Учебная программа обобщающих факультативных занятий по учебному предмету «Иностранный язык»



Скачать 138,28 Kb.
Дата01.08.2018
Размер138,28 Kb.
ТипПояснительная записка


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Авторы:


Л. М. Лапицкая,

Н. В. Демченко,

С. М. Коледа
Учебная программа

обобщающих факультативных занятий

по учебному предмету «Иностранный язык» (английский язык)

для IX класса учреждений общего среднего образования

с белорусским и русским языками обучения

Минск


2017

Пояснительная записка

Актуальность обобщающих факультативных занятий по иностранному языку определяется необходимостью совершенствования подготовки учащихся к межкультурной коммуникации и создания условий для успешного перехода к профильному обучению на старшей ступени общего среднего образования.

Основной целью факультативных занятий является дальнейшее формирование коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих:

Речевая компетенция – совершенствование навыков и развитие умений речевой деятельности (говорение, восприятие речи на слух, чтение) в условиях проблемно-дискуссионной ориентированности процесса обучения; приобретение опыта построения логичного и связного по форме и содержанию собственного высказывания, а также для понимания и интерпретации высказываний других людей.

Языковая компетенция – систематизации и обобщение знаний о наиболее значимых для данного уровня языкового развития учащихся правилах функционирования языковых средств в речи, совершенствование лексико-грамматических навыков на основе решения наиболее типичных коммуникативных задач в пределах определенного программой предметно-тематического содержания.

Социокультурная компетенция – развитие умений строить свое речевое поведение, сопоставляя, сравнивая, оценивая и интерпретируя национально-культурную специфику своей страны и страны изучаемого языка.

Компенсаторная компетенция – развитие умений использования вербальных средств и невербальных способов решения коммуникативных задач в условиях дефицита имеющихся языковых средств.

Учебно-познавательная компетенция – развитие универсальных учебных умений (анализ, синтез, сравнение, обобщение), необходимых для осуществления деятельности по овладению иностранным языком.

«Генеральная цель обучения иностранному языку состоит в формировании учащихся как субъектов межкультурной коммуникации посредством овладения ими иноязычной коммуникативной компетенцией и развития у них качеств поликультурной личности, востребованных современным информационным обществом в условиях глобализации» и предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих целей в их единстве.

Соответственно, обобщающие факультативные занятия по иностранному языку направлены на комплексную реализацию образовательных, развивающих и познавательных целей:



образовательные цели – систематизация и обобщение языковых знаний, совершенствование навыков и развитие речевых умений, обогащение речевого и личностного опыта межкультурного взаимодействия учащихся;

развивающие цели – когнитивное, коммуникативное и эмоциональное развитие учащихся в процессе иноязычного межкультурного общения;

воспитательные цели – социализация личности посредством обеспечения готовности к межкультурной коммуникации, обогащения духовного мира учащихся, воспитания у них культуры мышления, речевого и неречевого поведения; формирование гуманистических ценностных ориентаций.

Для достижения обозначенных целей необходимо решение следующих задач:

  • обучение решению коммуникативных задач межкультурного общения:

- рассказать / сообщить о…

- расспросить о …

- посоветовать / рекомендовать …

- выразить мнение о … и аргументировать его

- согласиться / не согласиться с мнением о …


  • систематизация и обобщение грамматических средств;

  • консолидация лексического материала посредством варьирования ситуаций его использования;

  • развитие мыслительных операций;

  • совершенствование структуры интеллекта учащегося (мышление, воображение, различные виды памяти);

  • развитие эмоционально-волевых качеств личности учащегося;

  • воспитание уважительного и толерантного отношения к культуре и народу стран изучаемого языка.

Содержание обучения



(35 часов)
Организация образовательного процесса

Реализации образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения должны способствовать



  • адекватные приемы, способы, средства и технологии обучения, создающие условия обучения, близкие к реальному общению, и тем самым обеспечивающие условия для активизации грамматических явлений;

  • комфортная, творческая атмосфера, стимулирующая употребление грамматических явлений в речи учащегося; ситуации общения, позволяющие максимально приблизить обучение грамматическому материалу к условиям реального речевого общения;

  • дифференциация и индивидуализация учебного процесса;

  • различные формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная, стимулирующие активность учащихся, их самостоятельность и творчество;

  • перенос знаний, навыков и умений в новый контекст.

К таким приемам и способам можно отнести ролевые игры, моделирование ситуаций, проблемные задачи, разыгрывание этюдов, коммуникативные грамматически ориентированные игры и др.

В целях организации тренировки и применения грамматического материала на основе коммуникативного подхода должны использоваться условно-речевые и речевые упражнения, которые позволят учащимся сосредоточить свое внимание не столько на форме высказывания, сколько на его содержании, обеспечат варьирование ситуаций общения в рамках условной коммуникации, а в итоге будут развивать у учащихся способности и желание использовать грамматические структуры в целях эффективного общения.

К контролирующим упражнениям относятся задания тестового характера. Это задания на выбор правильного грамматического средства для решения коммуникативной задачи; соотнесение грамматического средства и выражаемой им функции; комбинирование грамматических явлений, завершение высказываний, заполнение пропусков и др.

К основным технологиям факультативных занятий относятся: технология проектов (проекты могут иметь также «лингвистическую» направленность); аудио технологии, видео технологии, компьютерные технологии.

Применение вышеуказанных приемов и технологий позволяет максимально приблизить обучение к условиям реального общения, что дает возможность обеспечить автоматизм, гибкость формируемых грамматических навыков и их способность к переносу. Этой же цели служит использование различных видов взаимодействия учащихся: работа в парах, малых группах, командах.

Следует также использовать грамматические справочники, компьютерные программы, различные функциональные схемы, логико-синтаксические схемы, грамматические таблицы, рисунки, фотографии и др., которые в совокупности смогут обеспечить эффективную образовательную среду.


Ожидаемые результаты

К концу обобщающих факультативных занятий учащиеся должны владеть грамматическими явлениями для решения коммуникативных задач в пределах сфер и предметно-тематического содержания, определяемых учебной программой. Учащиеся должны:


  • знать правила выбора грамматического явления для решения коммуникативной задачи; знать контекст употребления грамматических явлений, ситуативные указатели, словесные сигналы, необходимые для правильного выбора, образования и употребления грамматических явлений; различные грамматические средства для выражения одного и того же содержания;

  • владеть навыками: а) выбора грамматических явлений, адекватных речевой задаче; б) комбинирования грамматического явления с другими грамматическими явлениями как на уровне одного предложения, так и на уровне текста (микро- и макротекста); в) грамматически правильного оформления иноязычной речи в различных ситуациях устного и письменного общения в соответствии с коммуникативными задачами говорящего и пишущего; г) оформления грамматического явления в соответствии с грамматическими нормами (правилами).

Полученные учащимися грамматические знания, сформированные грамматические речевые навыки и приобретенный опыт общения позволят учащимся порождать устные и письменные высказывания с различной коммуникативной целью, а также понимать тексты в процессе чтения и восприятия их на слух. Речевые высказывания учащихся должны отличаться правильностью, разнообразием грамматических средств и их адекватностью коммуникативной ситуации.

Примерное планирование обобщающих факультативных занятий


Сфера общения

Предметно-тематическое

содержание



Коммуникативные задачи


Грамматические средства решения коммуникативных задач

Кол-во

часов


Социально-бытовая

Семья и друзья


  • Рассказать и расспросить о взаимоотношениях в семье (любовь, уважение, ответственность, забота)

  • Рассказать о настоящей дружбе

  • Рассказать о своих друзьях (внешность, характер, любимые занятия)

  • Рассказать о своих отношениях с друзьями



  • Порядок слов в английском предложении.

  • Утвердительная, вопросительная и отрицательная формы глаголов to be, to have в Present Simple.

  • Модальный глагол: can, cant.

  • Утвердительная, вопросительная и отрицательная формы глаголов в Present Simple.

  • Притяжательный падеж имен существительных.

  • Основные случаи употребления артиклей a, the с существительными

5




Дом и квартира.

Покупки



  • Описать свою комнату / квартиру / свой дом

  • Запросить и сообщить информацию при покупке непродовольственных товаров (для дома, одежды) и продуктов питания

  • Утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения с оборотами there is / there are.

  • Местоимения (личные I, you, he, she, it, we, you, they; неопределенные some, any, no, many, much, few, little).

  • Модальный глагол: can, can’t, could, couldn’t.

  • Исчисляемые и неисчисляемые существительные для обозначения товаров и их количества (например, chocolate – a box of chocolates, soap – a bar of soap, bread – a loaf of bread, milk – a carton of milk).

  • количественные числительные и существительные для обозначения цены (£20, €20, 20 Byn), веса (200 grams / 200 g, 1 kilogram / 1 kg, 1 litre / 1 l), размера товара (e.g. womens clothing: UK – 4, 6, 8 , … 26; Europe – 32, 34, 36, … 54; UK and Europe – XS, S, M, L, XL, XXL, 3XL– extra small, small, medium, large, extra large, two extra large / double extra large, three extra latge / triple extra large)

5




Здоровый образ жизни.

Спорт




  • Обсудить хорошие и вредные привычки

  • Рассказать о принципах здорового питания и выразить свое отношение к ним

  • Дать рекомендации по ведению здорового образа жизни

  • Рассказать о роли спорта для здоровья человека

  • Утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения в Present Simple и Past Simple.

  • Утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения с оборотам to be going to.

  • Местоимения (возвратные, вопросительные).

  • Сравнительные предложения the more…the better.

  • Модальные глаголы should / ought to / must/ need / have to.

  • Отсутствие артикля с названиями видов спорта.

  • Present Perfect Continuous в предложениях с предлогами since/for для рассказа о продолжительности занятий спортом.

  • Present Simple / Present Continuous для рассказа о постоянных / временных индивидуальных занятиях спортом

5

Учебно-трудовая

Школа.

Школьные традиции




  • Описать школу (здание, кабинеты, площадки и др.)

  • Дать советы / рекомендации для повышения эффективности учебы

  • Рассказать о школьных традициях в Республике Беларусь

  • Обсудить планы на будушее



  • Утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения с оборотами there is / there are

  • Утвердительная, вопросительная и отрицательная формы глаголов в Present Simple, Past Simple.

  • Модальный глагол: should, shouldnt.

  • Повелительное наклонение.

  • Выражение будущих действий с помощью Present Simple, Future Simple, Present Continuous для обсуждения планов на будущее

5

Социально-культурная

Любимые занятия.

Кино.


Музыка.

Книги


  • Рассказать о своих увлечениях

  • Расспросить о любимых занятиях друзей

  • Рассказать и расспросить о фильмах / книгах разных жанров и своих предпочтениях

  • Расспросить о фильмах / книгах разных жанров

  • Рассказать о посещение кинотеатра / концерта

  • Рассказать и расспросить о роли музыки в жизни человека




  • Имя прилагательное: степени сравнения, усиление степеней сравнения.

  • Утвердительная, отрицательная и вопросительная формы глаголов в

Present Perfect.

  • Утвердительная, отрицательная и вопросительная формы глаголов в Past Simple, Past Continuous.

  • Структура общего, разделительного, специального, альтернативного вопросов.

  • Герундий и инфинитив после глаголов.

  • Артикль с именами собственными (названиями театров, музеев, кинотеатров)

5

Социально-познавательная

Обычаи и традиции РБ и страны изучаемого языка

  • Рассказать о памятных датах и традициях Республики Беларусь

  • Расспросить о памятных датах и традициях страны изучаемого языка

  • Описать народный праздник

  • Сравнить обычаи и традиции Республики Беларусь и страны изучаемого языка

  • Present Simple, Present Simple Passive для рассказа о памятных датах, традициях, сравнения обычаев и традиций разных стран

  • Past Simple, Past Simple Passive (для рассказа о народном празднике)




5


Рекомендуемая литература

  1. Баранова, Н.П.Концепция учебного предмета «Иностранный язык» / Н.П. Баранова, П.К. Бабинская, Н.В. Демченко, Н.Е. Лаптева, А.П. Пониматко // Замежныя мовы. – 2015, №4. – С. 3 - 8.

  2. Образовательный стандарт: Общее среднее образование. Иностранный язык. III – XI классы (проект) // Замежныя мовы ў Рэспублiцы Беларусь. – №4, 2011. – С. 3 – 17.

  3. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения: Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский, китайский). III – XI классы. – Минск: Национальный институт образования, 2017.

  4. Английский язык : учеб. пособие для 8-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : (с электрон. прилож.) / Л . М. Лапицкая [и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск : Вышэйшая школа, 2016. – 270 с.: ил. + 1 электрон. опт. диск (CD)

  5. Английский язык : учеб. пособие для 9-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Л. М. Лапицкая [и др.]. – Минск : Выш. шк., 2011. – 294 с.: ил.

  6. Английский язык. 9 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Л. М. Лапицкая [и др.]. – Минск : Аверсэв, 2017. – 144 с. : ил. – (Рабочие тетради).

  7. Английский язык / Английская мова : учеб. пособие для 9-го кл. гимназий с белорус. и рус. яз. обучения / Н. В. Юхнель [и др.]. – Минск : Выш. шк., 2012. – 350 с.: ил.

  8. Будько, А.Ф. Как обучать грамматике немецкого языка в школе? // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. - 2002. - №2. - с.31 - 36.

  9. Пассов, Е.И., Гладышева, Н.Н. Грамматика? Нет проблем. English Grammar? No Problem. : Учеб. пособ. – М.: «Ин.язык», 2000. – 248 с., ил. – (сер. “Another Way in English”)

  10. Evans, V. Round-up 5/ V. Evans. – Pearson Education Limited, 1999. – 176 p.

  11. Murphy, R. Essential Grammar in Use / R. Murphy. – Cambridge University Press, 1992. – 328 p.





База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница