Учебно-методический комплекс по дисциплине разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профобразования по специальности 061100 Менеджмент, одобрен кафедрой



Скачать 294,36 Kb.
Дата16.05.2017
Размер294,36 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
«РИТОРИКА»

Ростов-на-Дону

2010

Учебно-методический комплекс по дисциплине разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профобразования по специальности 061100 – Менеджмент, одобрен кафедрой «Филологии» Института управления, бизнеса и права.



СОДЕРЖАНИЕ

Стр.
Введение……………………………………………………………. 4

1.Учебно-тематический план…………………………………….... 5

2.Учебная программа………………………………………………. 6

3.Планы практических занятий……………….…………………... 11

4.Информационно-методическое обеспечение курса…………… 13

5.Самостоятельная работа студентов…………………………….. 15

6.Тестовые задания………………………………………………… 17

7.Темы контрольных работ для студентов заочной

формы обучения…………………………………………………. 23

8.Вопросы к зачету для студентов заочной формы обучения…... 24

ВВЕДЕНИЕ
Курс «Риторика» входит в широкую систему гуманитарных курсов и курсов по теории и истории языка, языковой практике как необходимая их часть, изучающая ораторское искусство, теорию и практику красноречия, речевого воздействия на слушателей.

Всеобщее риторическое образование необходимо в современном демократическом обществе, где каждый имеет право высказать свое мнение, отстаивать свою точку зрения, участвовать в формировании общественного мнения по поводу той или иной проблемы.

Ораторские умения необходимы и профессионалам: педагогу, психологу и социологу, юристу, экономисту.

Задачами курса являются: 1) знакомство с положениями и правилами риторики в историческом и теоретическом аспектах; 2) овладение практическими навыками грамотной, коммуникативно-действенной речи.

Курс рассчитан на 90 часов для очной формы обучения (16 часов – аудиторная работа: 8 часов – лекции, 8 часов – практические занятия; 74 часа – самостоятельная работа). Проверка усвоения материала осуществляется с помощью рейтингового контроля, итоговой зачет выставляется с учетом этого контроля и второго этапа тестирования.

Для заочной формы обучения – 12 аудиторных часов и 40 часов – самостоятельная работа. В межсессионный период выполняется контрольная работа. Занятия проводятся в течение третьего семестра и завершаются сдачей зачета.



1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п


Наименование тем

Количество часов

очное

заочное

1

Введение. Предмет и задачи курса

2

1

2

История ораторского искусства и риторики

2

2

3

Виды речей и образ оратора

1

1

4

Риторическое действие

1




5

Композиция речи

1

1

6

Риторические фигуры и тропы

1




7

Роль образов фольклора, художественной литературы, сатиры и юмора в искусстве оратора

1




8

Техника речи

1




9

Вербальное и невербальное речевое воздействие

1

2

10

Подготовка к публичному выступлению

1




11

Аргументация в публичной речи

1

2

12

Поведение оратора и поддержание внимания аудитории

1




13

Завершение выступления и повышение его эффективности

1




14

Выступление с публичной речью

1




Итого

16

9


2. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Введение

Риторика как наука об искусстве убеждать с помощью слов. Устная речь и ее особенности. Связь с письменной речью. Звучание устной речи. Диалогичность и кажущаяся или действительная экспромтность говоримой речи. «Говорит, как пишет» – возможно ли это и как говорить без ошибок. Учитывание слушания речи как одного из ее свойств.

Лаконизм и избыточность, плавность и прерывистость, логичность и убедительность как свойства устной речи.

Диалог и монолог как виды речи. Речевые стили. Штампы, общие фразы, «канцеляризмы», слова-паразиты и борьба с ними.

Темп и громкость, тембр и тон голоса говорящего. Особенности дикции.
Предмет и задачи курса

Риторика как наука об искусстве читать, слушать и понимать, а также писать и говорить. Современная публичная речь. Речевое мастерство как комплекс знаний, умений и навыков. Связь риторики с историей философии, логикой, психологией, социологией, медициной, языкознанием (фонетикой, грамматикой, стилистикой), эстетикой, литературоведением, теорией актерского мастерства и режиссуры, педагогикой. Содержание, объем и задачи курса. Проблематика основных разделов. Правильность, ясность, красота и уместность как качества речи. Общая и частные риторики и предметы их изучения – ясность и целесообразность речи. Судебное, академическое, политическое, торговое и другие виды красноречия как объект частных риторик. Практический характер обучения и воспитания, овладение культурой устной речи.


ТЕМА 1. История ораторского искусства и риторики

Жрецы и шаманы, колдуны и ворожеи и особенности их речи. Певучесть древних языков. Пение как древний способ воздействия на слушателя.

Эволюция понятий «риторика» и «ораторское мастерство». Ораторы античности и их мастерство. Ораторское искусство у греческих софистов. Относительность истины в их риторике. Сократ как мастер иронии и диалога, его представление о риторике как искусстве словесного убеждения и выяснения истины (диалектика). Отождествление мышления и речи Платоном. Ораторское искусство Демосфена. Теория аргументации в риторике Аристотеля. Развитие греческой риторической традиции в Древнем Риме: Цицерон об ораторском искусстве; «Риторические наставления» Квинтилиана.

Совершенствование фигур и тропов в средневековой риторике. Церковное красноречие, искусство проповеди (гомилетика). Кризис риторики в эпохи Возрождения и Просвещения в связи с утратой диалогичности и отождествления со стилистикой по причине индивидуально-личностного характера светских речей и сочинений.

Русская риторика. Традиции византийской и античной культуры публичной речи. Древнерусское красноречие («Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве»). «Плетение словес» в средневековой прозе. Риторики в России XVII-начала XVIII вв. Красноречие М.В. Ломоносова. Риторика первой половины XIX в. Академическое и судебное красноречие в России XIX в. Духовное красноречие. Потебня и его ученики об изобразительных свойствах языка. Современная русская риторика.

Современная зарубежная риторика. Экспрессивная стилистика в работах Гийома. Классификация доводов, композиционных приемов, риторических средств Лаусберга и Ланема. Социальный имидж западного оратора.

Культура мышления, эмоции и слова как основа аргументации в русской риторике.

ТЕМА 2. Виды речей и образ оратора

Справедливость, польза, приятность как цели речи. Виды речей: судебная, совещательная, показательная (эпидейктическая). Социальное и духовно-нравственное содержание ораторского искусства. Личностные свойства оратора и доверие аудитории. Типы аудитории. Речевой этикет. Механизмы управления и манипуляции общественным мнением и их цели. Риторический пафос, эмоция. Риторический этос. Физическое поведение оратора, ритора перед аудиторией: подготовка к речи, действенность выхода, начальная пауза и визуальное знакомство с аудиторией, поиск объектов общения, активность позы, характер жестов, мимики, движений, творческое состояние как средство преодоления «ораторской лихорадки».



ТЕМА 3. Риторическое действие

Инвенция как замысел, изобретение, нахождение аргументов. Композиционное расположение частей речи. Вступление (экзордиум) как средство привлечения внимания аудитории. Изложение фактов (наррация). Введение определения (дефиниция) и уточнения терминов, используемых в речи. Коммуникативная установка (партиция) в виде провозглашения тех положений, которые будут доказаны. Предмет убеждения, аргументация (конфирмация), то есть изложение доказательств и доводов, изложение и опровержение контрдоводов (конфутация). Заключение (перорация) как подведение итогов и призыв к аудитории следовать выдвинутому положению, представлению, установке. Элокуция – словесное наполнение речи. Внимание, внутренняя сосредоточенность, запоминание как элементы риторики. Произнесение как заключительный этап действий оратора.


ТЕМА 4. Композиция речи

Факультативный характер экзордиума. Выбор экзордиума в зависимости от условий произнесения речи. Факультативный характер наррации.

Способы введения дефиниций.

Классификация коммуникативных установок на общие и специальные. Факультативность определения коммуникативной установки в начале речи. Возможность ее замены на противоположную при выборе стратегии «доказательств от противного».

Правила расположения доводов и контрдоводов по степени их важности и в зависимости от их известности аудитории. Их возможная перестановка при «доказательстве от противного». Приемы конвергенции, сцепления, обманутого ожидания при перечислении доводов. Способы членения речи и связи ее компонентов.

Доводы искусственные и естественные. Свидетельства и документы – естественные (эвиденция). Виды искусственных доводов: логические (индуктивные и дедуктивные, силлогизмы, софизмы); обращенные к страстям (пафос); к моральным принципам (этос).

Естественные и логические – доводы «ад рем» («к делу»); остальные искусственные – доводы «ад хоминем» («к человеку».) Деление доводов «ад хоминем» на доводы к «сопереживанию» и к «отвержению». Доводы, основанные на доверии и авторитете. Доводы, основанные на недоверии к свидетелю и ложному авторитету. Довод психологического характера и уловка.

Типы ложных доводов и уловок: амфибология (использование двусмысленности); «пост хок – проптер хок» («что было раньше – то причина»); «петицио принципии» («подмена доказательства тезисом»); «квезицио» («вопрос, содержащий ложное утверждение»); «аргументум ад бакулюм» (угроза и шантаж); «аргументум ад популюм» (популизм, обращение к инстинктам).


ТЕМА 5. Риторические фигуры и тропы

Стилистические особенности устной речи. Ее разговорность как средство действенности. Обязательность изобразительных средств. Внутренняя экспрессия речи и тропы. Эффект сиюсекундного рождения слова. Повтор и единоначатие и их функции. Анафора и эпифора. Антитеза как способ обострения противоречия. Риторический вопрос и его роль. Вопросно-ответная форма речи. Инверсия, градация, восклицание. Тропы как средство лексической выразительности (сравнение, эпитет, метафора, гипербола, аллегория).


ТЕМА 6. Роль образов фольклора, художественной литературы, сатиры и юмора в искусстве оратора

Пословицы и поговорки о русском языке и мастере языка. Художники слова как ораторы. Произведения об ораторах и ораторстве. Владение приемами комического. Использование аллегории, гиперболы, литоты. Обнажение контраста, смешение стилей, намек, неожиданность. Особенности басен и сказок. Умение передавать чувства, общение со слушателями.


ТЕМА 7. Техника речи

Значение дыхания при произнесении речи. Тренировка дыхания. Артикуляция и дикция. Роль правильного произнесения гласных и согласных звуков. Методические приемы голосо-речевого тренинга (упражнения, скороговорки, мелодия и интонация речи). Орфоэпические нормы. Орфоэпические и орфографические словари. Нормы коммуникации.


ТЕМА 8. Вербальное и невербальное речевое воздействие

Эффективное речевое воздействие. Представление о речевом этикете и его нормах. Язык, стиль, объем, расположение информации. Адресат информации. Невербальные сигналы, их виды. Внешность, взгляд, голос оратора. Физическое поведение. Языковая культура оратора. Национальная специфика жестов, их целесообразность.


ТЕМА 9. Подготовка к публичному выступлению

Психологическая подготовка. Имидж оратора. Пространство общения, его организация. Виды публичных выступлений. Определение вида своего выступления, понимание его преимуществ как устного. Обдумывание выступления, выбор темы, определение содержания. Записывание плана, цитат, фактов, цифр, тезисов. Репетиция выступления. Анализ состава аудитории. Организационный момент. Периоды внимания. Восприятие оратора аудиторией. Соблюдение регламента. Приемы борьбы с волнением.


ТЕМА 10. Аргументация в публичной речи

Составление конспекта выступления. Место важной информации. Выделение главной мысли, ее повторения. Подбор убедительных аргументов. Правила аргументации. Роль юмора при аргументации.


ТЕМА 11. Поведение оратора и поддержание внимания аудитории

Индивидуальность оратора и манера выступления. Приемы поддержания внимания. Донесение главной мысли выступления. Соблюдение регламента. Неполадки в деятельности оратора.


ТЕМА 12. Завершение выступления и повышение

его эффективности

Варианты концовок: цитата, вывод, итоговое повторение главной мысли, иллюстрация и т.д. Роль концовки выступления. Концовка как кульминация. Роль юмора. Комплименты аудитории. Ответы на вопросы аудитории.


ТЕМА 13. Выступление с публичной речью

Виды речей и выступлений в современном обществе. Подготовка и произнесение похвального слова, тоста, надгробной речи. Протокольно-этикетное выступление. Споры и дебаты. Особенности академической, политической, судебной речи. Информационные выступления.



3. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1. Техника речи

1.Правильное дыхание при произнесении речи.

2.Правильное произнесение звуков.

3.Особенности нашей дикции.

4.Нормы орфоэпии.

5.Драматургия речи.

6.Поведение перед аудиторией.
Занятие 2. Вербальное и невербальное речевое воздействие

1.Эффективное речевое воздействие.

2.Нормы речевого этикета и установление контакта с собеседником.

3.Содержание, оформление, стиль общения.

4.Объем, расположение, адресат информации.

5.Виды невербальных сигналов.

6.Особенности жестов, их национальная специфика.
Занятие 3. Подготовка к публичному выступлению

1.Имидж, внешность, движение, позы оратора, голос.

2.Пространство общения.

3.Виды публичных выступлений.

4.Преимущества устного выступления.

5.Требования к выступлению.

6.Оратор и аудитория.

7.Обдумывание выступления, выбор темы и определение содержания. Репетиция.


Занятие 4. Аргументация в публичной речи

1.Конспект выступления. Место важной информации.

2.Донесение главной мысли.

3.Убедительность аргументов.

4.Правила и способы аргументации.

5.Роль юмора при аргументации.


Занятие 5. Поведение оратора и поддержание внимания аудитории

1.Психологическая подготовка к выступлению; организационный момент.

2.Приемы привлечения внимания аудитории. Периоды внимания.

3.Восприятие оратора аудиторией.

4.Позиция оратора, манера выступления. Соблюдение регламента.

5.Приемы борьбы с волнением. Реакция на помехи в ходе выступления.


Занятие 6. Завершение выступления и повышение

его эффективности

1.Роль концовки выступления.

2.Варианты концовок.

3.Ответы на вопросы.

4.Использование образных средств языка.
Занятие 7 – 8. Выступление с публичной речью

1.Виды информационных выступлений.

2.Протокольно-этикетное выступление.

3.Похвальное слово.

4.Виды развлекательной речи.

5.Убеждающее выступление.

6.Спор. Дебаты.

7.Академическая речь

8.Политическая речь.

9.Судебная речь.




4. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Основная литература


1.Александров Д.Н. Риторика. – М., 2000.

2.Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1998.

3.Колтунова М.В. Язык и деловое общение. Норма. Риторика. Этикет. – М., 2002.

5.Розенталь Д.Э. Изобразительно-выразительные средства языка // Практическая стилистика русского языка. – М., 1984.

6.Савкова З.В. Искусство оратора. Изд. 2. – СПб., 2003.

7.Стернин И.А. Практическая риторика. – М., 2003.


Словари, справочники, хрестоматии
8.Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика. – М., 2001.

9.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. – М., 1978–1980.

10.Словарь синонимов русского языка. – М., 1986.

11.Словарь трудностей русского языка. – М., 1984.

12.Словарь новых слов русского языка / Под ред. Н.З. Котеловой. – СПб., 1995.

14.Словарь образных выражений русского языка / Под ред. В.Н. Телия. – М., 1995.

13.Фразеологический словарь русского языка. – М., 1967.

15. Словарь паронимов русского языка. – М., 1994.

16. Словарь библейских крылатых слов и выражений. – СПб., 2000.

17.Крылатые латинские выражения в литературе. – М., 1969.

18.Пословицы русского народа. Сборник В. Даля. – М., 1957.
Дополнительная литература
1.Аристотель. Риторика // Античные риторики; Переводы. – М., 1978.

2.Вербицкий А.А. Человек в контексте речи. – М., 1990.

3.Волков А.А., Фадеева Е.А. Воплощение замысла в лекции. – М., 1989.

4.Данчич А.В. Лаборатория лекторского мастерства. – Л., 1990.

5.Егоров А.Н. Гигиена голоса и его физиологические основы. – М., 1962.

6.Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. – М., 1991.

7.Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1998.

8.Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. Пер. с англ. – Минск, 1990.

9.Квинтилиан. Правила ораторского искусства. – СПб., 1896.

10.Кони А.Ф. Избранные произведения: Статьи и заметки. Судебные речи. Воспоминания. – М., 1956.

11.Латинско-русский словарь. – М., 1976.

12.Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. – М., 1967.

13.Махов А.Е. Любовная риторика романтиков. – М., 1991.

14.Об ораторском искусстве: Сборник изречений и афоризмов / Сост. В.И. Абакумов, В.Г. Буткевич. – М., 1980.

15.Ораторы Греции: Сборник: Пер. с древнегреч. / Сост. и науч. подгот. текстов М. Гаспарова. – М., 1985.

16.Стешов А.В. Устное выступление: логика и композиция. – М., 1989.

17.Суд присяжных в России: Громкие уголовные процессы 1864–1917 гг. – Л., 1991.

18.Таранов П.С. Искусство риторики. – М., 2002.


5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

На самостоятельное изучение выносятся темы и разделы курса, которые не рассматриваются на лекциях и практических или не изучались достаточно подробно.

Перечисленные темы изучаются студентами самостоятельно с использованием указанной в программе учебной основной и дополнительной литературы.

Для студентов заочного обучения перечень тем увеличен в соответствии с большим количеством часов, отведенных для самостоятельной работы по учебному плану.




№ п/п

Темы, вынесенные на самостоятельную подготовку

Кол.

час.


1

Особенности риторики в Средние века

6

2

Риторика в эпоху Возрождения. Традиции античности и

влияние риторики на художественную литературу



6

3

Особенности русской риторики эпохи Просвещения

6

4

Современная риторика США

6

5

Факультативный характер экзордиума. Выбор экзордиума в зависимости от обстановки произнесения речи

6

6

Оптимальное соотношение между характером доводов и выразительными средствами.

6

7

Роль аллегории в реализации доводов «ад хоминем

6

8

Средства запоминания и воспроизведения фактических данных в ораторской речи

6

9

Недостатки дикции и средства их преодоления

6

10

Удачные жесты и их целесообразность в тех или иных видах публичной речи

6

11

Письменный конспект Вашей академической или информационной речи; что можно и что нельзя читать по бумаге

6

12

Крылатые фразы, каламбуры, пословицы: как их применить в разных видах публичной речи

4

13

Риторические фигуры и тропы; их удачное использование в разных видах публичной речи

4

Итого

74


РЕЙТИНГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Первый рейтинг 50

Второй рейтинг 50

Итого 100
После проведения первого рейтинга добавляются баллы за систематичность, правильность и полноту выполнения заданий по практическим занятиям. Общая сумма дополнительных баллов – 20.

Количество баллов выше 50-ти в общем итоге позволяет получить зачет по курсу.



6. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Первый рейтинг
I блок

1.Выберите из списка античных ораторов учеников Платона:

а) Аристотель;

б) Демосфен;

в) Горгий Леонтийский;

г) Сократ.

2.Назовите все известные вам требования Цицерона к речи оратора.

3.Назовите события, важные для истории риторики, которые произошли в:

а) около 335 до н.э.;

б) XI – XII вв.;

в) 1748 г.

4.Докажите, что «Слово о полку Игореве» является памятником древнерусской ораторской речи.

5.Какими средствами публичной речи пользовался Чацкий, герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в своем монологе «А судьи кто?» В чем выразительность этого монолога?

6.Найдите черты ораторского стиля в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня». Какой речевой прием использован в выражениях «рабство тощее» и «барство дикое»?


II блок

1.Выберите из списка ораторов эпохи Возрождения:

а) Квинтилиан;

б) Илларион;

в) Пико делла Мирандола;

г) Макиавелли;

д) Леонардо да Винчи.

2.Расположите пять частей античного канона речевого поступка в той последовательности, которая необходима для его осуществления:

а) INVENTIO – “нахождение, изобретение того, что необходимо сказать”;

б) ELOCUTIO – “выражение, украшение словами”;

в) MEMORIA – “запоминание”;

г) ACTIO – “произнесение, действие”;

д) DISPOSITIO – “расположение, упорядочение изобретенного”.

3.Как назывался стиль речи, использованный автором «Похвального слова», где есть строки: Он «светило пресветлое; цвет прекрасный; звезда незаходимая; луч, тайно сияющий; кадило благоуханное; бисер многоценный; измарагд и сапфир пресветлый; сад благоцветущ виноград плодоносен; гроздь многоплоден…, корабль исполнен богатства духовного…»? Каковы особенности этого стиля?

4.Продолжите ряд имен знаменитых русских ораторов XIX века:

а) юристы Плевако, Холев, …

б) ученые Сеченов, Боткин, …

в) политики и дипломаты Шишков, Тютчев, …

г) писатели Достоевский, Толстой, …

д) военные – Кутузов, Милорадович, …

5.Назовите выдающихся ораторов современности. В чем их ораторское мастерство?
III блок

Выберите правильный ответ:



  1. Красноречие играло важную роль в жизни античного государства.

  2. Красноречие в античную эпоху было занятием философов, не участвовавших в общественной жизни.

  3. В античном государстве произносили только совещательные речи.

  4. В период античности были известны совещательные, судебные и торжественные речи.

  5. Во второй книге «Риторики» Аристотеля рассмотрены свойства и особенности оратора, с помощью которых он внушает доверие слушателям.

  6. Во второй книге «Риторики» Аристотеля анализируются принципы публичной речи и проблемы стиля и композиции речи.

  7. Главным предметом речей римских ораторов были литература и искусство.

  8. В римском государстве ораторы обращались к вопросам жизни государства.

  9. Снижая себя в глазах собеседника, мы демонстрируем собственную некомпетентность.

  10. Снижая себя в глазах собеседника, мы укрупняем собеседника.

  11. Повторное обращение к собеседнику или аудитории усиливает речевое воздействие.

  12. Повтор обращения только раздражает собеседника.

  13. Речь с оценкой заслуг юбиляра – убеждающее выступление.

  14. Речь с оценкой заслуг юбиляра – развлекательное выступление.

  15. Доклад – всегда подготовленное выступление.

  16. Сообщение – это краткое неподготовленное выступление.

  17. Устная речь эффективнее письменной.

  18. Письменная речь эффективнее устной.

  19. Первая фраза выступления должна быть подготовлена заранее.

  20. Первая фраза выступления должна быть импровизационной.


IV блок

  1. Определите, какая форма публичного выступления используется (доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа):

Отчет Председателя Совета Министров о работе правительства за год; речь кандидата в депутаты на предвыборном митинге; объяснение материала учителем на уроке; получасовое выступление ученого на научной конференции; десятиминутное выступление студента на научной конференции; вопросно-ответное выступление психолога в рабочем коллективе; выступление сотрудника библиотеки перед группой читателей с рассказом о новых книгах.

  1. Отметьте, верны или неверны утверждения:

  1. Истоки риторики – в античной цивилизации;

  2. Историк Плиний назвал Цицерона «отцом красноречия»;

  3. Квинтилиан считал, что оратор не должен подражать образцам;

  4. Красноречие было присуще представителям всех социальных слоев Древней Руси;

  5. Платонизм – основа художественного мировоззрения Ренессанса;

  6. Гомилетика способствовала развитию ораторского искусства;

  7. Риторика – искусство украшения речи;

  8. Ломоносов считал важной для оратора только «психологию доводов»;

  9. В России конца XIX века падал престиж риторики;

  10. Красноречие – результат присутствия «теплой души и убеждений» (Т.Н. Грановский.)


V блок

1.Восполните пробел:



  1. Создателем первого научного труда по риторике был…

  2. Диалектика – искусство рассуждения, а риторика – искусство …

  3. Нравственную цель искусства слова в эпоху античности утверждал …

  4. По мнению Аристотеля, доказательств и доводов всегда больше у того, кто говорит …

  5. Опущенный подбородок оратора говорит о том, что …

  6. Скрещенные на груди руки говорят о том, что…

  7. Отведение взгляда в сторону говорит о том, что …

  8. Наклон корпуса говорящего вперед говорит о том, что …

  9. Постукивание пальцами по столу говорит о том, что …

  10. Протянутые вперед руки говорят о том, что …

2. Преобразуйте письменную форму в устную:

сказанное свидетельствует о…

считается нецелесообразным…

вследствие этого…

согласно заключению специалистов…
Второй рейтинг
I блок


  1. Напишите, как правильно произносятся звуки, написанные на карточке большими буквами.

  2. Напишите, как правильно произнести написанные на карточке фразы.

  3. Расставьте ударения в словах, записанных на карточке.

  4. Напишите от 3х до 5-ти и более синонимов к словам, указанным в карточке.

  5. Какие слова в речи, записанной на карточке, произнесены неправильно и как их следует произнести?



II блок

  1. Назовите виды тропов и фигур и укажите цели их использования в речи, записанной на карточке.

  2. По отрывкам из публичных речей знаменитых ораторов определите вид произносившейся ими речи.

  3. Подберите эпитеты к записанным на карточке словам. Опишите с помощью эпитета указанные предметы, чувствуя себя художником слова.

  4. Найдите и исправьте ошибки в предложениях, записанных на карточке.

  5. Измените приведенные на карточке высказывания, используя гипонимизацию, гиперболизацию и синонимию для усиления их выразительности.



III блок

1.Прочитайте записанный на карточке текст и репродуцируйте его в устную речь.

2.Составьте небольшую устную речь о своей будущей профессии в деловом стиле.

3.Составьте небольшую устную речь о своей будущей профессии в публицистическом стиле. Используйте пословицы и поговорки.

4.Составьте небольшую устную речь о своей будущей профессии в художественном стиле.

5.Назовите способы защиты от некорректных собеседников.


IV блок

Выберите правильный ответ:



  1. Невербальные сигналы используются в основном для передачи информации о мире.

  2. Невербальные сигналы используются в основном для передачи информации об отношениях участников коммуникации.

  3. Неконгруэнтность – это противоречие между смыслом слов и сопровождающими их жестами.

  4. Неконгруэнтность – это несоответствие смысла выступления оратора реальной действительности.

  5. Неконгруэнтность – это неправильное поведение оратора в аудитории.

  6. Собеседнику надо преимущественно смотреть в лицо.

  7. Собеседнику надо преимущественно смотреть в глаза.

  8. Улыбчивого человека воспринимают как несерьезного.

  9. Улыбчивого человека воспринимают как носителя положительных качеств.

  10. Эффективнее заменять существительные на глаголы.

  11. Эффективнее заменять глаголы на существительные.

  12. Дополнительные конкретные детали в устном выступлении усиливают речевое воздействие.

  13. Дополнительные конкретные детали в устном выступлении ослабляют речевое воздействие.

  14. Повтор основных мыслей в устном выступлении необходим.

  15. Повтор основных мыслей в устном выступлении только раздражает аудиторию.

  16. Важную информацию лучше помещать в начале фразы.

  17. Важную информацию лучше помещать в конце фразы.

  18. Опытные лекторы предпочитают выступать экспромтом.

  19. Опытные лекторы предпочитают выступать по плану-конспекту.

  20. Дедуктивная аргументация – от фактов к выводам.


V блок

1.Завершите высказывание:



  1. Тезис – это…

  2. Аргументы – это…

  3. Оптимальное число аргументов - …

  4. Контраргументация – это…

  5. Протокольно-этикетное выступление имеет целью…

  6. Похвально слово – это…

  7. Оптимальный по продолжительности тост – не более …

  8. Для того чтобы подготовить ораторское выступление, необходимо…

  9. Для того чтобы все слушающие оратора или участники дискуссии, спора, дебатов одинаково понимали употребляемые слова и понятия, необходимо…

  10. Полемические приемы – это…

  11. Жанры академического красноречия - …

  12. Существуют виды спора - …

  13. Метафора – это…

  14. Единозаключение – это…

2.Подберите три-четыре аргумента к тезисам:

  1. Алкоголь сокращает жизнь.

  2. Дети должны использовать опыт и знания родителей.

  3. Хорошо учиться необходимо для будущего.

  4. Надо отдыхать в России.

  5. Надо иметь дома собственную библиотеку.

3.Представьте почетного гостя Вашего вуза, человека другой страны и предоставьте ему слово.

7. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ


    1. Средневековая русская риторика.

    2. Влияние риторики на литературу эпохи Возрождения.

    3. Риторика в эпоху Просвещения.

    4. Современная риторика США.

    5. Соотношение между характером доводов и выразительными средствами.

    6. Жесты и их роль при произнесении публичной речи.

    7. Применение пословиц и поговорок в публичной речи.

    8. Использование риторических фигур и тропов в деловой и публицистической речи.

    9. Способы поддержания и усиления внимания аудитории.

    10. Правила композиции публичной речи.

    11. Роль точности и правильности речи.

    12. Образы художественного творчества, юмора в практике оператора.


8. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ


  1. Что нового внес Аристотель в науку о красноречии?

  2. Метод Сократа в ходе аргументации. Как заставить собеседника ответить «да»?

  3. Великие ораторы России. Особенности их речей.

  4. Значение риторики в современном обществе.

  5. Искусство спора, дискуссии, полемики.

  6. Композиция публичной речи.

  7. Как использовать дедуктивный метод в сообщении о своей будущей профессии?

  8. Грамматические нормы устной речи.

  9. Лексическое богатство русской речи, его использование в ораторском действии.

  10. Приемы активизации и поддержания внимания аудитории.

  11. Невербальные средства общения.

  12. Образно-эмоциональная выразительность устной публичной речи.

  13. Способы защиты от некорректных собеседников.

  14. Подготовьте вступительное слово к деловому совещанию.

  15. Как общаться с мужчинами, а как с женщинами?

  16. Особенности устной формы речи.

  17. Как преодолевать барьеры общения с помощью приемов риторики?

  18. Переделайте предложенный текст в устное выступление.

  19. Правило речевого этикета в различных коммуникативных ситуациях.

  20. Составьте устную речь о реальном человеке, которого вы считаете идеальным оратором.

  21. Составьте устную речь о своей будущей профессии в официально-деловом стиле.

  22. Составьте устную речь о своей будущей профессии в публицистическом стиле.

  23. Составьте устную речь о своей будущей профессии в художественном или научном стиле.

  24. Способы опровержения в процессе аргументации.

  25. Техника устной речи.

  26. Правила аргументации.

  27. Этический образ оратора и его «имидж». Их роль при произнесении публичной речи.

  28. «Жесткий», «мягкий», «принципиальный» подходы к ведению переговоров.

  29. Способы определения понятия и требования к постановке вопросов.

  30. Поведение оратора в конфликтной ситуации.

  31. Расскажите о событиях вчерашнего дня за рубежом, используя эпитеты, синонимы и метафоры.

  32. Ораторский пафос и формы его выражения.



: site -> files -> site library file
site library file -> Рабочая программа дисциплины дс. В. 02 Оперативно-розыскная и частная детективная деятельность
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» для студентов заочной формы обучения
site library file -> Рабочая программа дисциплины ен. Ф. 05 Анатомия центральной нервной системы (индекс)
site library file -> С. Н. Кульба учебно-меодический комплекс дисциплины анатомия центральной нервной системы ростов-на-Дону 2010 Учебно-методический комплекс
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс» для студентов заочной формы обучения
site library file -> Рабочая программа дисциплины б. 2 Анатомия центральной нервной системы
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы» для студентов очной формы обучения
site library file -> Рабочая программа дисциплины б. 12 Основы нейропсихологии (индекс)
site library file -> Учебно-методический комплекс «методологические основы психологии»




База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница