Тема: Наркоз в детской стоматологии. Виды наркоза. Показания и противопоказания к наркозу. Подготовка ребенка к наркозу. Премедикация, основы реанимации



Скачать 188,76 Kb.
Pdf просмотр
Дата28.12.2016
Размер188,76 Kb.

19

Тема: Наркоз в детской стоматологии. Виды наркоза. Показания и противопоказания к наркозу. Подготовка ребенка к наркозу. Премедикация, основы реанимации. Операция удаления зубов у детей. Показания, противопоказания, особенности техники удаления, осложнения и их профилактика. Щипцы для удаления зубов.

Общее время занятия: 6 часов.

Мотивационная характеристика темы: Стоматологическое вмешательство у детей должно быть минимально травматичным, поэтому общее обезболивание применяется широко у детей с неуравновешенной нервной системой, аллергическими реакциями на местные анестетики, при длительных оперативных вмешательствах. Эмоциональный стресс, возникающий на приеме у врача-стоматолога, небезразличен для организма ребенка, т.к. при нем меняются физиологические и биохимические процессы в организме, вследствие чего могут возникнуть психовегетативные расстройства в виде тахикардии, артериальной гипертензии, обморока, коллапса, психогенного шока. Врачу-стоматологу любого профиля необходимо знать показания и противопоказания к общему обезболиванию, вопросы подготовки ребенка к наркозу, схему премедикации, основы реанимации. Удаление зуба является хирургической операцией, т.к. при этом происходит нарушение слизистой оболочки полости рта и травмирование таких тканей как надкостница, циркулярная связка, сосуды, нервы, костная структура лунки. Операция удаления зуба у детей, даже если она происходит с минимальной травмой, вызывает значительные изменения в организме. Эта операция происходит с изменением в ЦНС, сердечно-сосудистой и других систем. У ребенка могут повыситься температура тела и артериальное давление, возникнуть тахикардия. Страх перед операцией и обстановка в хирургическом кабинете могут вызвать отрицательные эмоции у ребенка. Операцию удаления зуба необходимо проводить в щадящем режиме по строго определенным показаниям с учетом отрицательных и положительных последствий этого вмешательства. Врач должен определить показания и противопоказания к удалению зубов у детей, уметь подобрать щипцы на верхнюю и нижнюю челюсть, соблюдать правила техники удаления временных и постоянных зубов, а также оказать помощь в случае возникновения осложнений.

Цель: Научиться определять виды общего обезболивания, показания и противопоказания к наркозу в условиях поликлиники, прогнозировать возможные осложнения, возникающие вовремя и после наркоза, профилактику их и оказание неотложной помощи детям.

20 Научиться определять показания и противопоказания к удалению временных и постоянных зубов у детей, особенности техники удаления зубов, а также знать осложнения, возникающие вовремя операции удаления зубов, их профилактику и оказание помощи детям.
Задачи занятия
В результате теоретического изучения и освоения темы занятия студент должен знать:
1. Виды общего обезболивания, их достоинства и недостатки при проведении операции в
ЧЛО у детей.
2. Показания и противопоказания к плановому наркозу у детей.
3. Осложнения общей анестезии, их профилактику.
4. Способы оказания неотложной помощи детям при осложнениях общей анестезии.
5. Показания и противопоказания к удалению зубов у детей.
6. Особенности техники удаления молочных и постоянных зубов с незаконченным формированием корня.
7. Щипцы для удаления зубов.
8. Показания к зубопротезированию у детей после удаления зубов. В результате выполнения практической части данного занятия студент должен уметь:
1. Обследовать ребенка с формулировкой диагноза.
2. Составить индивидуальный план лечения ребенка.
3. Определить показания и противопоказания к наркозу в плановом и экстренном порядке.
4. Выбрать вид наркоза в зависимости от сложности и объема хирургического вмешательства в ЧЛО.
5. Практические навыки искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
6. Читать рентгенограммы зубов и челюстей.
7. Определять показания и противопоказания к удалению временных и постоянных зубов у детей.
8. Правильно подобрать щипцы для удаления зубов.
9. Удалять временные и постоянные зубы.
10. Уметь предупредить осложнения при операции удаления зуба и оказать помощь ребенку при их возникновении.

Требования к исходному уровню знаний. Для лучшего усвоения темы занятия студент должен повторить материал из следующих разделов

Из анестезиологии и реаниматологии – названия и назначение основной анестезиологической аппаратуры и инструментария.

21

Анатомии и морфологии - анатомические особенности строения зубов и челюстей в разные возрастные периоды, сроки прорезывания и смены зубов.

Лучевой диагностики - методы рентгенологического обследования в челюстно-лицевой области.

Челюстно-лицевой хирургии - удаление зубов у взрослых пациентов, этапы операции удаления зуба.

Из фармакологии - препараты, применяемые для общего обезболивания и премедикации, лекарственные препараты, применяемые для остановки кровотечения, седативные препараты и др.
Контрольные вопросы из смежных дисциплин
1) Название и назначение основной анестезиологической аппаратуры и инструментария.
2) Ингаляционные наркотики.
3) Неингаляционные наркотики.
4) Антигистаминные препараты, аналгетики, транквилизаторы, снотворные.
5) Особенности строения молочных зубов.
6) Особенности строения постоянных зубов с незаконченным формированием корней.
7) Препараты для остановки кровотечения.
8) Местные способы остановки кровотечения из лунки после удаления зуба.
9) 9. Методы рентгенологического обследования челюстно-лицевой области.
Контрольные вопросы по теме занятия
1) Объем обследования ребенка при подготовке к наркозу.
2) Виды наркоза, применяемые в детской стоматологической практике.
3) Показания к общему обезболиванию у детей в плановом и экстренном порядке.
4) Противопоказания к общему обезболиванию у детей в плановом порядке.
5) Ингаляционные виды наркоза. Показания. Принципы проведения. Препараты. Достоинства и недостатки.
6) Неингаляционные виды наркоза. Показания. Препараты. Принципы проведения. Достоинства и недостатки.
7) Премедикация, седативная подготовка ребенка. Схема проведения. Показания.
8) Особенности проведения реанимации в детском возрасте.
9) Показания к удалению временных и постоянных зубов по ортодонтическим показаниям.
10) Показания к удалению временных и постоянных зубов у детей при периодонтитах.
11) Показания к удалению зубов при одонтогенных воспалительных заболеваниях.

22 12) Показания к удалению временных и постоянных зубов у детей при травматических повреждениях зубов.
13) Противопоказания к плановому удалению зубов у детей в амбулаторных условиях.
14) Особенности техники удаления временных зубов у детей.
15) Щипцы для удаления зубов у детей.
16) Осложнения вовремя и после операции удаления зубов у детей их профилактика и оказание помощи.
17) Показания и цели зубопротезирования у детей после удаления зубов.

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
Наркоз в детской стоматологии. Виды наркоза. Показания и противопоказания к
наркозу. Подготовка ребенка к наркозу. Премедикация, основы реанимации. Наркоз или общее обезболивание – это способ общей анестезии, при которому больного отсутствует чувство боли и сознание. При обследовании ребенка и подготовке к наркозу, важно установить его аллергологический и фармакологический анамнез, наличие сопутствующей соматической патологии. В обязательный минимум исследований, которые необходимо провести ребенку, входит общий анализ крови, плюс свертываемость и тромбоциты крови кровь на группу и резус принадлежность биохимический анализ крови глюкоза, мочевина, билирубин общий анализ мочи, анализ калана яйца глистов, ЭКГ, санация полости рта, краткая выписка из истории развития ребенка заключение педиатра о состоянии здоровья ребенка и отсутствие противопоказаний к операции справка об отсутствии инфекционных заболеваний и контакта с инфекционными больными заключение специалистов при наличии сопутствующей патологии детям до двух лети их мамам – мазки на кишечную группу – дизентерию, кишечную палочку и сальмонеллез. Существует различия в проведении наркоза в поликлинике и стационаре, обусловленные разной длительностью и сложностью вмешательства, применением специальной аппаратуры. Различают следующие этапы анестезии, общие для наркоза, проводимые как в стационаре, таки в поликлинике
1. Период введения в наркоз (индукция в наркоз
2. Период поддержания общей анестезии.
3. Выведение из наркоза (прекращение общей анестезии, пробуждение. В детской стоматологической практике могут быть использованы следующие виды наркоза

23
I.
Ингаляционный наркоз
1) масочный;
2) назофарингеальный;
3) эндотрахеальный или интубационный: а) эндотрахеальный через нос б) эндотрахеальный через рот в) эндотрахеальный через трахеостомическую трубку.
II. Неингаляционный наркоз
1) внутривенный
2) внутримышечный
3) прямокишечный.
III. Смешанный наркоз: достигается при введении в организм нескольких анестетиков как ингаляционным, таки неингаляционным путем.
IV. Нейролептаналгезия: для обеспечения потери болевой чувствительности (аналгезии) вводят сильный аналгетик, а также нейролептик, вызывающий безразличие к окружающему. Из нейролептиков чаще всего используется дроперидол, а из аналгетиков – фентанил.
Нейролептаналгезия может применяться как в чистом виде, таки в сочетании с местной анестезией и с эндотрахеальным наркозом.
Основными показаниями к общему обезболиванию в детской стоматологии являются
1. Наличие пороков развития (заболеваний) центральной нервной системы (олигофрения болезнь Дауна и т.п.);
2. Эпилепсия
3. Непереносимость местных анестетиков
4. Повышенная психоэмоциональная возбудимость ребенка
5. Заболевания сердечно-сосудистой системы в стадии компенсации
6. Бронхиальная астма
7. Возраст ребенка до 5 лет
8. Наличие одонтогенных воспалительных заболеваний (абсцессы, флегмоны и т.д.), когда применение местных анестетиков болезненно и малоэффективно
9. Большой объем оперативного вмешательства, при котором местная анестезия недостаточно
10. Лечение большого количества зубов водно посещение
11. Желание родителей провести лечение под наркозом (если нет противопоказаний.


24
Противопоказаниями к плановому наркозу в детской стоматологии являются
1. Острые заболевания верхних дыхательных путей, или обострение хронических
2. Острые заболевания паренхиматозных органов (печении почек, или обострение хронических
3. Некомпенсированный сахарный диабет, рахит
4. Заболевания сердечно-сосудистой системы в стадии декомпенсации
5. Повышенная температура тела (инфекционные заболевания, вирусные инфекции и т.п.);
6. Полный желудок (не ранее, чем через 4 часа после еды
7. Затруднение носового дыхания (для назофарингеального наркоза
8. Острые стоматиты, в т.ч. вирусные
9. Аномалии конституции, связанные с гипертрофией вилочковой железы
10. Геморрагические диатезы (например, гемофилия. При необходимости оказания ребенку экстренной помощи (при травме, воспалительных заболеваниях) многие из вышеуказанных противопоказаний не принимаются во внимание или жеребенка готовят специальным образом к экстренной операции под общим обезболиванием.
Ингаляционный наркоз – это наркоз, при котором анестетики в газообразном или парообразном состоянии вводятся вдыхательную систему и поступают в кровь тем же путем, что и кислород. При этом вдыхательных путях создается кислородно-наркотическая смесь.
Газонаркотическая смесь может быть подана в легочные альвеолы различными путями (см. выше, откуда она диффундирует через альвеолярно-капиллярную мембрану в кровь.
К ингаляционным анестетикам относят эфир

фторотан;

галотан;

трилен;

пентран; закись азота циклопропан

галан и др. В настоящее время эфир и циклопропан не применяются, как токсичные и опасные в применении. В практике детской стоматологии для ингаляционного наркоза чаще всего используется фторотан (галотан) – закись азота - кислородная смесь.
Ингаляционный наркоз легко управляем, что является его преимуществом, т.к. дети быстро засыпают и быстро просыпаются после прекращения подачи газо-наркотической смеси. Однако применение наркозных масок затрудняет проведение операций в челюстно-

25 лицевой области и полости рта. Кроме того, масочный и назофарингеальный наркоз опасен возникновением асфиксии. Для предотвращения асфиксии и для обеспечения наиболее травматичных операций применяют эндотрахеальный наркоз. Именно он является основным видом наркоза в условиях стационара, т.к. наиболее полно обеспечивает безопасность больного и создает условия для беспрепятственной работы хирурга в челюстно-лицевой области. Интубация трахеи может быть осуществлена через нос, через рот и через трахеостому и зависимости от заболевания и объема оперативного вмешательства.
Неингаляционный наркоз – это наркоз, который вызывается общими анестетиками, введенными в организм неингаляционным путем.
Внутривенный наркоз как самостоятельный метод чаще всего используется при непродолжительных вмешательствах. К препаратам для неингаляционного наркоза относятся

тиопентал натрия

гексенал;

оксибутират натрия (ГОМК); сомбревин; кетамин и его аналоги

дроперидол; седуксен (диазепам); фентанил и др. Для внутримышечного наркоза чаще всего используется кетамин (кеталар, калипсол). При этом наркоз наступает через 4–6 минут и длится до 1 часа, а для продления наркоза допустимо повторное введение препарата.
Недостатком неингаляционного наркоза является его слабая управляемость, а также опасность асфиксии при вмешательствах в челюстно-лицевой области. Преимуществами являются доступность и простота, а также свободный доступ в полости рта. Перед плановым оперативным вмешательством под общим обезболиванием ребенок должен быть обследован. Для этого необходимо иметь
 заключение участкового педиатра о состоянии здоровья ребенка, о перенесенных заболеваниях
 общий анализ крови и мочи + тромбоциты и свертываемость крови
 группу крови и резус-фактор;
 ЭКГ
 результаты некоторых биохимических исследований (содержание сахара в крови, мочевины, билирубин
 заключения соответствующих специалистов при наличии сопутствующей патологии
 определить температуру тела ребенка (данные замера температуры тела ребенка.

26 Непосредственная фармакологическая подготовка к наркозу и операции называется
премедикацией. Цель премедикации – создание эмоционального покоя, облегчение введения в наркоз и уменьшение дозы наркотика, предупреждение избыточных рефлекторных реакций входе анестезии и операции, уменьшения секреции слюнных желез. Кроме того, некоторые препараты, используемые для премедикации, потенцируют действие местных и общих анестетиков. Исходя из этого, в состав веществ для премедикации включают
 снотворные препараты (фенобарбитал или другие барбитураты
 антигистоминные препараты (димедрол, пипольфен и др
 аналгетики (промедол, анальгин и др
 транквилизаторы (триоксозин, седуксен, элениум
 атропин. Имеются многочисленные схемы премедикации, но все их можно уложить в следующие рамки
– вечером, накануне операции, назначают антигистаминные препараты
– за 2 часа до операции введение этих препаратов повторяют (не во всех схемах премедикации);
– за 30 – 40 минут до операции внутримышечно вводят аналгетики, атропин и малые транквилизаторы (не всегда. При проведении амбулаторных вмешательств в полости рта в условиях поликлиники лечение зубов) пользуются чаще всего наркозом смесью фторотана, закиси азота и кислорода. Основным является назофарингеальный способ наркоза. Рот фиксируют в открытом положении при помощи межчелюстных распорок. Тампон из поролона в области корня языка перекрывает ротовое дыхание, препятствует аспирации. Больной полулежит в стоматологическом кресле. Анестезиолог удерживает наркозную маску и нижнюю челюсть в правильном положении навесь период наркоза. После наркоза в амбулаторных условиях ребенок нуждается в наблюдении в течение
1-2 часов. Домой он может быть отправлен только в сопровождении взрослых. Следует отметить, что в последнее время в амбулаторных условиях все шире стали использовать препараты для неингаляционного наркоза (кеталар и его аналоги, применение которых позволяет санировать полость рта.
Под реанимацией понимают восстановление жизнедеятельности при полной остановке сердца и дыхания. За время клинической смерти (3–5 минут) в случае принятия экстренных мер возможно сохранение жизни больного. Простыми методами восстановления

27 сердечной деятельности и дыхания должны владеть все врачи. Однако, начиная проводить реанимационные мероприятия, необходимо обеспечить вызов профессиональных реаниматоров.
Остановка дыхания чаще всего бывает из-за нарушения проходимости верхних дыхательных путей из-за дислокации языка, аспирации жидкостей или обтурации сгустками крови, другими предметами и т.д. Для восстановления дыхания следует открыть рот больному, провести ревизию ротоглотки, удалить инородные тела или провести отсасывание содержимого, голову запрокинуть и выдвинуть нижнюю челюсть кпереди. Если дыхание не восстановилось, следует приступить к искусственной вентиляции легких методом рот в рот или рот вносили при помощи дыхательных аппаратов, частота вдуваний – 20 – 30 в минуту.
Остановка сердца – наиболее опасное осложнение, требующее немедленных мер в виде непрямого массажа сердца с одновременным проведением искусственной вентиляции легких.
Непрямой массаж сердца. Больной должен лежать на спине на твердой поверхности. Один из реаниматоров ритмичным нажатием на нижнюю треть грудины (70–80 разв минуту) обеспечивает массаж сердца. У детей до года это осуществляется двумя пальцами руки. У детей до 10 лет – одной рукой. У более старших детей массаж сердца проводят двумя руками. При этом происходит сжатие сердца между грудиной и позвоночником, и кровь проталкивается в аорту и легочные артерии.
Чередовать массаж сердца и искусственную вентиляцию легких следует так, чтобы на 4 – 5 надавливаний на грудину приходился 1 вдох рот в рот или аппаратом.
Параллельно внутривенно вводят адреналин и другие препараты (см. тему № 1).
Об эффективности реанимации судят по наличию пульса, АД, сужению и реакции на свет зрачков, порозовению слизистых оболочек.
Реанимационные мероприятия в амбулаторных условиях следует проводить до прибытия бригады неотложной помощи.
Больные после остановки сердца и дыхания нуждаются в интенсивной терапии в условиях стационара.
Операция удаления зубов у детей. Показания, противопоказания, особенности техники
удаления, осложнения и их профилактика.
Щипцы для удаления зубов.
Удаление зубов у детей может проводиться последующим показаниям
Показания к удалению зубов по ортодонтическим показаниям

28 1) Абсолютная макродентия (больше, либо равно 35 мм
2) Относительная макродентия (32-34 мм
3) Значительное несоответствие размеров временных моляров и постоянных премоляров на одной или обеих челюстях
4) Мезиальное смещение боковых зубов на 4 мм и более
5) Мезиальный наклон зачатков клыков и премоляров от 35 0 и больше по отношению к окклюзионной плоскости
6) Недоразвитие или чрезмерное развитие челюстей
7) Открытый прикус в сочетании с тесным положением передних зубов
8) Метод серийного удаления зубов по Хотцу;
9) Удаление постоянных премоляров при вестибулярном положении 13 и 23;
10) Удаление зубов с пороками развития (в структуре ткани зуба их форме количестве положении.
Показания к удалению зубов при воспалительных процессах
При хроническом периодонтите подлежат удалению молочные зубы
– с резорбированными корнями (до смены 1-1,5 года
– при вовлечении зачатка зуба в воспалительный процесс (угроза гибели зачатка постоянного зуба определяемой рентгенологически);
– при гибели зачатка постоянного зуба определяемой рентгенологически;
– с разрушенной коронкой зуба, определенной рентгенологически, корни молочных зубов
– при длительном и безуспешном лечении, сопровождающемся частыми обострениями хронического периодонтита молочного зуба. При хронических периодонтитах постоянных зубов их удаляют, если они разрушены, кроме корней однокорневых зубов, которые могут быть использованы под штифтовые зубы. При остром гнойном периостите – удаляют все причинные временные зубы и корни постоянных причинных зубов, те. зубов, которые послужили причиной развития периостита. При хроническом периостите удаляют все временные причинные зубы и причинные постоянные многокорневые зубы. При остром и хроническом остеомиелите – удаляют все причинные временные и постоянные многокорневые зубы ив некоторых случаях однокорневые постоянные зубы. При остром и хроническом лимфадените – причинные зубы удаляют, как и при остеомиелите.

29
Одонтогенная флегмона – удаляют причинные временные и многокорневые постоянные зубы, как и при остеомиелите. При переломах челюстей подлежат удалению из щели перелома
– временные и постоянные зубы, если они мешают репозиции отломков;
– зубы с переломами корней
– зубы с осложненным кариесом
– вывихнутые зубы При переломе корня зуба удаляют все временные зубы, а также постоянные со следующими переломами продольными, косыми, оскольчатыми, поперечными со смещением отломков, многокорневые зубы. Также иногда удаляют однокорневые зубы при наличии поперечного перелома корня в средней и нижней трети его со смещением. При полном вывихе зубов удаляются все временные зубы, постоянные зубы со сломанными корнями, при разрушении лунки зуба или развитии в ней воспалительного процесса, а также, если после травмы прошло более 7-10 дней. При неполном вывихе зубов удаляют временные зубы (фронтальные) долети после 5 лет. При вколоченном вывихе удаляют временный зуб при угрозе зачатку постоянного зуба или развития воспалительного процесса. Постоянные зубы сохраняют. Опухоли удаляют временные и постоянные зубы, которые явились причиной опухоли или опухолевого образования (при фолликулярных, зубосодержащих кистах, одонтомах и пр. При этом удаление зуба осуществляется во время операции по поводу удаления опухоли. Противопоказания к плановому удалению зубов в условиях поликлиники являются относительными и могут быть общими и местными.
Общие: заболевание крови, острые инфекционные заболевания, острые болезни паренхиматозных органов, сердечно-сосудистой системы в стадии декомпенсации, гипертермия.
Местные: воспалительные процессы в глотке ив полости рта (ангина, герпетическая инфекция, стоматит, опухоли (особенно неясной этиологии. Техника удаления временных зубов имеет свои особенности. Они связаны с анатомическим строением детской челюсти и временных зубов, наличия в челюсти зачатков постоянных зубов. Временные зубы мельче постоянных, стенки коронок тонкие, расхождение корней выражено сильнее. Стенки альвеол зубов детской челюсти более тонкие. При удалении молочных зубов не следует продвигать щечки щипцов на большую глубину из-за опасности повреждения зачатков постоянных зубов. Амплитуда раскачивания зуба при вывихивании

30 должна быть минимальной. После извлечения зуба из лунки не следует делать кюретаж лунки, опасаясь повреждения зачатка постоянного зуба. Как правило, при удалении временных зубов не пользуются элеваторами, чтобы не повредить зачатки постоянных зубов и не вывихнуть опорные зубы. Удаление зуба у детей, как и у взрослых, состоит из нескольких следующих друг за другом моментов
1) отсепаровки десны от шейки зуба или корня – синдесмотомии;
2) наложения и продвижения щипцов
3) смыкания щипцов (фиксации
4) вывихивания зуба (люксации или ротации
5) извлечения зуба из лунки (тракции);
6) обработки лунки. Однако все манипуляции при удалении зубов у детей требуют особой осторожности. Следует учитывать при этом маленькие размеры челюсти, анатомические особенности временных зубов, а главное наличие в челюстях зачатков постоянных зубов. Щипцы для удаления зубов представляют собой два рычага первого ряда, соединенных друг с другом. Имеются щипцы для удаления зубов на верхней челюсти и для удаления зубов на нижней челюсти. В каждой из этих групп различают щипцы для удаления зубов сохранившимися коронками (коронковые) и для удаления корней (корневые. Для удаления зубов на верхней челюсти применяют прямые щипцы или же изогнутые таким образом, что ручки и щечки расположены в параллельных плоскостях (образные и штыковидные). Для удаления верхних резцов и клыков используют обычно прямые щипцы. Они имеют округленные щечки, соответствующие форме коронки и шейке зуба. Щечки щипцов бывают трех размеров широкие, средние и узкие, и предназначены для захватывания коронок различного объема. Для удаления корней этих же зубов пользуются штыковидными щипцами. Для удаления премоляров и моляров на верхней челюсти пользуются образными и штыковидными щипцами. Щипцы для верхних малых коренных зубов (образные щипцы) имеют S- образную кривизну. Для обхвата коронки зуба щечки их могут смыкаться или не смыкаться. Щечки штыковидных (байонетных) щипцов несколько заострены и всегда смыкаются. В зависимости от ширины щечек различают штыковидные щипцы с узкими, средними и широкими щечками. Штыковидные щипцы с широкими щечками предназначены

31 для удаления всех зубов на верхней челюсти, ас узкими – для удаления корней всех зубов на верхней челюсти. Для удаления моляров на верхней челюсти можно использовать образные коронковые щипцы, имеющие шип. Щипцы для правых зубов имеют шип на левой щечке, ау щипцов для левых зубов – на правой. Таким образом, при наложении щипцов щечка с шипом находится в области бифуркации корней. Для удаления зубов на нижней челюсти предназначены клювовидные щипцы. Клювовидные коронковые щипцы предназначены для удаления зубов с сохранившейся коронкой на нижней челюсти. Клювовидные корневые щипцы применяют для удаления всех зубов на нижней челюсти. Они отличаются от коронковых тем, что концы щечек могут плотно смыкаться, в то время, как при максимальном сближении щечек коронковых щипцов между ними остается зазор 1,2 – 2 мм. Этот зазор предупреждает перелом коронки удаляемого зуба в момент экстракции и позволяет лучше фиксировать щипцы. С этой же целью на щечках клювовидных щипцов для удаления моляров имеются шипы. Для удаления временных зубов лучше применять набор детских щипцов. Эти щипцы меньше по размерам. Кроме щипцов для удаления зуба, в наборе для удаления зубов надо иметь пинцет, гладилку, шпатель для языка или зубоврачебное зеркало. На рисунке 8 изображены позиция врача и расположение его рук при удалении зубов.
После операции удаления зуба могут быть следующие осложнения
1) перелом коронки или корня зуба, что связано со значительными разрушениями зуба, патологическим процессом или с особенностями строения корня и окружающей ткани
2) вывихи и переломы соседних зубов ушибы зубов антагонистов
3) смещение зуба в толщу мягких тканей, что приводит к воспалительным осложнениями требует повторных хирургических вмешательств
4) перелом небольших участков костной ткани перелом альвеолярного отростка и даже перелом челюсти
5) повреждения (разрывы слизистой) мягких тканей альвеолярного отростка и прилежащих участков полости рта
6) нарушение чувствительности в области нижнего альвеолярного нерва (в виде парестезии, гиперестезии, гипостезии);
7) у детей возможна аспирация зубов и корней вследствие нарушения техники операции удаления зубов, неправильного подбора инструментария и положения ребенка в кресле, беспокойного поведения его, а также отсутствия настороженности врача. В случае этого

32 осложнения ребенка нужно срочно направить на бронхоскопию. В экстренных случаях при появлении признаков асфиксии, немедленно провести трахеотомию
8) альвеолит;
9) повреждение зачатка зуба
10) кровотечения из лунки удаленного зуба Продолжительные и повторные кровотечения после операции удаления зуба зависят от причин общего и местного характера.
Местные причины

ранения прилегающих мягких тканей

воспалительные процессы в области зуба, которые вызывают расширение сосудов и изменяют их стенки

гнойное расплавление тромбов, закупоривающих просвет сосудов (эти кровотечения возникают через несколько дней
Общие причины
 гемофилия
 тромбопения;
 цинга
 ряд заболеваний, сопровождающихся симптомами кровоточивости (желтуха, лейкозы);
 инфекционные заболевания (сыпной тиф, септический эндокардит, скарлатина.
Остановка кровотечений после удаления зуба.
После удаления зуба и проведения обезболивания удалить сгустки из лунки, высушить лунку и установить источник кровотечения. Им могут быть зияющие сосуды десны или разорванные сосуды в области дна лунки, костной стенки, межкорневой или межлуночковой перегородки. После провести следующие мероприятия общего и местного характера для устранения кровотечения.
Местные способы остановки кровотечений
1. Наложить швы на кровоточащую лунку
2. Тампонирование лунки. Его проводят с помощью полоски марли, смоченной в растворе эпсилонаминокапроновой кислоты или полоски йодоформенной марли
3. Если кровоточит сосуд из межкорневой или межлуночковой перегородки, то его можно сжать вместе с костью кусачками или щипцами
4. Кровоточащую лунку можно закрыть слизисто-надкостничным лоскутом, взятым с наружной поверхности альвеолярного отростка

33 5. Кровоостанавливающего эффекта можно добиться, тампонируя кровоточащую лунку гемостатической губкой, другими местными гемостатиками.
6. Над лункой наложить марлевый тампон и попросить больного крепко сжать зубы на 20-
30 минут.
Общие способы остановки кровотечения проводятся в условиях стационара. Для этого применяют хлористый кальций, диценон, этамзилат и др. по согласованию с гематологом.
В результате ранней потери временных зубов возникают характерные морфологические и функциональные нарушения смещаются соседние с дефектом зубы, укорачивается и суживается зубная дуга. Односторонняя потеря зубов приводит к асимметричной деформации альвеолярной дуги. При ранней потере временных зубов нарушается миодинамичное равновесие между языком и щеками – возможно прокладывание языка в дефект зубного ряда. Эти и другие нарушения устраняются путем протезирования или ортодонтического лечения в сочетании с протезированием.
В период временного и смешанного прикуса для замещения дефекта в переднем участке зубных дуг применяют съемные протезы, в боковых участках – съемные и несъемные протезы (коронки с распоркой. Показания к протезированию уточняют с помощью рентгенологического исследования альвеолярного отростка, ортопантомографии. Раздражающее действие протеза стимулирует рост челюсти и прорезывание постоянных зубов. В период временного прикуса базис съемного протеза используют для укрепления ортодонтических приспособлений расширяющего винта, накусочной площадки, наклонной плоскости.
В период смешанного прикуса при необходимости ортодонтического лечения используют пружины или вестибулярные дуги различных конструкций, винты, продольные или секторальные распилы базиса.
В период постоянного прикуса также используют съемные протезы, а после 14 лет окончания роста костей лицевого скелета) – несъемные конструкции зубных протезов.
Задания для самостоятельной работы студентов
Для самостоятельного изучения темы студенту вначале следует ознакомиться с контрольными вопросами по теме занятия, а также внимательно изучить методические рекомендации для студентов (Учебный материал или содержание занятия) для того, чтобы дать ответы на контрольные вопросы по теме занятия. В дальнейшем, для более углубленного изучения темы, студенту необходимо изучить соответствующие разделы

34 основной литературы и, по возможности, прочесть соответствующие разделы дополнительной литературы, указанной в списке. На практическом занятии студент самостоятельно курирует не менее двух больных. Собирает жалобы и анамнез заболевания, проводит клиническое обследование ребенка осмотр пальпация, перкуссия и др, анализирует данные лабораторных и других видов обследования (рентгенограммы, анализы крови, мочи и др) и формулирует ориентировочный (предварительный) диагноз заболевания. После обсуждения полученных данных с преподавателем студент формулирует клинический диагноз заболевания и составляет индивидуальный план лечения (или дообследования) курируемого ребенка. По возможности студент участвует в качестве ассистента в проведении оперативных вмешательств курируемых больных ив перевязках ранее прооперированных больных, дает рекомендации родителям по уходу за ребенком и др. Проведенную работу студент под контролем преподавателя заносит в виде дневников в историю болезни (амбулаторную карточку) курируемого ребенка, операционный журнал и др, а также в свою рабочую тетрадь (дневник) по общепринятой схеме. Все вышеизложенное позволяет выполнить целевые задачи занятия (овладеть необходимыми практическими навыками.
Задания на дом.
1. Выписать седативные препараты для подготовки ребенка к наркозу.
2. Выписать аналгетики и антигистаминные препараты
3. Выписать препараты для остановки луночкового кровотечения.
4. Знать порядок проведения реанимационных мероприятий.
5. Перечислить инструменты, необходимые для операции удаления зуба.
Самоконтроль усвоения темы. После изучения темы для контроля качества усвоения и выявления неясных моментов предлагается ответить на вопросы тестового контроля и решить ситуационные задачи
1. Общим обезболиванием являются следующие препараты
а) эндотрахеальное обезболивание б) премедикация; в) спинномозговая анестезия г) нейролептаналгезия; д) шейная вагосимпатическая блокада

35
2. Показанием к наркозу является
а) заболевание ЦНС; б) удаление свыше х зубов в) возраст до 5-ти лет г) аллергия на местные анестетики.
3. Противопоказанием к плановому наркозу является
а) эпилепсия б) заболевания сердечно-сосудистой системы в стадии компенсации в) полный желудок г) пневмония д) гипертермия у ребенка.
4. Для внутривенного наркоза используют
а) 0,25% раствора новокаина б) хлоралгидрат;
в) калипсол; г) фторотан.
5. Для ингаляционного наркоза используют
а) закись азота б) дроперидол; в) галотан; г) фентанил; д) гексенал.
6. Санацию полости рта оптимально проводить пода) масочным наркозом б) внутривенным наркозом в) эндотрахеальным наркозом г) назофарингеальным наркозом д) внутримышечным наркозом.

7. Осложнениями после наркоза являются
а) пневмония б) остановка сердца в) аллергические реакции г) головокружение д) рвота е) неврит лицевого нерва.

36
8. Показаниями к удалению временных зубов при периодонтите являются
а) наличие очага деструкции в области верхушки корня зуба б) нарушение кортикальной пластинки зачатка постоянного зуба в) резкая подвижность зуба и боль при перкуссии г) возраст 6-7 лет д) наличие свищей на десне с выбухающими грануляциями.
9. Показаниями к удалению постоянных зубов у детей являются
а) разрушение коронки зуба б) острый гнойный пульпит с периостальными явлениями в) непроходимые корневые каналы г) наличие кистогранулемы или кисты д) резкая подвижность зуба и болезненность при перкуссии.
10. Противопоказаниями к плановому удалению зубов в поликлинике являются
а) устойчивость зуба и безболезненность при перкуссии б) наличие декубитальной язвы слизистой в) геморрагический синдром г) разрушение коронки менее чем над) наличие респираторного заболевания.
11. Для удаления 65 зуба с сохраненной коронкой у детей показано применение
а) образных щипцов б) образных щипцов для моляров правых в) образных щипцов для моляров левых г) прямых щипцов д) байонетных щипцов.
12. Особенностями при удалении временных зубов являются
а) хорошая и эффективная анестезия б) осторожность и тщательность при удалении зуба в) противопоказания к кюретажу лунки удаленного зуба г) правильный подбор щипцов д) незначительная люксация зуба.
13. Осложнениями собственно операции удаления зуба являются
а) кровотечение из лунки зуба б) анафилактический шок

37 в) перелом челюсти г) перелом скуловой кости д) ушиб зубов.
14. Для предупреждения перелома корня удаляемого зуба следует
а) хорошо отслоить круговую связку зуба б) пользоваться щипцами для удаления корней соответствующего зуба в) строго соблюдать технику удаления соответствующего зуба г) пользоваться для удаления зуба элеваторами д) правильно подобрать щипцы.
15. Для остановки луночкового кровотечения в поликлинике необходимо
а) госпитализировать больного б) туго затампонировать лунку в) немедленно ввести раствор хлористого кальция внутривенно г) ушить лунку кетгутом дне полоскать рот в течение х часов.
Ситуационные задачи
Задача 1. Ребенку 6 лет. Обратился с жалобами на боли в зубах нижней челюсти слева, болезненность при глотании и широком открывании рта. Температура – 38,5. Болен в течение трех суток. В анамнезе бронхиальная астма. При осмотре ребенок вял, бледен, капризничает. Асимметрия лица за счет отека щечной и подчелюстной областей. Пальпируются увеличенные, болезненные лимфатические узлы в подчелюстной области слева. Открывание рта несколько ограничено, болезненно. 74,
75 – розового цвета, в 74 – пломба, в 75 – кариозная полость. Перкуссия 74, 75, а также интактных 73, болезненна. Зубы подвижны, переходная складка соответственно сглажена, гиперемирована, резко болезненна. Определяется флюктуация, болезненна при пальпации также язычная поверхность альвеолярного отростка.
1) Поставьте предварительный диагноз.
2) Составьте план дообследования и лечения ребенка.
3) Укажите обезболивания, в котором нуждается ребенок.

Задача 2. Ребенку 7 лет. Жалобы на наличие свища в подчелюстной области с постоянным гнойным отделяемым, грануляциями, а также на припухлость правой подчелюстной области и утолщение челюсти. Болеет 1,5 месяца. Из анамнеза выяснено, что ранее в стационаре был удален 85 зуб и вскрыт абсцесс в подчелюстной области, проведено

38 противовоспалительное лечение. Состояние ребенка улучшилось. Он был выписан домой. Однако рана полностью не зажила и сформировался свищ. Объективно Асимметрия лица за счет утолщения тела нижней челюсти справа. В подчелюстной области – функционирующий свищ с выбухающими грануляциями. Рот открывает свободно. Зубы 46, 84, 83 – подвижны. Переходная складка в области этих зубов – цианотична. Из лунки удаленного 85 зуба растут грануляции, имеется скудное гнойное отделяемое.
1) Поставьте ориентировочный диагноз.
2) Составьте план дообследования и лечения ребенка.
3) Какое обезболивание показано Укажите метод обезболивания при необходимости проведения оперативного вмешательства.
Задача 3. Ребенок 9 лет обратился с жалобами на утолщение нижней челюсти слева. Заметил ее месяц назад. Лечение не проводилось. Объективно имеется незначительная асимметрия лица за счет утолщения тела нижней челюсти слева. Определяются увеличенные, подвижные, безболезненные подчелюстные лимфатические узлы. При пальпации по переходной складке в области 73, 74, 75, 36 определяется безболезненное вздутие кости, пергаментный хруст.
74, 75 запломбированы. Зубы имеют розоватый цвет, перкуссия их безболезненна, в 36 – кариозная полость. На грамме – очаг деструкции костной ткани нижней челюсти в области корней 74, 75 зубов с четкими границами, размером более 2 см в диаметре, к которому прилежат зачатки и 35 зубов.
1) Поставьте диагноз.
2) Составьте план лечения ребенка.
3) Какое обезболивание показано при проведении операции
4) Какие щипцы предназначены для удаления 74 и 75 зубов
Задача 4. Ребенку 4 года. Жалуется на боли в области нижней челюсти слева, повышенную температуру тела, слабость, отказ от еды. На учете психоневролога. Болел 3 дня, когда заболел
75, ранее леченный. Зуб трепанировали, назначили полоскание, сульфаниламидные препараты, однако состояние ребенка ухудшилось.
Об-но: Температура – 38,5 С. Отек мягких тканей левой половины лица. При пальпации определяется плотный, болезненный инфильтрат в области нижней челюсти и подчелюстной слева. Кожа над ним гиперемирована, напряжена. Рот открывает ограниченно. В полости рта переходная складка на уровне 73, 75 – гиперемирована, сглажена, 73, 74, 75 - подвижны,

39 перкуссия их болезненна. В 74 и 75 зубах большие пломбы. Со стороны анализа крови лейкоцитов 12 х 10 9
/ л, СОЭ – 35 мм час сдвиг лейкоцитной формулы влево.
1) Поставьте диагноз.
2) Составьте план лечения ребенка.
3) Какое обезболивание показано
Задача 5. Девочке 8 лет. Жалобы на боль в зубе 16, припухлость щеки, головную боль, наличие температуры – 37,8. Три дня назад заболел зуб 16. Зуб ранее был лечен по поводу осложненного кариеса. Спустя 2 часа после лечения появилась боль в зубе, челюсть грели грелкой, принимала анальгин. Боль продолжала усиливаться, появился озноб, отек щеки увеличился. Объективно асимметрия лица за счет коллатерального отека в области верхней челюсти справа, кожа напряжена, в складку не собирается, подчелюстные лимфатические узлы резко болезненны при пальпации. Зуб 16 разрушен на 2/3, перкуссия резко болезненна, подвижность ой степени, субпериостальные абсцессы с двух сторон вокруг альвеолярного отростка. Зубы 54, 55 – интактны, безболезненны при перкуссии, несколько подвижны.
1) Поставьте диагноз.
2) Составьте план дообследования и лечения ребенка.
3) Какие щипцы необходимы для удаления 16 зуба
4) Укажите вид обезболивания.
Литература
основная
1. Виноградова Т.Ф. Стоматология детского возраста. – М Медицина, 1987.
2. Колесов А.А.Стоматология детского возраста. – М Медицина, 1991.
3. Лекционный материал.
дополнительная
1. Бернадский Ю.И. Основы ЧЛХ и хирургической стоматологии. – Витебск, 1998.
2. Шаргородский А.Г. Руководство к практическим занятиям по хирургической стоматологии. М, Медицина. 1986 г.
3. Козлов В.А. Хирургическая стоматологическая помощь в поликлинике.
4. М., Медицина. 1985 г.
5. Робустова Т.Г., Ромачева И.Ф. Хирургическая стоматология. М.Медицина. 1996 г.
6. Безруков В.В. Робустова Т.Г. Руководство по хирургической стоматологии и челюстно- лицевой хирургии. Том 1. Москва. Медицина.2000г.
7. Шухов АС. Селективная аналгезия». Москва. 1996 г.

: downloads -> kafedri -> k detstom -> stud
stud -> Тема: Некариозные поражения твердых тканей зубов: наследственные нарушения, изменения цвета, тауродонтизм. Диагностика, возможности лечения и профилактики у детей
stud -> Тема занятия
stud -> Проявления в полости рта бактериальных заболеваний дифтерия, скарлатина
stud -> Тема: Поражение слизистой оболочки полости рта при вирусных заболеваниях у детей. Роль врача-стоматолога в диагностике, лечении и профилактике
stud -> Некариозные поражения твердых тканей зубов: гипоплазия, гиперплазия, флюороз
stud -> Общее время занятий: Мотивационная характеристика темы
stud -> Симптоматический периодонтит (периодонтальный синдром) при системных
stud -> Тема : Лечение пульпита временных зубов. Показания к выбору метода лечения, техника выполнения. Прогноз исхода, профилактика осложнений
stud -> Тема: Пульпит временных и постоянных зубов у детей. Закономерности клинического проявления и течения. Методы диагностики, дифференциальная диагностика
stud -> Тема: Травматические повреждения зубов у детей. Клинические проявления, диагностика. Лечение травматических повреждений временных и постоянных зубов у детей. Осложнения, возникающие после травмы зубов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница