Совершенствование регионального компонента в содержании школьных предметов



страница1/4
Дата25.08.2017
Размер0,79 Mb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Республики Казахстан

Национальная академия образования им. И. Алтынсарина





Совершенствование регионального компонента

в содержании школьных предметов
Методическое пособие

Астана


2013

Рекомендовано к изданию Ученым советом Национальной академии образования им. И. Алтынсарина (протокол № 1 от 27 февраля 2013 года).

Совершенствование регионального компонента в содержании школьных предметов. Методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. – 82 с.

Данное методическое пособие составлено на основе Государственного образовательного стандарта, утвержденного Постановлением Правительства №1080 от 23 августа 2012 года, включает основополагающие аспекты содержания обучения, практические советы, позволяющие осуществить реализацию регионального (краеведческого) компонента школьных предметов в 5-11 классах общеобразовательных школ Казахстана.

В пособии рассматриваются практические, вариативные элементы содержания образования в общеобразовательной школе, раскрывается роль регионального компонента и методические подходы к его формированию в учебных программах различных предметов. Предложены многоаспектные, системные подходы, отражающие экологическое, экономическое, историческое, социально-культурное своеобразие регионов Казахстана.

Издание предназначено для методистов, учителей школ, колледжей и студентов педагогических высших учебных заведений.


© Национальная академия образования

имени И. Алтынсарина, 2013


Введение
В Программе социальной модернизации Казахстана, предложенной Президентом страны Н.А. Назарбаевым в работе «Двадцать шагов к обществу всеобщего труда», говорится:

– начиная с 2013–2014 учебного года предусмотреть расширение использования интерактивных форм обучения в учебном процессе общеобразовательных школ и внедрение специальных учебных программ онлайн-обучения;

– провести анализ учебных планов, учебников и учебных пособий по истории Казахстана, осуществить меры по изменению содержания и формата преподавания истории Казахстана в учебных заведениях;

– внести предложения по внедрению в средних, технических и профессиональных, высших учебных заведениях обязательных учебных курсов «Основы акмеологии, личного и социального успеха», «Казахстанское право», «Краеведение» [1].

Данное методическое пособие составлено на основе Программы социальной модернизации, Государственного образовательного стандарта и включает основополагающие аспекты содержания обучения, практические советы, позволяющие осуществить реализацию регионального компонента школьных предметов в 5-11 классах.

Рассматриваются практические, вариативные элементы содержания образования в общеобразовательной школе, раскрываются роль регионального компонента и методические подходы к его формированию в учебных программах. Предложена многоаспектная, универсальная программа «Краеведение» для 7 класса, разработанная на основе системного подхода, которая способствует изучению экологического, экономического, исторического и социально-культурного своеобразия регионов страны.

Методическое пособие способствует развитию познавательного интереса, политехнических знаний, казахстанского патриотизма учащихся на основе развития функциональных знаний и умений.

За небольшую, по историческим меркам историю становления и развития независимости страны, её районы, области, регионы, населенные пункты приобрели достаточно разнообразные и самобытные, специфические социально-экономические особенности условий проживания, деятельности и этнонациональных отношений.

Учет специфики национального и административно-территориального развития нашей страны обусловлен социальным заказом на образование. Отличительной чертой современного этапа развития образования является использование национальных и региональных возможностей в обучении и воспитании учащихся.

В последнее время в условиях возрождающего интереса граждан Казахстана к истории своего народа и государства, природным особенностям своей страны и территории проживания возросла роль школы в воспитании подрастающего поколения, восприимчивого к многообразию человеческих отношений и способного к толерантному межэтническому общению. В связи с этим, реализация регионального компонента является значимым педагогическим процессом, непосредственно влияющим на социализацию личности ребенка, учащегося.



1 Цель и задачи совершенствования регионального компонента в содержании школьных предметов

Главной целью изучения регионального компонента и краеведения является воспитание личности патриота и гражданина многонационального Казахстана, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Региональные компоненты, краеведческие знания, реализуемые через различные формы и методы учебной и воспитательной работы в школе, имеют свои определенные задачи:

Образовательные задачи:

формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта, региона , его населения, природного окружения, показ сложной структуры всех аспектов;

ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта, района, областного центра;

развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края.

Воспитательные задачи:

развитие гражданских качеств, патриотического отношения к Казахстану в целом и своей малой Родине, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей, наличие для большого количества учащихся богатых возможностей изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников, изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов, общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры, совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);

формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
Развивающие задачи:

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

стимулирование стремления получить больше знаний о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции и проектную деятельность, через детские библиотеки, национально-культурные центры, вузы, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

– соответствующая ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

формирование способностей и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видения своего места при решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Исследовательские задачи:

  • определение уровня загрязнения окружающей среды и разработка рекомендаций по улучшению природной, экономической, экологической ситуации, воспитание экологической культуры;

  • постановка проблемы и поиск путей её решения посредством развития аналитического и логического мышления, развития поисковых качеств, стремления постичь неизвестное, неизведанное, необъяснимое;

отражение в собственном творчестве изученного, познанного, увиденного;

- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.

Краеведческие знания имеют свое определенное место в образовательном пространстве современной школы [2].

К основным формам краеведения следует отнести:



  1. уроки краеведения как самостоятельный предмет в основной школе;

  2. авторские факультативные и элективные курсы;

  3. исследовательская и проектная деятельность;

  4. работы клубов во внеурочное время, экскурсии, пешие походы;

  5. реализация внутрипредметных и межпредметных взаимосвязей.

Содержание краеведческих знаний на современном этапе развития образования отражает комплексно-системный подход к родному краю, как некоей целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим методам:

В общей направленности:

- признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов, рачительных хозяев страны;

- выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастными особенностями учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.

В содержании:

- изложение содержания с территориально-хронологических позиций;

- понимание краеведения как курса, позволяющего учащимся увидеть край (регион) как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.

Следовательно, краеведческие знания должны быть интегративными, вбирающими в себя:


  1. географические;

  2. биологические;

  3. экологические;

  4. хозяйственно-экономические;

  5. социально-политические;

  6. правовые;

  7. конфессиональные;

  8. этнографические;

  9. лингвистические;

  10. исторические;

  11. культурологические компоненты [3].

Опираясь на содержание традиционных школьных предметов (на их региональные компоненты), краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов.

Особенности краеведения в школьном изучении следующие:



– краеведение, имея свой объект изучения, выступает средством рассмотрения края (региона) как целостной системы, выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;

пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и современной жизни своего района, города, села, микрорайона, улицы, дома;

опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство страны и регионов;

обращение к реалиям повседневной жизни казахстанцев, решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета.
В организации:

реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа учащимся реального объекта изучения (гор, озер, лесов и т.д., хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т. д.); опора на богатейшие возможности преподавания краеведения при использовании социокультурного пространства Астаны, Алматы и других крупных городов страны;

– придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио-визуальных материалов, средств масс-медиа, мультимедийных технологий;

– вовлечение в практическую деятельность по изучению края (населенного пункта) через обучение учащихся работе со справочной литературой, ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, экологические, геологические, этнографические, фольклорные и археографические), экскурсии и туристические походы.

Таким образом, краеведческие знания должны реализовываться через оптимальное и рациональное сочетание эвристических, практических, коммуникативных и проектных методов обучения, через различные формы учебной и внеклассной деятельности.

Региональный компонент содержания образования определяет те нормативы, которые относятся к компетенции региона. Разработка и реализация регионального компонента содержания образования является необходимым условием процесса регионализации образования.



Каждый из нас живет в определенном пространстве, которое оказывает всестороннее влияние на многие аспекты жизни человека:

- определенная климатическая, демографическая, исторически сложившаяся среда оказывает влияние на жизнь ее обитателей;

- социально-экономическое пространство в значительной степени определяет «благосостояние населения, социальный статус и стратегию развития региона в его взаимосвязи с другими регионами мира»;

- культурно-образовательное пространство обладает интеллектуальным потенциалом и возможностями «реализации индивидуальности и формирования имиджа, соответствующего мировым стандартам».

Каждый человек с момента рождения находится в определенном пространстве. Регион – это ключевое понятие современных региональных исследований. В своих работах ученые рассматривают региональные особенности на двух уровнях:

- краеведческом – изучение природы, экономики, истории и культуры своей местности (микрорайона, города, села);

- собственно региональном – рассматриваются более глобальные вопросы, касающиеся развития всего региона. Границы региона задаются главным образом в соответствии с административным выделением пространства, на которое распространяется властно-исполнительная деятельность, идущая из некоторого центра социально-экономического управления. Безусловно, что в соответствии с экономическими процессами формирования и развития региона складывается и его особая социальная структура. Такое понимание региона подразумевает определенное органическое сочетание трех групп основополагающих факторов – экономического, социального, духовного.

Государственный образовательный стандарт отражает содержание образования, а региональный компонент – его часть. Следовательно, чтобы определить значение регионального компонента, необходимо исходить из значений современного образования.

Четыре основных значения образования (И.А. Маврина) [4]:

- дидактическое – определение образования как процесса и результата обучения: содержание учебного процесса, целенаправленного на формирование (приобретение и передачу) знаний, умений, учитывающих особенности региона, в интересах личности, регионального сообщества, сопровождающегося передачей приоритетов, ценностных ориентиров, менталитета;

- культурологическое – определение образования как феномена культуры, компонента, части культуры: содержание, необходимое для познания себя, других, картины мира через непрерывную передачу и приращение культурных традиций региона;

- социально-педагогическое – определение образования как механизма трансляции социального опыта, как «полигона» социализации личности, как фактора применения индивида, социальной группы, социума: содержание механизма по усвоению опыта регионального сообщества в овладении материальной и духовной действительностью; необходимые и достаточные условия для саморазвития личности, достижения ею безопасного и комфортного существования в регионе;

- социологическое – определение образования как социального института профессионализации, особенностей регионального сообщества, которые личность должна в себя вобрать и через них социализироваться, сформировать приоритеты, эмоционально-ценностное отношение и менталитет.

Под региональным компонентом содержания образования понимается процесс и результат освоения обучающимися знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций, опыта творческой деятельности, органическое сочетание которых обеспечивает им конкурентоспособность на региональном рынке труда, успешную карьеру в избранной области деятельности, а также возможность переобучения в новой профессиональной сфере деятельности в соответствии с собственными жизненными планами и потребностями регионального рынка труда.

Суть регионального компонента содержания образования выражается в учете интересов, потребностей жителей региона, во включении особенностей региона в содержание образования.

Группы факторов, в которых проявляются влияющие на систему образования особенности региона, следующие:

исторические и культурологические (традиции, нравы, особенности образа жизни и характерные ценности);

природно-географические (ландшафт, климат, полезные ископаемые, водные и человеческие ресурсы;

социально-географические (плотность населения, характер поселений, традиционные занятия, удаленность от других регионов, средства сообщения);

социально-демографические (национальный состав, миграционные процессы, половозрастная структура, характер воспроизводства населения, типы семей и др.);

социально-экономические (типы и характер производства, профессиональная структура, уровень жизни населения, перспективы экономического развития, экономическая зависимость от других регионов);

административно-политические (территориальное расположение и границы региона, тип инфраструктуры, организация и функционирование органов управления);

политические (роль политических факторов в жизни региона, тенденции суверенизации, межрегиональные и межгосударственные связи) [5].

Независимо от характера будущей деятельности выделяются четыре элемента в структуре содержания образования, подлежащие усвоению:



  • знания – их совокупность способствует общему представлению об окружающей действительности индивида, ориентации его в необходимой деятельности;

  • опыт осуществления способов деятельности – в ходе его усвоения формируются умения и навыки, функции которых воспроизводить и сохранять культуру;

  • опыт творческой деятельности – содержание характеризуется неалгоритмизированными процедурами деятельности и состоит в самостоятельном переносе ранее усвоенных знаний, умений, навыков в новую ситуацию. Функция элемента – обеспечить развитие культуры;

  • опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, к своей деятельности, к самому себе, нормы, традиции и система ценностных ориентаций данного общества. Функция этого элемента – регулирование избирательного отношения к явлениям действительности и ее разным сторонам [4].

Региональный компонент содержания образования – это не только содержание образования, отражающее природно-географические, экономические и другие особенности региона; это социальный заказ, в котором выражены потребности и интересы региона, государства и отдельной личности.

Взаимосвязь содержания общего и регионального образования реализуется через элементы образования и профессиональную направленность общеобразовательных предметов. Сопоставим элементы содержания компонентов (таблица 1).

Таблица 1 – Взаимосвязь компонентов содержания образования [4]




Элементы содержания

Государственый, общеучебный компонент

Региональный компонент

Знания

Факты, понятия, законы, закономерности о природе, культуре населения, хозяйственной деятельности, необходимые для работы в определенной области деятельности

Факты, понятия, закономерности, характеризующие особенности региона, специфику объектов, процессов и явлений, усвоение которых необходимо для сохранения традиций и развития региона, для овладения соответствующей специальностью и для успешной деятельности в условиях региона.

Опыт осуществления способов деятельности, фиксированный в виде умений и навыков

Умения и навыки, способствующие применению знаний в профессиональной деятельности и освоению определенной квалификации

Освоение и реализация умений, которые традиционны для региона и необходимы для культуро - и природосообразного поведения и успешной профессиональной деятельности в условиях региона

Опыт творческой деятельности

Неалгоритмизированные процедуры деятельности, развивающие творческие способности личности

Активная творческая деятельность по позитивному преобразованию пространства региона на основе усвоенного регионального содержания

Опыт эмоционально-ценностного отношения, фиксированный в виде ценностных ориентаций

Нормы, традиции и система общекультурных ценностных ориентаций общества

Усвоение значимых норм, ценностей и традиций народов, проживающих в регионе

Региональный образовательный стандарт приобретает реальное воплощение в следующих нормативных документах среднего образования (ГОСО):



- в модели учебного плана – уровень учебного плана;

- в учебной программе – уровень учебного предмета;

- в региональной учебно-методической литературе – уровень учебного материала.

Регионализация содержания среднего образования осуществляется по нескольким направлениям:

во-первых, регионализация любого традиционного предмета дает возможность организовать дидактический процесс с учетом основных принципов обучения – «единство конкретного и абстрактного», «связи обучения с жизнью», «систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта деятельности», «доступности обучения»;



во-вторых, это факультативные предметы, которые не только позволяют обеспечить индивидуальный характер развития личности, обучающихся в соответствии с их склонностями, интересами, но и создать свое «лицо» образовательному учреждению, учитывая особенности, потребности местности, где расположено образовательное учреждение;

в-третьих, это повышенный уровень государственного компонента стандарта, обусловленный социальным заказом регионального сообщества.



Например, для всех регионов Казахстана это могут быть:

  • по первому основанию – историко-культурное наследие народов Казахстана, технологическое и литературное краеведение, традиционные строительные материалы, технологии производства, специфика объектов промышленности и сельского хозяйства;

  • по второму основанию – экология, влияние сельскохозяйственного производства на окружающую среду, отходы производства и потребления, использование полезных ископаемых и охрана недр, охрана труда на химических предприятиях области, промышленные и транспортные аварии и катастрофы, чрезвычайные ситуации природного (промышленного) характера;

  • по третьему основанию – этика личности, его морально-нравственные качества, здоровый образ жизни, здоровье человека и окружающая среда [4].

Совершенствование изучения региональных компонентов в содержании школьных предметов представляет собой процесс овладения большим и сложным комплексом знаний об определенной территории Республики Казахстан, являющейся родной для ученика по факту рождения или длительного проживания. Каждый предмет имеет свой региональный компонент. Например, история изучает историю края, биология – особенности живой природы, экология – сохранность природного комплекса края, языковые дисциплины и литература – языки и народное творчество, химия – особенности полезных ископаемых, других ресурсов, качество воды, физика – тепловые, звуковые, световые, электрические, механические явления, происходящие в крае, археология – древние свидетельства жизни в данном крае. В этот перечень можно добавить астрономию, топонимику, топографию, геральдику, этнографию, искусствознание и другие. Учебная деятельность по изучению регионального компонента синтезируется на географической основе, так как объединяющее начало в том, что все эти сведения относятся к одной местности, к родному краю.

Главная установка совершенствования регионального компонента в содержании образования заключается в воспитании и развитии многогранной совокупности патриотических чувств, освоении знаний о родном крае.

Важнейшими задачами при проведении занятий являются развитие функциональной грамотности посредством анализа теоретического, практического материала, навыков самостоятельного приобретения знаний и использования в процессе формирования достойной личности, способной к социализации в обществе и полезной для него.

Для выявления сущности регионального компонента важно разграничить понятия «край» и «региональный компонент». Границы края можно определить территорией родного аула, села, города, района, области, его окрестностей, а региональным компонентом считать отражение в школьных курсах учебных предметов материальных и духовных факторов, конкретных условий природной и социальной среды региона в широком смысле и непосредственно окружающей школу, населенный пункт. Изучение региональных компонентов реализуется через краеведческие подходы.

Безусловно, краеведческий подход надо понимать шире, чем просто изучение краеведческих сведений. Краеведческий подход является методологической основой достижения практического или теоретического освоения действительности, последовательно от локально-территориального («малая» Родина) к глобальному уровню понимания мира.

Именно такой взгляд на краеведение в образовании позволяет синтезировать региональную, краеведческую и технологическую информацию в представлениях школьника, позволяет ему целостно взглянуть на мир и увидеть его. Технологическая информация дает возможность ориентироваться в достижениях научно-технического прогресса, а краеведческая информация способствует реальной адаптации в окружающем современном мире [6].

В настоящее время предметом обсуждения стал вопрос о компетенциях. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией образования. «Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан» разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании», Посланием Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» [7].

Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан является основным документом, отражающим цель, задачи, принципы организации и направления системы среднего общего образования страны в будущем.

Переход Казахстана на 12-летнее образование позволит успешно решить задачу проектирования новой национальной модели образования. Главной целью 12-летнего общего среднего образования является формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самореализации как в своих интересах, так и в интересах общества. Это усиливает значение изучения региональных компонентов учащимися. Изучение родного края, его экономики, проблем и перспектив, планирование своей будущей деятельности является очень важным для учащихся, и школа способствует реализации этих задач. В соответствии с заданной целью перспективные ожидаемые результаты образования определены в виде следующих ключевых компетенций выпускника, актуальных и при изучении региональных компонентов:

Учебно-познавательная компетенция: постановка и решение познавательных задач, разрешение проблемных ситуаций, готовность к самостоятельной познавательной деятельности при выполнении исследовательских и практических работ. Умение рассуждать и доказывать свою точку зрения, представлять и отображать главные особенности природы и экономики своего региона, применять полученные теоретические знания в практической жизни.

Сутью информационно-технологической компетенции является: умение находить, отбирать и анализировать информацию о своем родном крае при помощи современных информационно-коммуникационных технологий. Умение структурировать и систематизировать полученную информацию. Готовность и способность к принятию осознанного решения на основе осмысленной информации.

Коммуникативная компетенция: использование разнообразных средств устной и письменной информации для освоения учебного материала о родном крае. Владение навыками обмена информацией, навыками работы в парах и в группах для получения общего результата, умение выражать свою точку зрения корректно в соответствии с нормами этикета. Умение ориентироваться в различных ситуациях общения, основанное на знаниях и чувственном опыте учащегося. Знание родного и других языков, обеспечивающее владение способами взаимодействия и общения с людьми в различных социальных группах, овладение навыками общения на государственном языке обеспечивают успешность осуществления основных задач общения и самореализации личности.

Социальная компетенция означает владение знаниями и опытом активной общественной деятельности, экономических и политических общественных отношений, предусматривает умение анализировать конкретную социально-общественную обстановку и действовать в соответствии с разнообразными жизненными ситуациями, а также оценивать собственные личностные возможности.

Компетенция личностного самосовершенствования. Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Овладение способами деятельности в интересах собственных и коллективных на основе своих возможностей. Соблюдение правил личной гигиены, забота о собственном здоровье, умение соотносить свои возможности с реальной перспективой планирования и организации деятельности, с чувством собственного достоинства, быть ответственным за свои поступки и свою жизнь.
Ценностно-ориентационная компетенция. Адекватное восприятие окружающего мира, умение находить свою роль в жизни общества, своей страны и родного края, проявление гражданственности и патриотизма.

Культурологическая компетенция. Осознание роли культуры и науки в развитии человека, общества и природы, знание и восприятие культуры народов, проживающих в регионе.

Предметная компетенция обеспечивает процесс самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся по овладению знаний о родном крае. Учит использовать теоретический и статистический материал для решения практических задач, составления схем, диаграмм, установления причинно-следственных связей. Способствует определению профессии в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося. Обеспечивает функциональную грамотность учащихся.

Спектр задач, решаемых при реализации регионального компонента, огромен. При этом углубляются общеучебные умения и навыки, развивается интеллект, наблюдательность, воображение, научная любознательность, эрудиция, поисково-исследовательские качества и культурный уровень личности. Идет развитие литературной и предметной речи, формируется навык полиязычия. Личность учащегося психологически подготавливается к выбору профессии, профессиональной деятельности и к самостоятельной жизни в будущем. Учащийся развивает свои морально-нравственные качества. Наполняются глубоким смыслом и содержанием понятия патриотизма, чувства любви к родному краю, к Родине. Региональный компонент позволяет осуществлять воспитательный процесс через эмоционально-чувственное восприятие.

Важнейшей задачей является оказание помощи личности учащегося в поисках своего места, своего «гнездышка» на жизненном пути, его социализации в условиях развивающейся новой экономики, обретение им чувства уверенности, собственной необходимости и профессиональной востребованности в будущем на предприятиях, организациях родного края или в предпринимательской деятельности.

Под совершенствованием регионального компонента подразумеваются также современные педагогические технологии отбора материала в содержании школьных предметов, раскрывающие: природно-экологическое своеобразие края, географические, исторические, культурные, национальные, демографические особенности, имеющие прямое отношение к территории проживания. Учащиеся должны познать региональную специфику развития и проблемы, менталитет и духовную культуру народов своего края.
: files
files -> Детская стоматология
files -> Лекция №1. «Введение. Анатомо-физиологические аспекты органов ротовой полости и их особенности у различных видов животных»
files -> Стоматология
files -> Стоматология
files -> Учебный план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Стоматологическая помощь населению»
files -> Учебно-тематический план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Стоматологическая помощь населению»
files -> Терапевтическая стоматология


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница