Ставропольская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию



страница1/6
Дата21.11.2016
Размер3,06 Mb.
  1   2   3   4   5   6
"Ставропольская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию"

(ГОУ ВПО СтГМА Минздравсоцразвития России)
Материаловедение

Практическое руководство под редакцией проф. С.Н. Гаражи

Ставрополь

2011
ЧАСТЬ I


Практическое занятие № 1


Тема:

Стоматологическое материаловедение – прикладная наука о материалах для стоматологии. «Идеальный» стоматологический материал. Классификация стоматологических материалов и принципы ее построения. Основные свойства материалов и их значение для восстановительной стоматологии. Понятие теоретической прочности и концентрации напряжений.

Цель:

- изучить задачи предмета стоматологического материаловедения.

- сформировать представление о понятии «идеальный» стоматологический материал.

- рассмотреть классификации стоматологических материалов по химической природе и по назначению;

- уметь охарактеризовать физические, химические и механические, технологические, биохимические свойства материалов и методы их оценки.



Метод проведения:

Групповое занятие.

Место проведения:

Учебная аудитория, клинический кабинет, зуботехническая лаборатория, кабинет мануальных навыков, лаборатория стоматологического материаловедения.

Обеспечение:

Техническое оснащение: мультимедийное оборудование, стоматологические установки, стоматологические инструменты, стоматологические материалы.

Учебные пособия: фантомы головы и челюстей, стенды, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы.

Средства контроля: контрольные вопросы, ситуационные задачи, вопросы для тестового контроля, домашние задания.

План занятия

1. Проверка выполнения домашнего задания.

2. Теоретическая часть. Знакомство с рабочим местом фантомного кабинета. Определение прикладной науки стоматологического материаловедения. Требования к «идеальному» материалу восстановительной стоматологии. Классификации стоматологических материалов по химической природе и по назначению. Основные свойства материалов, методы исследования их. Понятие теоретической прочности и концентрации напряжения.

3. Клиническая часть. Демонстрация преподавателем: рабочего места студента, материалов различных классов (керамика, металлы, полимеры); стоматологических материалов: для профилактики заболеваний зубов и гигиены; восстановительных материалов в терапевтической стоматологии; материалов в ортопедической стоматологии при частичной и полной потере зубов; материалов для лечения аномалий прикуса и зубных рядов; материалов для хирургического лечения дефектов и деформации челюстно-лицевой области.

4. Инструкция по технике безопасности.

5. Самостоятельная работа. Освоение студентами рабочего места, правил поведения и экипировки внешнего вида. Изучение стоматологических материалов по химической природе и по назначению.

6. Разбор результатов самостоятельной работы студентов и контроль полученных знаний по контрольным вопросам и ситуационным задачам.

7. Тестовый контроль знаний.

8. Задание на следующее занятие.

Техника безопасности.

Во время практических занятий студенты должны выполнять следующие правила: соблюдать дресс-код - ношение специальной медицинской одежды (халаты, колпаки, сменная обувь, длинные волосы – под колпаком), поддерживать санитарно-гигиенический порядок на своем рабочем месте.

Перед началом работы студенты должны изучить правила техники безопасности, которые составлены согласно «Правил устройства и эксплуатации стоматологических поликлиник, отделений, кабинетов и зуботехнических лабораторий». Перед началом работы необходимо убедиться в том, что приборы заземлены и включены, все манипуляции по уходу и ремонту оборудования должны выполняться после их обесточивания. После окончания работы стоматологическое оборудование необходимо отключить от электросети. При работе с сильнодействующими веществами необходимо соблюдать осторожность. Приготовление стоматологических материалов должно осуществляться согласно инструкции.

Аннотация

Стоматологические материаловедение – это наука, изучающая во взаимосвязи состав, строение, свойства, технологию производства и применения материалов для стоматологии, а также закономерности изменения свойств материалов под влиянием физических, механических и химических факторов. Речь идет о факторах, действующих в специфических условиях полости рта в процессе функционирования зубочелюстной системы, что и позволило выделить стоматологические материалы в отдельную область знаний.

В настоящее время практикующие стоматологи понимают, что без глубокого знания свойств стоматологических материалов невозможно достигнуть функциональной полноценности, эстетичности и долговечности восстановления зубов. Намечая план оказания стоматологической помощи, врач всегда стоит перед выбором наиболее подходящего материала. Осуществить его правильный выбор, пользуясь только своим опытом и интуицией, очень не просто, так как конец ХХ века и начало нынешнего ознаменовались бурным развитием стоматологических материалов, поэтому стоматолог должен уметь оценить возможности новых разработок и новых методов применения материалов в клинике, что требует глубокого понимания взаимосвязи их химических основ и свойств. Знание основ материаловедения, различий свойств материалов в зависимости от химической природы, технологии применения позволит использовать в стоматологической практике научно-обоснованные критерии выбора нужного материала.

Несмотря на значительные достижения стоматологического материаловедения в последние годы, ни один из созданных материалов нельзя признать «идеальным». «Идеальный» материал для восстановительной стоматологии должен полностью отвечать следующим требованиям:

- быть биосовместимым;

- противостоять всем возможным воздействиям среды полости рта;

- обеспечить прочную и постоянную связь со структурой твердых тканей зуба;

- полностью воспроизводить их внешний вид;

- обладать комплексом физико-механических свойств, соответствующих свойствам восстанавливаемых натуральных тканей и способствовать их регенерации.

Все стоматологические материалы подразделяют на три основных класса в зависимости от химической природы:

- неорганические материалы или керамика;

- металлы;

- полимеры.

Каждый класс, в свою очередь, подразделяется на типы, отличающиеся структурой и свойствами (схема 1).




ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ



КЕРАМИКА

МЕТАЛЛЫ

ПОЛИМЕРЫ




Неорганические соли

Стекла

Сплавы

Твердые

Эластомеры

Воски



Кристаллическая керамика

Интерметаллические соединения

Схема 1. Классификация стоматологических материалов по химической природе*.

*На основе классификации W.J.O'Brien “Dental Materials and Their Selection”, Quintessence Publ.Co., Inc, 3 изд., с.1.


Каждый класс материалов, несмотря на фамильное сходство входящих в него многочисленных типов, характеризуется довольно широким спектром свойств. Например, входящие во второй класс металлы и сплавы обладают различными показателями прочности, температуры плавления, цветом, но для всех металлов характерна ковкость, электро- и термопроводимость, типичный металлический блеск. Металлы имеют высокую прочность и жесткость (высокий модуль упругости). Поэтому в восстановительной стоматологии их применяют при необходимости протеза выдерживать значительные механические нагрузки, в то же время металлы быстро проводят тепло, не эстетичны, что ограничивает их применение.

Керамика и полимеры – термоизоляторы, обладают светлым цветом и полупрозрачностью, следовательно, их можно применять для защиты зуба от смены температур полости рта и для создания эстетических пломб и протезов, воспроизводящих естественный вид натуральных зубов.

В стоматологии нередко используется комбинация материалов раз­личной химической природы, так как ни один из материалов нельзя признать идеальным. Многообразие стоматологических материалов заключается не толь­ко в различии их по химической природе, но также в особенностях их применения в стоматологии или в их назначении. Материалы, имею­щие одинаковую химическую природу, но разное назначение, могут су­щественно отличаться по составу и свойствам.

Для систематизации сто­матологических материалов, чтобы было легче ориентироваться при выборе восстановительного материала и подборе вспомогательных и временных материалов, применяемых на этапах лечения и изготовле­ния зубных протезов, большую помощь может оказать классификация материалов, построенная по принципу их назначения в стоматологии.

Такой принцип классификации нельзя признать идеальным, так как не­которые материалы (например, цементы) имеют многочисленные виды применения в различных областях стоматологии. Но, несмотря на ука­занный недостаток, предложенная классификация позволяет разделять стоматологические материалы, исходя из основных требований, кото­рые предъявляются к ним условиями применения в той или иной об­ласти стоматологии.

Классификация стоматологических материалов по назначению является основной классификацией стоматологических материалов (схема 2).



Схема 2. Основная классификация стоматологических материалов по назначению.



Основные свойства стоматологических материалов

Главной целью стоматологического материаловедения является создание комплекса «идеальных» материалов для полости рта. Под действующими факторами полости рта подразумеваются: колебания температуры, высокая постоянная влажность, присутствие электролитной среды. Перечисленные факторы отражаются на свойствах материалов – физических, химических, технических, технологических, биологических эстетических.

Современное стоматологическое производство представляет собой промышленный комплекс, в котором используется множество технологических процессов: прессование, литье деталей определенной конструкции, паяние, нанесение керамических и пластмассовых покрытий и т.д., используются также различные аппараты: для штамповки, литья, вакуумные печи для обжига керамики и др.

Все это требует от врача-ортопеда не только знаний технологического процесса, но и влияния нарушения его на свойства материала и органы полости рта и организм в целом.



К физическим свойствам материалов относятся: плотность, температура плавления и кипения, теплоемкость, теплопроводность, термические коэффициенты линейного и объемного расширения, поверхностное напряжение, цвет, фазовые превращения и др.

В стоматологическом материаловедении используются разнообразные методы исследования и испытания, которые дают возможность установить природу материала, состав, свойства и, при необходимости, определить качество готовых стоматологических изделий.



Методы физического анализа: рентгенологический, рентгеноструктурный, магнитная и ультразвуковая дифектоскопии и дилатометрический.

Рентгенологический анализ дает возможность установить виды, типы и размеры кристаллических решеток металлов и сплавов.

Рентгеноструктурный анализ дает возможность установить даже микроскопические дефекты внутри материала.

Магнитная дефектоскопия позволяет выявить дефекты в поверхностном слое (до 2 мм) металлических материалов.

Ультразвуковая дефектоскопия позволяет осуществлять эффективный контроль качества на большой глубине.

Дилатометрический метод основан на определении изменений объема, происходящих в материале при фазовых превращениях, применяется для определения кристаллических точек в твердых образцах.

Коэффициент теплопроводности измеряется по количеству тепла в калориях в секунду, которое проходит через образец материала толщиной в 1 см и площадью 1 см3, когда разница температуры на концах образца составляет 10С. Чем выше этот показатель, тем более способно вещество пропускать через себя тепловую энергию, и наоборот. Коэффициент теплопроводности выражается в кал/см·с·0С. (таблица 1).

Таблица 1



Значение коэффициента теплопроводности (К) натуральных тканей в сравнении с рядом восстановительных материалов

(по данным W. J. O'Brien)

Наименование материала

К,

кал/см·с·0С

Наименование материала

К,

кал/см·с·0С

Эмаль

0,95

гидроксилапатит

3,0

Цемент

1,45

цинк-фосфат цемент

3,1

Кость

1,4

стеклополиалкенатный цемент

1,5

Вода

1,42

акриловый базисный материал

0,37

Гипс

3,1

сплав Au Ag Pb

300

Амальгама

54






Важным физическим свойством материалов является коэффициент (термического) линейного расширения (КТЛР). КТЛР показывает изменение относительной длины образца данного материала, когда его температура возрастет или упадет на 10С. В таблице 2 приведены коэффициенты термического расширения некоторых веществ, представляющих интерес для стоматологии.


Таблица 2

Значение коэффициента термического линейного расширения (α) для некоторых стоматологических материалов

(по данным W. J. O'Brien)

Наименование материала

а, (1/0С) х10-6

Диапазон температур, 0С

Коронка зуба

11,4

20-50

Корень зуба

8,3

20-50

Акриловый базисный материал

76

20-50

Амальгама

6,2

20-50

Цинкоксидэвгенольный цемент

35

20-50

Гуттаперча

54,9

25-38


К химическим относятся те свойства, которые проявляются при химическом взаимодействии материала с окружающей средой полости рта. Металлы и другие материалы в процессе отработки подвергаются действию кислот и растворов. Материалы, находящиеся в полости рта подвержены действию слюны, пищи, имеющих различную – кислую или щелочную среду.

Процессы выделения металлов из состава сплавов, окисление металлов при нагревании, полимеризация, взаимодействие между ионами фтора, кальция и фосфора, входящих в составы профилактических материалов, с твердыми тканями зубов, твердение материалов и др. представляют собой химические реакции.

Одним из требований, предъявляемым к конструктивным материалам, является их химическая инертность. Ряд металлов и сплавов не могут быть использованы для изготовления зубных конструкций из-за коррозионной неустойчивости, приводящий к разрушению металла. К химическим свойствам относят также окисляемость и растворимость. Для определения коррозионной стойкости в различных условиях используют метод испытаний в жидкости с полным погружением, в парах, в кипящем солевом растворе, в атмосфере, в лабораторных условиях.

Механические свойства характеризуют способность материалов сопротивляться действию внешних сил. К основным механическим свойствам относят прочность, твердость, вязкость, упругость, пластичность, хрупкость. Механические свойства материалов подчиняются законам механики и изучаются в разделе физики, который отражает закономерности влияния энергии и силы на физическое тело. Жевательные и другие функциональные нагрузки – это силы, которые действуют на стоматологические материалы в условиях полости рта. В зависимости от функции различных групп зубов (резцы, клыки, премолляры, моляры) жевательная нагрузка колеблется от 50 до 30-500 Н (Ньютон), наибольшая приходится на жевательные зубы. Механические свойства определяют как поведет себя материал под действием этих сил.

Механические свойства твердых тел – прочность на растяжение, сжатие, изгиб, кручение, удар, твердость – характеризуют сопротивление материалов воздействию различных нагрузок и в значительной мере определяют область их применения при восстановлении зубов. Под действием нагрузки в твердом теле происходят изменения (деформации) или оно разрушается. Различают упругие (эластичные) или обратимые деформации (после снятия нагрузки к твердому телу возвращается первоначальная форма) и остаточные (пластичные) или необратимые (после прекращения действия нагрузки формы и размеры тела изменяются).

Материалы по различным свойствам разделяют на:

- изотропные (свойства материалов одинаковы в любых направлениях, например, металлы, каучук);

- анизотропные (свойства в различных направлениях не одинаковые, например, дерево, волокна, слоистые пластики).

Важным свойством материала является прочность.



Прочность – это способность материала без разрушения (деформации) противостоять действию внешних сил.

Деформация – это изменение размеров и формы тела под действием приложенных к нему сил.

Предел прочности – это степень деформации материала до наступления разрыва, определяется процентом вытяжения или сжатия материала под воздействием сил вытяжения или компрессии.

Теоретическая прочность материала исходит из его строения, межмолекулярных связей, может предсказать его прочность, но его реальная прочность в 10-100 раз ниже. Реальные изделия не имеют идеальных гладких поверхностей. Пломбы, искусственные коронки, мостовидные протезы имеют неправильную геометрическую форму с изгибами, углами, надрезами, в которых будут концентрироваться напряжения под действием жевательных нагрузок, их называют концентраторами напряжения. Если концентраторы действуют в хрупком материале, таком как керамика, в нем образуется трещина, которая мгновенно распространяется по материалу и приводит к разрушению, внезапно, без видимых деформаций.

Металлы способны течь и удлиняться до 120% от их первоначальной длины, прежде чем разрушиться. Полимеры в основном не прочны и очень эластичны по сравнению с металлами и керамикой, что объясняется особенностями молекулярного строения: сильные связи внутри полимерных цепей и слабые – между цепями.



Технические свойства определяют способность материалов подвергаться различным видам обработки. К ним относятся испытания на литье, ковкость, штамповку, прокатку, волочение, пайку и обработку режущими инструментами, свариваемость.

Под биологическими свойствами материалов понимают возможное воздействие их на биологическую среду, в которой они находятся. Все конструкционные и вспомогательные материалы не должны оказывать отрицательное влияние на ткани и жидкости, с которыми они контактируют, изменять микрофлору полости рта, нарушать митотический процесс, влиять на рН, нарушать кровообращение, чувствительность, тем более не вызывать воспаления и т.д.

Все конструкционные материалы проходят специальную проверку на животных и в биологических средах на биологическую инертность. Стоматологический материал должен отвечать определенным токсико-гигиеническим требованиям.


Схема ориентировочной основы действия

Этапы работы

Средства и условия работы

Критерии для

самоконтроля

1

2

3


I Организация работы в кабинете мануальных навыков

1. Подготовьте и наденьте медицинскую одежду и сменную обувь

Оборудование рабочего места студента, кабинета. Исходные знания лекционного материала по оборудованию. Стенды, схемы, инструкции, наличие тетрадей

Вид аккуратный.

Рабочее место оборудовано согласно регламенту.

Знание кафедральных требований.

Тетрадь с выполненным заданием.




II Техника безопасности

После надевания меди-цинской одежды, уберите все свободно висящие элементы одежды и спрячьте волосы под колпак. Внимание обращено на инструктаж преподавателя по основным опасностям и вредностям. Роспись в журнале преподавателя о прохождении инструктажа.

Инструкции по технике безопасности. Типовые правила, устав поликлиники и кафедры.

Электрическое оборудование: правила обращения и эксплуатации.

Сильнодействующие лекарственные препараты: правила хранения.

Журнал по технике безопасности.



Аккуратный вид.

Внимательное обращение к электрическому оборудованию, аппаратуре для методов исследования. Знание правил хранения медикаментов по спискам «А» и «Б».




Стоматологическое материаловедение, знакомство со стоматологическими материалами, в зависимости от химической природы:

I. Керамика

1.Неорганические соли

2.Стекла


3. Кристаллическая керамика

Студенты ознакомились с представителями керамики

II. Металлы

1. Сплавы

2. Интерметаллические соединения



Студенты ознакомились с представителями металлов, применяемых в стоматологии

III. Полимеры

1. Твердые

2. Воски


3. Эластомеры

Студенты ознакомились с представителями полимеров

Знакомство с материалами согласно классификации по назначению:

I Материалы для профи-лактики заболеваний зу-бов и гигиены

1. Фторсодержащие и реминерализирующие материалы

2. Средства для чистки зубов

3. Герметики

4. Отбеливающие средства



Студенты ознакомились с представителями всех групп профилактических материалов

II. Восстановительные материалы для лечения зубов в терапевтической стоматологии

1. Пломбировочные материалы для:

а) восстановления коронки зуба;

б) корневых каналов зубов;

2. Материалы для основ и прокладок

3. Адгезивные материалы


Студенты ознакомились с представителями всех групп материалов, применяемых в терапевтической стоматологии

III. Материалы для лечения при частичной и полной потере зубов в ортопедической стоматологии


1. Основные конструкционные для зубных протезов:

а) несъемных;

б) съемных.

2. Вспомогательные:

а) клинические;

б) зуботехнические.



Студенты ознакомились с представителями основных и вспомогательных материа-лов, применяемых в орто-педической стоматологии

IV. Материалы для ортопедического лечения аномалий прикуса и зубных рядов

1. Для ортодонтической проволоки и дуг;

2. Для брекетов;

3. Для фиксации ортопедических аппаратов


Студенты ознакомились с материалами для ортодонти-ческого лечения

V. Материалы для хирургического лечения дефектов и деформаций челюстно-лицевой области

1. Для восстановления костных и мягких тканей лица.

2. Для зубных имплантов.



Студенты ознакомились с материалами для лечения дефектов и деформаций, применяемых в хирургичес-кой стоматологии.



Контрольные вопросы

1. Дайте определение стоматологического материаловедения как прикладной науки. Почему стоматологическое материаловедение выделено в отдельную область знаний?

2. Что такое «идеальный» стоматологический материал?

3. Существует ли универсальный «идеальный» стоматологический материал? Поясните свой ответ.

4. Как классифицируют стоматологические материалы? Назовите классификацию и поясните на каком принципе они основаны.

5. Расскажите о классификации стоматологических материалов по химической природе. Почему в стоматологии применяются материалы различной химической природы?

6. Расскажите об основной классификации стоматологических материалов. Какой принцип положен в основу этой классификации?

7. Какие свойства материалов определяют возможность их применения в различных областях стоматологии?

8. Какие показатели характеризуют физиологические свойства стоматологических материалов?

9. Методы физического анализа?

10. Какие показатели характеризуют химические свойства стоматологических материалов? Требования к конструкционным материалам по химическим показателям.

11. Какие показатели характеризуют механические свойства стоматологических материалов?

12. Что такое концентрация напряжения и концентратор напряжения? Опишите взаимосвязь между формой концентратора напряжения и величиной напряжения.

13. Сравните в общем виде стоматологические материалы различной химической природы: металлы, керамику, полимеры по их физико-механическим свойствам.

14. Что такое теоретическая и практическая прочность? Почему на практике невозможно создать материалы, обладающие прочностью, равной теоретической?

15. Почему необходимо проведение доклинических (технических, биологических) испытаний, и невозможно ограничиться только клиническими испытаниями (наблюдениями)?

16. На какие типы делят материалы, исходя из их способности воспринимать механические нагрузки?

Ситуационные задачи

1. Что послужило выделению стоматологического материаловедения в отдельную область знаний?



Факторы

Да

Нет

1. Физические свойства







2. Химические свойства







3. Механические свойства







4. Технологические свойства







5. Условия полости рта







6. Влажность







7. Механические нагрузки







8. Биосовместимость







9. Эстетика






2. Что изучает стоматологическое материаловедение как наука?



Предмет изучения

Да

Нет

1. Состав материалов







2. Строение материалов







3. Свойства и изменение их под воздействием факторов:

- физических;

- химических;

- механических;

- технологических;

- механических свойств полости рта.








3. Какие требования должны предъявляться к «идеальному» материалу для восстановительной стоматологии?



Требования

Да

Нет

1. Быть биосовместимым







2. Противостоять всем возможным воздействиям полости рта







3. Обеспечить прочную и постоянную связь со структурой твердых тканей зубов







4. Полностью воспроизводить их внешний вид







5. Обладать комплексом физико-механических свойств соответствующим натуральным тканям зубов







6. Способствовать оздоровлению натуральных тканей зубов и их регенерации






4. Соотнесите типы материалов согласно химической природы:



Типы материалов

керамика

металлы

полимеры

1. Стекла










2. Эластомеры










3. Сплавы










4. Воски










5. Неорганические соли










6. Твердые полимеры










7. Кристаллическая керамика










8. Интерметаллические соединения









5. Соотнесите типы материалов по назначению для профилактики заболеваний зубов и гигиены:



Типы материалов

Материалы для профилактики заболеваний зубов гигиены

1. Адгезивные




2. Для брекетов




3. Герметики




4. Фторсодержащие




5. Для восстановления коронки зубов




6. Для чистки зубов




7. Отбеливающие




8. Для имплантатов




9. Реминерализирующие



6. Соотнесите типы материалов по назначению для восстановления зубов в терапевтической стоматологии:



Типы материалов

Материалы для восстановления зубов

1. Для восстановления костных тканей лица




2. Для восстановления корневых каналов




3. Конструкционные для протезов




4. Для восстановления коронки зуба




5. Для зубных имплантатов




6. Адгезивные материалы




7. Материалы для основ и прокладок




8. Герметики




9. Отбеливающие




10. Для брекетов




7. Соотнесите типы материалов по назначению для лечения частичной и полной потери зубов в ортопедической стоматологии:

Типы материалов

Материалы для восстановления частичной или полной потери зубов

1. Для восстановления коронки зуба




2. Герметики




3. Конструкционные для несъемных протезов




4. Для брекетов




5. Вспомогательные клинические




6. Адгезивные




7. Конструкционные для съемных протезов




8. Вспомогательные зуботехнические




9. Для зубных имплантатов



8. Соотнесите типы материалов по назначению для ортодонтического лечения аномалий прикуса и зубных рядов:



Типы материалов

Материалы для ортодонтического лечения

1. Адгезивные




2. Герметики




3. Для зубных имплантатов




4. Проволоки и дуги




5. Для брекетов




6. Фторсодержащие




7. Реминерализирующие




8. Для фиксации аппаратов



9. Соотнесите типы материалов по назначению для хирургического лечения дефектов и деформаций челюстно-лицевой области:



Типы материалов

Материалы для хирургического лечения дефектов и деформаций

1. Материалы для основ и прокладок




2. Для зубных имплантатов




3. Фторсодержащие




4. Герметики




5. Для фиксации брекетов




6. Для восстановления костных и мягких тканей лица




7. Для основ и прокладок




8. Вспомогательные клинические





Тестовый контроль знаний

1. Какие свойства материалов относятся к физическим?

а) плотность;

б) температура плавления и кипения;

в) полимеризация;

г) коэффициенты линейного и объемного расширения;

д) твердение;

е) цвет.


2. Какие свойства материалов относятся к химическим?

а) пайка;

б) полимеризация;

в) штамповка;

г) окисление металлов при нагревании;

д) твердение;

е) прокатка;

ж) адгезия.

3. Какие свойства материалов относятся к механическим?

а) прочность;

б) твердость;

в) литье;

г) вязкость;

д) упругость;

е) твердение;

ж) пластичность;

з) хрупкость;

и) свариваемость.

4. Какие свойства материалов относятся к технологическим?

а) ковкость;

б) литье;

в) твердость;

г) штамповка;

д) прокатка;

е) твердение;

ж) волочение;

з) пайка;

и) адгезия.

5. Определите виды механических нарушений и деформаций:

а) растяжение;

б) литье;

в) сжатие;

г) сдвиг;

д) полимеризация;

е) кручение;

ж) окисление.

6. Чем определяется «теоретическая прочность» материала?

а) твердение;

б) исходящая из строения материал;

в) коррозия;

г) исходящая из межмолекулярных и межатомных связей;

д) упругость.

7. Что относится к концентраторам напряжения под давлением жевательных нагрузок?

А) изгибы изделия (пломбы, протезы);

б) пластичность;

в) адгезия;

г) углы;

д) царапины;

е) полимеризация;

ж) надрезы;

з) пайка.

8. Укажите коэффициент теплопроводимости эмали (количество тепла в калориях в секунду на 1 см толщины и 1 см2 сечения):

А) К - 0,95 кал/см•с•С0;

б) К - 300 кал/см•с•С0;

в) К - 94 кал/см•с•С0;

г) К - 1,45 кал/см•с•С0.

9. Укажите коэффициент теплопроводности дентина:

а) К - 1,45 кал/см•с•С0;

б) К - 0,37 кал/см•с•С0;

в) К - 54 кал/см•с•С0;

г) К - 300 кал/см•с•С0.

10. Укажите коэффициент термического линейного расширения (α) коронки зуба:

а) α - 11,4;

б) α - 76;

в) α - 6,2;

г) α - 35.

11. Укажите коэффициент термического линейного расширения (α) корня зуба:

а) α - 8,3;

б) α - 76;

в) α - 54,9;

г) α - 35.

Домашнее задание

а) изобразить схему классификации стоматологических материалов по химической природе;

б) изобразить схему классификации стоматологических материалов по назначению;

в) перечислить требования к «идеальному» стоматологическому материалу.



Литература

Основная:

1. Базикян Э.А. Пропедевтическая стоматология. Учебник для медицинских вузов. - М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2008. - 766 с.

2. Попков В.А., Нестерова О.В., Решетняк В.Ю., Аверцева И.Н. Стоматологическое материаловедение. - М.: Издательство «Медиапресс-информ», 2006, - С.5-19.

3. Методические разработки кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний СтГМА.



Дополнительная:

1. Поюровская И.Я. Стоматологическое материаловедение. Учебное пособие. - М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2007. - С.5-10.

2. Вязьмитина А.В., Усевич Т.Л. Материаловедение в стоматологии. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2002. - 350 с.

3. Крег Р., Пауэрс Дж., Ватага Дж. Стоматологические материалы: свойства и применение. Перевод с английского Шульги О.А. - М.: Издательство «МЕДИ», 2005. - С.9-38.

4. Трезубов В.Н., Мишнев Л.М., Жулев Е.Н. Ортопедическая стоматология. Прикладное материаловедение. Учебник для медицинских вузов. - М.: МЕДИпресс-информ», 2008. - С.9-11.

5. Дмитриева Л.А. Современные пломбировочные материалы и лекарственные препараты в терапевтической стоматологии. - М.: Медицинское информационное агентство, 2011. - С.6-13.




Практическое занятие № 2

Тема:

Основные группы свойств стоматологических материалов: адгезия и адгезионные свойства, эстетические свойства, биосовместимость стоматологических материалов. Контроль качества стоматологических материалов.

Цель:

- изучить классификацию адгезионных соединений, механизмы образования и условия разрушения;

- изучить факторы, влияющие на эстетическое восприятие восстано-вительного материала, и методы оценки эстетических свойств;

- изучить понятие биоматериала, биоинертности, биосовместимости и виды воздействия биоматериала на организм. Категории стоматологи-ческих материалов как биоматериалов. Программа испытаний на биосовместимость;

- изучить критерии качества стоматологических материалов и системы международных и национальных стандартов.



Метод проведения:

Групповое занятие.

Место проведения:

Учебная аудитория, клинический кабинет, зуботехни ческая лаборатория, кабинет мануальных навыков, ла-боратория стоматологического материаловедения.

Обеспечение:

Техническое оснащение: мультимедийное оборудование, стоматологические установки, стоматологические инструмен-ты, стоматологические материалы.

Учебные пособия: фантомы головы и челюстей, стенды, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы.

Средства контроля: контрольные вопросы, ситуационные задачи, вопросы для тестового контроля, домашние задания.


План занятия

1. Проверка выполнения домашнего задания.

2. Теоретическая часть. Определение понятие адгезии. Классификация адгезионных соединений в стоматологии. Механизмы образования адгезионных соединений. Условия образования и характер разрушения адгезионных связей. Свойства материалов, характеризующие эстетику восстановления. Факторы, влияющие на эстетическое восприятие восстановленного материала и методы оценки эстетических свойств.

Биосовместимость стоматологических материалов и методы ее оценки.

Контроль качества стоматологических материалов

3. Клиническая часть. Демонстрация преподавателем типов адгезион-ных связей: между гелями, лаками и эмалью (керамики); между композитами и твердыми тканями зуба (адгезивы с предварительной протравкой типа «ЗМ Single Bond» и без нее, типа «Рro Bond»).

Демонстрация модели кариозной полости с механической адгезией в виде заклинивания материала в неровностях для удержания амальгамы, специальных захватов и неровностей на поверхности металлического каркаса, когда на его поверхность наносится пластмассовая облицовка; фиксация несъемных зубных протезов неорганическим цементом (цинк-фосфатным цементом) и др.

Демонстрация преподавателем материалов и изделий с различными эстетическими свойствами (амальгама, керамика, полимеры) и расцветок зубов, типа «VITA», а также биосовместимых с тканями зуба материалов.

4. Самостоятельная работа. Знакомство студентов с основными типа-ми адгезионных материалов: гелями, лаками, герметиками, бондингами с протравками, праймерами с адгезивами (без протравки), цементами для фиксации несъемного протезирования, механическими адгезивами типа зацепок, углублений, заклинивания пломбировочного и облицовочных материалов.

Знакомство студентов с материалами с различными эстетическими свойствами с расцветкой зубов «VITA», а также с биосовместимыми стоматологическими материалами.

5. Разбор результатов самостоятельной работы и теоретических знаний по контрольным вопросам и ситуационным задачам.

6. Тестовый контроль знаний.

7. Задание на следующее занятие.

Аннотация

Адгезия - это явление, возникающее при соединении разнородных материалов, приведенных в близкий контакт, для разделения которых следует приложить усилие. Адгезия встречается во многих случаях применения восстановительных материалов в стоматологии. Например, при соединении пломбировочного материала с тканями зуба, герметика и лака с зубной эмалью, при фиксации несъемных зубных протезов цементами. В ортодонтии на принципах адгезии крепятся брекеты на поверхности зуба. Адгезия присутствует и в комбинированных протезах: в металлокерамических протезах - между фарфором и металлом; в металлопластмассовых - между пластмассой и металлом и др.

Материал или слой, который наносят чтобы получить адгезионное соединение, называют адгезивом. Материал, на который наносят адгезив, называется субстратом.



Рис.1. Классификация видов адгезионных соединений в стоматологии.


Существуют существенные различия между адгезивами восстановительных материалов с тканями живого организма и соединениями разнородных материалов, которые применяются в зубных протезах.

Различают несколько механизмов образования адгезионного соединения за счет различных типов адгезионных связей.



Рис.2. Классификация типов адгезионных связей.



Механическая адгезия заключается в заклинивании адгезива в порах или поверхностях субстрата. Оно может происходить на микроскопическом уровне (соединение полимера с протравленной эмалью) или на макроуровне (нанесение пластмассовой облицовки на поверхность металлического каркаса, фиксация съемных зубных протезов неорганическим цементом – цинк-фосфатным цементом.

Химическая адгезия более прочная и надежная. Она основана на химическом взаимодействии двух материалов, который присущ водным цементам на полиакриловой кислоте, в которой присутствуют функциональные группы, способные образовывать химические соединения с твердыми тканями зуба – с кальцием гидроксиапатита.

Диффузное соединение образуется в результате проникновения компонентов одного материала в поверхность другого с образованием «гибридного» слоя, в котором содержатся оба материала.

На практике в чистом виде адгезионные соединения трудно найти. В большинстве случаев при использовании различной химической природы для восстановления зубов имеет место адгезионное взаимодействие и механического, и диффузного и химического характера.

Условия создания прочного адгезионного соединения.

1. Чистота поверхности, на которую наносится адгезив.

2. Проникновение жидкого адгезива в поверхность субстрата, которая зависит от способности адгезива смачивать поверхность субстрата.

Смачиваемость характеризуется способностью капли жидкости растекаться по поверхности субстрата. Мерой смачивания является контактный угол смачивания (θ), который образуется между поверхностью жидкого и твердого тел на границе их раздела (рис.3).





θ1 > 900 -

отсутствие смачивания

θ2 < 900 -

удовлетворительное смачивание

θ3 << 900 -

хорошее смачивание

Рис.3 Контактный угол смачивания – критерий адгезии

При полном смачивании контактный угол равен 0°. Малые значения контактного угла характеризуют хорошее смачивание. При плохом смачивании контактный угол больше 90°. Хорошее смачивание способствует капиллярному проникновению и говорит о сильном взаимном притяжении молекул на поверхностях жидкого адгезива и твердого тела – субстрата.

3. Минимальная усадка и минимальное напряжение при твердении адгезива на поверхности субстрата.

4. Минимальное термическое напряжение. Если адгезив и субстрат имеют различные коэффициенты термического расширения, то при нагревании клеевой шов будет испытывать напряжение (нанесение на металлический каркас фарфоровой облицовки, обжиг изделия при высоких температурах, затем охлаждение до комнатной температуры). Если близки коэффициенты материалов, напряжение будет минимальным.

5. Влияние коррозионной среды. Присутствие влажности в полости рта значительно ухудшает адгезионные связи, способствуя образованию коррозионных жидкостей.



Адгезионная прочность.

Об адгезии судят по величине адгезионной прочности, т.е. по сопротивлению разрушения адгезионного соединения. Как следует из определения адгезии, достаточно измерить приложенные усилия для разделения адгезионного соединения. Предложено много методов для измерения различных адгезионных соединений, но у всех методов присутствуют только три механизма разрушения: растяжение, сдвиг и неравномерный отрыв. Поверхность разрушения при испытании проходит по наиболее слабому звену соединения.



Эстетические свойства стоматологических восстановительных материалов

Другой важной задачей восстановительной стоматологии является воспроизведение внешнего вида натуральных зубов, их эстетических показателей.



К показателям, характеризующим эстетические свойства стоматологических материалов, относятся: цвет, полупрозрачность, блеск поверхности, флуоресценцию.

Собственный цвет любого предмета (зуба) представляет собой результат взаимодействия данного объекта (зуба) со светом от источника освещения. Материал предмета (зуба) приобретает цвет в результате отражения одной части и поглощения другой части спектра падающего на него света.

Рис.4. Схема определения внешнего вида искусственной коронки наблюдателем.


Свет - форма электромагнитной энергии, которую может воспринимать глаз человека длиной волны от 400 нм (фиолетовый) до 700 нм (темно-красный) - его называют «видимым светом». Комбинация длин волн, содержащихся в луче света, отраженном от поверхности предмета определяет свойство, которое мы называем цвет. Поверхность синего цвета отражает только синюю часть и поглощает все остальные цвета спектра освещающего света; поверхность белого цвета отражает все длины волн спектра падающего на нее света; поверхность черного цвета полностью поглощает весь световой спектр и не отражает ничего.

Полупрозрачность или просвечиваемость зависит от количества света, которое может пропускать предмет. Предметы с высокой прозрачностью кажутся более светлыми, но чем прозрачнее материал, тем больше на его цвет влияет фон или ниже лежащий материал.

Блеск поверхности - оптическое свойство, придающее поверхности глянцевый зеркальный вид. Неблестящая и глянцевая поверхности отличаются соотношением зеркального и рассеянного отражения света. Блеск характеризуется количеством зеркально отраженного света, который падает на нее в виде пучка параллельных лучей. Для зеркального отражения соблюдается закон: угол падения света равен углу его отражения. Когда падающий луч света рассеивается, поверхность предмета воспринимается как матовая, неблестящая или шероховатая. Блеск поверхности уменьшается с увеличением рассеянности падающего света. Яркий блеск связан с совершенной гладкостью поверхности, которую называют зеркальной.

Флюоресценцией называется излучение или эмиссия предметом света длиной волны, отличающейся от длины волны света, падающего или освещающего данный предмет. Флуоресцентное излучение заканчивается сразу после прекращения освещения, способного к флуоресценции предмета. Естественные зубы флуоресцируют в диапазоне голубого света под воздействием ультрафиолетового облучения.

На каждый из показателей эстетики с точки зрения стоматолога, зубного техника и пациента влияют:

1. источник света;

2. собственные оптические свойства восстановительного материала;

3. восприятие полученного результата наблюдателем.

Характеристика источника света чрезвычайно важна. В восстановительной стоматологии лучше применять источник света дневной или близкий к дневному. Именно в таких условиях пломбы и протезы будут выглядеть как естественные.

Человеческий глаз - самый чувствительный прибор для восприятия света и сравнения цветовых различий, но оно индивидуально (восприятие цвета художником и человеком с нарушением цветового зрения или полного отсутствия восприятия цвета - цветовая слепота). Определение цвета глазом происходит в результате цветового стимула, получающего информацию от клеток сетчатки глаза.

Для объективной оценки света, а также других эстетических характеристик восстановительных материалов используют стандартные условия с помощью спектрофотометров и колориметров. Предложено несколько систем измерения для применения в восстановительной стоматологии, например, цветовая система Манселла, которая включает в себя 3 координаты:

- цвет, основная характеристика, определяющая наблюдаемый цвет предмета, связанный со спектром света, отраженного предмета;

- светлота - характеризует свет как светлый или темный, если показатель низкий, цвет восстанавливаемого зуба кажется серым и неживым;

- насыщенность - мера интенсивности цвета (более светлые тона или более темные одного цвета).

Цветовая система Х, У, Z и СIE L*a*b* основаны на спектральных характеристиках величины коэффициента отражения на определенной длине волны, но они громоздки и не удобны для практического использования в оценке света стоматологических материалов.

Международная система СIE L*a*b* для аппаратурного измерения цвета, где L* - определяет степень белизны от черного (0) до белого (100); a* - определяет зеленый и красный цвета; b* - определяет синий и желтый цвета. Образцы расцветок следует выполнять с учетом природы восстановительного материала, для которого они предназначены.

В практике для определения цвета зубов и подбора восстановительного материала применяют стандартные шкалы цветов. Эта шкала расцветок должна охватывать все возможные оттенки натуральных зубов. Наибольшую популярность приобрела шкала расцветки фирмы «VITA», в которой буквой А обозначены красно-оранжевые оттенки, буквой В - желтоватые, С - сероватые - зеленые, Д - коричневатые. Цифрами обозначают степень светлости и насыщенности данного цвета (например, цвет А1 менее насыщен, и более светлый, чем А3, 5).



Биосовместимость стоматологических материалов и методы ее оценки

Каким бы прочным и эстетичным по своим свойствам не был материал, если его применения может вызвать отрицательные реакции в организме, от применения этого материала следует отказаться. До сих пор мы говорили просто о материалах различной химической природы и их свойствах без учета его взаимодействия с тканями организма пациента на местном и системном уровне. Следовательно, стоматологический материал - не просто материал определенной химической природы, а к нему применимо понятие - «биологический» материал (биоматериал).



Биоматериал - любой инородный материал, который помещается в ткани организма на любое время для того, чтобы устранить деформации или дефекты, заместить поврежденные или утраченные в результате травм или заболеваний натуральные ткани организма.

Биоматериал должен обладать свойствами биосовместимости. Этот термин появился сравнительно недавно - в 1960-х годах. Но раньше было принято говорить о биоинертном материале по отношению к окружающим его тканям: не оказывает никакого вредного воздействия на них и никак с ними не взаимодействует. В настоящее время от материала, например, для восстановления коронки зуба ожидают не только образования прочной связи с тканями зуба, но и их оздоровления и регенерации. Называть такой материал инертным неверно. Поэтому применяется термин биоприемлемый, биосовместимый.



Основные требования к биосовместимым и биоинертным материалам:

Биоинертный материал:

- не повреждает пульпу и мягкие ткани полости рта;

- не содержит веществ повреждающего действия;

- не содержит сенсибилизирующих веществ, вызывающих аллергические реакции;

- не обладает канцерогенностью;

- образует адгезивное соединение с твердыми тканями зуба.



Биосовместимый материал:

- обладает теми же свойствами, что и биоинертный, а также оказывает оздоравливающее регенерирующее действие.

При оценке биосовместимости материалы различают по типам воздействия на организм:

- общее: токсическое, аллергическое, психологическое;

- местное: механическое, токсическое местное, температурное.

Для определения биосовместимости материала до его клинического применения, проводят испытания на соответствие материала нормам и требованиям согласно стандартам ГОСТ Р ИСО 10993 на биосовместимость и токсичность. Программа составляется исходя из конкретного назначения материала.

Для стандартизированного подхода все стоматологические биоматериалы поделены на категории в зависимости от тканей организма, с которыми должны контактировать материал, и времени контакта.

Категории по характеру контакта материала с организмом:

- со слизистыми оболочками полости рта;

- с костной тканью, твердыми тканями зуба;

- с тканями периодонта, кровью;

- с кожей;

- с пульпой зуба.

Категории по продолжительности контакта материала с организмом:

- однократно или многократно, но не менее 24 часов;

- одно- или многократно более 24 часов, но не менее 30 суток;

- постоянный контакт более 30 суток.

Определив эти параметры, приступают к составлению программы испытаний, включающий ряд методов или тестов, которые подразделяют на 3 уровня:

- 1 уровень: начальные экспресс-тесты;

- 2 уровень: экспериментальные тесты на животных;

- 3 уровень - доклинические тесты назначения (на животных).

Токсикологические испытания на экспериментальных животных длительны и дорогостоящие. Поэтому для предварительной оценки часто применяют «0» уровень - это санитарно-химические испытания, которые широко используются в нашей стране. Этот уровень актуален для содержания в стоматологических материалах химических веществ, для которых известны предельно допустимые концентрации при контакте с организмом.

Контроль качества стоматологических материалов

Основные группы свойств материалов для доклинической оценки их качества:



Биологические:

- показатели биосовместимости,

- гигиенические свойства,

- органолептические.

Важным для безопасности применения материала в клинике являются токсикологические испытания, определяющие комплекс свойств материала, оценивающий его биосовместимость.

Гигиенические свойства - способность стоматологических материалов очищаться обычными средствами гигиенической чистки зубов и не изменять своих свойств под действием различных средств гигиены.

К биологическим требованиям примыкают органолептические - восстановительный материал не должен обладать неприятным вкусом и запахом.



Технические:

- физико-химические и физико-механические свойства;

- эстетические: цвет и цветостойкость, полупрозрачность, гладкость поверхности, флуоресценция.

- технологические: время смешивания компонентов, время твердения, консистенция и текучесть.

Технические свойства материалов определяют в лабораториях на стандартных образцах. Выбор показателей качества зависит от его назначения и химической природы (эстетические качества амальгамы определять бессмысленно и т.п.). В России существует порядок разработки стоматологических материалов до получения разрешения на их применение в клинической практике (ГОСТ Р 15013-94).

Структура стандарта (ГОСТ Р):

I. Область применения стандарта.

II. Термины и определения.

III. Классификация.

IV. Требования (нормы) показателей свойств.

V. Методы испытаний.

VI. Требования к упаковке и инструкции.

Эти нормы (как и методики их определения) являются основным содержанием стандартов стоматологических материалов. Любой вновь разработанный материал обязательно проходит испытания на соответствующие требования согласно классификации стоматологических материалов.

Международная федерация стоматологов (Federation Dentaire Internationale FDI) и Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization ISO) работают над новыми усовершенствованными стандартами.




СИСТЕМА

стандартов стоматологических материалов



Международная федерация стоматологов, FDI


Международная организация по стандартизации, ISO



ТК 106 (год образования 1963)

Россия - ТК 279, 1980

США - АДА, 1966

Австралия - 1973

Скандинавские страны - 1973

Европейский комитет нормализации, 1995




Рис.5. Международные и национальные организации по стандартизации стоматологических материалов.


Стандартами стоматологических материалов ISO (ИСО) занимается технический комитет ТК 106, в который входят национальные комитеты более 80 стран.

Членом ИСО является и Россия, представленная техническим комитетом по стандартизации стоматологических аппаратов, приборов и материалов ТК 279 (Зубоврачебное дело). Работа по стандартизации в рамках Международной организации ИСО включает определение требований и норм показателей свойств каждого класса материалов стоматологического назначения, стандартизацию терминологии и методов испытаний. Стоматолог, который работает с материалами, отвечающими требованиям стандартов, может быть спокоен, что применяемый материал не даст существенных отрицательных результатов в процессе его клинического применения.

Окончательным критерием качества стоматологического материала является его поведение в условиях полости рта пациента. Это может оценить только клиницист на основании своих наблюдений, анализа успешных результатов и неудач.

Схема ориентировочной основы действия

Этапы работы

Средства и условия работы

Критерии для самоконтроля

1

2

3

1. Адгезия

Основное внимание обращено к информации преподавателя о различных типах адгезионных соединений

Гели, лаки, герметики, бондинги с протравкой, праймеры с адгезивами без протравки, цементы для фиксации несъемных протезов. Механические адгезивы для фиксации амальгамы, пластмассовых облицовок, фарфоровых фасеток на моделях искусственных зубов.

Исходные знания, методические указания, схемы, стенды, тетради. Модели искусственных зубов с механическими типами адгезии.

II Эстетика в стоматологии

1. Сравнить в общем виде материалы различной хими-ческой направленности по их эстетическим свойствам: цвету, полурозрачности, блеску и флуоресценции.

Металлы - амальгама, металлические каркасы для съемных протезов, металлические коронки, керамика, полимеры.

Исходные знания, лекции, методические разработки, домашнее задание.

2. Сравните полупроз-рачность эмали и дентина натурального зуба.

Натуральные зубы, распилы групп зубов.

Исходные знания о факто-рах, влияющих на показате-ли эстетики: освещение, собственный цвет зуба, восприятие наблюдателем

3. Определить цвет натуральных зубов и подобрать восстановительный материал

Стандартная шкала цвета «VITA», естественные зубы, материалы: керамика, полимеры

Знание цветовой шкалы «VITA»: обозначения букв А, В, С, Д и цифр - 1, 2, 3, 4 ......


Контрольные вопросы

Адгезия и ее значение в восстановительной стоматологии.

1. Что такое адгезия и ее значение в стоматологии?

2. Что такое адгезив и субстрат? Приведите примеры в области стоматологии.

3. Перечислите и охарактеризуйте типы адгезионных связей, приведите примеры адгезионных связей: механических, химических, диффузных.

4. Что такое контактный угол смачивания? Какое значение имеет эта характеристика для адгезионного соединения?

5. Какое влияние оказывает усадка адгезива при его отвердении на прочность адгезионного соединения?

6. Какие условия и свойства материалов оказывают влияние на качество адгезионного соединения?

7. Какие методы существуют для определения прочности адгезионного соединения, применяемых в стоматологии?



Эстетические свойства восстановительных материалов

8. Какие показатели характеризуют эстетические свойства стоматологических материалов?

9. Сравните в общем виде стоматологические материалы различной химической природы: металлы, керамику, полимеры по их эстетическим свойствам.

10. Какие факторы влияют на восприятие цвета восстановительного материала?

11. С какими оптическими свойствами связаны блеск поверхности, степень прозрачности и флуоресценция восстановительного материала?

12. Какие системы и аппараты для объективного измерения цвета Вы можете назвать?

13. Что такое эталонные расцветки стоматологических восстанови-тельных материалов?

Биосовместимость стоматологических материалов

14. Что такое биосовместимость и биоинертность?

15. Перечислите основные требования к биосовместимому и биоинертному материалу. Приведите примеры.

16. Расскажите о категориях, разделяющих стоматологические материалы по длительности контакта с организмом и по характеру контакта с тканями полости рта.

17. Какие уровни должна включать программа токсикологических испытаний стоматологических материалов?

18. В чем заключаются санитарно-гигиенические испытания стоматологических материалов?



Критерии качества стоматологических материалов

19. Перечислите группы требований, которым должны отвечать материалы стоматологического назначения.

20. В чем заключаются технические испытания стоматологических материалов?

21. Структура национального стандарта России - ГОСТ Р?

22. Международные и национальные организации по организации стандартизации стоматологических материалов?
Ситуационные задачи

1. Отметьте знаком «+» вид адгезионного биологического соединения:



В конструкционных протезах




В комбинированных материалах




В металлопластмассах




В металлокерамике




В акриловых базисных пластмассах




С эмалью зуба




С дентином зуба




Со слизистыми оболочками полости рта



2. Соотнесите типы адгезионных связей:



Адгезионные связи

механические

химические

диффузные

1. Макромеханические










2. Ионные










3. Металлические










4. Ковалентные










5. Микромеханические










6. Проникновение одного материала в поверхность другого с образованием «гибридного» слоя









3. Соотнесите необходимые условия создания прочного адгезионного соединения:



Необходимые условия

Прочность адгезионного соединения

Незначительные условия

1. Чистота поверхности







2. Генерация жидкого адгезива в поверхность субстрата







3. Минимальная усадка адгезива при твердении







4. Минимально возможное термическое напряжение

а) с различными коэффициентами термического расширения адгезива и субстрата

б) с близкими коэффициентами расширения адгезива и субстрата








5. Отсутствие влияния коррозионной среды







4. Под каким углом смачивания адгезивом произойдет сильное взаим-ное притяжение молекул адгезива и субстрата?

Угол смачивания

отсутствие смачивания

Удовлетворительное смачивание

Хорошее смачивание

θ1 > 900










θ2 < 900










θ3 << 900









5. Соотнесите показатели, характеризующие эстетические свойства ма-териалов:



Свойства материалов

Да

Нет

1. Цвет







2. Упругость







3. Полупрозрачность







4. Прочность







5. Блеск поверхности







6. Флуоресценция







7. Твердость







8. Пластичность






6. Соотнесите методы оценки эстетических характеристик:



Методы измерения, определения расцветки зубов

Аппаратные

Стандартные шкалы цветов

1. Цветовая система Манселла







2. Цветовая система Х, У, Z







3. Цветовая система СIEL*a*b*, трехмерное изображение







4. Расцветка фирмы «VITA»






7. Сопоставьте требования к биосовместимым и биоинертным стомато-логическим материалам:



Требования

к биосовместимым материалам

к биоинертным материалам

1. Не повреждать пульпу и мягкие ткани полости рта







2. Оказывать оздоравливающее и регенерирующее действие







3. Не содержать веществ повреждающего действия







4. Не содержать сенсибилизирующих веществ, вызывающих аллергию







5. Образовывать адгезионное соединение с твердыми тканями зуба







6. Не обладать канцерогенностью







8. Какой уровень испытаний для биологической оценки стоматологичес-ких материалов используется в России чаще всего?



Уровни испытаний

Чаще других в России

1-й уровень - начальные экспересс-тесты




2-й уровень - экспериментальные тесты на животных




3-й уровень - доклинические тесты назначения (на животных).




0-й уровень - санитарно-химические тесты



9. Соотнесите категории стоматологических материалов для оценки био-совместимости:



Характер контакта

Категории

по продолжительности контакта

по характеру контакта с организмом

1. Со слизистыми оболочками полости рта







2. Однократно или многократно, но менее 24 часов







3. С костной тканью, твердыми тканями зуба







4. Одно- или многократно, более 24 часов, но менее 30 суток







5. С кровью







6. С тканями периодонта







7. С кожей







8. С пульпой зуба







9. Постоянный контакт, более 30 суток






10. Определите содержание стандарта ГОСТ Р (Россия) для стоматоло-гических материалов:




Содержание стандарта

Стандарт ГОСТ Р

да

нет

1. Область применения стандарта







2. Термины и определения







3. Классификация







4. Требования (нормы) показателей свойств материалов







5. Методы испытаний







6. Требования к упаковке и инструкции







7. Физико-химические свойства







8. Адгезионные свойства







9. Биосовместимость материала






11. Соотнесите международные и национальные организации по стан-дартизации стоматологических материалов:



Организации

международные

национальные

1. FDI







2. ISO







3. ТК 106







4. ТК 279







5. АДА








Тестовый контроль знаний

1. Какие механизмы разрушения присутствуют при испытании адгезионной прочности?

а) при растяжении;

б) сдвиге;

в) при неравномерном отрыве;

г) при сжатии;

д) при кручении.

2. Какой контактный угол смачивания является оптимальным для создания прочного адгезионного соединения?

а) θ1 > 900;

б) θ2 < 900;

в) θ3 << 900.

3. Какой свет называют «видимым»?

а) от 200 до 300 нм;

б) от 400 до 700 нм;

в) от 800 до 1000 нм;

г) от 1100 до 1500 нм.

4. Как отражает и поглощает синяя цветовая поверхность спектра освещающего света?

а) поверхность синего цвета отражает только синюю часть и поглощает

все остальные цвета;

б) поверхность синего цвета поглощает только белый цвет и отражает

все остальные;

в) поверхность синего цвета поглощает только черный цвет и отражает

все остальные;

5. Как отражает и поглощает белая цветовая поверхность спектра освещающего света?

а) поверхность белого цвета отражает все длины волн спектра

падающего на нее света и не поглощает ничего;

б) поверхность белого цвета поглощает все длины волн падающего света

и не отражает ничего;

в) поверхность белого цвета поглощает длины волн черного цвета и

отражает все остальные.

6. От чего зависит полупрозрачность материала, предмета?

а) от количества света, которое может пропускать предмет;

б) от степени рассеянного света;

в) от фона (подложки);

г) от гладкости материала;

д) от шероховатости материала.

7. Как флуоресцируют естественные зубы под воздействием ультрафиолетового облучения?

а) в диапазоне розового цвета;

б) в диапазоне белого цвета;

в) в диапазоне голубого цвета;

г) в диапазоне зеленоватого цвета.

8. В каких условиях пломбы и протезы из восстановленных материалов будут выглядеть как естественные?

а) при ночном естественном свете;

б) при дневном естественном свете;

в) при свете нормальной электрической лампы;

г) при свете дневных ламп.

9. Что включает в себя программа испытаний стоматологических материалов на биосовместимость, согласно стандартам ГОСТ Р ИСО 10993?

а) категорию в зависимости от вида тканей организма;

б) категорию в зависимости от продолжительности контакта материала с организмом;

Методы испытаний:

в) 1-й уровень - начальные экспересс-тесты;

г) 2-й уровень - экспериментальные тесты на животных;

д) 3-й уровень - доклинические тесты назначения (на животных);

е) 0-й уровень - санитарно-химические тесты.

10. Какой порядок разработки стоматологических материалов до получения разрешения на их применение в клинике согласно ГОСТ Р 15013-94 действует в России?

а) нормы для показателей свойств:

- прочность при изгибе композиционного восстановительного материала

должна быть не менее 50 Мпа;

- прочность на сжатие силикатного цемента - не менее 190 Мпа;

- адгезионная прочность соединения композита с твердыми тканями зуба

- не менее 7 Мпа;

- водопоглащение полимерного материала для базисов съемных протезов

не должна составлять более 32 мкг/мм3 и т.д.

б) эти нормы заложены в стандартах материалов только для

стоматологических материалов, применяемых в клиниках;

в) эти нормы заложены в стандартах материалов для лабораторно-

клинических работ;

г) эти нормы заложены для каждого класса материалов, согласно

классификации их.



Домашнее задание

1. Изобразить схему адгезионных соединений в стоматологии.

2. Изобразить схему типов адгезионных связей.

3. Описать условия создания прочного адгезионного соединения.



Литература

Основная:

1. Базикян Э.А. Пропедевтическая стоматология. Учебник для медицинских вузов. - М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2008. - 766 с.

2. Попков В.А., Нестерова О.В., Решетняк В.Ю., Аверцева И.Н. Стоматологическое материаловедение. - М.: Издательство «Медиапресс-информ», 2006, - С.5-19.

3. Методические разработки кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний СтГМА.



Дополнительная.

1. Поюровская И.Я. Стоматологическое материаловедение. Учебное пособие. - М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2007. - С.5-10.

2. Вязьмитина А.В., Усевич Т.Л. Материаловедение в стоматологии. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2002. - 350 с.

3. Крег Р., Пауэрс Дж., Ватага Дж. Стоматологические материалы: свойства и применение. Перевод с английского Шульги О.А. - М.: Издательство «МЕДИ», 2005. - С.9-38.

4. Трезубов В.Н., Мишнев Л.М., Жулев Е.Н. Ортопедическая стоматология. Прикладное материаловедение. Учебник для медицинских вузов. - М.: МЕДИпресс-информ», 2008. - С.9-11.

5. Дмитриева Л.А. Современные пломбировочные материалы и лекарственные препараты в терапевтической стоматологии. - М.: Медицинское информационное агентство, 2011. - С.6-13.



Практическое занятие № 3

Тема. Стоматологические пломбировочные материалы. Общие положения. Классификация. Временные пломбировочные материалы: требования, предъявляемые к материалам для пломбирования кариозных полостей. Испытания, предшествующие выпуску пломбировочных материалов: физико-химические, биологические, клинические. Цинк-сульфатные цементы масляный дентин. Цинк-сульфатные цементы. Искусственный дентин.

Цель. Изучить положения о стоматологических пломбировочных материалах, классификацию и требованиями к ним, способы оценки свойств пломбировочных материалов.

Метод проведения. Групповое занятие.

Место проведения. Учебный, фантомный и лечебный кабинеты.

Обеспечение.

Техническое оснащение: мультимедийные системы, наборы стоматолгических инструментов, универсальные стоматологические установки.

Учебные пособия: мультимедийные презентации, видеофильмы, стенды, наборы временных пломбировочных материалов

Средства контроля: контрольные вопросы и задачи, вопросы для тестового контроля знаний, домашнее задание.

План занятия

  1. Проверка выполнения домашнего задания.

  2. Теоретическая часть. Классификация пломбировочных материалов. Требования, предъявляемые к материалам для пломбирования кариозных полостей. Предназначение временных пломб. Требования, предъявляемые к временным пломбам. Собеседование по контрольным вопросам и контрольным задачам.

  3. Клиническая часть. Демонстрация ассистентом различных групп пломбировочных материалов на рабочем месте врача-стоматолога и в стоматологическом кабинете.

  4. Лабораторная часть. Демонстрация ассистентом приготовления и наложения пломб из водного и масляного дентина.

  5. Самостоятельная работа студентов. Замешивание пломбировочных материалов, заполнение ими различных форм.

  6. Тестовый контроль знаний.

  7. Задание на следующее занятие.

АННОТАЦИЯ

Стоматологические пломбировочные материалы представлены широким классом средств, применяющихся в стоматологической практике с целью пломбирования. Пломбирование (от лат. plumbum - свинец) сводится к замещению дефекта в зубных тканях искусственным материалом с целью восстановления анатомической формы и функции зуба. Пломба не только возмещает утраченные твердые ткани зуба, но и защищает от воздействия от различных неблагоприятных факторов пульпу и верхушечный периодонт. Успех любых предшествующих лечебных вмешательств зависит непосредственно от полноценности и продолжительности сохранения наложенной пломбы. Для пломбирования зубов применяются самые разнообразные по своей структуре, свойствам и основному назначению пломбировочные материалы.



Классификация пломбировочных материалов

(Л.А. Дмитриева, 2003)

  1. Постоянные – для восстановления анатомической формы и функции зуба.

  2. Временные – для временного закрытия полости в зубе (цинк – сульфатные, цинк – фосфатные, поликарбоксилатные, стеклоиономерные цементы).

  3. Лечебные - прокладки (содержащие гидроксид кальция, цинк – эвгенольные, комбинированные).

  4. Для заполнения корневых каналов.

  5. Адгезивные.

  6. Герметики.

Основные клинические требования к пломбировочным материалам:

    • не оказывать токсического воздействия на пульпу, ткани полости рта, твердые ткани зуба;

    • быть безвредными для организма в целом;

    • обладать противовоспалительным и антисептическим действием;

    • препятствовать проникновению микробов и токсинов в пульпу;

    • обладать противокариозным действием;

    • обладать малой теплопроводностью и не растворяться в слюне;

    • быть химически инертными, т.е. устойчивыми к агрессивным агентам (кислоты, щелочи);

    • обладать достаточной твердостью, механической прочностью, износоустойчивостью, хорошими эстетическими свойствами;

    • не изменять цвет зуба, быть цветостойким, т.е. не изменять цвет с течением времени;

    • не вызывать появление гальванических токов в полости рта;

    • не изменять форму и объем в процессе твердения, быстро
      затвердевать, обладать высокой адгезией к тканям зуба;

    • быть рентгенконтрастными.

Временные пломбировочные материалы. Назначение. Свойства.

Длительность пребывания пломбы в полости от одного дня до года.

Применяются:

- для закрытия кариозной полости (в качестве так называемых повязок);

- с целью диагностики (контрольные пломбы);

- для пломбирования временных зубов;

- для изолирующих прокладок;

- для временной фиксации ортопедических конструкций;

- для временного пломбирования корневых каналов с лечебной целью.

Материалы для временных пломб должны быть:

- безвредными для пульпы;

- пластичными: легко вводиться в полость и выводится;

- не инактивировать лекарственные вещества;

- не растворяться в ротовой жидкости;

- обеспечивать герметизм на необходимый срок (не менее 2-х недель);

- быть достаточно прочными и удаляться из полости зуба с помощью экскаватора, зонда или путем высверливания.

Способы оценки свойств пломбировочных материалов

Многочисленные требования, предъявляемые к пломбировочным материалам, диктуют необходимость их постоянной и всесторонней оценки. Можно выделить три основных направления в изучении пломбировочных материалов: физико-механические испытания, исследование биологических свойств и клинические исследования.

Физико-механическая характеристика пломбировочных материалов складывается из показателей многочисленных методик лабораторных испытаний: определения консистенции, времени твердения, рабочего времени, повышения температуры при твердении, объемных изменений при твердении, водопоглощения, цветостойкости, растворимости в воде и различных средах, твердости, прочности, непрозрачности, адгезии, устойчивости к истиранию и другие.

Комплекс указанных испытаний позволяет установить надежность материала.

Биологические испытания пломбировочных материалов позволяют выявить степень индифферентности материала к тканям зуба и для организма в целом.

Основные виды биологических испытаний направлены на определение: обшей острой токсичности при оральном введении материала; хронической токсичности и бластомогенности; местной токсичности при неспецифической аппликации материала и при специфической аппликации; специфической сенсибилизации.

Биологические испытания, проводимые на подопытных животных, позволяют получить достоверные данные о биологических свойствах пломбировочного материала и обосновать рекомендации для клинических испытаний.

Клинические испытания дают возможность на основании отдаленных наблюдений судить о достоинствах и недостатках материала в реальных условиях эксплуатации пломб.



Материалы для временных пломб в зависимости от химического состава делятся на:

- цинкэвгенольные цементы;

- безэвгенольные цементы;

- светоотверждаемые материалы.



Цинкэвгенольные цементы состоят из окиси цинка и эвгенола. Полное отверждение во рту 6-8 часов.

Представители: Эвгецент, Kariosan (Spofa), Temp Bond (Kerr).



Безэвгенольные цементы. Наиболее распространенные материалы – цинк-сульфатные цементы. Представители: искусственный (водный) дентин, дентин – паста и их аналоги. Применяется для изоляции лечебных вложений в кариозную полость на время от 1 суток до 2х недель.

Искусственный дентин - порошок белого цвета, в состав которого входят 70 % оксида цинка, 25 % сульфата цинка и 5 % коалина или декстрина. Оксид цинка способствует хорошей адгезии временной пломбы к тканям зуба, а сульфат цинка и коалин обеспечивают пломбировочному материалу пластичность и прочность. В качестве жидкости для приготовления изолирующей временной пломбы используется дистиллированная вода. Замешивается до 30 секунд. Твердеет в течение 1 минуты. Наклыдывается на срок до 2-х недель.



Схема ориентировочной основы действия применения водного дентина

Последовательность действия

Средства

Критерии самоконтроля

На шероховатую поверхность стекла нанести порошок дентина и 5 – 10 капель дистиллированной воды, шпателем постепенно добавлять порошок к воде размешивая в течение 30 секунд.

  1. Дентин – порошок.

  2. Дистиллированная вода.

  3. Стоматологическое стекло.

  4. Хромированный шпатель.




Консистенция временной пломбы – густая сметана.

Через 1 – 2 мин. После замешивания масса твердеет




Дентин – паста (масляный дентин) – однокомпонентная (готовая к применению), патентованная, представляет собой однородную массу белого с серовато – желтым или бледно – розовым цветом с запахом какого либо растительного масла, например гвоздичного. Состав: белая глина, оксид цинка, сульфат цинка, масло (персиковое, абрикосовое или гвоздичное). В полости рта паста затвердевает в течение 1,5 – 2 часов. Материал пластичен, обладает хорошей адгезией, водоотталкивающими свойствами.

К представителям этой группы относятся Темпфил, Temp bond NE (Kerr).

Светоотверждаемые временные пломбировочные материалы не требуют замешивания, являются готовыми к внесению в полости зубов. Отверждение происходит в результате фотохимической реакции в следствие воздействия света определенной длины волны от специального источника для светополимеризации.

Схема ориентировочной основы действия применения масляного дентина

Последовательность действия

Средства

Критерии самоконтроля

На шероховатую поверхность стекла шпателем нанести дентин - пасту, размешать её и гладилкой


  1. Дентин – паста.

  2. Стоматологическое стекло.

  3. Хромированный шпатель.

Паста пластичная, при резком отрыве шпателя длина нитей не более 2 мм


: userfiles -> depts -> propaedeutics dental diseases
propaedeutics dental diseases -> Профилактическая коммунальная стоматология
propaedeutics dental diseases -> Занятие №15 Тема. Пародонт. Строение и функции. Воспалительные заболевания пародонта. Клиника, диагностика
propaedeutics dental diseases -> Занятие №1 Тема. Пропедевтика ортопедической стоматологии. Определение предмета и его задач. Организация работы и оснащение ортопедического кабинета и зуботехнической лаборатории
propaedeutics dental diseases -> Занятие №2 Тема: Основные группы свойств стоматологических материалов: адгезия и адгезионные свойства, эстетические свойства, биосовместимость стоматологических материалов. Контроль качества стоматологи-ческих материалов
propaedeutics dental diseases -> Тема. Эндодонтические пломбировочные материалы. Классификация и препараты для временного пломбирования корневых каналов пластичные нетвердеющие материалы (силеры)
propaedeutics dental diseases -> Стоматологическое материаловедение прикладная наука о мате-риалах для стоматологии. «Идеальный» стоматологический мате-риал. Классификация стоматологических материалов и принципы ее построения
propaedeutics dental diseases -> Практическое занятие №1
propaedeutics dental diseases -> Занятие №1 Тема. Эндодонт. Строение, топография зубной полости и этапы ее раскрытия у интактных резцов
propaedeutics dental diseases -> I практическое занятие №1
propaedeutics dental diseases -> Занятие №13 Тема. Ошибки при пломбировании кариозных полостей, их предупреждение и устранение. Техника удаления пломб из различных материалов. Коффердам. Устройство и методика применения


  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница