Рекомендации для родителей «Развитие артикуляционного аппарата у детей»



Скачать 423,84 Kb.
Pdf просмотр
Дата23.11.2016
Размер423,84 Kb.

Рекомендации для родителей
«Развитие артикуляционного аппарата у детей»
Для того чтобы сформировать правильное звукопроизношение у детей, необходимо развивать артикуляционный аппарат.
Артикуляционный аппарат состоит из 3 основных разделов: ротового, носового и голосообразующего. Все они являются частями дыхательной системы. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нѐбо, находящиеся в ротовом отделе артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Большое значение в развити органов артикуляции играет артикуляционная гимнастика.
Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать
3–4 раза в день по 3–5 минут. Не следует предлагать детям больше 2–3 упражнений за один раз. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно
9–12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Вашим детям артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка,выработать привычку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»). Взрослый, который занимается с ребѐнком, должен самостоятельно ознакомиться с комплексом универсальных упражнений для губ и языка и усвоить их.
Комплекс универсальных упражнений для губ и языка
«Лягушка» («Заборчик»)
Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.
Удерживать 5–10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.
«Трубочка» («Хоботок»)

Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5–
10. Если ребенок не может самостоятельно произвольно вытянуть губы, можно предложить ему дотянуться губками до конфеты. Можно пропеть вместе с ребенком звук
У.
«Лопаточка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.
Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5–10.
«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Затем облизать нижнюю губу. Нужно следить за тем, чтобы нижняя челюсть во время этого упражнения была неподвижна.
«Чистим зубки»

Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение из стороны в сторону. Затем нижние зубки.
«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нѐбо от зубов к горлу.
Нижняя челюсть не должна двигаться.
«Грибок»
Улыбнуться, присосать язык к нѐбу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»). Удерживать в таком положении язык в течение 5–10 минут. Если так сделать не удается, то вернитесь к упражнению «лошадка». Упражнение направлено на растягивание подъязычной уздечки. При выполнении упражнений можно использовать игрушки, для которых язычок показывает упражнения, и различные сказки о язычке.

Сказка о веселом Язычке
Жил на свете Язычок. Был у него на свете свой домик. Домик назывался ротиком. Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался домик. (Взрослый медленно и четко
смыкает и размыкает зубы.)
Зубами! Нижние зубы – крылечко, а верхние зубы – дверка. Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик.
Посмотри! (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его.) Откроет дверку. Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: «Дай-ка и я так попробую». Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка попробуй! А еще любил Язычок песни петь.
Веселый он был. Что увидит и услышит на улице, то и поет. Услышит, как дети кричат «а- а-а», откроет дверку широко-широко и запоет: «А-а-а». Услышит, как лошадка ржет «и-и- и», узенькую щелку в дверке сделает и запоет: «И-и-и». Услышит, как поезд гудит «у-у- у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «У-у-у». Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот и сказке конец.
(Из книги Герасимовой А. С. и др.
«Программа развития и обучения дошкольника»)
Занятия по развитию подвижности артикуляционной моторики у детей могут носить чисто подражательный характер. Предложите малышу немного «пообезьянничать»: вы будете показывать движения, а он будет за вами повторять.
Для формирования правильного произношения необходимо также развитие дыхания.
Существует речевое дыхание, которое формируется в процессе речи человека. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнить
1–2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выхода и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.
Важно соблюдать параметры речевого дыхания:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»;
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос
(если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Чтобы развитие речевого дыхания ребѐнка было интересным и увлекательным, можно предложить ему подуть на вертушку, надувать мыльные пузыри, воздушные шарики, дуть на разноцветные ленточки, ватные шарики, бумажные кораблики, плавающие по воде, или сдувать листочки и снежинки с ладошки
Но главное – не переусердствуйте! Достаточно 3–5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.
Без голоса нет звука. Необходимо развивать голосовой аппарат ребѐнка. Хорошим помощником в этом вопросе может стать фонетическая ритмика – сочетание дыхания, звука и движения. Можно проделать следующие упражнения.
Упражнение 1
Исходное положение – произвольное. Руки вытянуты перед грудью вперѐд. Глубоко вдохнѐм и на выдохе громко и протяжно произнесѐм звук «а-а-а…». Тянем как можно дольше. Руки при этом «рисуют» круг вокруг талии. Произнесение звука «а» стимулирует работу лѐгких, трахеи и гортани.
Упражнение 2
Исходное положение – произвольное. Руки вытянуты перед грудью вперѐд. Пальцы сжаты в кулачки. Указательные пальцы направлены вверх. Глубоко вдохнѐм и на выдохе громко и протяжно произнесѐм звук «и-и-и…». Тянем как можно дольше. Руки при этом медленно поднимаются вверх.
Произнесение звука «и» очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы.
Упражнение 3
Исходное положение – произвольное. Руки прижаты к груди. Пальцы сжаты в кулачки.
Указательные пальцы направлены вверх. Глубоко вдохнѐм и на выдохе громко и протяжно произнесѐм звук «у-у-у…». Тянем как можно дольше. Руки при этом медленно вытягиваем вперѐд.

Произнесение звука «у» усиливает функцию дыхательных и речевых центров мозга, способствует профилактике мышечной слабости и заболеваний органов слуха.
Упражнение 4
Исходное положение – произвольное. Руки вытянуты перед грудью вперѐд. Глубоко вдохнѐм и на выдохе громко и протяжно произнесѐм звук «о-о-о…». Тянем как можно дольше. Руки при этом «рисуют» круг, который замыкается над головой.
Произнесение звука «о» стимулирует работу, способствует профилактике вегетососудистой дистонии, а также заболеваний центрального происхождения, связанных с головокружениями и нарушениями походки.
Упражнение 5
Исходное положение – произвольное. Руками дотронуться до плеч. Локти опущены вниз.
Глубоко вдохнѐм и на выдохе громко и протяжно произнесѐм звук «ы-ы-ы…». Тянем как можно дольше. При этом соединяем локти и приближаем плечи друг к другу.
Произнесение звука «ы» положительно влияет на общий тонус организма: снимает усталость, повышает работоспособность. Ежедневные упражнения на развитие артикуляционного аппарата помогут сформировать у ребѐнка правильное, чѐткое произношение.
Терпения Вам и успехов в увлекательных занятиях с ребѐнком!

Каталог: sites -> default -> files -> customfiles
files -> Рабочая программа дисциплины стоматология модуль «кариесология и заболевания твёрдых тканей зубов»
files -> Программа дисциплины по выбору «патологическая физиология» основной образовательной программы высшего образования (аспирантура) по направлению 31. 06. 01 «Клиническая медицина»
files -> Рабочая программа профессиональной переподготовки специалистов
files -> Рабочая программа профессиональной переподготовки специалистов
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Вид обучения Срок обучения
customfiles -> Руководство по лечению дгпж. Американская урологическая ассоциация. 2003 год, обновленная редакция 2006 года


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница