Роль врача стоматолога общей практики и гигиениста в оказании стоматологической помощи населению



Скачать 299,08 Kb.
Дата21.11.2016
Размер299,08 Kb.



Роль врача - стоматолога общей практики и гигиениста в оказании стоматологической помощи населению.

Н.А.Юдина

Кафедра общей стоматологии БелМАПО

Мировой опыт развития стоматологии доказывает необходимость оказания стоматологической помощи как врачами общего профиля (врачами-универсалами), так и узкими специалистами. Стоматология немыслима без команды высшего и среднего медицинского персонала (ассистенты, гигиенисты), настроенного на внедрение и поддержание профилактической стратегии в отношении пациента.



Врачи-стоматологи общей практики в мире и странах СНГ

В мировой практике оказание стоматологической помощи населению проводится с акцентом преимущественного развития первичной медико-санитарной помощи (ПМП) с введением института врача общей практики, как основного работника ПМП, интегрирующего и координирующего индивидуальную стоматологическую помощь каждому человеку. В большей части стран лечебно-профилактическая стоматологическая помощь осуществляется в 80-85% случаев специалистами общей практики и только в 15-20% - узкими специалистами. Стоматологи - универсалы способны предоставить широкий спектр услуг населению: профилактические мероприятия; лечение кариеса зубов и заболеваний периодонта; эндодонтическое лечение за исключением сложных случаев (искривленные труднопроходимые корневые каналы и т.д.); хирургическая амбулаторная помощь (удаление зубов, периостотомия); ортопедическое восстановление твердых тканей зубов вкладками и коронками, протезирование при частичной или полной адентии мостовидными, бюгельными, съемными пластинчатыми и другими протезами. При этом лечебно-профилактические мероприятия проводятся как взрослому контингенту, так и детскому населению.

Стоматологи, прошедшие дополнительную узкую специализацию в течение 2-3 лет (эндодонтисты, периодонтологи, челюстно-лицевые хирурги и др.) занимаются челюстно-лицевым и сложным бюгельным протезированием, выполняют трудоемкие хирургические операции, проводят эндодонтическое лечение и оказание помощи пациентам с заболеваниями СОПР, требующим сложной диагностики и специального лечения.

Интеграция стоматологии стран СНГ в европейскую систему, тесная связь с Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) изменили представление об оказании стоматологической помощи. Но, несмотря на множество рекомендаций зарубежных специалистов, возможности использования мирового опыта, стоматологическая помощь в странах СНГ имеет ряд своих особенностей.

Доминирующая государственная система оказания стоматологической помощи, на уровне которой начинает и заканчивает лечение большинство населения, не всегда в состоянии обеспечить эффективные комплексные лечебно-профилактические мероприятия, а также их мониторинг [2]. Это связано в первую очередь с превалированием узких специалистов в стоматологической службе и разобщенностью их действий. Отрицательными сторонами оказания стоматологической помощи исключительно узкими профессионалами является перекладывание ответственности с одного специалиста на другого. Узкий специалист (стоматолог терапевт, стоматолог хирург, стоматолог ортопед и т.д.) фактически не несет ответственность за стоматологическое здоровье в целом, не обеспечивает постоянный контроль за состоянием полости рта пациента. С этим связаны необоснованно высокий процент депульпирования зубов под ортопедические конструкции и отсутствие диспансерного наблюдения при реабилитации пациентов с хроническими заболеваниями полости рта. Еще одной проблемой является дефицит узких специалистов, который особенно актуален для сельской местности. Решить эту проблему для отдельно взятого района или села могло бы введение должности врача-стоматолога широкого профиля.

В России внедрение и развитие общей практики начато в 1995г. Важное значение имело создание официальной документальной базы. В настоящее время идет разработка федеральной целевой программы «Общая врачебная (семейная) практика стоматологической помощи населению» [2]. Однако сдерживают ее развитие существующие проблемы, связанные с особенностями социально-экономического развития страны и отсутствием полностью отработанных моделей организации общей практики врача-стоматолога. В Украине должность врача-стоматолога общей практики принята в 2005г. Но в этих странах до сих пор остаются нерешенными правовые и финансовые вопросы.



Развитие общей практики в стоматологии Беларуси

В своих работах ведущие белорусские ученые [4, 6, 7] неоднократно отмечали необходимость внедрения комплексного подхода в лечении пациентов на основе современных медицинских технологий по принципу врача общей практики.

Разработка организационных основ для работы врача-стоматолога общей практики и его взаимоотношения со специалистами была проведена в 1995-1997 гг. на базе кафедры терапевтической стоматологии МГМИ (РКСП). В ходе эксперимента 90,8% обратившихся пациентов получили всю необходимую лечебно-профилактическую помощь у врача-стоматолога общей практики, что соответствовало общепринятым мировым стандартам (80-85%) [4]. Только 9,2% пациентов были направлены на консультацию и лечение к стоматологам-специалистам. Были установлены временные рамки работы врача-стоматолога общей практики - в среднем 33 минуты на прием одного пациента. Результатами анкетирования [4] населения РБ также была подтверждена актуальность введения новой должностной единицы [3]. Так 87,7% опрошенных предпочли бы лечиться у врача общего профиля (общей практики) и только 12,3% респондентов хотели бы каждый раз обращаться к соответствующим специалистам.

Все это послужило основой для изменений в системе подготовки кадров. Одним из достижений явилось внедрение в учебный процесс МГМИ программы обучения, близкой по основным параметрам к международным требованиям и ориентированной на подготовку специалиста широкого профиля. В МГМИ в 1997 г. открыта кафедра общей стоматологии, где студенты 1 и 2-го курсов на фантомах овладевают основами профессии врач-стоматолог общего профиля, введено преподавание коммунальной стоматологии, разработаны и внедрены программы обучения методам профилактики стоматологических заболеваний. Качество подготовки специалистов значительно возросло, что было отмечено экспертами ВОЗ и Европейской Ассоциации стоматологического образования [7].

Однако выпуск специалистов широкого профиля не решил проблему оказания стоматологической помощи населению, т.к. в практическом здравоохранении отсутствовали условия для их адаптации.

В 2002 году вышел приказ МЗРБ «О поэтапном переходе к организации стоматологической помощи по принципу врача общей практики» [11]. Приказ утвердил положение о враче общей практики, квалификационные требования и типовые должностные обязанности. Была установлена численность контингента, обслуживаемого врачом-стоматологом общей практики, с учетом детского населения (1 стоматолог общей практики на 2000 человек).

К сожалению, принятые нормативы по созданию рабочих мест и организации работы врача-стоматолога общей практики не выполняются в полном объеме. В стоматологической службе государственных организаций здравоохранения работает 6938 специалистов стоматологического профиля (С.А.Наумович, А.М.Смирнов, 2005), в том числе врачей-стоматологов всех специальностей – 3363. Но из запланированных 36 мест врача стоматолога общей практики в 2005г. внедрено всего 25 (табл.1).

Таблица 1.

Оказание стоматологической помощи по принципу врача-стоматолога общей практики (А.М.Смирнов, 2005г.)

Регион

Запланировано

рабочих мест



Создано рабочих мест

Работает врачей-стоматологов

Брестская область

-

-

-

Витебская область

-

3

3

Гомельская область

1

3

3

Гродненская область

9

9

9

Могилевская область

6

7

7

Минская область

20

3

3

г. Минск

-

-

-

ИТОГО

36

25

25

Адаптация врачей стоматологов общей практики в практическом здравоохранении недостаточно подкрепляется должными усилиями руководителей органов управления и стоматологических учреждений на местах.

В 2005 г. в структурах предпринимательской деятельности работало 1100 врачей-стоматологов всех специальностей, в том числе и специалистов широкого профиля. Однако определенные трудности возникают на этапах лицензирования. Чтобы иметь возможность оказания помощи пациентам в полном объеме, частно практикующий доктор должен получить несколько свидетельств (врача-стоматолога терапевта, врача-стоматолога ортопеда, врача-стоматолога хирурга).

В таблице 2 приведены врачебные должности, утвержденные Постановлением МЗРБ «Об утверждении номенклатуры должностей служащих с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием организаций системы здравоохранения Республики Беларусь» [8]. В новой номенклатуре отсутствует должность врача-стоматолога общей практики.

Таблица 2.

Врачебные должности, специальности и квалификация

№ п/п

Наименование должности в развитие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь (ОКРБ) 006-96

Код, наименование специальности и квалификации основного или дополнительного образования по Общегосударственному классификатору Республики Беларусь (ОКРБ) 011-2001

код специаль-ности

наименование специальности

наименование квалификации

4.60

Врач-стоматолог

1-81 01 10(1)

Стоматология

Врач-стоматолог

4.61

Врач-стоматолог детский

1-81 01 10(1)

1-81 02 52



Стоматология

Стоматология детская



Врач-стоматолог

Врач-стоматолог детский



4.62

Врач-стоматолог ортодонт

1-81 01 10(1)

1-81 02 53



Стоматология

Ортодонтия



Врач-стоматолог

Врач-стоматолог ортодонт



4.63

Врач-стоматолог ортопед

1-81 01 10(1)

1-81 02 54



Стоматология

Стоматология ортопедическая



Врач-стоматолог

Врач-стоматолог ортопед



4.64

Врач-стоматолог терапевт

1-81 01 10(1)

1-81 02 50



Стоматология

Стоматология терапевтическая



Врач-стоматолог

Врач-стоматолог терапевт



4.65

Врач-стоматолог хирург

1-81 01 10(1)

1-81 02 51



Стоматология

Стоматология хирургическая



Врач-стоматолог

Врач-стоматолог хирург





О повышении квалификации и переподготовке врачей-стоматологов

В соответствии с постановлением МЗРБ общий объем рабочего времени повышения квалификации врачей-стоматологов в течение 5 лет в сумме должен составлять не менее 180 часов (три 2-х недельных курса повышения квалификации) [9].

При наличии узкой специализации (врач-стоматолог ортопед, врач-стоматолог терапевт, врач-стоматолог хирург и т.д.) и желания ее изменить или расширить, а также лицам, не работавшим по профессии более 3-х лет, необходимо пройти переподготовку. Количество часов, необходимых для переподготовки до 2007 года составляло 300, с 1 января 2007 года - не менее 600 [10]. Программы переподготовки существуют по Специальностям «Стоматология терапевтическая», «Стоматология ортопедическая», «Стоматология хирургическая», «Стоматология детская» и «Ортодонтия». Например: если врач имеет специальность «Стоматология терапевтическая», но хочет работать врачом-стоматологом ортопедом, то он должен пройти переподготовку по специальности «Стоматология ортопедическая» с присвоением ему квалификации.

Роль гигиенистов в системе оказания стоматологической помощи населению

Одной из основных проблем оказания стоматологической помощи населению наряду с разобщенностью действия врачом является недоступность профилактической помощи. В осуществлении профилактических мероприятий большая роль отводится гигиенисту, который становится незаменимым специалистом в современной стоматологии. «Благодаря эффективному сотрудничеству с пациентом за счет постоянного диалога и мониторинга, фигура гигиениста стоматологического становится все более важной в современных стоматологических клиниках всего мира» [1].

Задача гигиениста стоматологического – просвещение пациентов, пропаганда здорового образа жизни, восстановление и поддержание здоровья полости рта. Гигиенисты выполняют очень важные функции: мотивация пациентов, инструктаж по правилам гигиены, подбор средств и методов гигиены, профессиональная гигиена, нехирургическое лечение болезней периодонта, повышенной чувствительности зубов, организация и осуществление процедур поддерживающей терапии [1]. Прием стоматологического пациента должен начинаться с посещения гигиениста и обучения гигиене полости рта и заканчивается контролем качества гигиенических процедур.

Опыт американской и европейской школ оказания стоматологической помощи показывает эффективную работу вспомогательного персонала. Благодаря этому один врач-стоматолог общей практики может одновременно принимать 2-3 пациентов в разных кабинетах, «делегируя полномочия» ассистентам и гигиенисту (рис. 1, 2) [4]. Также доказана высокая эффективность использования гигиенистов в массовых профилактических мероприятиях [5]. Один гигиенист может выполнять значительный объем работы (табл. 3).

Таблица 3.

Использование гигиениста в программах профилактики

(расчет ВОЗ, 1987).

Вид профилактического мероприятия

Потребность в гигиенистах

Время, необходимое на мероприятие

Просвещение населения

1 на 100 тыс. населения

В средствах массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение)

Обучение чистке зубов

1 на 2400 человек

6 минут на 30 человек

Полоскание рта растворами фторидов

1 на 14 тыс. человек

1 раз в неделю 5 минут на 30 человек

Удаление зубных отложений (профессиональная гигиена)

1 на 3000 человек

30 минут на 1 человека

История развития вспомогательного персонала, в частности гигиенистов стоматологических, в некоторых странах (США, Канада) насчитывает более 100 лет.

В России должность гигиениста принята в 2001 г. Сегодня существует ассоциация гигиенистов стоматологических, которая оказывает помощь в трудоустройстве, в лицензировании и сертификации профессиональной деятельности, страховании, получении учебно-методических материалов. Под патронажем ассоциации регулярно проводятся чемпионаты стоматологического мастерства гигиенистов России. Ассоциация имеет свой печатный орган – журнал Стоматологический колледж (Вестник Ассоциации гигиенистов стоматологических), где публикуются статьи по профилактике стоматологических заболеваний, сведения о симпозиумах и мастер-классах, а также информация о деятельности ассоциации.

Сегодня в 17 странах мира существует должность гигиенист стоматологический, в ЮАР гигиенист полости рта, в Нигерии терапевт стоматологический, в Украине утверждена должность гигиенист зубной (введена в номенклатуру специалистов в 2006 г.).

Подготовка гигиенистов осуществляется в течение 2 лет в 80% стран, в Нидерландах 4 года, в США – 3 года, в Нигерии 1 год. В России срок обучения для людей со средним образованием составляет 2 года (1год и 10 месяцев), для медицинских сестер – 5-6 месяцев.



Гигиенисты в РБ

В Беларуси имеется опыт использования зубных врачей в качестве гигиенистов в кабинетах гигиены, а также привлечения среднего медицинского персонала к массовым профилактическим программам (коммунальная программа профилактики стоматологических заболеваний в городах Минск, Брест, Бобруйск). Высокая результативность таких программ и эффективность работы кабинетов гигиены еще раз подтвердили необходимость передачи части функциональных задач, выполняемых стоматологами, среднему медицинскому персоналу.

На сегодняшний день в Беларуси отсутствует система подготовки гигиенистов стоматологических, но существует несколько путей решения этой проблемы:


  • Открытие факультетов подготовки гигиенистов стоматологических при ВУЗах;

  • Перепрофилирование зубоврачебных училищ на подготовку гигиенистов стоматологических;

  • Переподготовка зубных врачей в гигиенистов стоматологических;

  • Переподготовка медсестер в гигиенистов стоматологических.

Нормативы обеспечения персоналом

Для достижения высокого уровня оказания стоматологической помощи населению ВОЗ рекомендует широкое внедрение должности врача-стоматолога общего профиля и адекватное число среднего персонала [5]. На одного стоматолога общей практики (по нормативам ВОЗ) должно приходиться четыре человека вспомогательного персонала; при этом рекомендуемое соотношение гигиениста и врача-стоматолога 1:1 [5]. Такое требование выполняется в США и Канаде. В России принят стандарт 1:6 (1 гигиенист на 6 детских стоматологов).

По ВОЗ модель стоматологического персонала выглядит следующим образом: большая часть специалистов - это средний медицинский персонал (медсестры, гигиенисты, зубные техники и др.), вторая по численности группа – это врачи-стоматологи общей практики и, наконец, самая малочисленная – узкоспециализированные врачи-стоматологи (рис. 3).

В
врачи-стоматологи общей практики (26)


РБ работает 3363 врачей-стоматологов (узких специалистов), 1717 зубных врачей и фельдшеров, 1858 зубных техников, 1195 медицинских сестер и 26 врачей-стоматологов общей практики (рис. 3). Отсутствие гигиенистов (специального персонала для осуществления программ первичной профилактики) не позволяет добиться максимальных успехов в обеспечении стоматологического здоровья населения.


гигиенисты, медсестры, зубные техники



медсестры, зубные техники

(3053),


гигиенисты отсутствуют !

врачи-стоматологи общей практики

врачи-стоматологи узкие специалисты (3363)

врачи-стоматологи узкие специалисты


?! Зубные врачи (1717)




ВОЗ (1983г)

РБ (2005г)

Рис. 3. Модель стоматологического персонала


Таким образом, для Беларуси является актуальным:

  • ввести должность врач-стоматолог общей практики в номенклатуру или дать разъяснение о должностных и функциональных обязанностях врача-стоматолога (приравнять его к стоматологу общей практики);

  • развивать общую практику в системе стоматологической помощи населения с определение социального заказа на стоматологов-универсалов;

  • создание условий для повышения квалификации и переподготовки врачей общей практики и выдачи им соответствующих свидетельств («врач-стоматолог общей практики»);

  • создание условий для сертификации врача-стоматолога общей практики и лицензирования его деятельности в организациях различных форм собственности;

  • организация первичной и последипломной подготовки специалистов со средним медицинским образованием по специальности «Гигиенист стоматологический» на бюджетной основе;

  • ввести должность гигиенист стоматологический в номенклатуру специалистов.

Перспективами дальнейшего развития стоматологического персонала являются подготовка ассистента стоматолога и гигиениста стоматологического вместо зубного врача, а также последовательная переориентация узких специалистов во врача-стоматолога широкого профиля, осуществляющего комплексное лечение. Появление новой специальности «гигиенист стоматологический» и адаптация врача-стоматолога общей практики будут являться большим вкладом в процесс профилактики стоматологических заболеваний и улучшения качества стоматологической помощи в целом.

Рис. 1. Проведение профессиональной гигиены гигиенистом и ассистентом



Рис. 2. Работа гигиениста и ассистента по оказанию помощи ребенку (запечатывание фиссур).



Литература

  1. А Боттичелли. Роль гигиениста стоматологического в команде стоматологической клиники. Стоматологический колледж. - 2006.- №02.- С.2.

  2. В.Д.Вагнер, Б.Ц.Нимаев. Концептуальные основы дальнейшего развития общей (семейной) практики в стоматологии. Институт стоматологии. – 2005. - №4 (29).- С.20-21.

  3. А.И.Делендик. Особенности организации стоматологической помощи в Германии. Стоматологический журнал. - 2006- №2. – С.140.

  4. А.И.Делендик, М.К.Зубрицкий. Организация работы стоматолога общей практики. Материалы научно-практической конференции «Организационные аспекты первичной медико-санитарной помощи». Минск. – 1999. – С.69-72.

  5. П.А. Леус. Коммунальная стоматология. Брест: ОАО «Брестская типография». -2000.- 284 стр.

  6. П.А. Леус. Квалификационная характеристика врача-стоматолога общего профиля. Стоматологический журнал. – 2001. - №1. – С.59-60.

  7. П.А. Леус, А.Г. Третьякович. Состояние стоматологической помощи населению Республики Беларусь и перспективы ее развития. Белорусский медицинский журнал. 2004. - №2. – С. 4-6.

  8. Постановление МЗРБ № 38 «Об утверждении номенклатуры должностей служащих с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием организаций системы здравоохранения Республики Беларусь» от 17 октября 2005г.

  9. Постановление МЗРБ № 31 «Инструкция о порядке организации повышения квалификации и переподготовки работников системы здравоохранения» от 11.08.2004.

  10. Постановление Совета Министров № 1177 «О внесении изменений и дополнения в положение о беспрерывном профессиональном обучении руководящих работников и специалистов» от 25 октября 2005 года.

  11. Приказ МЗРБ № 113 «О поэтапном переходе к организации стоматологической помощи по принципу врача общей практики» от 17 июля 2002 г.

: downloads -> stomObschay
downloads -> Тема занятия
downloads -> Проявления в полости рта бактериальных заболеваний дифтерия, скарлатина
downloads -> Тема: Поражение слизистой оболочки полости рта при вирусных заболеваниях у детей. Роль врача-стоматолога в диагностике, лечении и профилактике
stomObschay -> Н. А. Юдина, Ю. П. Чернявский Современные подходы к проведению эндодонтического лечения
stomObschay -> Инструкция по применению Учреждение-разработчик
stomObschay -> Метод обследования пациентов с заболеваниями
stomObschay -> Н. А. Юдина, В. И. Азаренко основные и дополнительные методы обследования пациента на приеме врача стоматолога




База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница