммунология и аллергология.-М., 2003 -602с.

  15. Земсков В.М., Караулов А.В., Земсков В.М. Комбинированная иммунокоррекция/М.-Наука.-2004.-С.

  16. Йегер А. Клиническая аллергология и иммунология.-в 3 томах.-М.Мир.-2001.

  17. Йоргенсен Дж.Х. Микробиологический справочник для клиницистов.-М.,2006.-220с.

  18. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология.-Спб.-1999.

  19. Москалев А.В., Сбойчаков В.Б. Инфекционная иммунология.-СПб-2006-171с.

  20. Ройт А. Иммунология .-М.Мир.-2007.

  21. Хараева З.Ф. Иммуноцитокины в регуляции радикалпродуцирующей способности нейтрофилов.- Нальчик.-2004.-35с.


Интернет-ресурсы

  • www.studmedlib.ru,

  • www.medmaster.ne,

  • www.awl.com,

  • www.medagency.ru,

  • www.naukaspb.spb.ru,

  • www.cytokines.ru

Методические указания к лабораторным занятиям

  1. Габрилович И.М., Хараева З.Ф., Блиева Л.З. Общая микробиология. Лабораторный практикум.-Нальчик-2005.-55с.

  2. Габрилович И.М., Хараева З.Ф., Блиева Л.З.,Хакешева Т.А.. Лабораторный практикум по частной медицинской микробиологии. Нальчик, 2008.-110с.

  3. Хараева З.Ф. Тестовые-ситуационные задачи по частной микробиологии.-Нальчик -2000.-28с.

  4. Хараева З.Ф. Методы вирусологических исследований.-Нальчик -2006.- 30с.

  5. Блиева Л.З. Особенности РНК-вирусных и ДНК-вирусных инфекций.-Нальчик-2011.-35с.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основное оборудование для проведения учебного процесса, приготовления питательных сред и дезинфекции/стерилизации: автоклавы («чистый» и «грязный»), сухожаровой стерилизатор, дистиллятор, термостат, холодильник.

Специализированные учебные лаборатории с комплектом оборудования для микроскопического, бактериологического и иммунологического исследования (микроскоп, красители, спиртовка, штативы, лотки, бак. петли, пробирки, пипетки, наборы дисков с антибиотиками, вакцины, сыворотки, диагностические препараты).

Специальная аппаратура для проведения бактериологических исследований: автоматические дозаторы, приборы для проведения гель-электрофореза, термоциклер для ПЦР-исследования.



Специальная аппаратура для проведения иммунологических исследований: автоматические дозаторы, иммуно-ферментный анализатор, центрифуга.

Наглядные пособия (таблицы и плакаты) по диагностике основных инфекционных заболеваний.
: docs -> medf -> kmbvi
medf -> Рабочая программа учебной дисциплины «Эндодонтия» Направление подготовки 060201. 65 «Стоматология»
medf -> Рабочая программа учебной дисциплины «Кариесология и заболевания твердых тканей зубов» Направление подготовки
medf -> Кабардино-балкарский государственный
medf -> Темы к экзамену по дисциплине «кариесология и заболевания твердых тканей зубов»
medf -> План практических занятий по физической антропологии для специальности «Лечебное дело» на семестр 3 2013-2014 учебного года
medf -> Рабочая программа учебной дисциплины «Пародонтология» Специальность 060201. 65 «Стоматология»
medf -> Кафедра общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения
medf -> Декан медицинского факультета Председатель умсф, доцент Р. М. Захохов
kmbvi -> Экзаменационные вопросы по фармакологии для студентов 3 курса специальности «лечебное дело»
kmbvi -> Рабочая программа учебной дисциплины «Фармакология»




База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница