Статья публиковалась в международном сборнике «Здоровое общество здоровые дети»



Скачать 386,96 Kb.
Дата01.08.2018
Размер386,96 Kb.
ТипСтатья
Статья публиковалась в международном сборнике «Здоровое общество – здоровые дети», 2009 год.


Исследование индекса массы тела как метод оценки физического развития подростков.

Газданова В.В.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №23» г.Энгельса Саратовской области.

Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения. Необходимо помнить, что на физическое развитие оказывают влияние множество внешних и внутренних факторов, это материально-бытовые условия, национальные и региональные особенности уклада и стиля жизни, экологическая обстановка, состояние питания, наличие или отсутствие болезней. Основы современных антропометрических («antropos»-человек, «metria»-измерение) методов исследования заложены в прошлом веке. Общее представление о физическом развитии получают при проведении двух основных измерений длина и масса тела.


Антропометрию проводят с помощью тщательно проверенных и отрегулированных измерительных приборов: весов и ростомера. Для объективности последующей оценки необходимо соблюдать требования к правилам измерения. Все измерения желательно производить в первой половине дня, натощак, либо через 2-3 часа после еды, обследуемый должен быть одет в легкую трикотажную одежду. Если же измерения проводятся во второй половине, желательно занять горизонтальное положение на 10-15 минут. Анализ антропометрических показателей - важнейший элемент исследования соответствия физического развития возрастным нормативам. Надежным показателем гармоничности развития является индекс Кетле. Индекс массы тела разработан бельгийским социологом и статистиком Адольфом Кетеле (Adolpht Ouetelet) в 1869 году. Индекс предназначен для контроля за влиянием питания на вес тела человека. Этот индекс лучше, чем многие другие методы, отражает запасы жира в теле человека, и кроме того, для него установлены нижний и верхний пределы, принимаемые за допустимые. Для вычисления ИМТ нужно разделить вес (кг) на рост, выраженный в метрах и помноженный сам на себя. Формула выглядит следующим образом: Индекс Кетле =Вес(кг) / Рост(м) * Рост(м). Индекс массы тела – величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и тем самым, косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной, избыточной. Оценка физического развития в любом возрасте производится путем сравнения антропометрических данных со средними региональными величинами для соответствующего возраста и пола. Индекс массы тела имеет следующие значения у юношей и девушек соответственно: среднее – 22 и 20,3; минимальное – 20,1 и 18,7; максимальное – 25 и 23,8; выше максимального – 30 (и более) и 28,6(и более), что соответствует ожирению.

Группа учащихся школьного научного эколого-биологического общества провела исследовательскую работу по определению индекса массы тела у 12-летних (учащиеся 7-классов) и 14-летних (учащиеся 9-х классов) подростков нашей школы. В расчётах были использованы данные замеров, проведённые специалистами медицинского кабинета. Исследовательская группа помогала специалистам при проведении данного мероприятия. Девочки научились определять рост и вес тела. Далее последовали вычисления и статистическая обработка результатов.

возраст



Коли-

чество уча-

щихся.


П

О

Л



Колиечество

(юношей и девушек)



Индекс массы тела.

Меньше мини-

мального


Мини-

мальный.


Сред

ний


Макси-

мальный


Больше макси-

мального


12

91

ж

46

7

24

11

3

1

м

45

10

20

12

1

2

14

108

ж

54

9

25

15

2

3

м

54

5

31

10

4

4

Результаты расчётов.

Сравнительный анализ.

Итоговые цифры свидетельствуют о том, что 12-летних и 14-летних подростков, имеющих дефицит массы тела намного больше, чем подростков с ожирением: среди 12-летних девочек на 13 %; среди 12-летних мальчиков на 17,8 %; среди 14-летних девушек на 11,2 %; среди 14-летних юношей на 1,9 %.

Среди 12-летних и 14-летних подростков имеют соответственно: дефицит массы тела – 37,4% и 26 %; минимальное значение индекса массы тела - 48 % и 51%; среднее значение - 25,3% и 23 %; максимальное значение - 4,4% и 5,6 %; значение, превышающее максимального (ожирение) – 3,3 % и 6,5 %.

По группе 12-летних подростков со средним индексом - 25%, а по группе 14-летних – 23%, то есть приблизительно равное количество.

Выводы.


Следовательно, в ходе работы выявлены подростки с дистрофическими нарушениями, которые чаще всего проявляются при белково-энергетической недостаточности. И в меньшем количестве – подростки с избыточной массой тела и ожирением. Такое явление возникает при поступлении излишних калорий с пищей.

Практические рекомендации для подростков:

1).с избыточной массой тела: при нарастании веса нужно либо увеличить физическую активность, либо потреблять меньше пищи, но лучше сочетать оба этих подхода; за весом нужно следить постоянно, своевременно внося необходимые коррективы в режим физической нагрузки и питание; избегайте излишнего потребления сахара; избегайте пищевых продуктов, богатых жиром; помните, что алкогольные напитки, включая пиво, поставляют организму лишние калории; потребляйте достаточное количество фруктов и овощей; не увлекайтесь мучными изделиями; заметьте, что некоторые овощи и фрукты содержат вещества, препятствующие отложению жира; устраивайте себе 1 или 2 раза в неделю разгрузочные дни: человек потребляет в такой день в 5-6 приёмов небольшое количество какого-либо продукта – 1,5 кг. , яблок, 500 гр. творога, 400 гр. отварной рыбы.

2).с дефицитом массы тела: нужно выяснить причины худобы. Это могут быть заболевания эндокринной системы, туберкулёз, болезни органов пищеварения. Если худоба вызвана недостаточным питанием, следует обратить внимание на сбалансированный полноценный рацион адекватной калорийности и соблюдение режима питания, в том числе кратности и ритмичности приёма пищи. Необходимо позаботиться об аппетите, стимулируя его как обстановкой во время еды, так и вкусовыми веществами блюд.



Литература:

1). Здоровый образ жизни. М.Ю.Михайлина; М.В.Лысогорская; М.А.Павлова. Учебное пособие для учащихся 7-классов; изд.КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея»;2006 г..
Каталог: images
images -> Учебный план повышения квалификации по образовательной программе «Стоматологическая помощь населению» специальность: «Стоматология»
images -> Министерство здравоохранения и социального развития
images -> Информированное добровольное согласие
images -> Методическое пособие для подготовки волонтеров ║▐ ║▐ ║▐ ║▐ ║▐ ║▐
images -> Классификатор основных медицинских услуг по оказанию первичной медико-санитарной специализированной стоматологической помощи, оказываемой в амбулаторных условиях


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница