Урок 27. Женская половая система и её функционирование Предмет: «Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний»



Скачать 81,99 Kb.
Дата01.08.2018
Размер81,99 Kb.
ТипУрок
Урок 27. Женская половая система и её функционирование
Предмет: «Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний».

Класс: одиннадцатый.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Глава 8. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, на него влияющие.

Урок № 27. Женская половая система и её функционирование.

Дата: «____» ____________ 20 ___ г.

Преподаватель-организатор ОБЖ: Хаматгалеев Э. Р.
Цель урока – познакомиться со структурой и особенностями функционирования женской половой системы.
Ход урока


  1. Организационный момент.




    1. Приветствие.

    2. Проверка списочного состава учащихся.

    3. Сообщение темы и цели урока.




  1. Повторение изученного.




  1. Почему здоровый образ жизни следует считать индивидуальной системой поведения человека?

  2. Какое значение имеет здоровый образ жизни для минимизации последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций?




  1. Проверка домашнего задания.


Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).


  1. Изучение нового материала.


Особенности женской половой системы обусловлены в первую очередь детородной функцией.

Организм женщины и её половая система ежемесячно готовятся к наступлению беременности. Эти сложные, ритмически повторяющиеся изменения в женском организме, связанные с размножением, подчиняются месячным циклам, называемым менструальными.

К внутренним половым (детородным) органам женщины относятся: влагалище, матка, фаллопиевы трубы и яичники.

Влагалище представляет собой мышечно-эластичную трубку длиной 7-9 см, идущую в направлении снизу вверх к матке. Стенка влагалища состоит из трёх слоёв: внутреннего – соединительнотканного, среднего – гладкомышечного и наружного – слизистого. Влагалище служит во время родов проходом для плода, а также каналом, через который выводятся ежемесячные менструальные выделения. Верхний конец влагалища открывается в матку.

Матка представляет собой грушевидный мышечный орган, нависающий над верхушкой мочевого пузыря. Стенка матки состоит из трёх слоёв: внутреннего – соединительнотканной оболочки, среднего – мышечного слоя и наружного – слизистой оболочки.

У небеременной женщины матка размером с кулак: во время беременности она увеличивается во много раз, приспосабливаясь к росту плода. При родах матка сокращается, выталкивая плод через шейку во влагалище.

Шейка матки обычно заполнена слизью (слизистой пробкой). Она обладает бактерицидными свойствами и препятствует проникновению инфекции в полость матки.

С обеих сторон матку огибают десятисантиметровые протоки – маточные (фаллопиевы) трубы. Наружная часть каждой из этих труб имеет форму воронки и располагается рядом с яичником. Маточные трубы являются яйцеводами, по которым яйцеклетка попадает в полость матки.

Раз в месяц один из двух яичников половозрелой женщины высвобождает яйцеклетку, попадающую в соответствующую маточную трубу и проталкиваемую по ней в полость матки.

Яичники представляют собой женские половые железы, в которых растут и развиваются яйцеклетки, а также вырабатываются женские половые гормоны – эстроген и прогестерон. Яичники находятся в полости таза.

При рождении девочки в паре её яичников содержится до 40000 несозревших яйцеклеток. Каждую яйцеклетку окружает тонкая ткань, называемая фолликулом (пузырьком). В процессе созревания большая часть яйцеклеток гибнет, не достигнув полного развития. В течение жизни женщины у неё вызревает не более 400-500 яйцеклеток.



Физиология половой системы женщины и её нормальное функционирование

В период с 10-11 до 17 лет проходит половое созревание девочек. В 12-14 лет у них, как правило, появляется менструация (иногда она может начаться и раньше – в 10 лет или, наоборот, в 16 лет и позже). В этот период под воздействием половых гормонов из яичников начинают ежемесячно выходить женские половые клетки – яйцеклетки. С этого момента девочка может забеременеть и стать матерью.

Временной ход и последовательность событий менструального цикла регулируются гормонами гипоталамуса, гипофиза (отделы головного мозга) и яичниками.

Под действием гормонов гипоталамуса и гипофиза в одном из фолликулов яичников растёт и развивается (созревает) яйцеклетка. По мере роста фолликула продуцируется возрастающее количество эстрогенных гормонов, в связи с чем увеличивается толщина слизистой оболочки (эндометрия) матки. Когда фолликул достигает 2-2,5 см в диаметре (в середине менструального цикла, примерно на 10-14-й день в зависимости от его продолжительности), он разрывается и из него выбрасывается созревшая яйцеклетка. Это явление называется овуляцией.

После овуляции остатки фолликула превращаются в жёлтое тело. Оставаясь внутри яичника, жёлтое тело вырабатывает гормоны эстроген и прогестерон (гормон сохранения беременности). Прогестерон продолжает стимулировать рост эндометрия – слизистой оболочки матки, и она становится способной принять зародыш.

Яйцеклетка попадет в маточную трубу, где в результате определённых процессов может произойти её оплодотворение. Если этого не случилось, то высокий уровень прогестерона даёт гипофизу сигнал прекратить высвобождение гормонов. Такой сигнал вызывает остановку выработку гормонов жёлтым телом. Концентрация гормонов (прогестерона и эстрогена) значительно уменьшается. По мере снижения уровня прогестерона происходит разрушение части слизистой оболочки, выстилающей матку, и начинается менструальное кровотечение (менструация) продолжительностью в среднем от 3 до 5 дней.

Жёлтое тело преобразуется в белое тело, представляющее собой рубец, а в яичнике начинается рост следующего фолликула. Наступление менструации означает не начало, а конец менструального цикла, что свидетельствует о гибели неоплодотворённой яйцеклетки и затухании процессов, связанных с подготовкой организма женщины к возможной беременности.

Продолжительность нормального менструального цикла составляет примерно 28 дней, реже – 21 день, но бывает и 30-35 дней. Он протекает в три фазы. За первый день цикла принимается день менструального кровотечения.

Первая фаза называется менструальной и длится 4-5 дней; вторая – пролиферативная – продолжается неделю или дольше; третья – секреторная – фаза длится около двух недель. Каждая фаза характеризуется специфическим балансом секретируемых гормонов.

Процессы, происходящие во время менструального цикла, оказывают влияние на весь организм девушки. Изменяется деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем.

В предменструальный период могут возникать эмоциональные и физические отклонения в состоянии здоровья. Эмоциональные отклонения могут проявляться в виде тревоги, растерянности, подавленного настроения, иногда с ощущением собственной никчёмности, заторможенности движений, раздражительности вплоть до развития депрессии. Физические нарушения могут характеризоваться головными болями, состоянием утомления, дискомфортом в области желудочно-кишечного тракта, запорами.

Для профилактики предменструальных отклонений врачи рекомендуют:



  • регулярно заниматься физической культурой. Какие занятия лучше выбрать, зависит от вашего желания и физического состояния. Ходьба на свежем воздухе показана всем;

  • снизить уровень употребления сладкого и кофе, меньше употреблять соль;

  • увеличить употребление пищи, содержащей кальций, добавив к своему рациону стакан 1-2-процентного молока и стакан йогурта.

Зачатие

Из курса биологии вы помните, что многие организмы размножаются половым путём. При половом размножении происходит слияние мужской и женской половых клеток, в результате чего будущий организм получает генетическую информацию от обоих родителей.

В каждой клетке человеческого тела присутствует 46 хромосом (23 пары). (Хромосомы – структурные элементы ядра клетки, содержащие ДНК, в которой заключена наследственная информация организма).

Две из 46 хромосом называются половыми хромосомами. У женщин половые хромосомы одинаковые (две X-хромосомы), у мужчин они различаются (X-хромосома и Y-хромосома).

В отличие от остальных клеток тела человека половые клетки (женские – яйцеклетки, мужские – сперматозоиды) содержат одиночный, т. е. уменьшенный вдвое, набор хромосом (23 единичные хромосомы).

При этом в яйцеклетках присутствует по одной X-хромосоме. В каждой мужской половой клетке (сперматозоиде) имеется либо одна X-хромосома, либо одна Y-хромосома.

Таким образом, если сперматозоид, оплодотворивший яйцеклетку, несёт X-хромосому, родится девочка (XX); если сперматозоид несёт Y-хромосому, будет мальчик (XY).

Пол эмбриона определяется присутствием или отсутствием Y-хромосомы. Наличие Y-хромосомы приводит к образованию мужских половых желёз – семенников. Отсутствие Y-хромосомы приводит к развитию женских половых желёз – яичников.

Зачатием (или оплодотворением) называется момент, когда сперматозоид соединяется с ядром яйцеклетки, в результате чего образуется оплодотворённая яйцеклетка (зигота).

Во время полового акта сперма выбрасывается с достаточной силой во влагалище, и сперматозоиды быстро движутся вверх в полость матки, проходят её до маточных труб и в одной из них встречаются со зрелой яйцеклеткой.

Сперма, попавшая во влагалище, достигает яйцеклетки примерно за один час. Считается, что с яйцеклеткой встречается до 200 сперматозоидов. Сперматозоиды выделяют ферменты, которые растворяют защитную оболочку яйцеклетки. Далее один сперматозоид проникает в яйцеклетку, после чего её оболочка сразу же становится непроницаемой для других сперматозоидов. В оплодотворённой яйцеклетке восстанавливается двойной набор хромосом, при этом наследуются свойства двух родительских организмов – материнского и отцовского.

Примерно через 30 ч после оплодотворения одноклеточная зигота начинает делиться. Пока она движется по маточной трубе, из неё образуются 2 клетки, затем 4, 8 и т. д. Через 3-4 дня она попадает в полость матки.



Через 5-9 дней крошечный эмбрион прикрепляется к внутренней оболочке матки, т. е. происходит его имплантация. В этот момент эмбрион называют бластоцистой. По мере врастания бластоцисты в ткани матки она формирует сложную структуру, именуемую плацентой или последом. Через плаценту питательные вещества переходят из крови матери в кровеносную систему плода, поступая непосредственно в плод по сосудам пуповины.


  1. Итог урока.


Выводы


  1. Организм женщины предназначен для вынашивания плода и рождения ребёнка.

  2. Каждой девушке необходимо знать о физиологии половой системы женщины и её нормальном функционировании.


Вопросы самоконтроля


  1. Какими факторами обусловлены особенности женской половой системы?

  2. Как происходит подготовка репродуктивной системы женщины к беременности?




  1. Окончание урока.




  1. Домашнее задание. Определите для себя наиболее приемлемый образ жизни для снижения дискомфорта в период менструации с учётом условий окружающей вас среды.

  2. Выставление и комментирование оценок.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница