Рабочая учебная программа дисциплины «Медицинская генетика» направление подготовки 060500. 62 сестринское дело



Скачать 293,06 Kb.
Дата26.07.2018
Размер293,06 Kb.
ТипРабочая учебная программа
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения

Российской Федерации
Кафедра биологии


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе, профессор




А.Б. Ходжаян

«___»_____________ 20____ г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Медицинская генетика»
направление подготовки

060500.62 – сестринское дело

форма обучения – заочная

Всего ЗЕТ 2

Всего часов 72, из них:



  • аудиторных занятий 10 ч.

- лекций 4 ч.

- практических занятий 6 ч.



  • самостоятельная работа 62 ч.

  • формы контроля:

- зачет 1 сем.

г. Ставрополь

2013 г.

Рабочая учебная программа разработана в соответствии с



- ФГОС ВПО по направлению подготовки 060500.62 – сестринское дело, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.01.2011 г. № 57-1;

- рабочим учебным планом по направлению подготовки, 060500.62 – сестринское дело, утвержденным Ученым советом университета от 26. 06. 2013 г. протокол № 11;

-  примерной учебной программой по Медицинской генетике.

Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры биологии.

30.08.2013 года протокол №1

Зав. каф. биологии, профессор _________________ А.Б. Ходжаян


Одобрена Цикловой методической комиссией факультета

гуманитарного и медико-биологического образования
Протокол № ___от ________2013г.
Председатель ЦМК, доц. ______________________Н.К. Маяцкая

Согласовано:

Декан факультета гуманитарного и медико-биологического
образования, профессор _________Н.А. Федько

Начальник УМУ ______________________________ Н.П. Вышковский

Зам. руководителя ЦУКО_______________________ Д.К. Гарник

Рецензент: к.б.н., доцент каф. ботаники, зоологии и общей биологии, Института живых систем, СКФУ - Харина Е.И.



Пояснительная записка
В комплексе биологических знаний, медицинская генетика занимает важное место как теоретическая основа современной медицины и руководство к практической деятельности по организации здорового образа жизни. Изучение курса медицинской генетики студентами направления подготовки - ВСО ставит своей задачей сформировать у специалистов в области практической медицины и организации медицинского дела знания о живой материи, закономерностях ее развития, механизмах обеспечивающих поддержание жизни на молекулярно-генетическом уровне, причинах наследственной патологии человека.

Дисциплина изучается в объёме 72 часов с чтением лекций (4 часа), практических занятий (6 часов) и самостоятельных занятий (62 часов).

Рабочая учебная программа по медицинской генетике разработана с учетом базовых знаний среднего специального образования медицинских сестер.

Лекции читаются профессором кафедры по наиболее важным темам дисциплины. На лекциях используется мультимедийная техника для демонстрации презентаций.

Практические занятия проводятся в специализированных аудиториях кафедры. Занятия обеспечиваются необходимым наглядным материалом: микроскопами, макро и микропрепаратами, слайдами, раздаточным материалом по кариотипированию, альбомами по медицинской генетике и др. В ходе практических занятий студенты проходят вводное тестирование, самостоятельно и при участии преподавателя решают поставленные перед ними задачи по овладению знаниями и приобретению практических навыков. Разбор темы занятия проводится в виде фронтального опроса, выполняется практическая часть занятия и проверяется протокол выполненной работы. В конце занятия студентам предлагается решить несколько ситуационных задач или пройти тестирование.

Заочная форма обучения студентов направления подготовки - сестринское дело предусматривает выполнение контрольной работы и написание реферата. Каждый студент получает индивидуальное задание, которое включает четыре вопроса по различным темам дисциплины. При выполнении контрольных работ, а так же перед экзаменом проводятся консультации. По наиболее сложным темам изучаемого курса на кафедре разработаны методические пособия, которые используются студентами при выполнении контрольной работы и при подготовке к зачёту.

Работа студентов на занятиях, выполнение контрольной работы и реферата оценивается в рамках внедренной на кафедре балльно-рейтинговой системы оценки образовательной деятельности студентов, которая в дальнейшем учитывается при итоговой аттестации студентов.

Итоговая аттестация студентов включает в себя - защиту контрольной работы на зачетном занятии и сдачу зачета.

Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-методический комплекс, включающий в себя: рабочую учебную программу, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию, перечень практических навыков, вопросы к зачету, задания для выполнения контрольных работ, тексты лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса.

Для студентов, на сайте университета, страничке кафедры биологии, размещены: варианты контрольных работ по медицинской генетике, вопросы к зачету, темы рефератов, план проведения лекций и практических занятий.

В курсе изучение медицинской генетики учтены опорные знания среднего специального образование и координация преподавания и обучения со снежными и последующими медико-биологическими и клиническими дисциплинами. Предметом согласования является совместный протокол согласования.


  1. Цели и задачи освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины является - приобретение студентами общетеоретических знаний в области медицинской генетики, необходимых для формирования естественнонаучного мировоззрения и практической деятельности специалистов высшего сестринского образования.
Задачами дисциплины являются:

- сформировать у студентов представления о многоуровневой организации и функционировании биологических систем, закономерностях эволюции органического мира;

- изучить биосоциальную природу человека, его подчиненность общебиологическим законам развития.

- сформировать представления о человеке, как о центральном объекте в медицинской генетики и причинах возникновения наследственной патологии.




  1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Медицинская генетика» относится к математическому, естественно - научному и медико-биологическому циклу дисциплин ФГОС по специальности «Сестринское дело», высшего образования, квалификации бакалавр, изучается в первом семестре первого курса. Обучение студентов осуществляется на основе преемственности знаний, умений и компетенций, полученных в курсе биологии общеобразовательных учебных заведений, базовых знаний среднего медицинского образования.


  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Выпускник по специальности «Сестринское дело» с квалификацией бакалавр должен обладать следующими компетенциями:



а) общекультурными (ОК):

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, приобретать новые знания в области техники и технологии, математики, естественных, гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК-7);

- понимать роль охраны окружающей среды и рационального природопользования и для развития и сохранения цивилизации (ОК-13).

- способен и готов к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований в медицинской генетике (ПК-32).



б) профессиональными (ПК):

-быть способным и готовым использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1);

- владеть планированием эксперимента, обработкой и представлением полученных результатов (ПК-8).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:

1. Общие закономерности происхождения и развития жизни, свойства биологических систем;

2. Законы генетики, ее значение для медицины; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний;
Уметь:

1. Пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет;

2. Работать с микроскопом, пользоваться лабораторным оборудованием;

3. Определять митотическую активность тканей;

4. Проводить статистическую обработку экспериментальных данных;

5. Определять роль биологических факторов в появлении и развитии наследственных болезней;

6.Объяснить характер отклонений в ходе развития организма, ведущих к формированию аномалий и пороков;

7. Выполнять тестовые задания в любой форме, решать ситуационные задачи на основе теоретических знаний.


Владеть:

1. основной биологической терминологией;

2. базовыми технологиями преобразования информации;

3. медико-функциональным понятийным аппаратом;

4. современными методами, используемыми в изучении генетики человека,

принципами медико–генетического консультирования, методами изучения

наследственности человека (цитогенетическим, генеалогическим и др.);

5. техникой микроскопирования;

6. техникой изготовления микропрепаратов.


  1. Матрица формирования компетенций




п/п

Наименование разделов

дисциплины


Индекс


компетенции

по ФГОС


Знания. Умения. Владения



ОК

7


ОК

13


ОК

32


ПК

1


ПК

8


Знать

Уметь

Владеть

1.


Общая

характеристика жизни.



+

+










1

1,6,7

1, 2, 3

2.

3.


Молекулярно-генетический и клеточный уровни организации живого

+

+

+

+

+

1

1,2,3,4,7

1,2,3, 5,6

4.

Организменный уровень организации биологических систем.

+

+

+

+

+

1,2

1,2,4,5,6,7

1, 2, 3,4

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет:

2

зачетных единиц (ЗЕТ),

72

часа






п/п

Виды учебной работы

Всего

часов

Семестр

I

1.

Аудиторные занятия

10







В том числе:










Лекции (Л)

4

4




Практические занятия (ПЗ)

6

6

2.

Самостоятельная работа студентов (СРС)

62

62




в том числе:







1.

2.
3.

4.


самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, работа в библиотеке, на сайте кафедры с методическими пособиями, подготовка к практическим занятиям, коллоквиумам, написание рефератов. Освоение работы с приборами и лабораторным оборудованием на кафедре.

Выполнение контрольной работы, реферата.

Решение задач на наследование признаков, составление родословных, освоение техники кариотипирования, диагностирование кариограмм человека.


38

6
12

6





3.

Промежуточная аттестация (зачет)










Общая трудоемкость дисциплины:

Часы

Зачетные единицы


72

2







  1. Содержание дисциплины

6.1.Содержание разделов дисциплины


Введение

Раздел I. Общая характеристика жизни.

Определение жизни с позиций системного подхода. Уровни организации живого: молекулярно - генетический, клеточный, онтогенетический, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Клеточные и неклеточные формы жизни.


Раздел II. Молекулярно - генетический уровень организации живого.

Универсальная организация и функции нуклеиновых кислот в хранении, передаче и реализации наследственной информации. ДНК, виды РНК, Кодовая система ДНК. Биосинтез белка.


Раздел III. Клеточный уровень организации живого.

Клетка - элементарная генетическая и структурно-функциональная единица многоклеточных организмов. Клеточная теория, ее основные положения. Прокариотические и эукариотические клетки, их характеристика.

Клеточный цикл, его периодизация. Митотический цикл. Значение митоза для размножения организмов: Мейоз, цитологическая и цитогенетическая характеристика. Гаметогенез.
Раздел IV. Организменный уровень организации живого.
Предмет, задачи и методы генетика. История развития генетики. Наследственность и изменчивость. Гибридологический метод. Моно - ди и полигибридное скрещивание. Законы Менделя. Сцепленное наследование признаков Основные положения хромосомной теории наследственности.

Взаимодействие аллельных генов. Множественные аллели. Наследование групп крови АВО. Взаимодействие неаллельных генов.

Модификационная изменчивость. Норма реакции. Фенокопии. Генотипическая изменчивость (Комбинативная и мутационная). Механизмы комбинативной изменчивости. Классификация мутаций: генные, хромосомные, геномные. Мутагены среды.

Человека как специфический объект генетических исследований. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый цитогенетический, популяционно-статистический, биохимический. Генные и хромосомные болезни. Медико-генетическое консультирование как основа профилактики наследственных болезней. Пренатальная (дородовая) диагностика.








6.2. Разделы (темы) дисциплины и формы занятий


Номера и наименование тем



Всего часов



В том числе

Л

ПЗ

СРС

1-й семестр обучения

Раздел 1. Общая характеристика жизни

Тема 1. Введение. Биологические системы

3

1




2

Раздел 2. Клеточный и молекулярно-генетический уровень организации живого

Тема 2. Молекулярная организация наследственного материала

9

1




8

Раздел 3. Клеточный уровень организации живого

Тема 3. Клетка - элементарная биологическая система.

11




1

10

Тема 4. Размножение клеток.

3




1

2

Раздел 4. Организменный уровень организации живого

Тема 5. Закономерности наследования признаков

14

1

1

12

Тема 6. Взаимодействие аллелей в детерминации признаков

10

1

1

8

Тема 7.Формы изменчивости

6







6

Тема 8. Медицинская генетика.

16




2

14

Итого в семестре

72

4

6

62

Всего по дисциплине

72

4

6

62






    1. План лекций




№ п/п

Тема

лекции


Перечень

учебных вопросов



Кол-во

часов


1.



Молекулярная организация наследственного материала

1.Биология как наука о живой природе, ее задачи.

2.Уровни организации живых существ. 3.Строение и роль ДНК, РНК в биосинтезе белка.

4.Понятие гена, генетического кода. Структурно-функциональная организация наследственного материала.



2 часа


2.



Общая и

медицинская

генетика

1.Предмет, задачи и методы генетика.

2.Менделизм, закономерности наследования признаков.

3. Сцепленное наследование.

4. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

5. Медицинская генетика. Методы генетики человека. Понятие о хромосомных и молекулярных болезнях.




2 часа

ИТОГО:

4 часа






    1. План практических занятий




п/п

Тема

занятия


Перечень

учебных вопросов




Кол-во

часов


1.

Введение в

медицинскую биологию.

Биология

клетки


1.Устройство светового микроскопа и техника микроскопирования.

2.Прокариоты и эукариоты.

3.Биология эукариотической клетки.

4.Деление соматических и образование половых клеток. Гаметогенез.




2 часа

2.

Законы


Менделя

1.Основные понятия генетики.

2.Гибридологический метод

3.Закономерности наследования менделирующих признаков: Моно-, Ди-, Полигибридное скрещивание.

4.Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

5.Сцепленное наследование.


2 часа

3.

Медицинская генетика



1.Человек как специфический объект генетических исследований.

2.Методы генетики человека.

3.Понятие о хромосомных и молекулярных болезнях.


2 часа



ИТОГО:

6 часов



6.5. Занятия, проводимые в интерактивной форме


п/п


Форма занятия

(Л, ПЗ, СЗ)



Используемые интерактивные образовательные технологии

Кол-во

часов


1.

ПЗ (Менделизм)

Деловая игра


2

2.

ПЗ (Медицинская генетика. МГК)

Ролевая игра

2

ВСЕГО:

4часа


7. Библиотечно-информационные ресурсы

7.1. Литература

а) основная литература

1. Викторова, Т.В. Биология: уч. пос. / Т.В. Викторова. – М., 2011. – 400 с

2. Пехов, А.П. Биология / А.П. Пехов. – М., 2010 г.

3. Биология с общей генетикой: учебник / А.А. Слюсарев - М.: Альянс, 2011.- 472 с.


б) дополнительная литература

1. Верещагина, В.А. Основы общей цитологии: учеб. пос. / В.А. Верещагина. – 2009. - 176 с.

2.Руководство к лабораторным занятиям по биологии / под ред. проф. В.Н. Чебышева. – М., 2008.

3.Ходжаян, А.Б. Основы цитологии: структурная организация клетки: Учебное пособие / А.Б. Ходжаян, А.К Михайленко, Э.Н. Макаренко.Ставрополь: Изд - во СтГМА, 2009. 50 с.

4.Сущность жизни. Свойства и уровни организации живого, А.Б. Ходжаян, Н.Н. Федоренко,А.К. Михайленко, Э.Н. Макаренко, учебное пособие -СтГМА, -2009.

5.К некоторым вопросам биологии и генетики, А.Б. Ходжаян, Л.А. Краснова, Н.Н. Федоренко, Г.И.Болдырева, учебное пособие для студентов 1 курса. -2008, 75с.


7.2. Базы данных, справочные и поисковые системы,

Интернет-ресурсы, ссылки.

1. Свободная энциклопедия ВИКИПЕДИЯ: http://ru.wikipedia.org

2. БИОЛОГИЯ Навигатор по информационным ресурсам. http: //www.spsl.nsc. ru/win/nelbib/biolos/pricl.biology.htm

3. http://www.biotechnolog.ru/map.htm



  1. Оценочные средства

В соответствии с рейтинговой системой оценки знаний студентов в ходе изучения дисциплины и контроля самостоятельной работы обучающегося предусмотрены выполнение тестовых зданий на практических занятиях, выполнение контрольной работы и написание реферата - задачи определяются преподавателем индивидуально для каждого студента.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Тесты с одним правильным ответом:



1)Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

1)клеточный + 2)популяционно-видовой

3)биогеоценотический 4)биосферный

2)Ген относится к структурно-функциональной единице уровня организации жизни

1) организменного 2) органоидно-клеточного

3) молекулярно-генетического+ 4) популяционно-видового

3)Протекание процессов - жизнедеятельности, обеспечивающих существование каждой особи как самостоятельной живой системы, характерно для уровня организации жизни

1) организменного+ 2) органоидно-клеточного

3) популяционно-видового 4) молекулярно-генетического

4)Активное и глобальное преобразование организмами населяемой оболочки Земли характерно для уровня организации жизни

1) биосферного + 2) организменного

3) биогеоценотического 4) популяционно-видового

5)Низшим надорганизменным уровнем существования живых систем является:

1)ткань 2)популяция+

3)клетка 4)биосфера

6)Выберите наивысший уровень организации живых систем из нижеперечисленных

1) клеточный 2) организменный

3) популяционный+ 4) молекулярный

7)Русский биолог Д.И. Ивановский, изучая заболевание листьев табака, открыл

1)вирусы + 2)простейших

3)бактерии 4)грибы

8)Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов разных царств живой природы – одно из положений

1)теории эволюции 2)клеточной теории+

3)учения об онтогенезе 4)законов наследственности
9)Укажите формулировку одного из положений клеточной теории.

1)Клетки растений отличаются от клеток животных наличием хлоропластов.

2)Клетка – единица строения, жизнедеятельности и развития организмов+

3)Клетки прокариот не имеют оформленного ядра.

4)Вирусы не имеют клеточного строения.

10)Клетки организмов всех царств живой природы имеют

1)оболочку из клетчатки 2)ядро

3) комплекс Гольджи 4)плазматическую мембрану+

11)Все особенности строения белка определяются:

1) аминокислотным составом молекулы белка;

2) последовательностью аминокислот в белковой цепи;

3) количеством аминокислотных звеньев в молекуле белка;

4) всеми из вышеперечисленных признаков.+

12)Гликолизом называется:

1) совокупность всех процессов энергетического обмена i

2) бескислородное расщепление глюкозы;+

3) полное расщепление глюкозы;

4) полимеризация глюкозы с образованием гликогена.

13)На мембранах гранулярной эндоплазматической сети происходит синтез:

1) АТФ; 3) липидов;

2) углеводов; 4) белков.+

14)Нуклеотиды в нити молекулы ДНК соединяются следующей связью:

1) ковалентной; + 3) пептидной;

2) водородной; 4) дисульфидными мостиками.

15)Гликолиз протекает:

1) на мембранах эндоплазматической сети;

2) на митохондриальных мембранах;

3) в цитоплазме; +

4)в ядре.
Примерные варианты контрольной работы:

№1

1.Биология как наука. Цели, задачи, методы биологии.



2.Митоз, фазы митоза, его биологическое значение.

3.Напишите в буквенных выражениях и дайте формулировку первого Закона Г.Менделя.

4.Комбинативная изменчивость, её значение.

№2

1.Определение жизни. Опишите фундаментальные признаки жизни.



2.Строение поверхностного аппарата клетки. Состав, строение и свойства клеточных мембран. В чем особенности строения оболочки растительной и животной клетки.

3.Напишите в буквенных выражениях и дайте формулировку второго закона Г.Менделя.

4.Модификационная изменчивость, её значение.

№3

1.Основные положения клеточной теории.



2.Что такое интерфаза, какие выделяют виды интерфаз, дайте им характеристику.

3.Генетика как наука, ее цели и задачи. Основные этапы развития генетики.

4.Строение и функции ядра клетки.

№4

1.Строение и функции интерфазного ядра.



2.Что такое амитоз, чем он отличается от митоза.

3.Гибридологический метод генетики, в чем его сущность.

4.Процеес транскрипции в биосинтезе белка.

№5

1.Цитоплазма клетки, ее основные компоненты. Состав, свойства, цитоскелет, цитоплазматические включения.



2.Понятие жизненного, клеточного, митотического цикла клетки.

3.Основные понятия генетики: альтернативные признаки, аллельные гены, гомо – и гетерозигота, доминантные и рецессивные признаки, генотип, фенотип, менделирующие признаки.

4.Строение и функции ДНК.

№6

1.Дайте характеристику молекулярному, клеточному, тканевому уровням организации живого.



2. Мейоз, его биологическое значение.

3.Моногибридное скрещивание, законы Г.Менделя установленные при моногибридном скрещивании.

4.Строение и функции клеточного центра и микротрубочек.

№7

1.АТФ – строение и значение в жизнедеятельности клетки.



2.Опишите первое (редукционное) деление мейоза, сколько и какие по набору хромосом при этом образуются клетки.

3.Распишите схему дигибридного скрещивания и проведите анализ гибридов второго поколения.

4.Строение и функции митохондрий.

№ 8


1.Митохондрии – строение, происхождение, способ воспроизведения, функция. В чем хлоропласты схожи с митохондриями.

2.Опишите процессы происходящие в аутосинтетическую интерфазу.

3.Мутации, их классификация. Мутагены среды. Последствия мутаций для человека.

4.Строение и функции лизосом и пероксисом.

№9

1.Дайте характеристику популяционно-видовому, биогеоценотическому и биосферному уровням организации живого.



2.Опишите второе мейотическое деление, сколько и какие по набору хромосом при этом образуются клетки.

3.Гипотеза чистоты гамет, ее цитологическое обоснование.

4.Мутации и их классификация.

№10


1.Строение и функция рибосом в клетке. Что такое полисома.

2.Морфологические особенности метафазных хромосом. Типы хромосом.

3.Цитологические основы третьего закона Г.Менделя. При каких условиях этот закон выдерживается.

4.Строение и функции РНК.


ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ:
1.Свойства и признаки жизни. Развитие представлений о сущности жизни.

2. Определение жизни с позиций системного подхода. Организация открытых биологических систем.

3. Теория возникновения жизни на Земле А.И. Опарина.

4. Главные этапы развития Жизни на Земле. Гипотезы происхождения эукариотических клеток и многоклеточности.

5. Иерархические уровни организации жизни и их характеристика.

6. Прокариоты, особенности строения, жизнедеятельности, значение в природе

7. Эволюция полового процесса. Гаметогенез.

8. Современные представления о гене, его свойства. Понятие генома человека.

9. Химический состав хромосом и их структурная организация. Классификация хромосом человека.

10. Клонирование и генная инженерия.

11. Профилактика наследственной и врожденной патологии. Пренатальная диагностика.

12. Мутагенное загрязнение окружающей среды. Влияние на риск развития генетических патологий.

13. Мутационная изменчивость, её значение.

14. Медико-генетическое консультирование, этапы и значение в медицине.

15. Этапы развития науки генетики.

16. Молекулярный уровень изучения наследственного материала.

17. Цитоплазматическая наследственность у про- и эукариот..

18. Генеалогический метод генетики человека.

19. Цитогенетический метод в генетике человека.

20. Близнецовый метод в генетике человека

21. Биохимический метод в генетике человека.

22. Амниоцентез, его применение и значение в медицине.

23. Человек как специфический объект генетического анализа.

24. История развития, основные достижения и проблемы медицинской генетики.

25. Генетика пола. Наследование, ограниченное и контролируемое полом.


  1. Материально-техническое обеспечение

Специально оборудованы: кабинеты и аудитории, компьютерные классы с выходом в интернет, проекторы, мультимедийные аппараты, таблицы, муляжи, микро- и макропрепараты, микроскопы, лупы, предметные стекла, пробирки, планшеты, лотки пластмассовые и металлические. Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеокамера, проекторы.


10. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи

со смежными (последующими) дисциплинами

№ п/п


Наименование

обеспечиваемых

(последующих) дисциплин



№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения

последующих дисциплин



1

2

3

4

1.

Анатомия человека

+

+

+

+

2.

Нормальная физиология

+

+

+

+

3.

Общая патология

+

+

+

+

4.

Микробиология, вирусология, иммунология

+

+







5.

Гигиена и экология человека




+

+

+

6.

Здоровье человека и его окружение

+

+

+

+

Разработчики:

СтГМУ, каф. биологии, профессор: А.К. Михайленко






Каталог: userfiles -> depts -> biology ecology
biology ecology -> К некоторым вопросам эволюции
biology ecology -> Учебное пособие для бакалавров / Э. Н. Макаренко, М. В. Походенко Ставрополь: Изд-во Стгму. 2014 78 с
biology ecology -> Жизненный цикл клетки. Деление клетки митоз, амитоз, эндомитоз
biology ecology -> Деление соматических и образование половых клеток
biology ecology -> Фонд оценочных средств по учебной дисциплине «деловая этика» Направление подготовки – 06. 03. 01 Биология
biology ecology -> Филогенез висцерального черепа, зубной системы и ротовых желёз позвоночных
biology ecology -> Сборник ситуационных задач по генетике для студентов I курса
biology ecology -> Методическая разработка к практическому занятию по учебной дисциплине биология для студентов 1-го курса, обучающихся по специальностям
biology ecology -> Кафедра биологии
biology ecology -> Учебно-методическое пособие Ставрополь, 2013 (07) ббк 28. 0 Я73 м 15


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница