Учебной программе для основной общеобразовательной школе



страница1/9
Дата12.03.2017
Размер2,78 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей учебной программе для основной общеобразовательной школе.
Образовательная область – литература (5-9 классы)

Данная программа составлена для преподавания курса литературы в школе, где предмет не является профильным.

Ее преподавание осуществляется на основе Программы общеобразовательных учреждений РФ. Литература. 5 – 11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. - Москва: «Просвещение», 2008 год.

Данная рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 года) и Федерального базисного учебного плана (приказ Минобразования России № 1312 от 09.03.2004 года) с учетом обязательного минимума содержания, требований к уровню подготовки выпускников и национально-регионального компонента.



Цель курса – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Цель определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики должны

  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

  • осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В V, VI, VII, классах выделяется по 70 часов, в VIIIклассе – 72 часа (из расчета 2 учебных часа в неделю), в IX классе – 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю

Выбор данных учебных пособий продиктован их доступностью, стабильностью, соответствием образовательному минимуму и стандарту.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, формируют его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Поэтому рабочая программа включает в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся. Обязательным является выделение часов на развитие речи: в V-VI классах учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения), в VII-VIII классе – не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных сочинения), в IX классе – не менее 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинений). Определенное количество часов выделяется на внеклассное чтение.



Отличительной особенностью рабочей программы является включение в содержание курса национально-регионального компонента в объеме 10% от учебного времени, который дополняет содержание базового уровня. Произведения коми писателей изучаются как параллельно с произведениями русских писателей, так и отдельно.

Цель: более полно познакомить учащихся с произведениями современных коми писателей, вызвать интерес к коми литературе.

Задачи:

  1. Воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей.

  2. Помочь учащимся войти в мир коми литературы.

  3. Приобщить учащихся к духовным ценностям народа коми через литературу.

  4. Пробудить интерес к изучению природы, достопримечательностей родного края и уважение к малой Родине.


Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

На ступени основного общего образования ведется работа по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.



Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Особенности построения курса

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концерна (5-9 и 10-11 классы). Принцип концентризма, осуществляемый программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и к одним и тем же произведениям. Однако на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения художественного текста.

Внутри первого концерна три возрастные группы (5-6, 7-8 классы и 9 класс). Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая – владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. В 9 классе изучение литературы дет на принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая и справочная литература.

Использование методик, технологий

Ведущими направлениями в организации учебно-воспитательного процесса является личностно ориентированный и дифференцированный подход к учащимся, что позволяет создать для каждого ситуацию успеха, способствующую мотивации обучения, активизации самостоятельной деятельности.

Система контроля: сочинения, контрольные работы, тестовые задания - позволяют объективно проверить степень усвоения материала.

Рабочая программа предусматривает пользование учебниками



  • 5 класс «Литература», под ред.В.Я.Коровиной;

  • 6 класс «Литература», под ред. В.П.Полухиной;.

  • 7 класс «Литература», под ред. В.Я.Коровиной;

  • 8 класс «Литература», под ред. В.Я.Коровиной;

  • 9 класс «Литература», под ред. В.Я.Коровиной;

  • Хрестоматия для внеклассного чтения по коми литературе, составители: Дёмин В.Н., Дёмина Д.Н.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ (5 – 11 КЛАССЫ)

5 класс

Количество часов в неделю – 2



раздела




Раздел


Сроки


Кол-во

часов

Из них

разв.

речи

вне-

кл.

чт.


НРК

к.р.

I.

Введение. Книга в жизни человека и общества.

I четверть


1













II.

Устное народное творчество

1













III.

Русские народные сказки

6

1




1




IV.

Из древнерусской литературы

1













V.

Из литературы XVIII века

1













VI.

Из литературы XIX века.

5




1







VII.

Александр Сергеевич Пушкин


I – II четверти

(3/2)


5

1




1




VIII.

Русская литературная сказка

II

четверть



2













IX.

Михаил Юрьевич Лермонтов

3







1




X.

Николай Васильевич Гоголь

2













XI.

Николай Алексеевич Некрасов

2




1







XII

Иван Сергеевич Тургенев

3

1










XIII

Афанасий Афанасьевич Фет

III


четверть

1













XIV.

Лев Николаевич Толстой

2

1










XV.

Антон Павлович Чехов

1













XVI.

Русские поэты XIX века о природе

1













XVII.

Из литературы XX века

III- IV

четверти


(15/2)

17

3

2

2




XVIII.

Произведения русских поэтов XX века о Родине и родной природе

IV

четверть


7

1




2

1

XIX.

Из зарубежной литературы

9

2

4







Всего:



70


10


8


7


1

1. Перечень часов национально-регионального компонента

(НРК)

5 класс

  1. Коми народные сказки и предания о Яг-Морте, Ёме, Йиркапе, Пере-богатыре. Богатство тематики сказок.

  2. Коми литературные сказки. К.Ф.Жаков «Гулень на небе», И.Изъюров «Колечко Бурморта». Герои и сюжеты.

  3. Ю.Васютов «Это на Удоре было». Изображение истории коми народа.

  4. В.В.Юхнин. Отрывок из романа «Алая лента» «Встреча с медведицей». Изображение суровых законов природы, смекалка, мужество и сила коми охотника в борьбе с медведицей.

  5. И.А.Куратов «Коми язык». Прославление языка коми народа.

  6. Изображение Великой Отечественной войны в произведениях коми поэтов (А.Лыюров «Воздушный бой», И.Торопов «Шуркин бульон», В.Попов «Победа», Г.Юшков «Балатон широкий».)

  7. События Великой Отечественной войны в произведении И.Вавилина «В освобожденной деревне».


2. Перечень

контрольных работ (1 час)

  1. Контрольная работа (тестирование) по литературе XIX-XX веков 5 класс

3. Перечень уроков развития речи

(10 часов)


  1. Обучение сочинению «Мой любимый герой русской народной сказки», «Почему я люблю читать народные сказки?», «Добро и зло в народных сказках».

  2. А.С.Пушкин. Обучение сочинению «В чем превосходство царевны над царицей в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина?», «Что помогло Елисею в поисках невесты в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина?».

  3. И.С.Тургенев. Подготовка к сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму»: «Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?», «Друзья и враги Герасима», «В чем вина и беда барыни?».

  4. Л.Н.Толстой. Сочинение по рассказу «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы», «Друзья и враги пленного Жилина».

  5. В.Г.Короленко «В дурном обществе». Подготовка к сочинению по повести: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?», «Два отца: Тыбурций и судья», «Вася и его отец: от вражды к пониманию».

  6. С.Я.Маршак. Сочинение по пьесе-сказке «Двенадцать месяцев»: «Падчерица и Королева в пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», «Добро и зло в сказке».

  7. Сочинение «Поэтизация русской природы в литературе XX века: С.А.Есенин, П.П.Бажов, К.Г.Паустовский, В.П.Астафьев (по 1 произведению); «Какие поступки героев вызывают мое восхищение?».

  8. Анализ лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов XX века).

  9. Х.К.Андерсен. Сочинение по сказкам Х.К.Андерсена: «Герда против Снежной королевы», «Добро и зло в сказках Андерсена», «О чем мечтал Андерсен в своих сказках?».

  10. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся.


4. Перечень уроков внеклассного чтения

(8 часов)


  1. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра. Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века.

  2. Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях». Изображение судьбы русской женщины в поэзии Н.А.Некрасова. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».

  3. И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.

  4. К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Природа и человек в произведениях писателя.

  5. Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.

  6. Ж.Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

  7. М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и его друзья. Внутренний мир героев М.Твена.

  8. Дж.Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа, становление его характера



6 класс

Количество часов в неделю – 2



раздела




Раздел


Сроки


Кол-во

часов

Из них

Р/Р

вн.

чт.


НРК

к. р

I.

Введение. Содержание и форма художественного произведения. Автор и герои

I четверть


1













II.

Устное народное творчество. Пословицы, поговорки и загадки как малые жанры фольклора.

4

1

1

1




III.

Из древнерусской литературы. Русские летописи

1













IV.

Из литературы XVIII века. Русские басни.

1













V.

Из литературы XIX века

I-II четверти


19 (11/8)

5

5

1

1

VI.

Из литературы XX века

II - IV

четверти


31 (6/20/5)

4

2

3

1

VII.

Из литературы народов России (обзор)

IV

четверть


2




1

1




VIII.

Из зарубежной литературы

11

1

7

1





Всего:



70


11


16


7


2






6 класс

1. Перечень часов национально-регионального компонента (НРК)

(7 часов)


  1. Коми народные песни. Их национальное своеобразие.

  2. В.И.Лыткин. «Снова», «Край родной» «Эжва». Картины родной природы и коми истории в стихах В.И.Лыткина.

  3. «Отчий край! Он близок мне навеки» (стихотворения о природе А.Некрасова, Ю.Васютова, Е.Рочева, С.Попова и др.). Красота коми края в произведениях коми писателей и поэтов - 1 час

  4. «Свинцовые годы над отчизной гремели». А.Лыюров. «Воздушный бой. Прорыв. В освобожденном селе» (отрывки из повести «Повести о моих друзьях).

  5. «Так живут ребята». В.Ширяев «В новом поселке». Характеры героев. Дружба как основа жизни ребят.

  6. «Словно звезды есть люди». А.Мишарина «Славные люди», М.Игнатов. «В тундре», С.Попов «Нет таким людям цены». Воспевание человека труда, его духовной красоты, силы.

  7. Е.Габова. «Двойка по поведению». Взаимоотношения сверстников. Нравственные проблемы в произведении.



2. Перечень

контрольных работ (2 часа)


  1. Контрольная работа или тестирование по творчеству А.С.Пушкина.

  2. Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова.


Перечень уроков развития речи

(11 часов)

  1. Устное народное творчество. Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?».

  2. А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро».

  3. А.С.Пушкин. Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

  4. Классное сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова».

  5. Ф.И.Тютчев и А.А.Фет. Подготовка к домашнему сочинению по лирике поэтов «Краски и звуки в пейзажной лирике Ф.Тютчева и А.Фета».

  6. Н.С.Лесков «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С.Лескова «Левша».

  7. М.М. Пришвин. Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

  8. Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Выразительное чтение наизусть. К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Д.С.Самойлов «Сороковые».

  9. Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и В.Г.Распутина».

  10. А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики.

  11. Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?».



Перечень уроков внеклассного чтения

(16 часов)

  1. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

  2. А.С.Пушкин. «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них.

  3. Н.В.Гоголь. «Старосветские помещики». Основные темы и герои произведения.

  4. Н.А.Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А.Некрасова.

  5. Н.С.Лесков. «Человек на часах». Основные темы, герои.

  6. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.

  7. А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни.

  8. А.А.Лиханов. «Последние холода». Дети и война.

  9. К.Кулиев. Слово о балканском поэте. «Когда на меня навалилась беда…» и другие. Тема Родины и народа. Г.Тукай. Слово о татарском поэте. «Книга». Любовь к малой родине.

  10. Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки.

  11. М.Сервантес. Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов.

  12. Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести

  13. П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

  14. Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

  15. А.де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Вечные истины в сказке.

  16. Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса», задания для летнего чтения.


7 класс

Количество часов в неделю – 2



раздела




Раздел


Сроки


Кол-во

часов

Из них

раз

вит.

речи

вне-кл.

чт.


НРК

к.р.

I.

Введение. Изображение человека как важнейшая идей­но-нравственная проблема литературы

I четверть


1

0

0

0




II.

Устное народное творчество

5

0

1

1




III.

Из древнерусской литературы

3

1

0

0




IV.

Из литературы XVIII века

2

0

0

0




V.

Из литературы XIX века

I - III

четверти


29 (7/14/8)

5

3

2

2

VI.

Из литературы XX века

III- IV

четверти


23 (12/11)

2

8

3

1

VII.

Из литературы народов Рос­сии

IV

четверть


2

0

0

1




VIII.

Из зарубежной литературы

5

0

1

0





Всего:



70


8


13


7


3


7 класс
1. Перечень часов национально-регионального компонента (НРК)

(7 часов)

  1. Пословицы и поговорки народа коми.

  2. К.Ф.Жаков. Отрывки из поэмы «Биармия» «Свадьба у Пильваня», «Придаш» (по выбору учителя). Историческое прошлое в произведении

  3. А.Некрасов «Северная весна». Картины природы в стихотворении коми поэта.

  4. Г.А.Юшков «Коно Семо». Осознание необходимости сострадания, сопереживания. Любовь и уважение к человеку.

  5. А.П.Размыслов «Брату», С.А.Попов «Ночь перед атакой», «Утро победы». Произведения о Великой Отечественной войне.

  6. А.Некрасов «Северная весна». Картины природы в стихотворении коми поэта.

  7. В.А.Савин «Край родной» - воспевание красоты родины.


2. Перечень

контрольных работ

(3 часа)


  1. Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина (ответы на контрольные вопросы, тести­рование).

  2. Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н. В. Го­голя, И. С. Тургенева, Н. А. Не­красова, М. Е. Салтыкова-Щед­рина».

  3. Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения.


Перечень уроков развития речи

(8 часов)


  1. Сочинение на одну из тем (по выбору учащегося): «Народная мудрость в про­изведениях устного народного творчества», «Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора», «Что воспевает народ в героическом эпосе?», «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси», «В чем значение древнерус­ской литературы для современного читателя?»

  2. А. С. Пушкин. «Борис Годунов». Подготовка к домашнему сочи­нению «История России в произведениях А. С. Пушкина»

  3. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», «Роль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).

  4. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». Ав­торские критерии Обучение домашнему сочине­нию стихотворения в прозе

  5. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Ди­кий помещик». Смысл названия сказки. Подготовка к домашнему сочи­нению «Средства создания ко­мического в сказках М. Е. Сал­тыкова-Щедрина»

  6. И. А. Бунин. «Лапти». Нравст­венный смысл рассказа. Подготовка к сочинению «„Золотая пора детства" в про­изведениях Л. Н. Толстого и И. А. Бунина»

  7. Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей ХХ века).

  8. Е. И. Носов. Слово о писате­ле. «Кукла» («Акимыч»). Обучение це­лостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению.



Перечень уроков внеклассного чтения

(13 часов)

  1. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических инто­наций.

  2. Н. А. Некрасов. « Размышления у парадного подъезда» и дру­гие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа.

  3. А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Васи­лий Шибанов» и «Михайло Реп­нин». Воспроизведение исторического колорита эпохи.

  4. Смех и слёзы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня» и др..

  5. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

  6. В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Сложность и тонкость внутреннего мира ли­рического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому.

  7. А. П.Платонов «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности..

  8. Интервью с поэтом — участни­ком Великой Отечественной войны. Трудности и радо­сти грозных лет войны в стихо­творениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др.

  9. Ю.П.Казаков. Слово о пи­сателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаи­мовыручка как мерило нравст­венности человека.

  10. Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Руб­цов, Н. Заболоцкий и др.). Единство человека и природы..

  11. Д.С.Лихачев. Слово о писа­теле, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы) как ду­ховное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы.

  12. Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Рус­ское поле»; Б. Ш. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, времени и вечности.

  13. Р. Д. Брэдбери. Слово о пи­сателе. «Каникулы». Фантасти­ческий рассказ-предупрежде­ние. Мечта о победе добра.



Каталог: tbkp
tbkp -> Цели: воспитывать учащихся бережному отношению к своему здоровью; научить ребенка чистить зубы утром и вечером; способствовать коррекции и развитию познавательных процессов у/о школьников
tbkp -> Урок «Витамины «Витаминная азбука»
tbkp -> Рабочая программа учебного предмета
tbkp -> Инновационный проект
tbkp -> «Слепоглухие: кто они такие? Как им помочь?»
tbkp -> Мини консультации для родителей от музыкального руководителя Консультация 11
tbkp -> Порядок предоставления услуг инвалидам на объектах мбдоу №38, которые полностью не приспособлены к нуждам инвалидов
tbkp -> Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко. Большой психологический словарь
tbkp -> Межполушарная асимметрия головного мозга
tbkp -> Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Удивительное путешествие в таинственный Космос»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница