Рекомендации для педагогов по работе с детьми с нарушением зрения в зависимости от вида зрительной патологии



Дата31.12.2017
Размер44 Kb.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ

МИОПИЯ (близорукость)

Аномалия рефракции (лучи не доходят до сетчатки).

Опасность: глаз растягивается в переднем и заднем направлении и может наступить отслоение ( ощущение- «заискрилось» в глазах).

Рекомендации:

- обязательно хорошее освещение,

-нельзя низко наклоняться, беречь спину,

-исключить сильные физические нагрузки (особенно при высокой степени близорукости)

-необходимо укреплять иммунную систему ( недостаток витаминов),

-ребенок должен сидеть в передней половине класса, ближе к источнику освещения ( окну),

-освещенность поверхности стола – 500 лк., на занятиях по труду, при самостоятельной работе-1500 лк.,

- допустимая зрительная нагрузка-10 мин.,

- зрительная гимнастика не менее 2-х раз на протяжении всего занятия,

- строгое соблюдение режима для занятий на свежем воздухе, закаливание,

- постоянный контроль за осанкой, применение работы, стоя за столом.
ГИПЕРМЕТРОПИЯ (дальнозоркость).

Аномалия рефракции ( лучи сходятся за сетчаткой).

Рекомендации:

- возможны физические нагрузки,

- легче смотреть вдаль,

- предметы для демонстрации, работы- крупные, крсочные,

- трудно работать в тетради- чаще у доски.

АСТИГМАТИЗМ.

Рефракция (преломляющая сила) по вертикальным и горизонтальным осям не одинаковая.

Рекомендации:

-дети зрительно утомляемы, необходимо снимать напряжение, постоянно менять виды деятельности,

ПРИ СМЕШАННОМ АСТИГМАТИЗМЕ ребенок неправильно видит форму и величину предмета, поэтому:

-использовать осязание, дать возможность ощупать предмет, обследовать руками,

- ребенок испытывает затруднения при соединении элементов букв, линий на чертежах и рисунках,

- т.к. не видят четко границы парты и других плоскостей- неуклюжи за партой- все роняют, ручки и другие принадлежности.
АМБЛИОПИЯ.

Различные по происхождению формы понижения остроты зрения, причиной, которого являются функциональные расстройства зрительного аппарата.



Рекомендации:

- при выполнении заданий на сравнение предметов по величине и размеру у ребенка возникают трудности в определении насыщенности оттенков, светлоты предметов,

- допустимая нагрузка- 10 минут,

- отдых для ребенка - это работа на слух, устное выполнение заданий-10 минут,

- использовать такие виды работ, как обводка через кальку контурных изображений, выкладывание узора с помощью мозаики, пазллов, рассматривание картинок,

- использовать трафареты, контурные изображения.

КОСОГЛАЗИЕ (девиация).

Отклонение глазного яблока от основной зрительной оси.



Рекомендации:

так как

- снижаются зрительные функции,

-отсутствует бинокулярное зрение ( нет слияния в единый образ),

-замедляется скорость ,точность дифференцированность восприятия предметов окружающего мира,

- т.к. существуют трудности в овладении сенсорными эталонами, в понимании сюжетных картин, в выполнении практических действий, в ориентировке в пространстве.

СХОДЯЩЕЕСЯ КОСОГЛАЗИЕ.

Рекомендации:

-работать на приподнятой поверхности( подставка),

-необходимо наличие подставок для чтения учебников и текстовых материалов,

-при списывании текст располагать на подставке на удаленном расстоянии.

РАСХОДЯЩЕЕСЯ КОСОГЛАЗИЕ.

Рекомендации:

- работая на столе, на коленях, на полу используя мелкие детали,

- т.к возникают трудности при списывании с доски, использовать индивидуальные карточки,

- развивать слуховое внимание.

НИСТАГМ.

Патология глазодвигательной системы - качание глаза по вертикали, горизонтали, круговые движения глазом.



Причина: поражение ЦНС.

Рекомендации:

- т.к. нарушена функция взора. недопустимо списывание с доски,

- работать по индивидуальным карточкам, проговаривая текст карточки и комментируя выполнение задания,

-при чтении текста, нижнюю границу строки контролировать с помощью линейки, через рамочку,

- смотреть на иллюстрацию, картину через рамочку, т.к. требуется больше времени на рассматривание из-за пропуска деталей,

-такой ребенок самым первым начинает читать текст вслух, т.к.не может следить за текстом,

- в учебниках и тетрадях должны быть закладки,

- нельзя нервировать ребенка, т.к. учащаются колебания.
ГЛАУКОМА.

Повышение глазного давления по причине нарушения оттока внутриглазной жидкости.



Рекомендации:

- недопустим резкий эмоциональный всплеск,

недопустимо

- переутомление,

- длительное пребывание в темном помещении,

- резко менять температуру окружающей среды,

- физические нагрузки (наклоны головы и подъем тяжестей),

- место ученика в передней половине помещения,

- освещенность рабочей поверхности-500 лк.,

- необходимо оборудовать рабочее место ребенка автономным освещением (настольная лампа с сенсорным выключателем),

- допустимая зрительная нагрузка - 10 минут, отдых- 1 минута

(упражнения на восприятие с помощью сохранной чувствительности других модальностей),

- исключается участие ребенка в экскурсии, занятии на природе в жару, на ярком солнце,

- работать с натуральными изобразительными пособиями без мелкой деталировки,

- подбирать наглядный материал с рельефно-цветовым исполнением,

- при остром приступе снять нагрузку, освободить от занятия, консультация офтальмолога, тифлопедагога.
КАТАРАКТА.

Помутнение хрусталика.

Афакия – оперированная катаракта ( глаз без хрусталика).

Рекомендации:

- иметь две пары очков, лупы, хорошее освещение,

- сидеть в классе во второй половине класса,

- допустимая зрительная нагрузка 10-15 минут,

- отдых) 7-10 минут ( работа на слух, устное выполнение заданий),

- использовать демонстрационные приемы ( показ таблиц, схем, натуральных пособий),

- для учащихся с афокией ограничивать физические нагрузки, исключать резкие движения, поднимать тяжести, недопустимы сильные сотрясения тела.


ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Для того, чтобы снять зрительную нагрузку, врачами- окулистами, тифлопедагогами рекомендуется использовать гимнастику для глаз из 3-4 упражнений, применяя стихотворные формы словесных подсказок, цель которых- сосредоточение взора на предмете, перевод взора с одного предмета на другой.

Рекомендуем широко использовать в этих упражнениях различные зрительные ориентиры:

- цветные колпачки,

- шарики на неподвижных ножках,

- флажки,

- ленты.


Одним из упражнений может быть надевание на палец некоторых ориентиров, что даст возможность выполнять глазодвигательные действия на конкретных занятиях. Зрительная гимнастика позволяет снять зрительное напряжение и хорошо влияет на работоспособность.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА № 1.

1. Красный шарик озорной

Поиграй-ка ты со мной.

Ну-ка шарик, покажись,

На глаза мне попадись.
2.Подниму глаза я кверху,

Отыщу цветную ленту,

Потом снова опущу

И на ленту посмотрю.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА № 2.
1. Движения глаз в горизонтальном направлении: направо-налево.
2. Движения глазного яблока в вертикальном направлении: вверх-вниз.
3. Круговые движения глаз: по часовой стрелке и против часовой стрелки.
4. Интенсивные движения: зажмурить глаза – открыть( в быстром темпе).
5. Движения глаз по воображаемой линии по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой воображаемой линии перевести глаза вверх ( повторить, но в обратном порядке).

6. Сведение движения глаз к переносице, но предварительно приложить на переносицу указательный палец и посмотреть на него- глаза легко «сводятся».

7. Часто поморгать глазами.

8. РАБОТА ГЛАЗ НА «РАССТОЯНИЕ».

- Подойти к окну,

- Внимательно посмотреть на близкую. Хорошо видимую деталь: ветку дерева ,растущего за окном, на царапину на стекле( можно наклеить на стекло крохотный кружок из цветной бумаги)

- Дать команду: « Сосредоточить, направить взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

КАЖДОЕ УПРАЖНЕНИЕ СЛЕДУЕТ ПОВТОРЯТЬ НЕ МЕНЕЕ 6 РАЗ В КАЖДОМ НАПРАВЛЕНИИ.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница