Рабочая программа учебной дисциплины в. Ен. 02. Основы генетики программы подготовки специалистов среднего звена по специальности



Скачать 400,98 Kb.
Дата01.08.2018
Размер400,98 Kb.
ТипРабочая программа
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области

«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В.ЕН. 02. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Квалификация выпускника: учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

Форма обучения: очная

с. Плещеево

2016
Организация-разработчик: БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж»





Разработчик:

Бухтеева О.А., преподаватель высшей категории БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж»




Рецензенты:

Грицай Н.П.,кандидат педагогических наук, преподаватель высшей категории БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж».

Кандрашова И.Н., доцент ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева», кандидат педагогических наук
Программа разработана на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании


СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 11






  1. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В.ЕН. 02. Основы генетики

    1. 1.1 Область применения программы

Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы генетики» может быть использована профессиональными образовательными организациями.


1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит в вариативную часть математического и общего естественнонаучного учебного цикла программы подготовки специалистов среднего звена.

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цели: сформировать представление о закономерностях наследования заболеваний, применять эти знания в практической деятельности.

Задачи: обеспечить профессионально-педагогическую ориентацию знаний по дисциплине; формировать системные знания о современных методических технологиях, используемых в преподавании генетики; развивать исследовательские педагогические умения; формировать творческие отношения к профессии учителя, готовность использования активных методов и форм работы по генетике.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

У1. Составлять схемы скрещиваний, родословной, расположения генов, генетические рисунки.

У2. Уметь решать задачи по генетике.

У3. Прогнозировать проявление наследственных болезней в потомстве.

У4. Использовать здоровьесберегающие технологии при организации учебно — педагогического процесса.

У.5. Работать со специальной медицинской литературой; проектировать индивидуальную работу с ребёнком.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

З1. Основные виды изменчивости, виды мутаций у человека, факторы мутагенеза.

З2. Основные группы наследственных заболеваний, причины и механизмы

возникновения.

З3. Биохимические и цитологические основы наследственности;

закономерности наследования признаков, виды взаимодействия генов.

З4. Цели, задачи, методы и показания медико-генетического консультирования.



Результатом освоения программы является овладение обучающимися общими и профессиональными компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ПК 1.1. Определять цели и задачи дисциплины.

ПК 1.2. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 1.3. Анализировать занятия.

ПК 1.4. Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего, на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего.

1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося 54часа, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 36 часов; всего лекций - 36 часов, самостоятельная работа – 18 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ»

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

В том числе:

36

Самостоятельная работа обучаюшегося (всего)

18

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета






2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы генетики»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1







1

Раздел 1. Цитологические основы наследственности размножения.

Содержание учебного материала:

14





Введение в генетику. Цитологические основы размножения и наследственности. Строение клетки. Митотический цикл. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Основы Менделеевской генетики. Анализ закономерности наследования. Взаимодействие аллелей. Наследование группы крови. Наследственность и изменчивость.




Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником, конспектом, подготовка презентаций.

6

3

Раздел 2. Наследственные заболевания человека.

Содержание учебного материала:

14





Генные болезни. Типы наследования. Хромосомные болезни. Хромосомные мутации у человека. Наследственные заболевания человека.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником, конспектом, подготовка презентаций.

6

3

Раздел 3. Генетика человека

Содержание учебного материала:

8





Особенности человека как объекта генетического наследования. Методы исследования генетики человека. Профилактика наследственных патологий.Медико-генетическое консультирование.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником, конспектом, подготовка презентаций.

6

3



Всего:

теоретический материал



самостоятельная работа

54 часа

36 часов


18 часов




Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета








Темы рефератов, докладов и проектов.

  1. ДНК-технологии в медицинской генетике.

  2. . Менделевские типы наследования и их приложение к человеку.

  3. Мутации генов у человека: механизмы и последствия.

  4. Олигогенные болезни (синдром Барде-Бидля, недостататочность кортизонредуктазы, гемохроматоз, болезнь Гиршпрунга).

  5. Картирование и клонирование генов наследственных болезней. Анализ сцепления и генетическое картирование Генетический полиморфизм.

  6. Генетический полиморфизм и болезни.

  7. Клиника и генетика хромосомных болезней, связанных с микроструктурными аномалиями хромосом (синдром Прадера-Вилли, синдром Энгельмана, ретинобластома, синдром Вильямса).

  8. Клиника и генетика хромосомных болезней, связанных с нестабильностью структуры хромосом (сидром Блюма, Луи-Бар, анемия Фанкони, синдром ломкой Х-хромосомы).

  9. .Поведенческие аспекты при хромосомной патологии. 14.Медицинская популяционная генетика (равновесие Харди-Вайнберга, инбриндинг, генетический дрейф, миграция, естественный отбор, мутации). 15.Современные алгоритмы пренатальной диагностики наследственных болезней.

  10. Современный взгляд на мутационный процесс у человека.

  11. Врожденные пороки развития. Этиология, классификация, лечение.

  12. Наследственные и средовые факторы в этиологии рака.

  13. Этические, правовые и социальные проблемы медицинской генетики.

  14. Основные этапы становления иммунитета в онтогенезе.

  15. Значение открытия системы МНС для медицины и трансплантологии.

  16. Иммунологические тесты в медицинской диагностике.

  17. Иммунологический надзор и проблемы канцерогенеза.

  18. Иммунодефициты врожденные и приобретенные.

  19. Аллергия – иммунологические основы.

  20. Генная терапия иммунологических расстройств.


3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного оборудования, раздаточного материала, находящегося в кабинете естественных дисциплин (естествознания и генетики).
Оборудование учебного кабинета:

-таблицы по биологии; генетике; анатомии;

-комплект учебных книг для курса генетики;

-справочные материалы;

-задания.

3.2 Информационное обеспечение обучения:
Основные источники:

Медецинская генетика / под редакцией Н.П. Бочковоа — М. Мастерство; Высшая школа, 2014

Медицинская генетика /под редакцией Е. К. Тимолянова Феникс Ростов на Дону, 2013

Дополнительные источники:

Атлас по цитогенетике - М.: Мир, 2008.

Геном, клонирование, происхождение человека / Под ред. Корочкина. - Фрязино: «Век 20», 2012.Генетика человека / В.А.

Общая и медицинская генетика/Р.Г. Заяц, В.Э. Бутвиловский, И.В. Рачковская, В.В. Давыдов Феникс Ростов-на-Дону,2013

Сборник задач по генетике и молекулярной биологии./В. И.Круглое - Ростов-на-Дону, 2008.

Экологическая генетика человека./Спицин В.А. - М. Наука, 2012.






4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования, дифференцированного зачета, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий (докладов, презентаций), проектов, исследований:


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

решать генетические задачи разных типов;



Практические работы, тестирование

анализировать типы наследования по родословным;

Рефераты, доклады

иметь практические умения и навыки при работе с дополнительной литературой и справочниками, составлять план, реферат;

Рефераты, доклады

давать аргументированную оценку новой информации по вопросам генеалогии.

Тестирование, рефераты, доклады, сообщения

Знания:

основные термины генетики, основные закономерности наследственности и изменчивости организмов; объяснять явления наследования с точки зрения цитологии; основные теории и законы генетики;



Тестирование, рефераты, доклады, сообщения

основные методы изучения генетики человека; значение ДНК и РНК; генов; хромосом; роль генотипа и среды в формировании фенотипа; значение мутаций; классификация и причины наследственных болезней человека;

Тестирование, рефераты, доклады

методику решения генетических задач; методику составления родословной; основные области применения генетических знаний в практике медицины и здоровья человека; понимать вредное влияние мутагенов; курения и употребления алкоголя на наследственность и развитие потомства.

Практические занятия, тестирование, семинары

Каталог: files -> uploads -> files
files -> Памятка населению по профилактике ящура животных
files -> Консультация для воспитателей «Правильная ли у детей осанка»
files -> «Нетрадиционные методы оздоровления детей дошкольного возраста» Логвинова Татьяна Степановна, воспитатель мбдоу «Детский сад №90 комбинированного вида города Орла»
files -> Тематическое планирование 5 класс В. И лях, аа зданевич 102часа № п/п Тема урока Кл-во часов Тип урока Элементы содержания Основные понятия ууд
files -> Миниинвазивная тактика лечения переломов грудного и поясничного отделах позвоночника
files -> Учебного материала 1 класс -33 часа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница