«Сольное народное пение» (семилетнее обучение) Краткие методические указания



Скачать 460,04 Kb.
Дата23.11.2016
Размер460,04 Kb.


«Сольное народное пение» (семилетнее обучение)

Краткие методические указания,

На занятиях по постановке голоса дети приобретают навыки вокального исполнения в народной манере, происходит развитие вокального слуха и певческого голоса, а также развитие речи и дикции ребенка.

В начале учебной работы наибольшие усилия должны быть направлены на усвоение основных навыков: закреплению в сознании и нервно-мышечном аппарате обучающегося правильной певческой установки, координации слова и звука, развития слухового внимания (главного средства самоконтроля), опоры звука на освоенном участке диапазона. В работе над постановкой голоса необходимо уделять внимание технике речи и разговорному принципу обучения. Однако механизм произношения слов в разговоре и пении имеет различия. В пении слова связаны с мелодией и ритмом. Речевые логические ударения и метрические сильные доли не всегда совладают. Тем не менее, певец должен удерживать в сознании смысл и содержание слов — думать словесным образом, в результате чего, у слушателя должно создаваться впечатление живой разговорной речи. Достигнуть этого можно, только «переучив» автоматику речи, что заключается в наработке новых координации, подчиненных законам пения и творческому замыслу исполнителя.

Еще один важный принцип обучения — интонационный посыл звука (мысль интонационный посыл слова — звук). Смысловая интонация в соединении с музыкальной дает надежный ключ к достижению полного и совершенного владения голосом и всем процессом пения. Искусство интонационного посыла слова и развития смысловой интонации в широкий и мощный распев речи, должно являться основным принципом звукообразования в народном пении.

Система распевания - необходимая составная часть обучения нению. Раслевание -наилучшая форма прочного закрепления основных певческих навыков. Распевания позволяют избирательно останавливаться на отдельных элементах вокальной техники, тренировать их до автоматической привычки, постепенно расширяя диапазон технических навыков. Следует подбирать и систематизировать упражнения по степени трудности, учитывая при этом уровень подготовки и индивидуальные способности ребенка. В работе используются упражнения, которые расширяют диапазон голоса, укрепляют дыхание, развивают гармонический слух, улучшают дикцию. Детям более старшего даются творческие упражнения на варьирование и импровизацию мелодий. Дети сами варьируют, а затем сочиняют песни. На занятиях предусматривается работа с сольными номерами, дуэтами, трио.
Задачи программы:

- формирование навыков в манере и технике исполнения народных песен;



  • приобретение основ правильной певческой установки, опоры, дыхания, правильного
    расходования дыхания, певческой позиции;


  • овладение знаниями особенностей физиологии пения, представляющим возможность
    обучающимся правильно и бережно развивать технику собственного пения;





  • развитие активного восприятия музыки посредством музыкального фольклора;

  • развитие музыкальных и творческих способностей, фантазию, мышление, воображение;

  • развитие координации слуха и голоса;

  • умение самостоятельно анализировать вокальные трудности произведений, находить способы
    их преодоления;

  • формирование целостного восприятия народной культуры.

Возраст обучающихся: 7-13 лет Срок реализации программы: 1 лет

Форма занятий - индивидуальная. Ожидаемые результаты:

Главным образовательным результатом программы является сформированная способность детей к сценическому сольному выступлению, яркому проявлению индивидуальности в ансамблевом исполнении, а так же в его малых формах (дуэты, трио и т. д.)

Ожидаемые результаты

1-2 годы обучения

Учащиеся будут иметь представление о;

  • сольном и ансамблевом пении;

  • народной манере пения;

  • чистоте интонации звучания;

  • певческом дыхании и его отличии от обычного дыхания;

Иметь понятие о:

  • голосовом аппарате;

  • чёткой дикции и артикуляции.

Учащиеся будут уметь:

  • петь короткие фразы на одном дыхании в начале года и более длинные к концу года;

  • выполнять вокальные упражнения для развития певческого голоса;

  • учиться беречь свой голос от перегрузок.

  • Зо годы обучения Учащиеся будут иметь представление:

  • о том, что такое опора звука, резонаторы, регистры;

  • о кантилене;

  • о значении поэтического текста в речи и пении.
    смогут соединять пластику движения с народным пением,
    смогут усвоить:

  • как без зажима открывать рот;

  • брать дыхание, закреплять и распределять его;

  • петь более длинные фразы на одном дыхании;

  • петь соло и в ансамбле;

  • петь с сопровождением инструмента и без сопровождения;

  • беречь голос.
    6-7 годы обучения
    Учащиеся освоят:

  • мягкую и твёрдую атаку звукообразования;

  • чистоту интонирования;

  • пение в высокой позиции;

  • музыкально-образное мышление;

  • будут уметь:

  • петь в народной манере;

  • менять характер и силу звучания в разнохарактерных произведениях;

  • петь без поддержки инструмента сохраняя чистоту интонаций;

  • эмоционально и выразительно передавать настроение песни;

  • вырабатывать динамические оттенки в пении;

  • работать над сглаживанием регистров (грудной, головной):

  • умение анализировать манеру аутентичных исполнителей.
    Формы оценки результатов программы:



  1. Открытые занятия для педагогов.

  2. Открытые занятия для родителей.

  3. Концерты, творческие встречи.

  4. Участие детей в фольклорных конкурсах и фестивалях.

  5. Контрольные занятия.



  • Содержание программы

  • «Сольное народное пение»

  • 1-2 годы обучения

  • Вводное занятие: пение как вид музыкальной деятельности.

  • Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения - гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата.

  • Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

  • Формирование детского голоса.

  • Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения. Слуховой контроль за звукообразованием.

  • Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной. смешанный. Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания - вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

  • Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.

  • Комплекс вокальных упражнении для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарнои зоны звучания детского голоса.

  • Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

  • Упражнения первого уровня - формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.

  • Работа над певческим репертуаром.

  • Работа с народной песней. Освоение жанров народных песни, их региональных особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение народных песен без сопровождения. Пенис обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента.



  • Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и аутентичных. Обсуждение и анализ в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.

  • Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами.

  • 3-5 годы обучения

  • Закрепление понятия певческой установки. Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.

  • Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения; правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица.

  • Совершенствование вокальных навыков.

  • Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (баян, балалайка, скрипка, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.

  • Комплекс вокальных упражнении по закреплению певческих навыков у учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня - закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха - в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

  • Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Скороговорки в пении и речи - их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой позиции звука.

  • Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе

  • пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.

  • Работа над певческим репертуаром.

  • Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента). Работа над чистотой интонации и певческими навыками в народной песие. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение народной песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Народная песня в сопровождении музыкальных инструментов (баян, балалайка, скрипка, гитара).

  • 6-7 годы обучения

  • Организация певческой деятельности учащихся.

  • Понятие о певческой деятельности. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Специальные упражнения и этюды.

  • Соотношение движения и пения в проиессе работы над народной песней. Понятие о стилевых особенностях. Выбор сценических движений в соответствии со стилевыми особенностями произведения при условии сохранения певческой установки. Отработка фрагментов произведения в сочетании с пластическими и сценическими движениями.

  • Совершенствование вокальных навыков.

  • Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию навыков учащихся. Упражнения второго уровня - совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах тр-тг~.

  • Работа над певческим репертуаром.

  • Работа с народной песней. Работа над чистотой интонации и средствами музыкальной выразительности в народной песне. Работа над стилевыми особенностями в народной песне в зависимости от её жанра. Пение соло и в ансамбле. Работа над созданием (углублением) художественного образа путём использования элементов пластических и сценических движений. Пение без сопровождения и с сопровождением музыкального инструмента (оркестром или ансамблем народных инструментов);

  • Примерный репертуарный список

  • 1 год обучения

  • 1 „ «Долговязый журавель» - шуточная песня Московской области

  1. «Мы девицы» - хороводная песня Горьковской область.

  2. «Ой, сад во дворе» - хороводная песня Краснодарского края.

  3. «Я по жердочке шла» - плясовая песня Московской области.

  • 5. «На горе — то калина» - плясовая песня Московской области.

  • 6. «Редька» - игровая песня Московской области.

  1. «Воробей» - игровая песня Московской области.

  2. «Ехал дедушка Егор» - шуточная песня Московской области.

  3. «Царь за городом гуляет» - хороводная песня Московской области.

  4. «У Варлама» - масленичная песня Московской области.

  5. «Ой, вставала я ранешенько» - масленичная песня Московской области.

  6. «А мы масленицу дожидаем» - масленичная песня Московской области.

  7. «А Галина мама по городу ходит»- лирическая песня Ставропольского края.

  8. «Иванушка-рачек» - детские потешки Белгородской области.

  9. «Как у наших воротях» - плясовая песня Белгородской области

  • 2 год обучения

  1. «Черный баран» - игровая песня. Воронежской области.

  2. «Ниточка тоненькая» - плясовая песня Белгородской области.

  3. «Махоня» - игровая песня Московской области.

  4. «Мы девицы» - хороводная песня Горьковской области.

  5. «Не сами идем» - игровая песня Московской области.

  • 6. «Как у нашей Дуни» - шуточная песня Тульской области.

  • 7. «А посеяли девки лён» - хороводная песня Алтайского края.

  • 8. «Было у матушки двенадцать дочерей» - шуточная песня Московской область.

  1. «Служил я хозяину» - шуточная песня Московской области.

  2. «Бел козел» - игровая песня Белгородской области.

  3. «Всадники-други» - строевая песня Волгоградской области.

  4. «Из-за леса, из-за рощи» - строевая песня Липецкой области.

  5. «На горе-то калина» - хороводная песня Рязанской области.

  6. «Соловей мой» - лирическая песня Смоленской области.

  7. «Ой, да во зелёном во бору»- скоморошина Архангельской области.

  8. 3 год обучения

  9. I. «Абы кто еще сказал нам про старое»- былина Архангельской области.
    2.«А люлю, люлю, люлю»- колыбельная Белгородской области.

  10. 3.«Вы казачки, казачки»- плясовая песня Краснодарского края.

  11. 4.«Вышло пузищо парепищо»- подблюдная песня Нижегородской области.

  12. 5.«Зеленый дубок»- свадебная песня Курской области.

  13. 6.«Из-за гор-горы едут мазуры» - лирическая песня Белгородской области.

  14. 7.«Не из саду было»- протяжная песня казаков-некрасовцев.

  15. 8.«ОЙ, вишня моя»- лирическая песня Смоленской области.

  16. 9.Оседлаю коня»- походная песня Ставропольского края.

  17. 10.«Рано цветок расцветая»- лирическая песня Ростовской области.

  18. II. «Заиграю, заиграю»- лирическая песня казаков-некрасовцев.
    12. «Бедная птичка»- духовный стих Краснодарского края.

  19. 13.«Березничек листыватый» - свадебная величальная песня Псковской области. 14.«Глыбокый колодязю» - украинская лирическая песня.

  20. 15.«Грушица»- лирическая песня казаков-некрасовцев.

  21. 4 год обучения

  1. «Уж вы, девки-молодки»- плясовая песня Смоленской области.

  2. «На гряной неделе»- русальская песня Брянской области.

  3. «Гулял Ванька по садочку»- лирическая песня Смоленской области.

  4. «Зародила мене матушка» - лирическая песня Смоленской области.

  5. «Гуляла чечётка»- игровая песня Рязанской области.

  6. «Как по морю, морю» - лирическая песня Смоленской области.

  1. 7.«Лучше нет у нас такого молодца»- свадебная песня Псковской области.

  1. «Мимо моего садику»- хороводная песня Московской области.

  2. «Налетали, налетали ясны сокола»- свадебная песня Мурманской области.
    10.«Не в трубушку трубили»- свадебная песня Московской области.

  1. 11 .«Татары шли, ковылу жгли»- колыбельная песня Белгородской области.

  2. 12.«Ой, во саду садочке»- лирическая песня Ростовской области.

  3. 13.«Ой, как по реченьке гоголюшка плывёт»- хороводная песня Ивановской области;

  1. «Ой. пора гостям со двора» - свадебная плясовая песня Белгородской области.

  2. «Расступитеся. разойдитеся» - плач невесты Псковской области.

  1. 5 год обучения

  1. «Скажи, скажи, когда вернёшься?» - лирическая песня Псковской области.

  2. «Уж мне смахнуть-то очи ясные»- плач невесты Архангельской области.

  3. «Ты, дуброва»- свадебная песня Белгородской области.

  4. «Уж ты чёрнай мой»- лирическая песня Белгородской области.

  5. «Хорош-то сокол Иванушка» - свадебная песня Рязанской области.



  1. «Что ты, жинка, губы жмёшь?»- плясовая песня Ростовской области.

  2. «Эх. молодой»- лирическая песня Рязанской области.

  1. 8.«Ой, маслена, сподманщица»- масленичная песня Курской области.

  2. 9. «Ой, кумушки, кумитеся»- Троицкая песня Псковской области.

  1. «Доли - выгдодоли» - частушки Воронежской области.

  2. «Ой, на горке калина» - плясовая песня Ульяновской области.

  3. «Пастушок» - лирическая песня Московской области.

  4. «Во поле рябинушка стояла» - плясовая песня Новосибирской области.

  5. .«Улица» - хороводная песня Смоленской области.

  6. «В деревне, в деревне» - плясовая песня Московской области.

  1. 6 год обучения

  2. 1. «Коты купили» - плясовая песня Пензенской области.

  1. «Страдания под балалайку»- припевки песня Самарской области

  2. «Раскачалася в саду вишенка»- свадебная песня Смоленской области.

  3. «Во саратовской конторе»- лирическая песня Саратовской области.

  4. «Ты взойди, солнце красное» - свадебная песня Тамбовской область.

  1. 6. «Дуня румянёхонька»- плясовая песня Владимирской области.

  1. «Свечушки»- лирическая песня Псковской области.

  2. «Посидите гости побеседуйте»- масленичная песня Белгородской области.

  3. «Свет моя улица»- Троицкая песня Рязанской области.

  4. «Растяни гармонь пошире» - частушки Воронежской области.

  5. «Голымба» - плясовая песня Кировской области.

  6. «Ты не ной моё сердечушко» - лирическая песня Московской области.

  7. «Ой, вы морозы, крещенские лютые» - плясовая песня Рязанской области.

  8. «Мы ходили по проулочкам» - хороводная песня Смоленской область.

  9. «Как у нас ли братцы во садочке» - плясовая песня Пензенской области.

  1. 7 ?од обучения

  1. «Эй, а ты вылети, черна галочка» - свадебная песня Пензенской область.

  2. «Вечерочки развесёлые» - плясовая песня Тамбовской области.

  3. «Да и то-то тошно» - лирическая песня Московской области.

  1. «Кукырики-Комарики»- припевки песня Волгоградской области

  2. «За рекой у трубу трубят»- свадебная песня Самарской области.

  3. «Каравать»- лирическая песня Саратовской области.

  4. «На горе-то калина» - плясовая песня Нижегородской области.

  5. «Рано утром Манечка» - хороводная песня Курской область.

  6. «Ходил Ванька по базару»- плясовая песня Московской области.

  7. «Разбушуйте-ка вы, буйные ветры»- лирическая песня Псковской области.

  8. «На улице девки гуляли»- масленичная песня Орловской области.

  9. «Ой, я в бору воду беру»- Троицкая песня Рязанской области.

  10. «Как над Яром» - плясовая песня Тамбовской области.

  11. «Вишни мои, вишни» - лирическая песня Воронежской области.

  12. «Девицы, сплетай мой венок» - Троицкая песня Брянской области.

  13. «Чебатуха» - частушки Смоленской области.

  14. «Сподкошена травка» - лирическая песня Самарской области.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница