Социальный информационно-методический журнал для родителей и специалистов




страница1/8
Дата01.08.2018
Размер0,86 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ № 1
2 0 0 8
СЛОВО РЕДАКТОРА
1
«НЕОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ, ОБЫЧНАЯ ЖИЗНЬ N№ 1 — 2008
Слово
редактора
Дорогие друзья!
Вы держите в руках первый номер нашего журнала Необычные люди, обычная жизнь. Желание издавать журнал, рассказывающий о проблемах людей с синдромом Дауна, у нас возникло давно. Однако выпуск журнала — это достаточно трудоёмкий и дорогостоящий проект, и до него нужно дорасти. Журнал должен быть полезен не только родителям, но и специалистам. А ещё он должен быть интересен большому количеству людей, ведь основная наша цель, прежде всего, изменить отношение обычных людей к людям с особыми потребностями, вызвать у них желание помочь, поддержать, протянуть руку помощи. Почему Необычные люди Потому что люди с синдромом Дауна действительно необычны выделяются среди нас не только внешними признаками и наличием лишней хромосомы в 21 паре хромосом, но и мыслями, чувствами, поступками. А ещё их отличает от нас, обычных людей, измотанных и издёрганных ритмом современной жизни, детская непосредственность, наивность, открытость, преданность, безусловная любовь к родными близким, доброта и сердечность. Все эти качества действительно стали для нас необычны. В суете ежедневных проблем, мы перестали радоваться простым вещам — солнечному свету, синему небу, детской улыбке. Когда дело касается личной выгоды, мы порой забываем о нравственности и порядочности. Мы перестали помогать своим старикам. Почему Обычная жизнь Потому что они живут обычной жизнью, среди нас. Чтобы не быть белыми воронами, они должны уметь всё, что делают обычные люди — ходить в магазин за покупками, готовить пищу, убираться — в общем, выполнять все бытовые ежедневные ритуалы. Кроме того, они должны быть самостоятельными, освоить всю жизненную цепочку — детский сад, школа, работа. Но только всё то, что нам даётся простоим может даваться с трудом. И не только из-за их физиологических особенностей, но и из-за того, что не так много людей, готовых прийти к ним на помощь, научить, и поддержать. Я рада, что за шесть лет существования нашей организации очень многое изменилось. Если ещё несколько лет назад у нас, в России, люди с синдромом Дауна считались необучаемыми, то сейчас они посещают обычные детские сады, осваивают школьные программы, занимаются спортом и творчеством. Не остаётся в стороне и наш регион. Есть хорошие инициативы и первые практические шаги, направленные на улучшение положения семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна. Замечательно, что эти шаги делают не только органы государственной власти, но и представители бизнеса, для которых стали важны долгосрочные профессиональные программы, реально помогающие особым детям и их семьям.
Ещё раз хочу поздравить всех с выпуском первого номера журнала и поблагодарить всех, кто принимал участие в его создании Также хочу всех поздравить с наступающим Новым годом, пожелать удачи и счастья До новых встреч в 2009 году.
Первый выпуск журнала получил финансовую поддержку
администрации Новосибирской области (в рамках реализации гранта губернатора 2008 года).
Редакция журнала благодарит за поддержку
департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области.
Джон Лангдон Даун Ранняя помощь семьям с детьми с синдромом Дауна Особенности комплексной помощи семьям с детьми с особыми потребностями, проживающими в Искитимском районе Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с синдромом Дауна Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом Дауна. Из личного опыта Секреты малышей Ресурсный центр — поддержка для семьи. Новая инициатива ГООИ Общества «ДАУН СИНДРОМ Международный образовательный проект .............................................................
19
Эспериментальная деятельность Образование детей с ограниченными возможностями. Новосибирская область Готовимся пойти в детский сад. Рекомендации родителям Особый подход к детям с синдромом Дауна Школьная жизнь Проблемы допрофессионального и профессионального образования детей-инвалидов в России История из-за рубежа. Рут Кромер .............
30
Ребёнок и семья, ребёнок и общество Лестница жизни Синдром Дауна — что это Взгляд со стороны В душе моей — радость общения История из-за рубежа. Майкл Джургю Джонсон................................
40
Просто живём, просто любим Парная езда на роликах Потому что ему одиноко Вместе — мы сила. О создании омской региональной общественной организации
«Даун Синдром Омск Благотворить — значит, добро дарить Благотворительность — добрая традиция Выставка Люди как люди, только с синдромом Дауна». НГТУ Калифорнийские встречи. Стажировка в Америке Московская осень.Стажировка в Москве Публикации Удивительные новогодние истории и сказки для детей и взрослых .....................
58 й Всемирный конгресс по синдрому
Дауна в Дублине. На пути к долголетию и учёба длиною в жизнь .............................
60
СОДЕРЖАНИЕ
2
«НЕОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ, ОБЫЧНАЯ ЖИЗНЬ N№ 1 — 2008
Содержание
Главный редактор Есипова Татьяна Павловна
Редколлегия:
Шелепова Анна Владимировна
Попова Влада Викторовна
Авторы:
Есипова Т.П., Данилова З.Л., Волошина Т.В., Тонких О.В.,
Веселкова Е.А., Артёмова НС, Нечаева НИ, Молчанова
Е.С., Лимарева Н.Н., Скаредова НИ, Трофимова Е.В.,
Силюк Н.В., Жмурова ЕЛ, Шелепова А.В., Кардаполова НИ, Попова В.В., Мишенина Н.Л.,
Фотографии предоставлены родителями детей с синдромом Дауна Новосибирска, Омска, Глазова
Дизайн макет Бутько Е. Ю.
Вёрстка: Шелепова А. В.
Корректор: Никитина СВ.
Издатель:
Городская общественная организация инвалидов Общество «ДАУН СИНДРОМ г. Новосибирск
Адрес редакции:
630078, г. Новосибирск, ул.Ватутина, телефон 8 (383) факс 8 (383) 308-20-71
e-mail: tesipova@mail.u
Подписано в печать 19.11.2008.
Тираж 999 экз.
Отпечатано в типографии ООО Компания «Талер-Пресс».
Распространяется бесплатно.
Любое воспроизведение материалов или фрагментов журнала возможно только с письменного разрешения редакции.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО
3
«НЕОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ, ОБЫЧНАЯ ЖИЗНЬ N№ 1 — Уважаемые читатели!
Если Вы открыли этот журнал, значит, Вас заинтересовала проблема необычных людей, отличающихся от окружающих эмоциональным восприятием внешнего мира, высокой степенью доверчивости и открытости, доброты и преданности, — людей с синдромом Дауна. К большому сожалению, проблемы человека с синдромом Дауна пока недостаточно широко освещаются в российских средствах массовой информации, и поэтому особенно отраден факт издания на территории Новосибирской области нового социального журнала Необычные люди, обычная жизнь, призванного оказать информационную, психологическую, правовую поддержку особым людям, а также их родными близким. Эта помощь позволит им не растеряться, сориентироваться в жизни, приспособленной для людей обычных.
В самом названии журнала Необычные люди, обычная жизнь задан эмоциональный аспект принимающего отношения общества к людям, отличающимся от других. Необычный человек — это не значит плохой, он — просто другой, особенный, и потому очень нуждающийся в понимании со стороны окружающих сути его необычности, безусловном принятии его непохожести. Для особенного человека важно не чувствовать себя в обществе чужым и лишним. Замечательно, что на страницах журнала презентуется инновационный опыт работы социальных учреждений, общественных организаций, родительских ассоциаций Новосибирской области. Благодаря первому номеру журнала Необычные люди, обычная жизнь жители области получают возможность познакомиться с уникальными технологиями помощи семьям с детьми-инвалидами в Искитимском районе Новосибирской области, экспериментальной деятельностью Ленинского района города Новосибирска, промежуточными итогами международного образовательного проекта «Врождённые пороки и генетические аномалии. Межведомственный подход к профилактике детской инвалидности и социального сиротства».
Журнал Необычные люди, обычная жизнь актуализирует проблемы семей с детьми с особыми потребностями, и, следовательно, содействует их решению на территории Новосибирской области. А проблемы этик сожалению, непростые детей надо лечить, учить, готовить к самостоятельной, независимой жизни. Уважаемые читатели первого номера журнала Необычные люди, обычная жизнь, не откладывайте его в сторону, дочитайте до конца Попытайтесь понять человека с синдромом Дауна и, если понадобится, помочь ему От всех нас зависит обычная жизнь этих необыкновенно добрых и по-детски наивных людей!
С УВАЖЕНИЕМ И ПОЖЕЛАНИЕМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ,
Руководитель департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области
С.И.Пыхтин
Дорогие друзья!
Перед вами первый номер журнала Необычные люди, обычная жизнь. Журнал посвящён проблемам людей с синдромом Дауна. У каждого издания есть своя цель и свои читатели. Целью этого журнала является формирование в общественном сознании позитивного образа человека с синдромом
Дауна, привлечение внимания местного сообщества к проблемам людей с нарушениями интеллектуального развития, их социализации, интеграции, включения в общественные процессы. А также воспитание в обществе уважительного, деликатного и принимающего отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и физической недостаточностью.
«Необычные люди, обычная жизнь — это социальный информационно-методический журнал для родителей и специалистов, ноя уверен, что он будет интересен большому кругу читателей. В журнале будут освещаться новые подходы к оказанию медико-социальной и психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями в развитии. Это, безусловно, окажет позитивное влияние на развитие новых социальных услуг на территории Новосибирской области, будет содействовать социальной активности и ответственности власти, бизнеса и НКО. С УВАЖЕНИЕМ, Председатель комитета общественно-политических связей администрации Новосибирской области
В.И.Панарин

Джон Лангдон Даун
СИНДРОМ ДАУНА. ИСТОРИЯ
4
«НЕОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ, ОБЫЧНАЯ ЖИЗНЬ N№ 1 — 2008 Джон Лангдон Даун — английский исследователь, родившийся в 1828 году в деревне Торпойнт,
Корнуэлл, умер 7 октября 1896 году в Нормансфил- де, Хемптон Вик. Даун — ирландская фамилия семьи его отца, Лангдон — фамилия семьи его матери, иммигрировавшей из Корнуэлла в Девон более чем 200 лет назад. Отличительным свойством характера Дауна, которое прослеживается всю его жизнь, было активное отношение к жизни. Из маленького местечка, не имея достаточно средств, он в возрасте 18 лет отправляется в Лондон, где устраивается ассистентом частнопрактикующего хирурга, а спустя год он уже работает в фармацевтическом обществе в Лондоне, где также проявляет себя активным членом. В 1853 году, после смерти отца, в возрасте 25 лет он поступает в медицинскую школу при лондонском госпитале и спустя 5 лет обретает статус врача-ординатора. Через год, после получения диплома врача ему присваивается степень доктора медицины. Таким образом, в возрасте 30 лет доктор Даун на вершине славы, ему предсказывают блестящее будущее. Однако, совершенно неожиданно доктор Даун возвращается в провинцию и вместо лондонской клиники отдаёт предпочтение приюту для умственно отсталых детей. Сначала он занимает место врача, а затем и медицинского директора. После столичной клиники доктор оказался в убогом учреждении, где не было элементарных условий для жизни детей-хроников. Работать в этом учреждении считалось не престижно. Труд обслуживающего персонала оплачивался чрезвычайно низко. В течение 9 лет он жил в Эар- лсвудском приюте и руководил этой организацией. Он стал приводить в порядок приют, разработал модель по уходу за умственно отсталыми детьми. Он наблюдал, изучали пытался понять причины интеллектуального дефекта. Отсутствие какой-либо системы классификации ставили практикующего врача в очень трудные ситуации, те. он не мог обосновать не только причину возникновения болезни, но и определить ближайший и отдалённый прогноз. В 1866 году Джон Лангдон Даун создал свой частный приют для умственно отсталых детей в Нор- мансфилде. Там он разработал систему, основанную на физических упражнениях и обучении самообслуживанию. К этим занятиям с больными детьми были привлечены квалифицированные игровые терапевты, терапевты по обучению профессии, терапевты по развитию речи. Для того, чтобы привлечь к этой работе ухаживающий персонал, он ввёл целую си-
Доктор Даун понял, что изоляция больного от общества,
одиночество, ограниченные социальные контакты и
прочее создают основные проблемы для всех классов
общества.
стему поощрений. Доктор Даун понял, что изоляция от общества, одиночество, ограниченные социальные контакты и прочее создают основные проблемы для развития особых детей из семей всех классов общества. У состоятельных людей дети с физическими и умственными недостатками проводят свои дни изолированно в своих домах и контактируют только с прислугой. Хуже всего дело обстояло с детьми из семей с низким благосостоянием, где основное бремя ухода за детьми и их обучения перекладывалось на родителей. Предложенная Джоном Дауном система позволяла приобщить детей к домашнему хозяйству. Таким образом,
его идеи были практичными и
новаторскими. Несмотря на то, что его собственный центр в Нормансфилде был ориентированна высшие классы общества, он старался также оказывать помощь семьям с небольшим достатком за счёт субсидий из местных служб. В благотворительном учреждении (Королевском Эарлсвудском приюте, в котором он служил более 10 лет,
его реформы из-
менили отношение к тяжелобольным детям.
Джон Лангдон Даун опубликовал относительно немного работ. В 1887 году вышла в свет его монография, в которой было дано подробное описание синдрома, носящего его имя. Он получил мировую известность, за свои работы по психиатрии был на- граждён несколькими медалями. Многие биографы особо выделяют личные качества доктора Дауна, говоря он м как о человеке с хорошими манерами, истинном джентльмене викторианской эпохи. Он был человеком с либеральными взглядами, отстаивал необходимость высшего образования для женщин. Ему доставляло удовольствие принимать у себя дома своих друзей, участвовать в общественной жизни. Известно, что он был женат, имел двух сыновей Реджинальда и Персиваля, которые пошли по стопам отца и получили медицинское образование в Лондоне. Они присоединились к отцовскому делу ив последующем стали его заменой. Жизнь сложилась так, что у его внука (сына
Реджинальда) был синдром Дауна, и поэтому поводу в семье были разлады. Жена Реджинальда не шла на уступки мужу, ив результате их сын воспитывался дома. Биографы утверждают, что он был любимым членом семьи, прожил счастливую жизнь и умер в возрасте 65 лет. Джон Лангдон Даун умер в 1896 году в сво-
ём домена Хемптон Вик. Он пользовался большим уважением среди населения. Когда он умер, магазины были закрыты, публика стояла на мостовой в скорбном молчании, когда траурный кортеж проезжал мимо. В его честь в Теддингтоне, а затем ив
Торпойнте, улицы были названы его именем. Вклад доктора Дауна в медицину (100 лет спустя после его смерти) был отмечен на Мансельском симпозиуме Медицинского Общества в Лондоне и Королевским Обществом медицины, а в 1998 году впервые была написана его биография. Доктор Даун смог дать детальное описание фенотипа выделенной им группы, которое фактически стало классическими, по существу, неизменным до сих пор. Эхо его скромной публикации распространилось по всем цивилизованным странам мира. Столетия размышления и блуждания в пот мках завершились феноменальным открытием французских цитогенетиков во главе с профессором Джеромом Леженом. В основе болезни Дауна лежала хромосомная аберрация, и болезнь Дауна с полным правом могла называться синдромом трисомии. СИНДРОМ ДАУНА. ИСТОРИЯ
5
«НЕОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ, ОБЫЧНАЯ ЖИЗНЬ N№ 1 — При подготовке статьи были использованы материалы книги Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический портрет под редакцией Ю. И. Барашнева (Москва, «Триада-Х», 2007 г.)
Доктор Даун смог дать детальное описание фенотипа
выделенной им группы, которое фактически стало
классическим и, по существу, неизменным до сих пор.
ТЕМА ТЕМА ТЕМА ТЕМА ТЕМА ТЕМА ТЕМА ТЕМА ТЕМА ТЕМА ТЕМА ТЕМА ТЕМА НЕОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ, ОБЫЧНАЯ ЖИЗНЬ N№ 1 — 2008
Ранняя помощь
семьям с детьми
с синдромом Дауна
СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И КОРРЕКЦИОННО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ И РЕБЁНКУ
6
«НЕОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ, ОБЫЧНАЯ ЖИЗНЬ N№ 1 — 2008 С июня 2007 года на базе Городской общественной организации инвалидов Общество «ДАУН СИНДРОМ действует служба ранней помощи семьям с детьми с синдромом Дауна. К открытию этой службы мы подходили не один год. И считаем, что это направление — одно из приоритетных в нашей работе. Что такое ранняя помощь и почему она так необходима Ранняя помощь направлена на детей от рождения до трёх лет. Почему — от рождения до трёх лет Потому что именно этот период наиболее уникален для ребёнка. На это период приходится решающий этап его развития. И именно этот период является наиболее важным для коррекции многих нарушений. Своевременное оказание помощи может значительно облегчить последствия отставания в развитии ребёнка с синдромом Дауна. Помощь заключается не только в проведении медицинских мероприятий, но ив проведении коррекционно- педагогических мероприятий. Цель этой работы
— достижение оптимального уровня функционирования ребёнка, что возможно благодаря развитию способностей самого ребёнка, подбору адаптивного оборудования для развития его способностей, созданию эффективной развивающей среды. Программы ранней помощи могут быть направлены как на коррекцию специфических особенностей враз- витии ребёнка, таки на стимуляцию и развитие его общих способностей коммуникационных навыков, способов познания окружающего мира, навыков социального воздействия и самообслуживания. Для достижения наибольшей эффективности должен выполняться ряд требований одновременная работа с матерью и ребёнком, регулярность встреч, возможность длительного взаимодействия с семьёй, активное вовлечение родителей в реализацию индивидуальной программы развития ребёнка, разработанную специалистами. Всё это возможно только при альянсе родителей и специалистов.
Сейчас в России много говорят об инновационных подходах в развитии детей с особыми потребностями, в некоторых регионах активно развиваются программы ранней помощи. Можно наблюдать несколько моделей такой помощи. Но самыми эффективными являются те модели, в основу которых положены технологии, центрированные на семье. Такие технологии предусматривают сотрудничество специалистов с семьёй, партнёрские отношения се членами и постоянный обмен информацией. Индивидуальная программа развития ребёнка должна быть осознана семьёй и максимально вписана в её привычную жизнь. В своей практике мы используем именно такой подход. Работа с семьёй строится в двухосновных направлениях психологическая поддержка и коррекционно-педагогическая помощь. Психологическая поддержка семьи на этих этапах развития ребёнка, прежде всего, направлена на установление взаимоотношений между родителями и ребёнком, на преодоление стрессовых ситуаций и развитие способности родителей использовать собственные ресурсы. Как правило, причинами, вызывающими стресс, являются переживание за жизнь и здоровье малыша (например, у малышей с синдромом Дауна в 40 % случаев бывают проблемы кардиологического характера, его отставание в физическом и интеллектуальном развитии нарушение внутрисемейных отношений и социальная изоляция отсутствие информации о перспективах развития ребёнка. В своей работе психолог использует разные формы помощи консультирование родителей, занятие с мамой и ребёнком, групповую психотерапевтическую работу.
Коррекционно-педагогическая помощь ре- бёнку с синдромом Дауна раннего возраста строится как процесс не реабилитационный, а абилита-

Есипова Т.П.,
член Общественной палаты Новосибирской области, заместитель председателя комиссии по социальному развитию
СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И КОРРЕКЦИОННО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ И РЕБЁНКУ
7
«НЕОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ, ОБЫЧНАЯ ЖИЗНЬ N№ 1 — 2008
ционный. Ребёнок развивается, а мы помогаем ему правильно ив срок усваивать те или иные навыки. Такая технология даёт возможность воздействовать на первичные нарушения, помогая тем сам избежать вторичных отклонений в развитии. Например, рассмотрим двигательное развитие детей с синдромом Дауна раннего возраста. Порядок формирования двигательных навыков у этих детей несколько иной. На их двигательном развитии сказываются определённые особенности сниженный мышечный тонус, те. неспособность мышц сохранять положение тела в статике и динамике недостаточная стабилизация положения суставов, которая связана с неадекватным взаимным сокращением мышц повышенная подвижность суставов, в связи с чрезмерно пластичными связками сниженное сенсорное подкрепление позы и движений ослабленные реакции равновесия. Сточки зрения развития деятельности ребёнка, эти особенности значительно влияют на движения, требующие верти- кализации тела, те. преодоления силы тяжести. Всё это подтверждено исследованиями голландского кинезиотерапевта П.Лаутеслагера, который пришёл к выводу, что последовательность формирования базовых двигательных навыков у детей с синдромом
Дауна иная, нежели у обычных. Мы не задумываемся о том, как обычные дети начинают держать головку, приподниматься и переворачиваться. Дети с синдромом Дауна, в силу физиологических особенностей, делают это по-другому. На помощь и правильное освоение всех этих навыков и направлен метод П.Лутеслагера. Или другой пример. У детей с синдромом
Дауна часто имеются анатомические аномалии артикуляционного аппарата, которые обуславливают нарушения произносительной стороны речи. Их артикуляция звуков, фонация, темп, интонация могут
Порядок
формирования
двигательных
навыков
у этих детей
несколько
иной.
существенно отличаться от нормы. Поэтому необходимо как можно раньше приступить к логопедической коррекции, учитывая следующие особенности сниженный мышечный тонус (гипотония, когда мышцы слабые, вялые ими трудно управлять (прежде всего, это губные мышцы, щёчные и мышцы языка маленький полуоткрытый рот, толстый большой язык, готическое (высокое) нёбо, утолщённые губы аномалия зубов, иногда их частичное отсутствие. Следствием указанных особенностей являются голосовые и артикуляционно-фонематические дефекты. Все это заметно ухудшает разборчивость, внятность, плавность и четкость речи. Логопед рекомендует и обучает родителей подготовке артикуляционного аппарата ребёнка к речи. Например, массаж лица перед кормлением, массаж при кормлении, питьё из чашки, развитие навыков жевания пищи, активизация мышц лица, массаж ротовых мышц и языка ребёнка. Массаж языка и работа по развитию артикуляционной моторики поможет развить правильные движения органов речи, что станет хорошей базой для активизации звукопроизношения.
В настоящий момент существует достаточно примеров успешной работы с детьми с синдромом
Дауна раннего возраста, в том числе ив нашей практике. Своевременная коррекционно-педагогическая помощь позволила подготовить детей к посещению детских садов и не только интегрировать в среду обычных сверстников, но и включить в общий образовательный процесс в дошкольном учреждении.

Особенности
комплексной помощи семьям
с детьми с особыми потребностями,
проживающими в Искитимском районе
Данилова З.Л., заведующий социальной службой ГБУ Комплексный центр социального обслуживания населения Вера Искитимского района Новосибирской области, р.п. Линёво, филиал Отделение социальной реабилитации инвалидов И КОРРЕКЦИОННО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ И РЕБЁНКУ
8
«НЕОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ, ОБЫЧНАЯ ЖИЗНЬ N№ 1 — 2008

: files -> oogo -> File
files -> Лекция №1. «Введение. Анатомо-физиологические аспекты органов ротовой полости и их особенности у различных видов животных»
files -> Стоматология
files -> Стоматология
files -> Учебный план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Стоматологическая помощь населению»
files -> Учебно-тематический план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Стоматологическая помощь населению»
files -> Терапевтическая стоматология


  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница