Указания по проведению скрининга



Скачать 394,28 Kb.
Дата24.08.2017
Размер394,28 Kb.
Скринер МКФ является набором определений (дефиниций) для применяемых кодов. Эти дефиниции взяты из оригинального текста МКФ (т.е. имеются и на русском языке) и из публикаций о реабилитации психических больных. В полях, обведенных рамкой, содержатся наши собственные (краткие) указания по проведению скрининга.

Все пункты, приведенные под значком ixxx, не содержатся в МКФ, так как они представляют собой предложение немецких специалистов для классификации личностных факторов.

(Проф. Келлер).

Определители МКФ
Подбор определителей для реабилитации психических больных в учреждениях г. Латтербаха (24.03.2014 г.)


При использовании скрининга МКФ отдельные определители оцениваются без учета их причин и взаимозависимости (например, длительность сна: слишком долгий или слишком короткий сон, а не: почему слишком долгий или почему слишком короткий сон). Выяснение взаимозависимости происходит только лишь на втором этапе после скрининга (выдвижение гипотезы реабилитации или описание проблемной области)



Функции организма (b)


В компоненте функции организма человек оценивается как биологическое существо (функции близкие к органам). Для планирования реабилитации производится оценка функции организма в течение периода обследования (как правило, в течение 4 недель). При сильных колебаниях значений относительно какой-либо функции этот факт отмечается в виде дополнительного комментария.


b117 Умственные функции

Глобальные умственные функции необходимы для понимания и конструктивной интеграции различных умственных функций, включая все когнитивные функции, а также для их развития на протяжении всей жизни.



Включено: функции интеллектуального роста; интеллектуальная задержка, умственная задержка, деменция

Исключено: функции памяти (b144); функции мышления (b160); познавательные функции высокого уровня (b164)
b 126 Темперамент и личностные функции

Общие умственные функции конституционной предрасположенности индивида, реагирования специфическим способом на ситуации, включая набор умственных характеристик, отличающий индивида от других.



Включено: функции экстраверсии, интраверсии, компромисса, добросовестности, психической и эмоциональной стабильности, открытости; оптимизма; поиска нового; уверенность; принципиальность

Исключено: интеллектуальные функции(b117); волевые и побудительные функции(b130); психомоторные функции(b147); функции эмоций (b152)

b 130 Волевые и побудительные функции


Общие умственные функции физиологических и психологических механизмов, которые заставляют индивида постоянно продвигаться к удовлетворению определенных потребностей и общих целей.

Включено: функции силы воли, мотивации, аппетита, сила желания (включая силу желания веществ, которыми можно злоупотреблять), контроль импульсивных побуждений

Исключено: функции сознания(b110); темперамент и личностные функции (b126); функции сна (134); психомоторные функции (b147); функции эмоций(b152)

b1300 Волевой уровень

Умственные функции, выражающиеся в настойчивости в достижении цели и выносливости
b1301 Мотивация

Умственные функции, выражающиеся в побуждении к действию, а также в осознанной или неосознанной движущей силе этого действия
b1302 Аппетит

Умственные функции, выражающиеся в естественной потребности или желании, в особенности в естественной и повторяющейся потребности в приеме еды и питья
b1303 Сила желания

Умственные функции, выражающиеся в неудержимом влечении к потребленнию веществ, включая вещества, ведущие к злоупотреблению
b1304 Контроль импульсивных побуждений

Умственные функции, регулирующие и подавляющие внезапные интенсивные импульсы действия

b 134 Функции сна


Общие умственные функции периодического, обратимого и селективного физического и умственного отстранения непосредственно от окружающей среды, которое сопровождается характерными физиологическими изменениями.

Включено: функции количества сна, засыпания, поддержания и качества сна; функции, вовлеченные в цикл сна, например в развитие бессонницы, гиперсомнии и нарколепсии

Исключено: функции сознания (b110); волевые и побудительные функции (b130); функции внимания (b140); психомоторные функции (b147)
b1340 Количество сна

Умственные функции, участвующие во времени, проведенном в суточном и циркадном цикле сна


b1341 Начало сна

Умственные функции, проявляющиеся в промежутке между бодрствованием и сном



b1342 Поддержание сна

Умственные функции, выражающиеся в способности непрерывного сна



b 140 Функции внимания

Специфические умственные функции сосредоточенности на внешних стимулах или внутренних переживаниях в течение требуемого периода времени.



Включено: функции поддержки внимания, смены внимания, разделения внимания, способности уделять внимание; концентрация; рассеянность

Исключено: функции сознания (b110); волевые и побудительные функции (b130); функции сна (b134); функции памяти (b144); психомоторные функции (b147); функции восприятия (b156)

b1400 Устойчивость внимания

Умственные функции, проявляющиеся в концентрации сверх требуемого промежутка времени



b1401 Переключение внимания

Умственные функции, позволяющие смену концентрации внимания с одного раздражителя на другой



b1402 Разделение внимания

Умственные функции, позволяющие одновременное фокусирование внимания на двух или более раздражителей



b 144 Функции памяти

Специфические умственные функции регистрации, хранения информации и восстановления ее в случае необходимости



Включено: функции кратковременной и долговременной памяти, немедленной, недавней и отсроченной памяти; промежутка запоминания; воспроизведения хранящегося в памяти; запоминания; функции, используемые в повторении и изучении, например, ответственные за появление номинальной, селективной и диссоциативной амнезии

Исключено: функции сознания (b110); функции ориентированности (b114); интеллектуальные функции (b117); функции внимания (b140); функции восприятия (b156); функции мышления (b160); познавательные функции высокого уровня (b164); умственные функции речи (b167); функции вычисления (b172)

b1440 Кратковременная память

Умственные функции, выражающиеся во временном, подверженном нарушениям хранении памяти в течение около 30 секунд. Информация кратковременной прамяти теряется, если она не зафиксирована в долговременной памяти


b1441 Долговременная память

Умственные функции, выражающиеся в системе памяти для долговременного использования и вызова информации из кратковременной памяти. Имеется две различные формы долговременной памяти: автобиографическая (для событий прошлого) и семантическая (для языка и общих понятий (значений)


b1442 Воспроизведение хранящегося в памяти

Специфические умственные функции, касающиеся воспроизведения информации из долговременной памяти и переход ее в сознание



b147 Психомоторные функции

Специфические умственные функции одновременного контроля моторной и психической деятельности на уровне организма.



Включено: функции психомоторного контроля, например, психомоторного сдерживания, возбуждения и ажитации, постуризация, кататония, негативизм, амбивалентность, эхопраксия и эхолалия; качество психомоторных функций

Исключено: функции сознания (b110); функции ориентированности (b114); интеллектуальные функции (b117); волевые и побудительные функции (b130); функции внимания (b140); умственные функции речи (b167); умственные функции по выполнению последовательных сложных движений (b176)

b 152 Функции эмоций


Специфические умственные функции, относящиеся к чувственным и аффективным компонентам мыслительных процессов.

Включено: функции адекватности эмоций, регулирование диапазона эмоций; аффект; печаль, счастье, любовь, страх, гнев, ненависть, напряженность, беспокойство, радость, горе; неустойчивость эмоций; сглаживание аффекта

Исключено: темперамент и личностные функции (b126); волевые и побудительные функции (b130)
b1520 (Ситуативная) адекватность эмоций

Умственные функции, выражающиеся в соответствии чувств или аффекта ситуации, как, например, чувство счастья, когда получаешь хорошую весть


b1521 Регуляция эмоций

Умственная функция, контролирующая переживание и выражение аффектов


b1522 Диапазон эмоций

Умственная функция, проявляющаяся в спектре чувственных побуждений и чувств, как, например, любовь, ненависть, забота, радость, опасения и досада


b156 Функции восприятия

Специфические умственные функции распознавания и интерпретации сенсорных стимулов.



Включено: функции слухового, зрительного, обонятельного, вкусового, тактильного и пространственного восприятия, например, галлюцинация или иллюзия

Исключено: функции сознания (b110); функции ориентированности (b114); функции внимания (b140); функции памяти (b144); умственные функции речи (b167); зрение и связанные с ним функции (b210-b229); слух и вестибулярные функции (b230-b249); дополнительные сенсорные функции (b250-b279)

b160 Функции мышления

Специфические умственные функции, связанные с мыслительным процессом



Включено: функции темпа, формы, контроля и содержания мысли; целенаправленное мышление, не целенаправленное мышление; логические функции мысли, например, доминирование мысли, полет мысли, мыслительный блок, бессвязность мысли, обстоятельность, заблуждения, навязчивые идеи и компульсивное мышление

Исключено: интеллектуальные функции (b117); функции памяти (b144); психомоторные функции (b147); функции восприятия (b156); познавательные функции высокого уровня (b164); умственные функции речи (b167); функции вычисления (b172)

b1600 Ритм мышления

Умственные функции, выражающиеся в скорости процесса мышления


b1601 Формы мышления

Умственные функции, обеспечивающие связность и логичность процесса мышления (формальное мышление)



Включено: Нарушения как, например, персеверация,бессвязность мышления/речи, обстоятельность
b1602 Содержание мышления

Умственные функции, касающиеся идей и содержания, а также концептуальности процесса мышления (содержательное мышление)

Включено: нарушения, как, например, мании, сверхценные идеи и соматизациия
b1603 Контроль мышления

Умственные функции, содержащие произвольный контроль над мышлением и осознаваемые самим индивидом

Включено: Нарушения, как, например, переживания дежавю, навязчивые идеи, влияние на мышление, манипулирование мыслями извне (психотические переживания)

b164 Познавательные функции высокого уровня


Специфические умственные функции, зависимые в основном от лобных долей мозга, включая сложное целенаправленное поведение, например, принятие решений, абстрактное мышление, планирование и выполнение задуманного, гибкость мышления, выбора адекватного поведения при определенных обстоятельствах; так называемые исполнительные функции.

Включено: функции абстрагирования и организации мышления, управления временем, понимания и суждения, формирования концепции, категоризации, гибкости познания

Исключено: функции памяти (b144); функции мышления (b160); умственные функции речи (b167); функции вычисления (b172)
b1640 Абстрагирование

Умственные функции, касающиеся развития общих представлений, качеств или характеристик, исходящих из конкретной реальной ситуации, специфических предметов или действующих в настоящее время условий


b1641 Функции организации и планирования мышления

Умственные функции, касающиеся соединения частей в единое целое и систематизации; эта умственная функция способствует развитию методического принципа в области мышления


b 1643 Познавательная гибкость

Умственные функции, касающиеся изменения стратегий или принципов мышления, в особенности при решении проблем


b1644 Проницательность

Умственные функции, касающиеся сознания и понимания собственной личности и собственного поведения


b1645 Функции суждения

Умственные функции, позволяющие сделать выбор между различными возможностями и оценить эти возможности. А также функции, участвующие в формировании мнения


b1646 Способность решать проблему

Умственные функции, касающиеся идентификации, анализа и интеграции несоответствующей или противоречивой информации в решение проблемы



b 180 Функции самоощущения и ощущения времени


Специфические умственные функции, относящиеся к идентификации себя, своего тела, положения в своем реальном окружении и во времени.

Включено: самоощущение, образ тела, ощущение времени
b1800 Самоощущение

Специфические умственные функции, касающиеся осознанного восприятия собственной идентичности и собственной позиции в реальном окружающем мире

Включено: нарушения типа деперсонализации и потери реальности
b1801 Образ тела

Специфические умственные функции, связанные с образом и осознанием собственного тела

Включено: функциональные расстройства типа фантомных конечностей и чувство избыточной полноты или худобы
b1802 Ощущение времени

Специфические умственные функции, связанные с субъективным восприятием в отношении количества и протекания времени

Включено: нарушения переживаний типа жамевю и дежавю
b640 Сексуальные функции

Психические и физические функции, связанные с половым актом, включая стадии возбуждения, подготовки, оргазма и разрешения.



Включено: функции фазы сексуального возбуждения, подготовительной сексуальной фазы, фазы оргазма, завершающей сексуальной фазы: функции, относящиеся к половому влечению, поведению, эрекции полового члена, эрекции клитора, увлажнению влагалища, эякуляции, оргазму; нарушения, такие как импотенция, фригидность, вагинизм, преждевременная эякуляция, приапизм и отсроченная эякуляция

Исключено: функции воспроизведения потомства (b660); ощущения, связанные с половой и репродуктивной функциями (b670)

b765 Непроизвольные двигательные функции

Функции неумышленных, не - или полу - целенаправленных непроизвольных сокращений мышц или мышечных групп



Включено: непроизвольные сокращения мышц, нарушения, такие как тремор, тик, манерность, стереотипы, двигательные персеверации, хорея, атетоз, вокальные тики, дистонические движения и дискинезия

Исключено: контроль произвольных двигательных функций (b760); Функции стереотипа походки (b770)
Активность и участие (d)


Компоненты активности и участия дают оценку человеку как действующему субъекту (активность) или его интеграции в окружающем мире и в обществе (участие). Для планирования реабилитации указанная активность оценивается за период наблюдения (как правило, 4 недели, для доменов «Стабильность здоровья» – 2 года)



d110 Использование зрения

Использование зрения с целью восприятия значения визуальных стимулов, например, наблюдение за спортивными состязаниями или игрой детей.


d 115 Использование слуха

Использование слуха с целью восприятия значения звуковых стимулов, например, прослушивание радио, музыки или лекции.


d 155 Приобретение практических навыков

Развитие базисных и комплексные навыков, необходимых для выполнения серии действий или задач, с тем чтобы самостоятельно делать выбор и развивать определенные навыки, например, использования орудий труда или в играх, таких как шахматы.



Включено: приобретение базисных и комплексных навыков
d160 Концентрация внимания

Целенаправленное фокусирование внимания на специфичных стимулах, например, сосредоточение в шумной обстановке.


d163 Мышление

Формулирование и использование, самостоятельно или вместе с другими, идей, концепций и образов , целенаправленно или нецеленаправленно, например, создание художественного образа, доказательство теоремы, оперирование идеями, мозговой штурм, медитация, раздумье, спекулятивное или рефлекторное мышление.



Исключено: решение проблем (d175); принятие решений (d177)

d166 Чтение

Восприятие и интерпретация письменного материала (например, книг, инструкций или газет, в том числе вышедших на языке Брайля) с целью получения общих знаний или специальной информации.



Исключено: усвоение навыков чтения (d140)
d 170 Письмо

Использование или воспроизведение языковых символов для передачи информации, например, описание событий или составление письма.



Исключено: усвоение навыков письма (d145)
d172 Вычисление

Произведение вычислений с применением математических принципов для решения проблем, которые сформулированы в словах, и запись или отражение результатов, например, вычисление суммы из трех слагаемых или получение результата деления одного числа на другое.



Исключено: усвоение навыков счета (d150)
d175 Решение проблем

Поиск ответов на вопросы или ситуации идентифицируя и анализируя их, разработка вариантов и решений, оценка потенциальных последствий решений и выполнение принятого решения, например, решение противоречий между двумя людьми.



Включено: решение простых проблем, решение сложных проблем

Исключено: мышление (d163); принятие решений (d177)
d177 Принятие решений

Осуществление выбора среди вариантов, реализация выбора и оценка последствий сделанного выбора, например, выбор и преследование определенных целей, или выбор и реализация одной из нескольких задач, которые должны быть выполнены.



Исключено: мышление (d175), решение проблем (d175)

d210 Выполнение отдельных задач


Выполнение простых, сложных и координированных действий, имеющих отношение к умственным и физическим компонентам выполнения задач, например, инициирование задачи, организация времени, места и материальных ресурсов для выполнения задачи, стимулирование выполнения задачи, выполнение, завершение и способность не отступать от выполнения задачи.

Включено: выполнение простых или сложных задач, выполнение отдельных задач самостоятельно или в группе

Исключено: приобретение практических навыков (d155); решение проблем (d175); принятие решений (d177); выполнение многоплановых задач (d220)
d2102 Выполнение отдельных задач самостоятельно

Подготовка и решение простых или комплексных задач, планирование необходимого для этого времени, поиск необходимых помещений; решение задачи совместно с другими лицами, которые вовлечены в нее полностью или частично



d220 Выполнение многоплановых задач


Последовательное или одновременное выполнение простых, сложных и координированных действий, являющихся частью многоплановых, многосоставных и сложных задач.

Включено: выполнение многоплановых задач, завершение многоплановых задач, выполнение многоплановых задач самостоятельно и в группе

Исключено: приобретение практических навыков (d155); решение проблем (d175); принятие решений (d177); выполнение отдельных задач(d210)
d2202 Выполнение многоплановых задач самостоятельно

Подготовка к выполнению многоплановых задач и планирование необходимого времени и поиск помещения; пошаговая или одновременная обработка и решение нескольких задач, самостоятельно, без помощи других лиц


d2203 Выполнение многоплановых задач в группе

Подготовка и решение многоплановых задач и планирование необходимого времени, поиск необходимого помещения; решение и обработка нескольких задач вместе с другими лицами, которые задействованы в них частично или полностью, с помощью последовательных этапов или одновременно


d230 Выполнение повседневного распорядка


Выполнение простых, сложных и координированных действий для планирования, организации и исполнения повседневных дел или обязанностей, например, распределение времени и планирование отдельных задач в течение дня.

Включено: организация и исполнение повседневного распорядка; управление уровнем собственной активности

Исключено: выполнение многоплановых задач(d220)

d2303 Управление уровнем собственной активности

Действия, которые индивид должен совершать, или поведение, которое он должно показывать для того, чтобы планировать потребности во времени и энергии, отвечающим требованиям ежедневных процедур или обязанностей


d240 Преодоление стресса и других психологических нагрузок

Выполнение простых, сложных и координированных действий с целью успешного управления и контроля психологических нагрузок при выполнении задач, требующих высокой ответственности и связанных со стрессом, отвлекающими факторами и кризисными ситуациями, например, управление транспортом в условиях интенсивного движения или присмотр за группой детей.



Включено: ответственность; преодоление стресса и кризисных ситуаций

d2400 Ответственность

Проведение простых или комплексных действий, для выполнения обязательных задач и оценить их требования


d2401 Преодоление стресса

Проведение простых или комплексных координированных действий для преодоления морального воздействия, чрезвычайных ситуаций или стресса, связанных с выполнением заданий



d2402 Преодоление кризисных ситуаций

Проведение простых или комплексных координированных действий для достижения переломного момента в определенных ситуациях или в моменты серьезной опасности


d310-d329 Общение в качестве реципиента

d310 Восприятие устных сообщений при общении


Уяснение прямого и подразумеваемого значений сообщений устной речи, например, понимание, что выражение является утверждением факта или идиоматическим выражением
d315 Восприятие сообщений при невербальном способе общения

Уяснение прямого и подразумеваемого значений сообщений, передаваемых жестами, символами и рисунками, например, понимание того, что ребенок утомлен, если он потирает свои глаза, или что сирена предупреждает о пожаре.



Включено: восприятие жестов и телодвижений, общеизвестных знаков и символов, рисунков и фотографий при общении

d320 Восприятие сообщений на языке формальных символов (жестов) при общении


Уяснение прямого и подразумеваемого значений в сообщениях на языке формальных символов
d330-d349 Общение - составление и изложение сообщений
d330 Речь

Произнесение слов, фраз и более длинных выражений устной речи, создание простых и сложных сообщений с прямым и подразумеваемым значением, например, устное извещение о факте или рассказ.


d335 Составление и изложение сообщений в невербальной форме

Использование жестов, символов и рисунков для передачи сообщений, например, покачивание головой при несогласии, рисование или построение диаграммы для отражения факта или сложной идеи.\



Включено: жестикулирование, подача знаков, символов, передача информации с помощью рисунка и фотографии
d350 Разговор

Начало, поддержание и завершение обмена мыслями и идеями, посредством устного, письменного языка, знаков или другого языка, с одним или большим количеством людей, со знакомыми или незнакомыми людьми, при формальных или случайных обстоятельствах.



Включено: начало, поддержание, завершение разговора, разговор с одним или большим количеством людей
d355 Дискуссия

Начало, поддержание и завершение обсуждения темы, с аргументами за и против или ведение дебатов посредством устного, письменного языка, знаков или другого языка, с одним или большим количеством людей, со знакомыми или незнакомыми людьми, при формальных или случайных обстоятельствах.



Включено: дискуссия с одним человеком или с множеством людей
d410 Изменение позы тела

Принятие, изменение положения тела и перемещение с одного места в другое, например, подъем из кресла, чтобы лечь в кровать, приседание и подъем из положения на корточках или на коленях.



Включено: изменение позы тела при положениях лежа, на корточках или на коленях, сидя или стоя, наклон и перемещение центра тяжести,

Исключено: перемещение тела (d420)
d430 Поднятие и перенос объектов

Подъем объекта и перекладывание чего-либо с одного места на другое, например, как при поднятии чашки или переносе ребенка из одной комнаты в другую.



Включено: поднятие, перенос с использованием рук, плеч, бедер и спины, головы, размещение объектов

d440 Использование точных движений кисти


Выполнение координированных действий кистями рук с объектами, способность хватать, манипулировать и отпускать их с помощью кисти руки, пальцев и большого пальца руки, например, чтобы взять монеты от стола, набрать номер телефона или нажать на ручку.

Включено: подбирание, захват, манипулирование и отпускание

Исключено: поднятие и перенос объектов (d430)
d4602 Передвижение вне своего дома и вне других зданий

Передвижение в своей квартире, возле квартиры и в пределах других зданий, без использования общественного или личного транспорта, а также передвижение на которкие и длинные расстояния в городе или деревне



Включено: передвижение вдоль улиц и по улицам в городе, деревне; перемещение между городами на длинные расстояния и без использования транспортных средств
d470 Использование пассажирского транспорта

Использование транспорта для передвижения в качестве пассажира, в автомобиле, пикапе, в маршрутном такси, на рикше, в запряженном животным транспорте, на частном или общественном такси, автобусе, поезде, трамвае, метро, водном транспорте или самолете.


Включено: использование транспорта, в котором движущей силой является человек; частного моторизованного транспорта и общественного транспорта

Исключено: передвижение с использованием технических средств (d465); управление транспортом (d475)
d510 Мытье

Мытье и вытирание тела или его частей, используя воду и соответствующие материалы или методы для очищения, вытирания и сушки тела, например, купание в ванне, принятие душа, мытье рук, ног, лица и волос, вытирание полотенцем.


Включено: мытье частей и всего тела; сушка

Исключено: уход за частями тела (d520); физиологические отправления (d530)
d520 Уход за частями тела

Забота о частях тела, в частности, о коже, лице, зубах, волосах, ногтях и гениталиях, которая включает большее, чем мытье и сушка.


Включено: уход за кожей, полостью рта, волосами, ногтями на руках и ногах

Исключено: мытье (d510); физиологические отправления (d530)

d5404 Выбор соответствующей одежды

Выполннение правил и условий общественного дресс-кода или культурных традиций общества и использование одежды в соответствии с климатическими особенностями


d570 Забота о своем здоровье

Обеспечение своего физического комфорта, забота о здоровье, физическом и умственном благополучии, например, поддержание сбалансированного рациона питания и соответствующего уровня физической активности, сохранение тепла или прохлады, уход от вредных для здоровья факторов, соблюдение правил безопасного секса, включая.использование презервативов, иммунизацию, регулярное прохождение медицинских осмотров.



Включено: обеспечение физического комфорта; соблюдение диеты и здорового образа жизни; поддержание своего здоровья
d610 Приобретение жилья

Покупка, аренда, обстановка мебелью и обустройство дома, квартиры или другого жилья.



Включено: покупка жилья, аренда и благоустройство жилья

Исключено: приобретение товаров и услуг (d620); забота о личном имуществе (d650)
d620 Приобретение товаров и услуг ежедневного спроса

Выбор, обеспечение любыми товарами и услугами ежедневного потребления и транспортировка их, например, выбор, обеспечение, транспортировка и хранение продовольствия, напитков, одежды, чистящих средств, топлива, хозяйственных товаров, посуды, кухонного оборудования, бытовых приборов и инструментов; обеспечение себя услугами коммунальных и других служб быта.


Включено: посещение магазина и обеспечение повседневными потребностями

Исключено: приобретение жилья (d610)
d630 Приготовление пищи

Планирование, организация выполнения, кулинария и сервировка простых и сложных блюд для себя и других, например, составление меню, выбор съедобных продуктов и напитков; совмещение компонентов для приготовления пищи, приготовление горячей и холодной пищи, сервировка стола.


Включено: приготовление простых и сложных блюд

Исключено: прием пищи (d550); питье (d560); приобретение товаров и услуг (d620); выполнение работы по дому (d640); забота о личном имуществе (d650); забота о других (d660)

d640 Выполнение работы по дому


Ведение домашнего хозяйства, включая уборку жилья, стирку белья, использование бытовой техники, хранение продовольствия и ликвидацию мусора, например, уборка, мытье пола, стен и других поверхностей; сбор и вынос мусора; уборка комнат, туалета, подсобных помещений; сбор, стирка, сушка, укладка и глаженье одежды; чистка обуви; использование метлы, щетки, пылесоса, стиральной машины, сушилок и утюга.

Включено: стирка и сушка одежды и белья; уборка на кухне и мытье посуды, уборка жилой части дома, использование домашних приборов, хранение предметов повседневного пользования, удаление мусора

Исключено: приобретение жилья (d610); приобретение товаров и услуг (d620); приготовление пищи (d630); забота о личном имуществе (d650); забота о других (d660)
d6400 Стирка и сушка белья и одежды

Стирка одежды и белья вручную и развешивание его для сушки


d6401 Уборка на кухне и мытье посуды

Уборка кухни после приготовления пищи, мытье посуды, стола и пола на кухне


d6402 Уборка жилой части дома

Уборка жилой части квартиры, вытирание пыли, подметание пола; мытье окон и стен, уборка, чистка мебели, туалета и ванной комнаты


d6405 Удаление мусора

Удаление хозяйственного мусора, уборка мусора во дворе, подготовка мусора к утилизации, сжигание мусора



d710 Базисные межличностные взаимодействия


Взаимодействие с людьми в соответствии с ситуацией и в социально приемлемой форме, например, оказание внимания и уважения в подобающих случаях, или ответ на чувства других.

Включено: уважение и сердечность в отношениях, положительное восприятие отношений, проявление терпимости в отношениях; критика в отношениях, намеки в отношениях; допустимый физический контакт в отношениях

d7100 Уважение и сердечность в отношениях

Проявление внимания и уважения в соответствии с ситуацией и в социально приемлемой форме и реакция на такое проявление со стороны других


d7101 Положительное восприятие отношений

Выражение удовлетворения и благодарности в соответствии с ситуацией и в социально приемлемой форме и реакция на это действие со стороны других



d7102 Проявление терпимости в отношениях

Ппроявление понимания и принятие поведения в соответствии с ситуацией и в социально приемлемой форме и реакция на это действие со стороны других



d7103 Критика в отношениях

Выражение явных и скрытых различий во мнениях или разногласий в соответствии с ситуацией и в социально приемлемой форме и реакция на это действие со стороны других


d7104 Намеки в отношениях

Подача адекватных намеков и коммуникативных сигналов и реакция на это действие со стороны других



d720 Сложные межличностные взаимодействия


Поддержание и управление взаимодействиями с людьми в соответствии с ситуацией и в социально приемлемой форме, например, контроль эмоций и импульсивных порывов, словесной и физической агрессии; независимость в социальном взаимодействии; поведение в соответствии с социальными нормами и правилами.

Включено: формирование и завершение отношений; контроль поведения при взаимодействиях; взаимодействия в соответствии с социальными нормами; соблюдение дистанции

d7200 Формирование отношений

Формирование и поддержание отношений с другими людьми в соответствии с ситуацией и в социально приемлемой форме, например, представиться, завязать знакомство, установить професиональные отношения, по возможности положить начало длительным любовным или интимным отношениям


d7201 Завершение отношений

Завершение отношений в соответствии с ситуацией и в социально приемлемой форме, например, завершить в конце посещения ограниченные во времени отношения, завершить длительные отношения с друзьями, которые переезжают в другой город, завершить отношения с коллегами по работе или поставщиками услуг или завершить любовные и интимные отношения
d7202 Регуляция поведения при взаимодействиях

Осуществление контроля над чувствами и импульсами, вербальными и психическими агрессиями в соответствии с ситуацией и в социально приемлемой форме


d7203 Взаимодействия в соответствии с социальными нормами

Осуществление независимых действий при социальных отношениях, ориентация на социальные условности, которые определяют собственную роль, положение или иной социальный статус в отношениях с другими людьми


d7204 Соблюдение дистанции в социальных отношениях

Осознание необходимости и соблюдение дистанции между собой и другими в соответствии с ситуацией и в социально приемлемой форме



d730 Отношения с незнакомыми людьми

Временные контакты и связи с незнакомыми людьми, преследующие определенные цели, например, спросить дорогу или при совершении покупок.


d740 Формальные отношения

Создание и поддержание определенных отношений на формальной основе, например, с работодателем, коллегой или обслуживающим персоналом.\



Включено: отношения с людьми, обладающими властью и авторитетом, с подчиненными, с равными по положению индивидами
d750 Неформальные социальные отношения

Отношения с другими индивидами, например, случайные отношения с людьми, живущими в том же сообществе или месте жительства, с сотрудниками, студентами, приятелями, людьми одного социального уровня или профессии.



Включено: неформальные отношения с друзьями, с согражданами, со знакомыми, с соседями, со сверстниками
d760 Семейные отношения

Создание и поддержание семейных и родственных отношений, например, с ближайшим и расширенным семейным окружением, с воспитывающей и приемной семьей, а также другого более отдаленного уровня родственных отношений, например, с троюродными братьями и сестрами, опекунами.



Включено: отношения родители - дети, дети-родители, детей в семье, с дальними родственниками

d770 Интимные отношения


Создание и поддержание близких или романтичных отношений между индивидами, например, мужа и жены, влюбленных или сексуальных партнеров.

Включено: романтичные, супружеские и сексуальные отношения
d8 Главные сферы жизни
Эта глава рассматривает выполнение задач и действий, необходимых для участия в процессах воспитания (образования), работы и занятости, а также для реализации экономических отношений.

d810-d839 Образование
d810 Неформальное образованиеОбучение дома или в каком-либо другом месте, не имеющем официального статуса, например, изучение ремесел и обучение навыкам от родителей или членов семьи, или обучение на дому.
d815 Дошкольное образование

Обучение по программе начального уровня, предназначенной для введения и подготовки ребенка к условиям обязательного школьного образования, например, приобретение навыков выполнения ежедневных заданий или занятия начальной подготовкой к школе.


d820 Школьное образование

Получение допуска в школу, выполнение всех требований школы, своих прав и обязанностей, изучение материала по курсу обучения, предметов, выполнение учебного плана программ начального или среднего образования, включая регулярное посещение школы, работа совместно с другими учащимися, восприятие указаний учителей, организация процесса обучения, завершение выполнения намеченных задач и проектов, переход на другой этап обучения.


d825 Профессиональное обучение


Выполнение всех требований программы профессионально-технического обучения и учебного плана подготовки к работе в какой-либо профессии или специальности.

d830 Высшее образование


Выполнение всех требований программы высшей школы в университетах, академиях и других высших учебных заведениях, а так же всех требований учебного плана для получения степени, диплома, сертификата и других удостоверений, например, завершение курса обучения в университете на звание бакалавра или магистра, завершение обучения в медицинской академии или в другом высшем учебном заведении.

d840-859 Работа и занятость
d840 Ученичество (подготовка к профессиональной деятельности)

Выполнение условий и требований программ по подготовке и специализации в профессии, например, выполнение обязанностей подмастерья, стажера в интернатуре отданных в обучение по контракту, учеников на производстве.



Исключено: профессиональное обучение (d825)
d845 Получение работы, выполнение и прекращение трудовых отношений

Поиск, нахождение и выбор работы, прием на работу и принятие условий, выполнение обязанностей и продвижение, увольнение с работы в установленном порядке.



Включено: поиск работы; подготовка документов или анкетных данных; контакт с предпринимателем и подготовка к собеседованию; сохранение своей работы; оценка своих профессиональных качеств; подача объявления; прекращение работы
d850 Оплачиваемая работа

Выполнение всех условий, налагаемых должностью, специальностью, профессиональной деятельностью и другими формами занятости за плату, как наемный работник с полной или частичной занятостью или лицо, занимающееся индивидуальной трудовой деятельностью, например, поиск и получение работы, выполнение работы, посещение работы вовремя, как это принято или требуется, контроль за работой других, контроль со стороны других, выполнение поставленных задач самостоятельно или в группе.



Включено: индивидуальная трудовая деятельность, полная и частичная занятость
d855 Неоплачиваемая работа

Выполнение любой работы с полной или частичной занятостью, в которой оплата не предусмотрена, включая, организацию, выполнение требований, посещение работы вовремя, как принято или как требуется, контроль за работой других, контроль со стороны других, выполнение поставленных задач самостоятельно или в группе, например, работа волонтера, работа из чувства милосердия, работа в сообществе или в религиозной общине на добровольной основе, добровольная работа во дворе дома.



Исключено: раздел 6 Бытовая жизнь
d860-879 Экономическая жизнь

d860 Базисные экономические отношения

Занятие в любых формах простых экономических отношений, например, использование денег для покупки продовольствия, обмен, продажа товаров или услуг; сбережение денег.


d865 Комплексные экономические отношения

Занятие в любых формах сложных экономических отношений, включающих обмен капиталом и собственности, создание прибыли или получение экономической выгоды, например, приобретение дела, фабрики или оборудования, поддержание счета в банке, торговля товарами.


d870 Экономическая самостоятельность

Распоряжение экономическими ресурсами из частных или общественных источников, призванных гарантировать экономическую обеспеченность для удовлетворения настоящих и будущих потребностей.


Включено: личные экономические ресурсы и общественные экономические фонды
d910 Жизнь в сообществах

Включение во все аспекты социальной жизни сообществ, например, в деятельность благотворительных организаций, клубов или профессиональных общественных организаций.


Включено: неформальные объединения, формальные ассоциации; церемонии

Исключено: неоплачиваемая работа (d855); отдых и досуг (d920); религия и духовная практика (d930); политическая жизнь и гражданство (d950);
d920 Отдых и досуг

Включение в любые формы игр, отдыха или досуга, например, неофициально или официально организованные игры и спортивные состязания, оздоровительные программы, программы отдыха и развлечения или переключения; посещение художественных галерей, музеев, кино и театров; включение в рукоделие или хобби, чтение для удовольствия, игру на музыкальных инструментах, экскурсии, туризм и путешествия для удовольствия.


Включено: игры, спортивные состязания, искусство и культура, рукоделие, хобби, неформальное общение

Исключено: езда верхом (d480); оплачиваемая и неоплачиваемая работа (d850 и d855); религия и духовная практика (d930); политическая жизнь и гражданство (d950)
d930 Религия и духовная практика

Включение в религиозные или духовные действия, организации и мероприятия для самореализации, поиска смысла, религиозных и духовных ценностей, единения с другими в признании божественной силы, например, посещение церкви, храма, мечети, синагоги; молитвы и религиозные песнопения, духовное созерцание.



Включено: традиционная религия и духовная практика

d950 Политическая жизнь и гражданство


Включение в социальную, политическую жизнь общества и управление, использование юридического статуса гражданина, реализация и получение связанных с этим прав, привилегий и обязанностей, например, право выбирать и быть избранным, право вступать в политические организации; реализация прав и свобод, связанных с гражданством (например, права свободы слова, организаций, совести, защиты от необоснованного обыска и ареста, права на защиту, суд и другие юридические права, на защиту против дискриминации); использование юридического положения гражданина.

Исключено: права человека (d940)

Факторы окружающей среды (e)


Компонент факторов окружающей среды характеризует важные факторы окружающей среды, которые выступают в качестве облегчающих факторов или барьеров по крайней мере в одной из сфер участия индивида в жизни общества. При этом оценивается не количественные характеристики факторов окружающей среды, а то, насколько сильным барьером или насколько сильным облегчающим фактором они являются для функциональной способности индивида.




e310 Семья и ближайшие родственники


Индивиды, связанные рождением, браком или другими отношениями, признанными в культурной среде как близкородственные, например супруги, партнеры, родители, кровные братья и сестры, дети, опекуны, приемные родители, бабушки и дедушки.

Исключено: отдаленные родственники (e315); персонал, осуществляющий уход и помощь (е340)

e320 Друзья


Лица, с которыми близкие и продолжающиеся отношения характеризуются полным доверием и взаимопомощью.

e340 Персонал, осуществляющий уход и помощь

Индивиды, обеспечивающие необходимыми услугами других индивидов, с целью поддержки их в ежедневной деятельности и в выполнении работы, в учебе или в других ситуациях; чья деятельность осуществляется через общественные, частные фонды или на добровольной основе, например: лица, обеспечивающие специальные условия для работы на дому, персональные помощники, помощники в транспорте и осуществляющие другую поддержку, осуществляющие помощь за плату, няни и другие, занимающиеся непосредственной помощью и уходом.


Исключено: семья и ближайшие родственники (e310); знакомые, сверстники, коллеги, соседи и другие члены сообщества (e325)

e410 Индивидуальные установки семьи и ближайших родственников


Общие или специфичные мнения и точки зрения близких родственников в семье относительно личности или других вопросов (например, социальных, политических и экономических проблем), которые влияют на поведение и действия индивида.

e420 Индивидуальные установки друзей


Общие или специфичные мнения и точки зрения друзей относительно личности или других вопросов (например, социальных, политических и экономических проблем), которые влияют на поведение и действия индивида.

e430 Индивидуальные установки лиц, обладающих властью и авторитетом


Общие или специфичные мнения и точки зрения лиц, обладающих властью и авторитетом относительно личности или других вопросов (например, социальных, политических и экономических проблем), которые влияют на поведение и действия индивида.
Личностные факторы (i)


С помощью компонента личностных факторов (ЛФ) оцениваются значимые ЛФ, которые, по крайней мере, в одной из сфер участия индивида в жизни общества выступают в качества облегчающих факторов или в качестве барьеров. При этом оценивается не количественные характеристики ЛФ, а то, насколько сильным барьером или насколько сильным облегчающим фактором они являются для функциональной способности индивида.



i 413 Удовлетворенность жизнью

Долгосрочная оценка индивидом собственной жизненной ситуации. Сюда относятся субъективные восприятия, рациональные оценки и подведение итогов качества прожитой жизни в ее разнообразных сферах, но также и оценка собственных достижений в жизни
i 416 Отношение к здоровью и болезни

Совокупность обычно непреходящих личностных ценностей, убеждений и воззрений на болезнь и здоровье. Сюда, например, относятся также и общее представление о болезнях и проблемах здоровья, убеждения в отношении значимости поведения, способствующего укреплению здоровья, обхождения с рисками для здоровья («наслаждение здоровьем» в противоположность к «трата здоровья») или оценка значения здоровья как базы для активной деятельности и радости от жизни.


Исключено: Отношение к интервенциям
i 419 Отношение к интервенциям и технической помощи

Совокупность обычно непреходящих личностных ценностей, убеждений и воззрений, связанных с отношением к лечению (например, хирургическое вмешательство, протетическое обеспечение, медикация, психотерапия, реабилитация)


i 422 Отношение к работе

Совокупность обычно непреходящих личностных ценностей, убеждений и воззрений, связанных с собственной работой и работой других людей:

- работой за оплату, например, работа по найму,

- работой без оплаты, например, общественная деятельность, воспитание детей, домашняя работа, хобби, как, например, работа в саду, работа из собственного убеждения (политическая, религиозная и общественная деятельность).

Работа может восприниматься, например, как обязанность, как обогащение, но также и как обуза.
i 425 Отношение к социальной жизни и обществу

Совокупность обычно непреходящих личностных ценностей, убеждений и воззрений, связанных с общением с другими людьми ближайшей и отдаленной социальной среды и общества. Например, человек может быть убежденным в том, что обязан вносить собственный адекватный вклад в общество. А другой человек считает, что скорее общество обязано его поддерживать.


i 428 Отношение к помощи

Совокупность обычно непреходящих личностных ценностей, убеждений и воззрений, связанных с принятием помощи со стороны других людей и организаций, а также с оказанием помощи другим лицам или организациям.


Исключено: Отношение к интервенциям
i 430 Социальная компетенция

Совокупность знаний, умений и способностей, необходимых и полезных для социального общения, в особенности восприятие и оценка компетенции, установок и значимости других людей, способность увязывать собственные действия и цели с действиями и целями других людей, а также оказывать влияние на поведение других людей. К социальной компетенции, например, относятся коммуникативная компетенция (например, языковая компетенция), кооперативная (командная) компетенция, компетенция преодоления конфликтов.


Исключено: факторы интеллекта (i 350), языковое общение (i 545)
i 439 Компетенция действия

Компетенция для развития мотивов действия, планирования действий и целенаправленного достижения целей. К этой компетенции относятся готовность к действию, кратко-, средне- и долгосрочные мотивы действий, анализ собственных мотивов действия, целенаправленные действия, а также анализ последствий этих действий для себя и других лиц.


i 450 Привычки питания

Привычки, связанные с питанием, как, например, выбор питания, его состав, покупка, хранение, способы приготовления и приема пищи; количество потребленных калорий, прием диетической пищи. К привычкам питания также относятся диеты, связанные с заболеваниями и определенные предпочтения в еде


Исключено: Употребление деликатесов и возбуждающих продуктов (кофе, спиртные напитки и др.)
i 453 Употребление деликатесов и возбуждающих продуктов (кофе, спиртные напитки и др.)

Например, привычка употреблять алкогольные напитки, кофе, чай или табак.


Исключено: патологическое использование веществ, вызывающих зависимость
i 456 Привычки двигательной активности

Обычные виды и способы передвижения в повседневной жизни (например, работа, семья и свободное время), например, привычка вести активную двигательную деятельности или скорее привычка избегать активной двигательной деятельности; спортивные занятия в свободное время.


i 459 Привычки регенерации

Виды и способы обычного структурирования дня, привычки делать перерывы в работе, организация сна, смена трудовой нагрузки и отдыха, а также привычки в организации досуга.


Исключено: Привычки двигательной активности
i 471 Привычки обращения с деньгами и материальными благами

Способы обхождения с деньгами и материальными благами, например, готовность тратить или, скорее, экономить


i 525 Финансовая ситуация

Касается вида и объема финансовых средств, которыми обладает индивид


Включено: собственное имущество, доходы от занятости, пособие по безработице, пенсия


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница