Реформирование многосторонней системы применения антидемпинговых мер как способ снижения протекционизма



Скачать 71,56 Kb.
страница1/2
Дата02.06.2017
Размер71,56 Kb.
ТипРеферат
  1   2
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»


Факультет мировой экономики
Кафедра торговой политики



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему Реформирование многосторонней системы применения антидемпинговых мер как способ снижения протекционизма


Студент группы № 563

Ершова Дарья Михайловна


Руководитель ВКР

Старший преподаватель, к.э.н.

Савельев Олег Владимирович

Москва, 2013

Содержание

Введение …………………………………………………………….……………3

Глава 1. Общая характеристика антидемпинговой и конкурентной политики


    1. Определение понятия «демпинг»………………………………………7

    2. Антидемпинговое расследование .....………………………… ………9

    3. Характеристика антидемпинговых мер......………………….… …....10

    4. Общая характеристика конкурентной политики…………………......15

Глава 2. Взаимосвязь антидемпинговой и конкурентной политики

    1. Сравнение антидемпингового и конкурентного законодательства..19

    2. Опыт применение антидемпингового и конкурентного законодательства в интеграционных объединениях ….………… …22

Глава 3. Способы реформирования антидемпинговой системы

    1. Реформирование антидемпинговой системы через конкурентное законодательство…...………………………………………………… 26

    2. Реформирование Антидемпингового Соглашения ВТО……………32

Заключение………………………………..…………………………………….37

Введение.
За последние десятилетия процесс международной экономической глобализации значительно усилил взаимозависимость и взаимовлияние национальных экономик, и это сказалось на его главной составляющей – внешней торговле и торговой политике государств. Несмотря на увеличение товаропотоков между странами и усиление процесса либерализации международной торговли, государственное регулирование этой области не уменьшается, а наоборот набирает обороты. Если раньше основным способом защиты рынка был таможенный тариф, то сегодня в условиях новой системы международной торговли он теряет свою привлекательность. За шестьдесят лет раундов ГАТТ уровень тарифной защиты существенно снизился. Будучи ограниченными данными обязательствами, страны стали активно использовать другие инструменты протекционизма – на смену тарифам приходят нетарифные меры. Они, в отличие от таможенных пошлин, дают больше возможностей для произвольных действий правительства и создают неопределенность в сфере внешней торговли.

Существует большое количество нетарифных способов защитить национальный рынок, но не все из них применяются одинаково широко. Наиболее часто использующимися на сегодняшний день являются антидемпинговые санкции. Этот вид мер является эффективным способом защитить отечественный рынок, но сегодня они используются без достаточных на то оснований. В условиях современного стремительно развивающего рынка эти меры из законного способа защитить рынок превратились в барьеры на пути развития международной торговли, и, как следствие, ослабляют иностранную конкуренцию. Об этом свидетельствует тот факт, что еще в конце 90-х годов 95% всех антидемпинговых расследований имели защитный аспект, тогда как только 5% носили антиконкурентный характер.1 И хотя изначально они использовались для борьбы с недобросовестной конкуренцией в виде демпинга, их последующее широкое применение привело экономистов к выводу, что сейчас антидемпинг не имеет ничего общего со справедливой торговлей. Отныне это просто еще одна форма протекционизма. Тем не менее, антидемпинговые меры являются законными, если они соответствуют положениям Антидемпингового Соглашения ВТО.

В 1980-х годах антидемпинговые меры наиболее активно применялись крупными экономиками: ЕС, Канада, США, Австралия, а в начале 1990-х годов к ним присоединились развивающиеся страны: Индия, Бразилия, Китай, ЮАР, которые также приняли своё антидемпинговое законодательство. Эти изменения последовали за мерами по либерализации, которые принимали растущие экономики, и их всё возрастающей ролью в международной торговле. В то же время страны, традиционно прибегающие к антидемпинговым мерам, стали жертвами их применения.

Использование антидемпинговых мер приводит к некоторым стратегическим последствиям. Так, в большинстве случаев, страна, применяющая их, в целом несет значительные потери, хотя защищаемые отрасли обычно выигрывают. И потому такое значительное увеличение стран, начавших применять антидепинговые меры, заставило экономистов пересмотреть свои взгляды на данный вид протекционизма: важно понимать, какие последствия это будет иметь на всей международной торговле.

Почему страны принимают антидемпинговое законодательство? С одной стороны, причина очевидна – противостояние несправедливой конкуренции. Но также есть и другие причины: непоследнюю роль играет фактор взаимности. Ведь многие «новички» антидемпинга ранее были мишенью для пошлин ЕС и США. Кроме того, для самих компаний демпинг нередко является способом захватить рынок или получить дополнительную прибыль.

Истинные причины демпинга определить достаточно сложно, а потому всё чаще участники международной торговли злоупотребляют этим, а вводимые антидемпинговые меры всё реже противодействуют истинному положению вещей и компенсируют реально понесенный ущерб.

Темой данной выпускной квалификационной работы является реформирование системы применения антидемпинговых мер с целью снижения протекционизма. Также в работе рассматривается взаимосвязь антидемпингового и конкурентного законодательства. Актуальность темы определяется широким применением данных мер, их значимостью в современной внешнеторговой практике.

Цель данной работы – определить возможные способы реформирования антидемпинговой системы в соответствии с нормами справедливой конкуренции. И для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:



  • определить понятия «демпинга», «антидемпинговой политики», «конкурентного законодательства»;

  • рассмотреть особенности взаимодействия антидемпинговой и конкурентной политики в разных регионах мира;

  • предложить способы реформирования антидемпингового регулирования.

В работе будут рассмотрены такие вопросы, как: что такое демпинг и антидемпинговые меры, каковы особенности их применения; чем является конкурентная политика и какие действия попадают под сферу ее регулирования. В заключение будут предложены варианты изменений, которые можно внести в нынешнюю систему регулирования применения антидемпинговых мер.

Для изучения данных вопросов использовались различные виды источников. Так, для определения самого понятия «демпинг» была взята информация из официальных документов Всемирной Торговой Организации: ст. IV Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле и Соглашение по Применению ст. IV ГАТТ. Статьи Мессерлина П.А., Леклерка Ж-М., Вутона И. и Занарди M. были использованы для ознакомления с взглядами современных экономистов на проблему. Также использует метод сравнительного анализа.



1. Общая характеристика антидемпинговой и конкурентной политики.

1.1 Определение понятия «демпинг».
Антидемпинговые санкции – это эффективная форма государственного регулирования международной торговли, которая позволяет защитить внутренний рынок от внешней конкуренции. Эти меры были введены в международную практику для сохранения и поддержания справедливых конкурентных условий во всем мире. Но за последние годы число случаев злоупотребления этими мерами значительно увеличилось, и на сегодняшний день антидемпинговые санкции являются уже не столько способом борьбы с недобросовестной конкуренцией, сколько инструментом неоправданного протекционизма.

Согласно ст. VI Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле, демпинг – это поставка товара на экспорт по цене ниже стоимости аналогичного товара на рынке страны-экспортера, устанавливаемой в рамках обычного хода торговли. Если же товар поставляется из страны с «нерыночной» экономикой, т.е. где формирование цен происходит под влиянием государства, используется метод «страны-аналога».

Существует три типа демпинга: устойчивый, случайный (спорадический) и хищнический (преднамеренный).

Устойчивый демпинг объясняется различиями между рынками, и в первую очередь эластичностью спроса. На мировой рынок имеет доступ гораздо большее количество фирм и заменителей товара, а также на нем более высокий уровень конкуренции, чем на национальных рынках. В результате, эластичность спроса на любой товар на мировой рынке гораздо выше. Этот фактор и используют производители в стремлении максимизировать прибыль.

Спорадический демпинг – это результат случайного изменения конъюнктуры, внезапно возникшего излишка продукции, ошибок планирования и много другого.

Целью третьего вида демпинга – хищнического – является захват рынка и установление там своей монопольной власти с последующим ростом цен, который компенсирует все затраты и долгосрочном периоде обеспечит максимизацию прибыли.

Особенностью демпинга является то, что при расследовании очень сложно определить его истинные причины, а значит, вводимые меры не всегда будут соответствовать ущербу, который нанесен отечественным экономикам. Однако в любом случае, демпинг – это разновидность недобросовестной конкуренции, поэтому он запрещен законодательствами большинства участников международной торговли.

Применяется демпинг по самым разным причинам. Основной причиной является разница в эластичности спроса на товар в разных государствах. Также производители могут поставлять товары по заниженным ценам с целью устранить конкурентов и установить контроль над иностранным рынком для увеличения сбыта и получения дополнительной прибыли. Кроме того, играет свою роль желание компаний освободиться от излишних запасов товара. Для монополистов стимулом для демпинга может стать тот факт, что за счет низких экспортных цен можно повысить цены на внутреннем рынке. Такая «привлекательность» демпинга значительно осложняет борьбу с ним. А также демпинг может быть вызван нехваткой иностранной валюты в стране, и в таком случае поставки по заниженным ценам обеспечивают приток валютных поступлений.

В рамках Всемирной Торговой Организации демпинг нарушает принцип справедливой торговли и конкуренции, поскольку в результате поставок по заниженным ценам в стране-импортере независимо от издержек производства увеличивается предложение некоторых видов товаров, что приводит к банкротству отдельных предприятий и увеличению безработицы. Поэтому демпинг запрещен национальным законодательством стран, и против него применяется антидемпинговая пошлина, которая обычно значительно выше таможенной пошлины и носит запретительный характер для страны-экспортера.
1.2. Антидемпинговое расследование.
Так как особенностью введения антидемпинговых мер является проведение обязательного предварительного расследования, то для снижения и устранения ущерба, нанесенного демпингом, принимающая сторона может должна подать жалобу компетентным органам. Расследование начинается только в том случае, если установлено, что заявление подано национальной отраслью или от ее имени, то есть производителями, на чей совокупный выпуск приходится более 50 процентов производства аналогичного товара. И в процессе антидемпингового расследования устанавливается факт демпинга, нанесенный им ущерб национальной экономике, а также причинно-следственная связь между ними.

Наличие факта демпинга определяется минимальной разницей (2%) между ценой демпингового товара и его нормальной стоимостью. При определении объема демпингового импорта рассматривается, «произошло ли значительное увеличение демпингового импорта в абсолютном выражении, либо по отношению к производству или потреблению в импортирующем». А устанавливая размер ущерба, компетентные органы изучают, «приводит ли такой импорт каким-либо иным образом к снижению цен в значительной степени или в значительной степени препятствует повышению цен, которое произошло бы в противном случае» 2.

Третьим этапом является доказательство причинно-следственной связи между демпингом и ущербом национальной отрасли. Для этого учитываются не только доказательства демпинга, но и любые факторы, наносящие вред национальной отрасли, и которые не должны быть приписаны демпинговому импорту. Рассматриваются такие факторы, как цены и объем импорта, проданного по не демпинговым ценам, экспортные показатели отечественной отрасли, конкуренция между иностранным и национальными производителями. Оценка влияния демпингового импорта на затронутую отрасль также включает изучение сокращение продаж, фактическое или потенциальное, прибыли, доли на рынке, товарные запасы, занятость, темпы роста и многое другое.

В процессе расследования на импортные поставки могут быть наложены временные меры, которые вводятся в виде временной пошлины. Но, кроме того, они могут принимать форму залога, который равен сумме предварительно оцененной антидемпинговой пошлины. Данные меры считаются необходимыми для предотвращения ущерба, который может быть нанесен в ходе расследования. При этом от страны-экспортера не требуется предлагать какие-либо ценовые обязательства, если не вынесено предварительного решения о наличии демпинга и наносимом им ущербе. Но, согласно положению об обратной силе, «если окончательное определение является отрицательным, то любой денежный депозит, внесенный в период применения временных мер, незамедлительно возвращается, а любое долговое обязательство незамедлительно аннулируется»3.


1.3. Характеристика антидемпинговых мер.
Если в результате расследования вынесено предварительное положительное решение о наличии демпинга и связанного с ним ущерба национальной отрасли импортирующая сторона имеет право наложить антидемпинговые пошлины. Их величина зависит от демпинговой маржи, которая вычисляется как разность между нормальной стоимостью товара и его экспортной ценой. Целью таких мер является компенсирование того ущерба, который был нанесен национальной экономике в результате недобросовестной конкуренции. При этом желательно, чтобы подобные пошлины были меньше величины демпинговой маржи, если этого достаточно для устранения нанесенного ущерба, а сумма пошлины не должна превышать ее. Но введение таких мер, также как и факт начала расследования, отрицательно сказывается на торгово-экономических отношениях между вовлеченными в антидемпинговые процедуры странами, потому что значительно ухудшает условия пребывания иностранного производителя на национальном рынке. Кроме того, одна только возможность введения ответных мер создает атмосферу торговой войны и приводит к дезорганизации рынка. Так, увеличение числа антидемпинговых процедур за последние двадцать лет привело к усилению напряженности вокруг проблемы применения антидемпинговых мер во многих странах мира.

Но кроме тарифного антидемпинговые меры могут носить и нетарифный характер, то есть на импортируемый товар могут быть наложены количественные ограничения. А также возможно установление минимальной цены экспортных продаж, и в таком случае антидемпинговая пошлина не взимается.

Согласно пункту 1 статьи 11 Соглашения по применению статьи VI ГАТТ, «антидемпинговая пошлина остается в силе лишь в течение такого времени и в таком размере, которые необходимы для противодействия демпингу, наносящему ущерб». В некоторых случаях она может быть пересмотрена. Например, при:


  • изменившихся обстоятельствах, когда введенная мера либо больше не является необходимой, либо не предотвращает демпинг и ущерб;

  • истечении срока применения санкции;

  • выхода на рынок новой компании;

  • обходе поставщиком антидемпинговых пошлин (например, через территорию третьей страны).

Но при этом действие любой пошлины прекращается не позднее пяти лет с момента ее введения или последнего пересмотра. Пересмотр же возможен по инициативе как самих компетентных органов, если они считают необходимым продолжить взимание полшины, так и заинтересованных сторон при предоставлении информации, подтверждающей необходимость пересмотра.

С одной стороны, антидемпинговые меры защищают отечественный рынок, но с другой – странам-импортерам они зачастую обходятся гораздо дороже, чем тарифные протекционистские меры, поскольку это накладывает издержки на покупателей, а само государство не получает от введения подобных мер никаких тарифных отступлений.

Но почему же тогда антидемпинговые пошлины так популярны в современной внешнеторговой практике? На этот вопрос есть несколько ответов. Во-первых, как было сказано раньше, повышение тарифных пошлин не всегда возможно из-за уровня связывания тарифов. Во-вторых, применяя антидемпинговые санкции, государство руководствуется, в первую очередь, тем, что конкурентоспособные производители не должны терять свой рынок из-за несправедливой конкуренции. Кроме того, одно только начало антидемпингового расследования сокращает импортные поставки, что улучшает условия деятельности национальных предприятий. Также стоит отметить, что введенные меры являются односторонними, то есть по завершении расследования импортер не должен выплачивать компенсацию экспортеру. И, кроме того, существуют чисто политические причины выгодности применения подобных мер. Так, например, согласно ГАТТ/ВТО, введение антидемпинговых пошлин не является многосторонне обязательным, и значит, страна-импортер может выбрать отдельных экспортеров, в отношении товара которых вводить подобные меры. Кроме того, постоянные обвинения в демпинге иностранных компаний позволяют государству оправдать неэффективность национальных предприятий. А также экономически мощное государство может осуществлять демпинг в торговле с менее развитыми странами для подавления конкуренции местных производителей и постепенного получения экономического контроля на этой страной.

Антидемпинговые меры – одно из основных средств защиты национальных предприятий. За последнее десятилетие количество их применения только возросло, и свою роль в этом сыграли развивающиеся страны. Так, если в XX веке лидерами по количеству жалоб и применению антидемпинговых и компенсационных мер были страны так называемой «большой четверки»: Австралия, Канада, Европейский Союз и Соединенные Штаты Америки (на их долю приходилось около 90% применяемых мер), то в конце 90-х годов их сместили развивающиеся экономики: Аргентина, Бразилия, Индия, Мексика и Южно-Африканская Республика. Начиная с 1995 года, на долю этих стран приходилось около четверти антидемпинговых жалоб. На рисунке 1 представлено количество антидемпинговых расследований, инициированных развивающимися странами, которые стали новыми лидерами в применении данных пошлин.



Рисунок 1. Количество АД расследований, инициированных «новыми» странами.



Источник: WTO Antidumping Database, wto.org
За десятилетие 1990-2000 гг. также значительно увеличилась доля развивающихся экономик в числе тех стран,

против которых применяются антидемпинговые меры. Это подтверждают цифры: с начала 90-х годов доля этих стран увеличилась с 38 до 42%. А в 80-х годах это число составляло не более 20%.4 Здесь стоит отметить, что такое увеличение было вызвано возрастающей активностью развивающихся стран в использовании как демпинга, так и антидемпинговых мер. Если в течение 80-х гг. антидемпинговые расследования были инициированы, в значительной степени, небольшой группой развитых стран против настолько же развитых экономик, а развивающиеся государства практически не участвовали в подобных расследованиях, то за последнее десятилетие участие последних значительно возросло.

К началу 2000 года уже более 90% всемирной торговли являлось объектом демпинга5, и, анализируя распределение введения антидемпинговых мер по секторам, можно увидеть, что в конце 90-х годов около 40% пошлин налагалось на сталь и другие металлы. В таблице 1 указаны отрасли промышленности, в отношении которых в период с 1995 по 2006 год было применено наибольшее количество антидемпинговых мер.
Таблица 1. Отрасли с наибольшим количеством введенных мер, 1995-2006

Металлы

618

Химическая продукция

395

Пластмассы и каучук

259

Текстиль

159

Машины и оборудование

150

Бумажная промышленность

87


Источник: WTO Antidumping Database, wto.org

1.4 Общая характеристика конкурентной политики.

Конкурентная среда была сформирована за счет создания условий, способствующих конкурентной деятельности предприятий в соответствии с воздействием рыночных структур. И целью конкурентной (или антимонопольной) политики является формирование такой среды и улучшение благосостояния конечного потребителя. Она должна защищать конкуренцию и конкурентное законодательство, а также поощрять конкуренцию для повышения общей эффективности экономики и поддерживать ее на необходимом для этого уровне. Конкурентное законодательство – это различные запреты на антиконкурентные действия, оно способствует расширению возможностей для предпринимателей на внутреннем и внешнем рынках. В общем и целом, конкурентная политика должна обеспечивать компаниям наличие равных возможностей для участия в экономике и предоставления потребителям конкурентных цен и товаров.

Конкурентная политика основывается на законах, благодаря которым становится возможным предотвращение недобросовестной конкуренции со стороны как частных компаний, так и государственных предприятий. Конкурентное законодательство затрагивает все области, так или иначе связанные с конкуренцией. Одной из таких областей является регулирование торговли, в сферу рассмотрения которой относятся такие антиконкурентные действия, как:


  • слияния фирм,

  • горизонтальные и вертикальные ограничения и соглашения,

  • злоупотребление доминирующим положением на рынке,

  • ценовая дискриминация,

  • хищническое ценообразование.

Рассмотрим их подробнее.

Конкурентная политика борется со слияниями компаний, поскольку последние существенно ослабляют конкуренцию, приводя к образованию монополий. В свою очередь, компании, обладающие монополией на рынке, начинают вести политику, противоречащую нормам справедливой конкуренции. В некоторых случаях возможны положительные результаты слияний, но задачей конкурентной политики является их тщательный анализ с целью выявить позитивные и негативные последствия, и в результате избежать ограничения или ослабления конкуренции на рынке. То есть за счет удержания такого баланса плюсов и минусов от слияний компании не получают избыточную власть на рынке и возможность влияния на других его игроков.



Горизонтальные и вертикальные ограничения также считаются антиконкурентной практикой. Горизонтальными ограничениями являются договоренности между фирмами, производящими схожие товары. Например: раздел рынка, установление цен, распределение покупателей. Вертикальные ограничения – это договоренности компаний, которые составляют одну производственно-сбытовую цепочку: отказ от сделки, обусловленные продажи, предоставление исключительного права продажи. И те, и другие ограничения приводят к увеличению цены, снижению объемов производства и несправедливому распределению товаров внутри рынка. Сюда же относятся и картели, которые являются антиконкурентными образованиями.

Компании, еще не получившие полной монополии на рынке, но занимающие на нем доминирующее положение, зачастую злоупотребляют этим. Это связано с использованием участника рынка влиять на условия его функционирования. Чаще всего используются вытеснение с рынка конкурентов, продажа товара на определенных условиях, отказ от сделки, предоставление исключительного права продажи, а также ценовая дискриминация и «хищническое» ценообразование. Эти действия предпринимаются для поддержания, усиления и использования своего доминирующего положения. Как правило, компании, имеющие такую власть на рынке, оказывают значительное влияние на рынок, контролируют его, что существенно снижает конкуренцию на нем и, соответственно, рассматривается как антиконкурентная практика. В таких странах, как США, ЕС и Канада законодательство относительно злоупотреблением доминирующим положением на рынке затрагивает действия, которые имеют исключительный характер и, как правило, носят форму вертикальных ограничений или хищнического ценообразования. В общем и целом, можно выделить три типа злоупотреблений:



  • хищническое поведение – попытки разными способами устранить конкурентов с рынка;

  • эгоистическое поведение – использование своего влияния на рынок с целью дикриминировать покупателей или поставщиков для получения несправедливого преимущества и, как следствие, значительной прибыли;

  • препятствующее поведение – препятствие проникновению на рынок новых игроков-конкурентов.

Ценовая дискриминация – это предоставление при покупке ценовых преференций одному покупателю и отказ предоставить аналогичные условия для других. То есть назначение различных цен различным покупателям, и при этом разница в ценах никак не отражает разницы в затратах на продажи товара или услуги разным покупателям. Дискриминация по ценам определяется наличием трех условий: компания должна обладать влиянием на рынок и устанавливать на нем цены; компания должна дифференцировать покупателей по группам в соответствии с определенными критериями (их восприимчивостью к изменению цен); покупатели не могут перепродавать товары друг другу (в противном случае цена будет сведена к минимально возможной).

Хищническое ценообразование имеет место в случае, когда компания временно понижает цены продаж или увеличивает объемы производства или производственные мощности для ограничения допуска новых конкурентов на свой рынок или вытеснения уже имеющихся. В этих случаях компания несет временные потери, ожидая, что сможет восполнить их в будущем.

Перечисленные способы поведения предприятий на рынке оказывают крайне негативное влияние на конкурентную среду, а потому должны быть предотвращены мерами конкурентной политики. Сегодня в условиях развитой международной торговли и функционирования открытых рынков это имеет особое значение, поскольку цель справедливой конкуренции – увеличение благосостояния потребителей и эффективности экономики в целом.

Итак, в данной главе было рассмотрено понятие «демпинг», особенности его применения и введения ответных антидемпинговых санкции, а также конкурентная политика и антиконкурентные действия, которые она регулирует.


Каталог: data -> 2013
2013 -> Маоу «Лицей №8» г. Перми Анаморфическое образное моделирование как приём формирования знаково-символических универсальных учебных действий
2013 -> Моделирование спроса на рынке табачной продукции
2013 -> «Оценка воздействия реставрации памятников истории и культуры на социально-экономическое развитие территории
2013 -> Реализация государственной политики в сфере оказания первичной медико-санитарной помощи по принципу общей врачебной практики
2013 -> «Система госзакупок высокотехнологичного медицинского оборудования»
2013 -> Статья 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
2013 -> О выпускной квалификационной работе бакалавров и специалистов в ниу вшэ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница