Системы здравоохранения здоровье благосостояние



Pdf просмотр
страница1/9
Дата19.08.2018
Размер0,99 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Европейская министерская конференция ВОЗ по системам
здравоохранения “Системы здравоохранения – здоровье –
благосостояние” была организована в Таллинне, Эстония, в
июне 2008 г. силами Европейского регионального бюро ВОЗ,
в качестве принимающей стороны выступило правитель-
ство Эстонии. На Конференции присутствовали свыше 500
участников, в том числе: министры, отвечающие за охрану
здоровья, социальные вопросы, финансы и экономику, из
53 государств – членов Европейского региона ВОЗ, эксперты
международного уровня по системам здравоохранения,
представители международных организаций, граждан-
ского общества и средств массовой информации. Это собы-
тие стало поворотным моментом в развитии современного
общественного здравоохранения.
В настоящем отчете отражен проведенный участниками
Конференции анализ динамических взаимосвязей между
системами здравоохранения, здоровьем и благосостоянием,
изложен ход обсуждений четырех основных функций систем
здравоохранения (предоставление услуг, финансирование,
формирование кадровых и других ресурсов, стратегическое
управление). В завершение, описан процесс формирования
политической приверженности со стороны ВОЗ, государств-
членов и ряда международных партнеров делу укрепления
систем здравоохранения, кульминационным моментом
которого стало принятие Таллиннской хартии: Системы здра-
воохранения для здоровья и благосостояния.
Конференция способствовала привлечению широкого
внимания к данной теме и повышению ее общественной
важности, а последующая работа в свете ее итогов послу-
жит стимулом для улучшения деятельности систем здра-
воохранения. Этот процесс включает одобрение Хартии
Европейским региональным комитетом ВОЗ (сентябрь 2008
г.), разработку более совершенных инструментов для оценки
деятельности, а также распространение актуальной инфор-
мации, в частности путем публикации настоящего отчета. Он
сможет послужить в качестве важного подспорья в осущест-
влении процесса, начатого с момента принятия Хартии, цель
которого – повышение уровней здоровья и благосостояния
людей путем укрепления систем здравоохранения в Европе.
Европейское региональное бюро ВОЗ
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) – специализи- рованное учреждение Организации Объединенных Наций, соз- данное в 1948 г. и основная функция которого состоит в реше- нии международных проблем здравоохранения и охраны здо- ровья населения. Европейское региональное бюро ВОЗ явля- ется одним из шести региональных бюро в различных частях земного шара, каждое из которых имеет свою собственную про- грамму деятельности, направленную на решение конкретных проблем здравоохранения обслуживаемых ими стран.
Всемирная организация здравоохранения
Европейское региональное бюро
Scherfigsvej 8
DK-2100 Copenhagen Ø
Denmark
Тел.: +45 39 17 17 17
Факс: +45 39 17 18 18
Эл. адрес: postmaster@euro.who.int
Веб-сайт: http://www.euro.who.int
Австрия
Азербайджан
Албания
Андорра
Армения
Беларусь
Бельгия
Болгария
Босния и Герцеговина
Бывшая югославская
Республика
Македония
Венгрия
Германия
Греция
Грузия
Дания
Израиль
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Казахстан
Кипр
Кыргызстан
Латвия
Литва
Люксембург
Мальта
Монако
Нидерланды
Норвегия
Польша
Португалия
Республика Молдова
Российская Федерация
Румыния
Сан-Марино
Сербия
Словакия
Словения
Соединенное Королевство
Таджикистан
Туркменистан
Турция
Узбекистан
Украина
Финляндия
Франция
Хорватия
Черногория
Швейцария
Чешская Республика
Швеция
Эстония
Государства-члены
О
тче
т о Европейск
ой минис
терск
ой к
онференции В
О
З:

“Сис
темы здравоо
хранения–здоровье–благ
ос
ос
то
яние”
ОТЧЕТ
ОТЧЕТ

Всемирная организация здравоохранения была создана в 1948 г. в качестве специализированного учреждения Организации Объединенных Наций, осуществляющего руководство и координацию международной деятельности в области общественного здравоохранения. Одной из уставных функций ВОЗ является предоставление объективных и достоверных данных и рекомендаций по вопросам охраны здоровья населения, и ее издательская деятельность – это один из путей выполнения данной функции. Посредством своих публикаций ВОЗ стремится помочь странам разрабатывать и осуществлять стратегии, направленные на улучшение здоровья людей и решение наиболее актуальных проблем общественного здравоохранения.
Европейское региональное бюро ВОЗ – это одно из шести расположенных в различных частях мира региональных бюро, каждое из которых проводит собственную программу, направленную на решение конкретных проблем здравоохранения в обслуживаемых ими странах. Европейский регион с населением около 880 млн. человек простирается от Северного ледовитого океана до Средиземного моря с севера на юг и от Атлантического до Тихого океана с запада на восток. Европейская программа
ВОЗ оказывает помощь всем странам Региона в разработке и совершенствовании их стратегий, систем и программ здравоохранения; в предотвращении и устранении опасностей для здоровья населения; в повышении готовности стран к решению будущих проблем здравоохранения; и в пропаганде и реализации мер, направленных на охрану и улучшение здоровья населения.
В целях как можно более полного предоставления достоверной информации и научно обоснованных рекомендаций по вопросам охраны здоровья ВОЗ обеспечивает широкое международное распространение своих публикаций и поощряет их перевод и адаптацию. Содействуя укреплению и охране здоровья населения, а также профилактике и борьбе с болезнями, книги и другие публикации
ВОЗ способствуют выполнению важнейшей задачи Организации – достижению всеми людьми максимально возможного уровня здоровья.

ОТЧЕТ
ОТЧЕТ

WHO Lib rary Cataloguing in Publication Data
WHO European Ministerial Conference on Health Systems “Health Systems, Health and
Wealth”, Tallinn, Estonia 25–27 June 2008 : report.
1.Delivery of health care – organization and administration 2.Regional health planning 3.Economic development 4.Health policy 5.Congresses. 6.Europe
ISBN
978 92 890 4413 4
NLM
Classification:
WA
540
Запросы относительно публикаций Европейского регионального бюро ВОЗ следует направлять по адресу:
Publications
WHO Regional Office for Europe
Scherfigsvej 8
DK-2100 Copenhagen Ø, Denmark
Кроме того, запросы на документацию, информацию по вопросам здравоохранения или разрешение на цитирование или перевод документов ВОЗ можно заполнить в онлайновом режиме на сайте Регионального бюро: http://www.euro.who.int/PubRequest?language=Russian.
ISBN 978 92 890 4413 4
© Всемирная организация здравоохранения, 2009 г.
Все права защищены. Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения охотно удовлет- воряет запросы о разрешении на перепечатку или перевод своих публикаций частично или полностью.
Обозначения, используемые в настоящей публикации, и приводимые в ней материалы, не отражают какого бы то ни было мнения Всемирной организации здравоохранения относительно правового статуса той или иной страны, территории, города или района или их органов власти или относительно делимитации их границ. Пунктирные линии на географических картах обозначают приблизительные границы, относительно которых пока что еще может не быть полного согласия.
Упоминание тех или иных компаний или продуктов отдельных изготовителей не означает, что Всемирная организа- ция здравоохранения поддерживает или рекомендует их, отдавая им предпочтение по сравнению с другими компаниями или продуктами аналогичного характера, не упомянутыми в тексте. За исключением случаев, когда имеют место ошибки и пропу- ски, названия патентованных продуктов выделяются начальными прописными буквами.
Всемирная организация здравоохранения приняла все разумные меры предосторожности для проверки инфор- мации, содержащейся в настоящей публикации. Тем не менее, опубликованные материалы распространяются без какой-либо четко выраженной или подразумеваемой гарантии. Ответственность за интерпретацию и использование материалов ложится на пользователей. Всемирная организация здравоохранения ни в коем случае не несет ответственности за ущерб, связанный с использованием этих материалов. Мнения, выраженные в данной публикации авторами, редакторами или группами экспер- тов, необязательно отражают решения или официальную политику Всемирной организации здравоохранения.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
Системы здравоохранения, здоровье и благосостояние:
пересмотр привычных представлений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Основные доклады . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Рассмотрение вопросов с позиций государств-членов: министерская панельная дискуссия 1 . . . . 8
Таллиннская хартия: Системы здравоохранения для здоровья и благосостояния . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Системы здравоохранения: технические аспекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Основной доклад. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Рассмотрение вопросов с позиций государств-членов: министерская панельная дискуссия 3 . . . . 12
Четыре функции систем здравоохранения: параллельные заседания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Системы здравоохранения, здоровье и благосостояние: вопросы политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Основные доклады . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Рассмотрение вопроса с позиций государств-членов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Выступления представителей партнерских организаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Подписание Таллиннской хартии и закрытие Конференции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Приложение 1. Таллиннская хартия:
Системы здравоохранения для здоровья и благосостояния. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Приложение 2. Программа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Приложение 3. Основные публикации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Приложение 4. Участники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47

Отчет о Европейской министерской конференции ВОЗ:
4

“Системы здравоохранения–здоровье–благосостояние”
1
Введение
В соответствии с резолюцией Европейского регионального комитета ВОЗ, принятой в 2005 г. (1),
Европейское региональное бюро ВОЗ провело Европейскую министерскую конференцию ВОЗ по системам здравоохранения: “Системы здравоохранения – здоровье – благосостояние“. Конференция проходила в помещении концертного зала и Национального театра оперы и балета «Эстония» в
Таллинне, Эстония, с 25 по 27 июня 2008 г. В качестве принимающей стороны выступило правитель- ство Эстонии. В центре внимания Конференции находились динамические взаимосвязи между систе- мами здравоохранения, здоровьем и благосостоянием. В ходе Конференции были проанализиро- ваны следующие вопросы:
1.
Каким образом хорошо функционирующие системы здравоохранения вносят вклад не только в здоровье, но и в рост благосостояния и экономики (например, посредством развития кадровых ресурсов, увеличения производительности труда, снижения стоимости заболевания в реальном выражении и уменьшения числа людей, преждевременно выходящих на пенсию)?
2. Каковы условия, благодаря которым рациональное стратегическое управление обеспечивает позитивные взаимовлияния благосостояния (экономического роста) и здоровья населения?
3.
Каким образом продуктивное инвестирование в системы здравоохранения может способство- вать как развитию экономики, так и повышению уровня социального благополучия людей?
Место
проведения
Конференции
© В
О
З/Erik P
einar
Конференция была призвана решить следующие основные задачи:
достичь более глубокого понимания воздействия систем здравоохранения на состояние здоро- вья населения и, тем самым, на экономический рост в Европейском регионе ВОЗ;

Отчет о Европейской министерской конференции ВОЗ:
2
провести критический анализ новейших фактических данных по эффективным стратегиям улуч- шения деятельности систем здравоохранения с учетом растущих требований к обеспечению их устойчивости и соблюдению принципа солидарности;
в качестве основного итога своей работы – принять Хартию по системам здравоохранения, которая обеспечит стратегическую основу для укрепления систем здравоохранения в масштабе всего Региона, а также будет содействовать росту политической приверженности и активизации действий, принимая во внимание разнообразие систем здравоохранения и конкретных условий, существующих в странах Региона.
В течение двух с половиной дней работы Конференции ее участники:
1. рассмотрели теоретические аспекты понятия “система здравоохранения” и ее динамические взаимоотношения со здоровьем и благосостоянием;
2. обсудили технические вопросы, относящиеся к четырем функциям систем здравоохранения (2)
– таких как предоставление услуг, финансирование, формирование кадровых и других ресурсов, стратегическое управление/руководство;
3. провели политические обсуждения по проблемам систем здравоохранения и затем выразили политическую приверженность к осуществлению дальнейшей работы по итогам Конференции, приняв Таллиннскую хартию (Приложение 1).
Программа Конференции (Приложение 2) включала также семинар по использованию результатов оценки деятельности в укреплении систем здравоохранения и шесть сопутствующих мероприятий.
Сеть фактических данных по вопросам здравоохранения Регионального бюро и Европейская обсер- ватория по системам и политике здравоохранения предоставили участникам краткие аналитические обзоры и справочные доклады (Приложение 3), в которых освещаются темы Конференции.
На Конференции присутствовали свыше 500 участников (Приложение 4), в том числе: министры, отвечающие за охрану здоровья, социальные вопросы, финансы и экономику, из 53 государств – членов Европейского региона ВОЗ, эксперты международного уровня по системам здравоохране- ния, наблюдатели, представители международных организаций, гражданского общества и средств массовой информации. Участники избрали председателем конференции г-жу Maret Maripuu, мини- стра социальных дел Эстонии, заместителем председателем – профессора Tomica Milosavljević, министра здравоохранения Сербии. На сайте Европейского регионального бюро помещены видео- материалы, освещающие работу Конференции, а также информационные бюллетени, фотографии и интервью (3).
Открывая Конференцию, г-жа Maripuu приветствовала участников и выразила высокую оценку тща- тельной подготовке этого мероприятия, на котором предстояло обсудить компоненты устойчивого развития, необходимые для осуществления четырех функций систем здравоохранения. Она подчерк- нула, что Конференция, собирая воедино фактические данные, теоретические знания и политиче- скую волю, проходит в соответствующих условиях – в Эстонии, где реформирование здравоохране- ния привело к улучшению здоровья населения, а затем и к экономическому росту.
Д-р Marc Danzon, директор Европейского регионального бюро ВОЗ, приветствовал участников, наблюдателей и сотрудников ВОЗ из Европейского и других регионов, а также поблагодарил пра- вительство Эстонии за то, что оно выступило качестве принимающей стороны Конференции. Он выразил уверенность, что Конференция явится историческим событием, а предлагаемая к приня- тию Хартия послужит столь же важным политическим инструментом, как и стратегические доку- менты, принятые предшествующими конференциями, такими как Алма-Атинская декларация (4) и
Оттавская хартия по укреплению здоровья населения (5). Настоящая Конференция обладает доста-

“Системы здравоохранения–здоровье–благосостояние”
3
точным потенциалом, чтобы стать переломным моментом в развитии здравоохранения как в полити- ческом, так и в техническом плане. Глубокое понимание того, что для устойчивого роста показателей здоровья населения необходима высококачественная система здравоохранения, сформировалось лишь недавно. Опыт преодоления кризисных ситуаций в области здравоохранения доказал необхо- димость в устойчивых, надежных системах здравоохранения для обеспечения эффективности ответ- ных мер как в отдельных странах, так и на международном уровне.
Системы здравоохранения, здоровье и благосостояние:
пересмотр привычных представлений
Основные доклады
В презентациях трех основных докладчиков были освещены взаимосвязи между системами здраво- охранения, здоровьем и благосостоянием с международных и европейских позиций, а также с пози- ций права на здоровье как одного из основных прав человека. В четвертом докладе была рассмо- трена необходимость оценки деятельности систем здравоохранения.
Системы здравоохранения, основанные на достижении социальных целей:
международные аспекты
Профессор Uwe Reinhardt на основе научных данных показал, как, в зависимости от поставленных социальных целей, в разных странах мира создаются различные системы здравоохранения и какова их роль в укреплении благосостояния. Во-первых, в большинстве стран структура системы здравоох- ранения определяется набором социальных целей, включая принцип справедливого распределения услуг. Например, во многих европейских странах и в Канаде здоровье рассматривается исключи- тельно как всеобщее социальное благо, и там, соответственно, развиваются в достаточной мере справедливые системы здравоохранения. В США здоровье рассматривается как индивидуальное благо, и там работает многоступенчатая система доступа к услугам здравоохранения. Таким образом, в зависимости от культуры и истории народов, а также способов распределения текущих доходов в системах здравоохранения соответствующих стран реализуются различные социально-этические принципы. В большинстве развитых стран эти принципы выражаются в жестком регулировании таких компонентов системы, как финансирование и медицинское страхование. В странах, где основопола- гающим является принцип социальной солидарности, стремятся, чтобы большинство граждан имели доступ к медико-санитарной помощи на равных условиях. Во многих таких странах для финанси- рования медицинской помощи и коллективной защиты от финансовых рисков создаются социальные фонды медицинского страхования.
Во-вторых, системы здравоохранения в различных странах мира отличаются по форме собственно- сти и механизмам финансирования (табл. 1). В странах, где в той или иной форме используется прин- цип социального медицинского страхования, включая большинство стран Европейского региона
ВОЗ, системы здравоохранения характеризуются двумя основными чертами:
1.
В таких системах, как правило под эгидой государства, создаются мощные механизмы коллектив- ной защиты от рисков (фонды объединения рисков), на которые частные лица или семьи могут перекладывать свои финансовые риски в случае заболевания.
2. Размер платежей в подобные фонды (в виде страховых взносов или налоговых отчислений), поступающих от частного лица или семьи, исчисляется в основном в зависимости от платежеспо- собности, а не от состояния здоровья (актуарный риск).

Отчет о Европейской министерской конференции ВОЗ:
4
Государственная A
D
G
J
M
Частная, некоммерческая В
E
H
K
N
Частная, коммерческая C
F
I
L
O
Форма собствен- ности поставщи- ков услуг
Финансирование и медицинское страхование
Социальное страхование
(финансирование на основе плате- жеспособности)
Частное страхование
(финансирование на основе страхового риска)
Отсутствие медицинского страхования
Оплата наличными
Коммерческое
Некоммерческое
Множествен- ные источники финансирования
Единый источник финансирования
При государственном регулировании финансирования и медицинского страхования с целью спра- ведливого распределения услуг здравоохранения форма закупки и предоставления услуг может быть как коммерческой, так и некоммерческой. С другой стороны, там, где господствует частная форма медицинского страхования, например в США, исчисление страховых платежей зависит от состояния здоровья застрахованного лица (страховой риск), что придает системе финансирования услуг здравоохранения коммерческий характер. Последнее нарушает принцип социальной солидар- ности и влечет большие административные издержки.
Таблица 1. Таксономия компонентов системы здравоохранения
И последнее: сфера деятельности систем здравоохранения может расширяться за пределы предо- ставления медико-санитарной помощи, к повышению уровня общего благосостояния путем воз- действия на широкий диапазон взаимосвязанных социальных, экологических и индивидуальных факторов, которые наряду с медицинской помощью влияют на благосостояние. Исследование, про- веденное в 22 странах Европы (6), выявило значительные масштабы неравенств в отношении здо- ровья, связанные с социально-экономическим статусом людей. Сократить эти неравенства можно путем совершенствования системы образования, более рационального распределения бюджета, пропаганды здорового образа жизни и расширения доступа к медико-санитарной помощи. Так, например, включение пропаганды здорового образа жизни в систему образования – это характери- стика хорошо организованной системы здравоохранения. Для совершенствования системы здраво- охранения важна оценка результатов ее деятельности, а для повышения степени ее подотчетности, в свою очередь, необходимо введение нового института экспертов-аудиторов систем здравоохране- ния и выделение соответствующих ресурсов.
Европейская перспектива: тесное взаимодействие между здоровьем,
благосостоянием и системами здравоохранения
Профессор Martin McKee описал взаимоотношения между системами здравоохранения, здоровьем и благосостоянием. Конференция ВОЗ по реформированию здравоохранения в Европе, 1996 г. (7), зафиксировала достигнутый в Европейском регионе ВОЗ консенсус по вопросу о необходимости




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница