Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки: 050400 «Психолого-педагогическое образование»



Pdf просмотр
страница1/5
Дата01.08.2018
Размер0,71 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5














ДЕФЕКТОЛОГИЯ








2
Министерство образования и науки
Сибирский федеральный университет

ДЕФЕКТОЛОГИЯ
учебное пособие
для студентов высших учебных заведений, обучающихся по
направлению подготовки: 050400 – «Психолого-педагогическое образование»











Лесосибирск 2015

3
УДК 376; 159.9
ББК 74.3
Л 38
Л 38 Дефектология: учеб. пособие / Ж.А. Левшунова. – Лесосибирск, 2015. –
89 с.
В пособии представлен теоретический материал по основным темам курса «Дефектология».
Предназначено для студентов педагогических ВУЗов, обучающихся по направлению подготовки:
050400

«Психолого-педагогическое образование», преподавателей, учителей, школьных психологов.
© Ж.А. Левшунова, 2015
© Лесосибирский педагогический институт, 2015

4
СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………..…………………………………………...5
Глава 1. Историко-теоретические основы дефектологии …………..……6
Тема 1. Дефектология как междисциплинарная отрасль знания ………6
Тема 2. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии…………………………………………………………..………14
Глава 2. Дети с нарушениями в развитии. Особенности их воспитания и
обучения………………………………………………………………………..23
Тема 3. Психология умственно отсталого ребенка …………………..23
Тема 4. Задержанное психическое развитие ……………………………34
Тема 5. Психология детей с сенсорными нарушениями ……………....47
Тема 6. Психология детей, страдающих детским церебральным параличом………………………………………………………………….61
Глава 3. Организация и содержание специальной помощи детям с
нарушениями в развитии………………….…………………………………..74
Тема 7. Организация специального образования. Коррекционно- педагогическая деятельность в области специального образования..74
Рекомендуемая литература…………………………………………………...85
Информационные ресурсы……………………………………………………88

5
ВВЕДЕНИЕ
Дефектология – это междисциплинарная отрасль знания, изучающая развитие детей с психическими и физическими нарушениями и вопросы их обучения и воспитания.
Вопросы, решаемые в рамках дефектологического знания, на сегодняшний день не только не теряют своей значимости, но и становятся все более актуальными. Это связано с увеличением количества детей с различными аномалиями в развитии, с расширением границ интегрированного образования, с развитием инклюзивного образования, с изменениями, происходящими в российском обществе в целом.
Сокращение количества специальных учреждений привело к тому, что общеобразовательные школы остаются один на один с проблемой обучения детей с нарушениями. Учителя в большинстве случаев не знакомы с особенностями таких детей и имеют лишь общие представления о методах их воспитания и обучения.
В результате изучения данной дисциплины обучающийся должен знать
особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе; варианты развития при различных видах дизонтогенеза; уметь применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей учащихся и воспитанников; владеть методами исследований в области педагогики и психологии; современными технологиями педагогической деятельности; конкретными методиками психолого- педагогической диагностики.
Дефектология входит в базовый блок федеральных дисциплин, устанавливаемых ВУЗом в цикле общепедагогических дисциплин образовательной программы ФГОС ВПО 050300 – «Образование и педагогика», направление
050400.62

«Психолого-педагогическое образование».

6
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ДЕФЕКТОЛОГИИ
Тема 1. Дефектология как междисциплинарная отрасль знания
Содержание темы.
Понятие, предмет, цель и задачи дефектологии. Структура дефектологии. История развития дефектологии. Основные психолого-педагогические
категории дефектологии.
Дефектология (от латинского слова «defectus» – недостаток и греческого слова «logos» – учение, наука) – это наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения.
Предмет дефектологии – изучение психических и физических недостатков в развитии и особенности воспитания и обучения детей с различными нарушениями.
Основной целью дефектологии является разработка теоретических и прикладных основ системы комплексной
– медико-психолого- педагогической – помощи детям различных возрастов с различными нарушениями в развитии.
Задачи дефектологии:
1) создание научных основ системы раннего (с первых месяцев жизни ребенка) выявления нарушений в развитии детей и ранней комплексной
(медико-психолого-педагогической) помощи;
2) разработка научных основ интегрированного обучения и новых форм взаимодействия массового и специального образования;
3) переосмысление соотношения стандартов образования и жизненной компетенции в системе специального школьного образования, определяющее новое содержания специального обучения,

7 4) разработка методов и технологий качественной индивидуализации специального образования, психологического сопровождения детей с различными нарушениями в развитии в процессе образования,
5) определение содержания и методов взаимодействия специалистов с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии.
Дефектология как междисциплинарная отрасль знания состоит из двух разделов: специальной педагогики и специальной психологии.
Специальная педагогика – это отрасль педагогического знания, изучающая особенности и закономерности организации обучения и воспитания детей и подростков с отклонениями в развитии (психики и поведения).
Предметом специальной педагогики является исследование закономерностей обучения, воспитания и развития детей с отклонениями в развитии.
Задачи специальной педагогики:
1) выявить причины и условия появления отклонений в развитии и поведении;
2) разработать методы и приемы коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с отклонениями в развитии и поведении;
3) разработать систему профилактической и педагогической коррекции отклонений в развитии и поведении;
4) определить организационно-педагогические основы функционирования классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.
5) создание учебно-методической базы подготовки учителя к коррекционно- педагогической работе с детьми и подростками с отклонениями в развитии и поведении.
Специальная психология – это наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностей их психического развития в процессе воспитания и образования.

8
Предмет специальной психологии – психические особенности лиц с недостатками развития и установление возможностей и путей коррекции и компенсации нарушений.
Задачи специальной психологии:
1) выявление и изучение закономерностей и особенностей психического развития лиц с различными психическими и физическими недостатками в различных условиях,
2) разработка диагностических методик и способов психологической коррекции различных типов нарушений,
3) психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений,
4) психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками;
5) психологическая коррекция дезадаптации.
В отношении к лицам с отклонениями в развитии можно выделить несколько временных периодов.
Первый период – от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботы о лицах с отклонениями в развитии (0 – 1198г.).
Условной границей периода в Западной Европе является первый прецедент государственной заботы об инвалидах – открытие в Баварии первого приюта для слепых в 1198 г.
Второй период – от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них (XIII в. – XVIII в.). Условной границей периода в Западной Европе можно считать переосмысление во Франции гражданских прав лиц с сенсорными нарушениями и первые прецеденты открытия в Париже специальных школ: для глухонемых (1770 г.) и для слепых (1784 г.).
Третий период – от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых (кон. XVIII в. – кон. XIX в.). Условной границей периода в Западной Европе можно считать последнюю четверть XIX века –

9 время принятия в западноевропейских странах Законов об обязательном всеобщем начальном образовании и на их основе – Законов об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей.
Четвертый период - от осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей (кон. 19 в. – 1970-е гг.). Он приходится в Западной Европе на период от начала XX в. до конца 70-х гг. и характеризуется развитием законодательной базы специального образования, структурным совершенствованием национальных систем. К концу 70-х гг. специальным образованием в странах
Западной Европы охватывается от 5 до 15 % детей школьного возраста.
Пятый период эволюции - от изоляции к интеграции (1980-е – 2000-е гг.). Интеграция инвалидов в общество является в Западной Европе ведущей тенденцией этого периода эволюции, базирующейся на их полном гражданском равноправии, новой философии общества, уважении к различиям между людьми. Развитие социальной интеграции инвалидов вызывает к жизни идеи интеграции в образовании. Период характеризуется в западноевропейских странах перестройкой в
1980-1990-е годы организационных основ специального образования, сокращением числа специальных школ и резким увеличением количества специальных классов в общеобразовательных школах, перестройкой взаимоотношений массового и специального образования.
Как область научного знания дефектология начала развиваться в начале
ХХ века в связи с задачами строительства в разных странах государственных систем специального образования, ядро которого составили школы для слепых, глухих и умственно отсталых детей.
Ведущим и на долгие годы единственным в России научно- исследовательским центром в области дефектологии стал
Экспериментальный Дефектологический Институт (ЭДИ), открытый в 1929 году на базе созданной В.П. Кащенко Медико-педагогической станции. В

10 1943г. ЭДИ был переименован в Научно-исследовательский Институт
Дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО).
Объединяя специалистов разных профилей (медиков, физиологов, психологов и педагогов) и областей дефектологии (сурдо-, тифло-, олиго-, лого- и др.) в решении проблем изучения и обучения разных категорий детей с нарушениями психо-физического развития, институт играет на протяжении всей своей истории ведущую роль в развитии теории и практики дефектологии как интегративной области научного знания, органично соединяющей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей.
Исключительную роль в создании и закреплении интегративного характера и целостности дефектологии сыграли работы Л.С. Выготского, в которых уже 30-х гг. 20 века были сформулированы и обоснованы общие для всех разделов дефектологии (сурдо-, тифло- и др.) положения о природе и сущности аномального развития, основанные на культурно-исторической теории развития высших психических функций (см. Специальная психология, Нарушения в психо-физическом развитии у детей).
В процессе развития дефектология систематически расширяла сферу своих исследований. Если исходно предметом внимания дефектологии. являлись дети с выраженными и легко определяемыми нарушениями в развитии (слепота, глухота), то на последующих этапах развития дефектологии изучались дети с менее выраженными трудностями, а именно слабовидящие, слабослышащие, дети с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, двигательными нарушениями.
Со временем в дефектологии выделяются и специальные разделы, охватывающие вопросы воспитания и обучения детей со сложными нарушениями (слепоглухих, слабовидящих глухих, слепых и глухих детей с интеллектуальными нарушениями). Начинаются исследования детей с ранним детским аутизмом, с тяжелыми двигательными нарушениями, с

11 выраженными нарушениями интеллекта. Разворачиваются исследования детей дошкольного возраста.
В ходе этих исследований, проведенных в советский период, изучались особенности в развитии познавательной деятельности и словесной речи разных категорий детей. Разрабатывались психолого-педагогические основы дифференцированного специального обучения каждой категории детей.
Применительно к разным категориям детей определялись психолого- педагогические условия и специальные педагогические технологии, обеспечивающие предупреждение и коррекцию имеющихся у них нарушений вторичной и третичной природы. Особое внимание уделялось разработке частных методик формирования школьно значимых навыков, обеспечивающих возможность детям с нарушениями в развитии получения цензового образования. Дефектология внесла весомый вклад в изучение особых образовательных потребностей разных категорий.
Результаты дефектологических исследований обеспечили научно- методические основы для создания дифференцированной системы специального образования. К началу 90-х годов эта система имела развитую горизонтальную и вертикальную структуру, включающую восемь видов специальных школ (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых детей, детей с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата), шестнадцать типов специального обучения, специальные дошкольные и постшкольные (общеобразовательные и профессиональные) учебные заведения.
Для каждого типа специальных школ были определены принципы обучения, формы построения учебного процесса, разработаны средства и методы обучения. Для каждой учебной дисциплины, изучаемой в специальной школе, создана система специальных учебников, методик и большое количество оригинальных наглядных пособий. Все специальные школы, за исключением вспомогательных школ (для умственно отсталых

12 детей), давали выпускникам цензовое образование, сопоставимое с определенным уровнем общего образования, что делало возможным для них поступление в средние специальные учебные заведения и ВУЗы.
Решая эти сложнейшие задачи, дефектология продолжает развиваться как комплексная наука, в основе которой лежит идея о необходимости целостного подхода к изучению проблемного ребенка.
Дефектология, являясь междисциплинарной отраслью знаний, использует категориальный аппарат других наук – педагогики, психологии, медицины и др.
Воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно- воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
Образование – процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду.
Специальное образование – дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья – лицо, имеющее физический и/или психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.
Абилитация медицинская в раннем возрасте (беременность, роды) – это система профилактических мер, направленных на создание условий для формирования, развития и тренировки рефлекторных, сенсорных, двигательных, психоэмоциональных реакций ребенка в соответствии с возрастом средствами медицины (медикаментозное, физиотерапевтическое лечение, массаж, протезирование и т.д.).

13
Реабилитация медицинская – начальный этап реабилитационной работы, заключается в использовании всех возможностей современной медицины для установления удовлетворительного уровня нарушенных функций, для стабилизации компенсаторных и восстановительных процессов, формирования и развития возможности приспособления больного к новым условиям существования, оказания ему медицинской помощи в восстановлении или развитии профессиональных навыков с учетом специфики нарушений.
Адаптация. Психологический аспект адаптации – приспособление человека как личности к существованию в обществе (в микро- и макросоциальной среде) в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами. Психологическая адаптация происходит путем усвоения норм, правил и ценностей общества, в котором он живет (как в широком смысле, так и в более узком, включая образовательное учреждение, где учится ребенок, класс, семью) Основными проявлениями психологической адаптации человека следует считать взаимодействие с окружающими людьми (в том числе и общение с ними) и активную деятельность.
Основными средствами психологической адаптации являются воспитание, образование, трудовая и профессиональная подготовка.
Не всегда приспособление к новым условиям проходит нормально, иногда возникают резкие психологические ситуации нарушения и неадекватные поведенческие реакции. Происходит так называемая дезадаптация. Состояние дезадаптации у детей с недостатками развития возникают легче, чем у нормально развивающихся, а процессы адаптации протекают медленнее.
Своеобразие адаптационных процессов при нарушениях развития характеризуется как недостатками определенных функциональных систем, вызванными органическими повреждениями анализаторов или центральной нервной системы, так и проявлениями некоторых общих закономерностей

14 нарушенного психического развития. Из таких закономерностей наибольшее влияние на процесс адаптации оказывают трудности взаимодействия с окружающими людьми и замедленная скорость приема и переработки информации.
Коррекция (от лат. correctio – исправление). Это преодоление или ослабление недостатков психического или физического развития посредством различных психолого-педагогических воздействий (например, коррекция произношения или зрения).
В отечественной дефектологии термин «коррекция» впервые был применен В.П. Кащенко по отношению к детям с отклонениями в поведении.
Затем он был распространен на умственно отсталых детей. Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и физического развития ребенка обозначается понятием «коррекционно-воспитательная работа».
Компенсация функций (от лат. сompensacio – возмещение, уравновешивание). Восполнение или нарушение функций, недоразвитых, нарушенных или утраченных вследствие дефектов развития, перенесенных заболеваний и травм. В процессе компенсации функция поврежденных органов или структур либо начинает осуществляться непострадавшими непосредственно системами путем усиления их деятельности (так называемая заместительная гиперфункция), либо происходит перестройка частично нарушенной функции (иногда с включением других систем).
Компенсация является одним из важных видов адаптационных реакций организма.

Тема 2. Современные представления о нормальном и
отклоняющемся (аномальном) развитии

Содержание темы.
Понятие психического развития. Линии психического развития.
Понятие отклоняющегося (аномального) развития. Причины отклонений в развитии.

15
Классификация отклонений в развитии. Первичные и вторичные дефекты, их компенсация. Общие и специфические закономерности нормального и отклоняющегося
(аномального) развития.

Развитие – это процесс формирования человека и личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени нового качества специфического для человека, подготовленного всем предшествующим ходом развития, но не содержащегося в готовом виде на более ранней ступени (Л.С. Выготский).
Развитие – универсальное свойство материи и сознания (то есть
«природы» в богословском понимании), проявляющееся в необратимом, направленном и закономерном их изменении, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта – его состава или структуры
(В.И. Слободчиков, Е.М. Исаев).
Развитие характеризуется следующими изменениями:
1) количественно – качественными,
2) непрерывными/дискретными, скачкообразными,
3) универсальными/ индивидуальными,
4) обратимыми/ необратимыми,
5) целенаправленными / ненаправленными,
6) изолированными / интегрированными,
7) прогрессивными
(эволюционными)
/регрессивными
(инволюционными).
Психическое развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Основными формами развития являются филогенез и онтогенез.
Психическое развитие в филогенезе осуществляется путем становления

16 психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.
В ходе онтогенеза происходит формирование психических структур в течение жизни данного индивида, иными словами, онтогенез – это процесс индивидуального развития человека.
В психологии принято выделять факторы психического развития.
Факторы бывают внешние (среда) и внутренние (наследственность).
Среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Социальная ситуация развития.
Наследственность – это свойство организма повторять в ряду поко- лений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.
Движущие силы психического развития – это факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка. Эти факторы являются причинами и содержат в себе побудительные энергетические источники развития (обучение, воспитание).
По С.Л. Рубинштейну движущими силами психического развития ребенка являются внутренние противоречия между достигнутым уровнем и тем новым содержанием, которым человек овладевает в онтогенезе. Данные противоречия преодолеваются в процессе обучения и воспитания. К таким противоречиям относятся, например, противоречия между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью,— и возможностями их удовлетворения; между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка — и старыми, сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; между растущими требованиями со стороны общества, коллектива, взрослых — и наличным уровнем психического развития.
Данное противоречие ведет к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расшириться границам самостоятельности и возрасти уровню возможностей.
В свою очередь, расширение границ возможностей приводит ребенка к

17
«открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему недоступны, но куда он стремится «войти».
Психическое развитие ребенка осуществляется одновременно по 3 линиям:
1) развитие познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания). В ходе интеллектуального развития ребенка происходят изменения и самих психических познавательных процессов. Они качественно изменяются, например, от непроизвольных форм запоминания к произвольным, от наглядно-действенной, наглядно-образной формы мышления к отвлеченной и абстрактно-логической его форме и к теоретическому мышлению. Происходит изменение познавательной сферы ребенка, развивающейся под влиянием (и при участии) взрослых, предметно- коммуникативной деятельности самого ребенка и обучения, с возрастом выявляется в виде постепенного усложнения его умственной деятельности и формирования целостной структуры интеллекта в таких его компонентах, как сенсорно-перцептивный (ощущение, восприятие), мнемический (память, мышление), атенционный (внимание)
2) развитие психологической структуры и содержания деятельности
(становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности). В личностном плане развитие ребенка идет от непроизвольности, импульсивности, ситуативности поведенческих реакций и поведения в целом к его произвольности, регулируемости. Эта тенденция проявляется в умении ребенка управлять своим поведением, сознательно ставить цели, преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодолевая трудности и препятствия. Произвольность и саморегуляция — стержневая линия интеллектуально-личностного развития ребенка.
Произвольность поведения основывается на постепенном переходе от внешней регуляции к саморегуляция. Особенно отчетливо эта тенденция прослеживается в становлении самоконтроля, являющегося производным от внешнего контроля и оценивания. Эти положения возрастной психологии

18 всегда принимаются во внимание опытными учителями, когда они организуют контроль и оценивание знаний школьников. От внешнего к внутреннему, от деятельности, организуемой учителем, к ее самоорганизации учеником — вот магистральный путь личностного развития и саморазвития школьника.
3) развитие личности
(направленности, ценностных ориентации, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой и т.д.). В игре, учебе (учении) деятельность ребенка совершенствуется в плане осознанности, целенаправленности, установления произвольного отношения между мотивами и целями, усложнения операциональной стороны деятельности. В процессе развития у ребенка формируется прежде всего умение произвольно устанавливать отношения между мотивом (тем, ради чего выполняется деятельность) и целью (тем, что должно быть получено в результате деятельности). Ребенок научается планировать, организовывать, соподчинять свои действия, варьировать операции (способы) деятельности, замещать их.
Законы психического развития ребенка могут быть раскрыты лишь при изучении разных видов деятельности детей на всех ступенях перехода от младенческого возраста к подростковому и юношескому. Развивающая роль любой правильно организованной деятельности состоит в том, что она становится определенной формой практики человека. В ней совершается упражнение, а значит, и развитие всех тех физических и психических сил, способностей, черт характера, которых требует данная деятельность.
Отклоняющееся развитие – это отклонение формирования всей иерархической структуры психического развития или ее отдельных составляющих (психических функций, функциональных систем) за пределы социально-психологического норматива, определяемого для конкретной образовательной, социокультурной, этнической ситуации, вне зависимости от знака этого изменения (опережение или запаздывание).

19
Социально – психологический норматив – это система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов. Требования, составляющие содержание СПН являются идеальной моделью требований социальной общности к личности.
Такие требования закреплены в виде правил, норм, предписаний. Они присутствуют в образовательных программах, в профессиональных и квалификационных характеристиках, общественном мнении учителей, воспитателей, родителей. Такие нормативы историчны, они меняются вместе с развитием общества.
Причины отклонений психического развития:
1) биологические (наследственные отклонения, инфекционные, вирусные и эндокринные заболевания матери во время беременности, токсикозы, гипоксия и т.д.),
2) генетические (недостаток или избыток хромосом, хромосомные аномалии),
3) соматические (невропатии),
4) социальные (алкоголизм, наркомания родителей, неблагоприятная среда),
5) индекс повреждения головного мозга (энцефалопатии),
6) ранние, до трех лет, средовые воздействия, текущие средовые воздействия.
В настоящее время принято выделять несколько категорий (типов) детей с нарушениями развития:
- с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие);
- с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие);
- с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с задержкой психического развития;
- умственно отсталые;
- с тяжелыми нарушениями эмоционально-волевой сферы;

20
- с нарушениями поведения;
- со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения.
Каждая категория детей имеет специфические психолого- педагогические особенности, которые необходимо учитывать при определении стратегии и тактики психолого-педагогического изучения
Дефект (от лат. defectus – недостаток) – это физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.
Л.С. Выготским были сделаны наиболее глубокие разработки в области аномального развития. Исходя из идеи о системном строении дефекта, он предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов: первичные – нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных корковых зон и т.д.), и вторичные, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития.
Первичные дефекты, к которым относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей. Первичный дефект является следствием таких нарушений, как недоразвитие или повреждение мозга. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций.
Вторичные дефекты возникают в ходе развития ребенка с нарушениями психофизиологического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а, напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.

21
Механизм возникновения вторичных дефектов различен. Вторичному недоразвитию подвергаются функции, непосредственно связанные с поврежденной. Например, по этому типу возникает нарушение формирования речи у глухих. Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые во время повреждения находились в сензитивном периоде развития. В результате этого разные повреждения могут приводить к сходным результатам. Так, например, в дошкольном возрасте в сензитивном периоде развития находится произвольная моторика. Поэтому различные повреждения (перенесенный менингит, травма черепа) могут привести к явлениям задержки в формировании этой функции, что проявляется как двигательная расторможенность.
Важнейшим фактором возникновения вторичного дефекта является социальная депривация, которая тормозит усвоение ребенком знаний и навыков.
Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Влияние дефекта всегда двойственно: с одной стороны, он затрудняет нормальное протекание деятельности организма, с другой – служит усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток. Л.С. Выготский: «Минус дефекта превращается в плюс компенсации».
Г.Я. Трошин выдвинул идею об общих закономерностях нормального и аномального развития, что подтвердилось в дальнейшем в работах многих исследователей (Т.А. Власова, Ж.И. Шиф, В.И. Лубовский).
И при нормальном, и при нарушенном развитии формирование психики ребенка носит поступательный характер. Каждый из этапов развития завершается формированием принципиально новых качеств
— новообразований, которые, в свою очередь, становятся основой для следующего этапа.
Обосновывая положения об общности законов нормального и аномального развития, Л. С. Выготский подчеркивал, что общим для них

22 является социальная обусловленность психического развития: социальное, в том числе педагогическое, воздействие составляет источник формирования высших психических функций как в норме, так и при нарушенном развитии.
Развитие психики аномальных детей подчиняются тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка:
 цикличность психического развития (определенная последовательность стадий развития психики),
 наличие сензитивных периодов в развитии психических функций
 неравномерность психического развития,
 развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее, формирование высших психических функций на основе речи,
 роль деятельности в психическом развитии,
 пластичность нервной системы,
 соотношение биологических и социальных (обучение, например) факторов в процессе психического развития.
В то же время может быть выделен ряд закономерностей, не наблюдающихся у «нормальных» детей, но характерных для детей с нарушениями развития. Общие закономерности аномального развития были систематизированы и обобщены в трудах Т. А. Власовой и В.И. Лубовского.
Выделяют следующие закономерности отклоняющегося развития:
 снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации,
 трудность словесного опосредования,
 замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности,
 риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности.


23
ГЛАВА 2. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ.
ОСОБЕННОСТИ ИХ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Каталог: images -> stories
stories -> Правила внутреннего распорядка государственного бюджетного учреждения здравоохранения ленинградской области «бокситогорская стоматологическая поликлиника»
stories -> Утренняя гимнастика (проводиться ежедневно, используется музыкальное сопровождение)
stories -> Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Стоматология терапевтическая» для ординаторов по специальности 31. 08. 73 «Стоматология терапевтическая»
stories -> Криолечение аденоидов
stories -> Действующие лица: Алеша 25 лет, замначальника цеха
stories -> Перечень изделий медицинского назначения, расходных материалов
stories -> Тест «Пищеварительная система». Пищеварение это процесс


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница