«Три шага к здоровым зубам» «Я верю, что будущее за медициной предупредительной…»



Скачать 88,47 Kb.
Дата20.11.2016
Размер88,47 Kb.
В.Б. Цветкова,

ГСКОУ СО «Специальная школа-интернат № 17», г. Екатеринбург
Проект

«Три шага к здоровым зубам»
«Я верю, что будущее

за медициной

предупредительной…»

(Н.И. Пирогов)
Государственный заказ на воспитание человека, обладающего высокой культурой, обусловлен рядом объективных процессов. Потребность в здоровом образе жизни – это элемент высокой культуры. Современное образование призвано обеспечить каждому ребенку бережное отношение к своему здоровью. Поэтому проблема профилактики заболеваний учащихся является одной из самых актуальных.

Работая воспитателем в интернате круглосуточного пребывания при специальной (коррекционной) школе для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, столкнулась с такой проблемой: воспитанники не хотят чистить зубы, ухаживать за полостью рта, наблюдается недостаточное понимание детьми необходимости гигиены полости рта и зубов.

Возникает необходимость мотивировать детей делать это с желанием и интересом, осознавать необходимость чистить зубы и ухаживать за полостью рта. Необходимо научить воспитанников ухаживать за полостью рта и делать это правильно и систематически, чтобы это вошло в привычку. Необходимо подвести детей к пониманию, что гигиена полости рта – одна из составляющих формирования ценностного отношения к здоровью. Это будет способствовать профилактике стоматологических заболеваний, формированию положительных эмоции и коммуникабельности.

Для того чтобы решить поставленные задачи был реализован проект «Три шага к здоровым зубам». Над проектом работали обучающиеся с 5 по 9 классы с ограниченными возможностями здоровья. Была создана инициативная группа, в которую вошли 7 детей, в течение месяца эти воспитанники были моими помощниками в реализации проекта.




  • Проблема: Недостаточное понимание детьми влияния гигиены полости рта на здоровье зубов ( поиск эффективных методов ухода за полости рта).




  • Объект проектной деятельности: Процесс приобщения детей к формированию ценностного отношения к здоровью.




  • Предмет проектной деятельности: Проектный метод, условия созданные для проведения проекта.




  • Цель проекта: Осмысление знаний по гигиене полости рта. Научиться правильно ухаживать за зубами. Подвести детей к пониманию, что гигиена полости рта одна из составляющих формирования ценностного отношения к здоровью.



  • Задачи:

Образовательные:

Проанализировать литературу по гигиене полости рта и зубов. Обобщить знания учащихся о гигиене полости рта; закрепить строение полости рта и зубов; выяснить, какой вред приносит неправильный уход за полостью рта.

Определить значение правильного ухода для здоровья человека (Эмпирически проверить гипотезу исследования).
Развивающая: Развивать навыки исследовательской работы.
Воспитательная: Воспитание бережного отношения к своему здоровья, потребности быть здоровым.


  • Методы:

- Тестирование

- Теоретический анализ литературы

- Качественная и количественная обработка материалов.


  • Гипотеза: Правильный уход за зубами - гарантия стоматологического здоровья, хорошего настроения, и красивый улыбки.


Поэтапный план реализации проекта:

Первый этап – Выявление проблемы.

На этом этапе поставлены цели, задачи проекта. Составлены анкеты для учащихся школы (созданы условия для самомотивации учащихся школы-интернат №17 по данной проблеме).



Второй этап: Исследовательская часть.

Для исследования использовалась анкета Феоктистовой В.Ф. [7,стр.22] .Проведено анкетирование учащихся класса, чтобы выяснить, как они ухаживают за зубами и полостью рта.


Вопросы анкеты:
1)Чистишь ли ты зубы каждый день?

Да Нет
2) Сколько раз в день ты чистишь зубы?


Один Два
3)Продолжительность твоей чистки зубов?
Меньше 3 минут 3 минуты
4)Очищаешь ли ты поверхность языка при чистки зубов
Да Нет
5)Полощешь ли ты ротовую полость после приема пищи?
Да Нет
6)Пользуешься ли ты жевательной резинкой после приема пищи?
Да Нет
7)Посещаешь ли ты стоматолога 2 раза в год?
Инструкции к анкете: подчеркни ответ, с которым ты согласен.
В анкетировании участвовали 9 человек.

Полученные результаты и приведены в таблице



Уход за полостью рта

Количество человек

Чистят зубы каждый день

9

Чистят зубы один раз в день

5

Чистят зубы 2 раза в день

4

Чистят зубы меньше 3 минут

6

Чистят зубы 3 минуты

3

Очищают поверхность языка при чистки зубов

3

Полощут ротовую полость после приема пищи

3

Пользуются жевательной резинкой после приема пищи

3

Посещают стоматолога 2 раза в год

3

Выделено 3 человека, которые соблюдают все правила гигиены полости рта.

После проведенного анкетирования обучающиеся обратились за помощью к специалисту врачу-стоматологу, чтобы он помог проанализировать результаты анкетирования и обследования здоровья зубов и полости рта (учащихся класса)
Полученные результаты и выводы свидетельствуют о следующем:


  1. Дети, соблюдающие правила гигиены полости рта в полном объеме, имеют здоровые зубы (3 человек)

  2. Чем меньше внимания уделяется гигиене полости рта и профилактике кариеса, тем большее проблемы со здоровьем зубов и полости рта (6 человек)

  3. У большинства учащихся не сформированы навыки правильного ухода за зубами и полости рта.


Третий этап

На следующем этапе работы над проектом ребята определили следующие темы для самостоятельной работы и изучения: «Строение зуба», «Правила гигиены полости рта и уход за зубами», «Как прожить без кариеса?» (Что нужно знать и уметь, чтобы была красивая улыбка и уверенность в себе).

Дети по желанию разделились на три группы:

- первая группа детей работала по теме «Строение зуба» (совместно с учителем биологии). Результат: нарисовали схему строения зуба и назвали его части.

- вторая группа, где дети работали в библиотеке со специальной литературой по теме «Правила ухода за зубами».

Результат: сделали буклет для младших школьников, где содержатся проиллюстрированные правила ухода за зубами и ротовой полостью, сформулированные детьми.


Буклет

Правила ухода за зубами:

  1. Зубная щетка располагается вдоль линии десен. Движение щеткой снизу вверх.

  2. Очистите внутреннюю поверхность зубов. Движение щеткой снизу вверх.

  3. Почистите жевательную поверхность каждого зуба. Движение щетки вперед назад.

  4. Кончиком щетки почистите внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями

  5. Не забудьте почистить язык.

Также разработана памятка «Сохрани здоровые зубы»

- Мы чистим зубы каждый день. И делать это нам не лень.

- Три минуты щеткой и пастой

- Чистим зубы все подряд.

- Чистим сверху, чистим, снизу и снаружи и внутри.

- Вычищаем всех бактерий

- И язык почистим.

- Рот осталось сполоснуть

-третья группа детей работала с Интернет ресурсами по теме «Как прожить без кариеса».

Результат: сделали книжку-раскладушку.

Это полезно запомнить!



  1. Ешьте овощи фрукты молочные продукты, не злоупотребляйте сахаром и сладостями.

  2. Чистите зубы не менее двух раз в день: после завтрака и перед сном.

  3. Меняйте зубную щетку каждые три месяца. Это лучший подарок для вашей улыбки

  4. Дважды в год посещайте стоматолога, и тогда у вас будет ослепительная улыбка и здоровые зубы.

Учащиеся занимались исследовательской работой и практической деятельностью с удовольствием и желанием. Ребята убедились в том, что здоровье зубов и полости рта зависит от правильного ухода за ними. Дети получили знания о строении зуба, гигиене полости рта, причинах возникновения кариеса. Надеюсь, что эта работа только начало по формированию ценностного отношения к своему здоровью.

В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, исследовательская работа, продуктивная деятельность объединяют школьников общими задачами, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию ценностного отношения к здоровью.

У школьников появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: школьники стали задавать больше вопросов, интересоваться специальной литературой по гигиене полости рта и зубов. Мониторинг знаний школьников по теме «Правила ухода за зубами и полостью рта» проводился в начале проекта и после его завершения.

Вопросы детям задавались индивидуально на переменах и во время занятий.

Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы за зубами и полостью рта ухаживали только 30 % опрашиваемых. Знания детей были поверхностными, отрывочными, мотивация соблюдать правила гигиены была очень слабая.

Заключительная диагностика показала, что знания школьников систематизировались, появилась мотивация ухода за зубами и полостью рта.

Дети убедились, что уход за зубами и полостью рта – это бережное отношение к своему здоровью в целом.

Результаты итоговой диагностики: 70% учащихся, принимавших участие в анкетировании, в полном объеме начали ухаживать за зубами полостью рта.

Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой педагог, адаптировав его содержание к условиям своего объединения.

Дети, работая над проектом, овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, осуществляют поиск оптимальных средств для воплощения замысла, осваивают способы решения данной проблемы (поискового и творческого характера).



Таким образом, в своей работе над проектом школьники использовали сбор, обработку, передачу информации в соответствии с поставленными задачами. Дети научились определять общую цель и пути её достижения, они пробовали самостоятельно договариваться о распределение функций и ролей в совместной деятельности, появилось желание слушать собеседника, работать в команде, излагать свою точку зрения аргументированно и вести диалог.


Литература

  1. Айзман Р.И. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. - Новосибирск: НГПУ, 1999. - 19 с.

  2. Виноградов П.А., Моченов В.П. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи //Теор. и практ. физ.культ., 2001, № 7, с. 24-26, 39-40.

  3. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. – издательский центр «Академия», 2005.-23с.

  4. Закон «Об образовании»

  5. Федеральный Государственный Образовательный стандарт

  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  7. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты / Волгоград: Издательство «Учитель», 2012. –142с.





База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница