Урок по теме «Лирические стихотворения из поэтической тетради» Светлый край берёз, моя Россия!»



Дата08.12.2016
Размер1,3 Mb.
ТипУрок
Приложение 20
Урок литературного чтения с элементами краеведения.
Тема. Обобщающий урок по теме «Лирические стихотворения из поэтической тетради» Светлый край берёз, моя Россия!»
Раздел. Преподавание в начальной школе.

Цели. 1.Совершенствовать навыки правильного выразительного чтения.

2.Воспитывать любовь к родной природе, к своей стране.

Пробудить чувство гордости за прошлое и настоящее своей страны.

3. Развивать речь, внимание, память.


Оборудование и материалы. Учебник «Родная речь» книга3 часть1. В.Г. Горецкий,

М.В. Голованова, Л.Ф. Климанова.

Грамзапись спокойной мелодии.

Табличка «Перепутанные линии».

Тексты стихотворений для ритмического чтения.

Тексты для «жужжащего» чтения (тексты на партах и

аудиозапись).

Пиктограммы.

Таблички для оформления доски.

Портреты поэтов.

Картина «Три богатыря» В.М. Васнецов.
Ход урока

1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.

-Дети, как я рада, что мы опять собрались все вместе. Сегодня никто не пропускает школу. Я с удовольствием смотрю на ваши симпатичные личики. Стряхните сон! У нас много интересной работы. Мы опять с вами будем узнавать новое, доказывать, спорить, радоваться успехам, а с неудачами будем справляться все вместе.


  1. Сообщение темы, целей урока.

Учитель. Ребята, как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

Ученик. Сегодня мы будем подводить итог работы по разделу « Светлый край берёз, моя Россия!»

Учитель. Почему вы так решили?

Ученик. Я думаю, потому, что в конце каждого раздела мы проводим обобщающий урок, чтобы подвести итог, обменяться впечатлениями о изученном в новом разделе. А так как мы закончили изучать последнее произведение, то самое время подвести итог.

Ученица. Мне кажется, что сегодня мы будем выразительно читать стихотворения из этой поэтической тетради, вспомним имена поэтов, написавших замечательные стихотворения о нашей Родине и её истории, о любви к родной природе.

(Учитель открывает запись темы урока на доске.)

3.Подготовка к чтению.

А). Учитель. Подготовим глаза для чтения.

-Помогите детям добраться до дома. (перепутанные линии)

Б). Учитель. На ваш выбор три текста. Выберите любой. Кто закончит быстрее, может

прочитать другие два. ( «Жужжащее» чтение- 2-3 минуты)

-О чём читали?

-Что интересного запомнили? (Ответы детей.)

В). Ритмическое чтение.

Учитель. Сейчас вы будете вычитывать отрывки стихотворений.

-Прочитайте (самостоятельное чтение).

-Попробуйте почувствовать ритм тех строк, которые я буду читать. Продолжите

моё чтение своим отрывком. ( После каждого прочитанного учителем отрывка



дети находят продолжение у себя в табличке.)

-Какие здесь преобладают рифмованные строки?



Дети. Перекрёстные-АБАБ.

Учитель. В каком отрывке ААББ?

Дети.

Учитель. Чему были посвящены произведения, которые мы прочитали?

(Вывод формулируют дети.)

4.Работа над новой темой.



( Звучит спокойная мелодия. В это время учитель произносит следующие слова:

Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.)

(Дети читают с плаката.)


Ни за что на свете я не хотел бы

переменить Отечество...

Учитель. Эти слова принадлежат великому русскому поэту и писателю А. С. Пушкину.

-Как вы думаете, что стоит за словом Отечество?



Дети. История нашей страны.

Лучшие люди нашей страны и их дела.

Это и природа, которая нас окружает.

Учитель. С кем из поэтов был знаком и дружил Пушкин?

Ответы детей.

Евгения Абрамовича Баратынского Пушкин называл «поэтом мысли» и считал, что Баратынский «принадлежит к числу отличных наших поэтов».

( Выразительное чтение стихотворения «Где сладкий шёпот моих лесов?» - стр.154)
Алексей Васильевич Кольцов в Петербурге познакомился с А. С. Пушкиным и тот помог ему тем, что напечатал стихотворение «Урожай» в своём журнале «Современник». ( Выразительное чтение стихотворения - стр. 156)

ФИЗМИНУТКА «Прогулка»

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге).

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ноге).

По тропинке побежим (бег на месте),

До лужайки добежим (бег продолжается).

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки (прыжки на месте на обеих ногах),

Стоп (присели). Немного отдохнём.

И домой пешком пойдём (ходьба на месте, руки в стороны ,вверх ,вниз ,выдох ,за

парту сели).

Учитель. Откройте «Содержание» (стр.254) поэтической тетради «Светлый край берёз, моя Россия!»

-По названиям вспомните изученные стихотворения. О каких трёх страницах этой поэтической тетради пойдёт речь?



1 ученик. О русской берёзе.

Учитель. Почему?

2 ученик. Наш народ чтит свои традиции и любит отмечать праздники.

3 ученик. В нашей стране живут люди, которые прославляли, прославляют и

будут прославлять нашу землю.


Учитель. Открываем первую страницу.

ЛЮБЛЮ БЕРЁЗУ РУССКУЮ… (открываю плакат)

-Название её созвучно с названием самой поэтической тетради.

-Почему берёза так дорога нам?

Дети. Берёза-символ России.

Учитель. Почему?







Берёза- дерево покоя. Берёзы крик утешали, смазывая берёзовым дёгтем ворота, двери, сапоги.

Берёза - чистое дерево. С берёзовым веником в баню ходили.

Берёзой дом освещали. Берёзовой лучиной - она ярко горит, не коптит, много света даёт.

Берёза-целительница. Больных исцеляли настоем берёзовых почек.

Раньше берёзу так и называли - деревом четырёх дел:

Первое дело-крик утешать,

Второе дело- чистоту соблюдать,

Третье дело- дом освещать,

Четвёртое дело - больных исцелять.

Учитель. Чем ещё ценна берёза?

Ученик. Берёза—дерево-пионер. Пионер - значит первый. Полыхнёт в лесу пожар, выгорит целый участок леса, и первым, кто поселится на пустом месте, будет берёза.

Учитель. Многие поэты воспевали и воспевают в своих произведениях русскую берёзку.

-Какой поэт упоминает в своём стихотворении это чудесное дерево?



Дети. А. А. Фет в стихотворении «Учись у них - у дуба, у берёзы.

Учитель. Чему у них поэт советует учиться?

Ученик. Терпению. (Выборочное чтение - стр. 140)

Учитель. Для чего стоит терпеть трудности?

ФИЗМИНУТКА «Мы берёзку посадили».



Мы берёзку посадили (выпрямились за партой),

Мы водой её полили (руки согнуть к плечам, ладонями вперёд).

И берёзка подросла (встать за партой),

К солнцу ветки подняла (руки вверх),

А потом их наклонила (руки вниз, спина прямая)

И ребят благодарила (поклоны головой, сесть).

Учитель. Много песен сложено о нашей берёзке:

«То берёзка, то рябина…»

«Во поле берёза стояла» и др.

Эти и другие песни издавна пели ваши бабушки и дедушки, знают и поют многие ваши родители, соблюдая традиции всех народных праздников.

Открываем вторую страницу

НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ. (Открываю плакат)

Учитель. Кто из авторов, и в каком стихотворении поведал нам об одном из таких

праздников?



Ученик. Николай Алексеевич Некрасов в стихотворении «Накануне Светлого

праздника.-стр.165



Учитель. Какие особенности этого праздника? (Выборочное чтение).

Дети. Нельзя петь, ругаться.

Нужно быть чистым.



Учитель. Пасха- главный христианский праздник, установленный в честь «чудесного

воскресения», распятого на кресте Иисуса Христа, о чём повествуется в

Евангелии. Празднуется в первое воскресенье после весеннего равноден-

ствия и полнолуния, после истечения полной недели со времени иудейской

Пасхи.

Учитель. Чему посвящено всё стихотворение?

Ученик. Поэт благославляет трудовой народ.

Учитель. Какое из изученных произведений посвящено этому же?

Ученик. Стихотворение «урожай», которое написал Алексей Васильевич Кольцов.

(Выразительное чтение отрывков - стр. 156-157)

Учитель. Стихотворения, каких поэтов стали музыкальными произведениями?

Дети. Ивана Ивановича Козлова.

Алексея Васильевича Кольцова.

Ивана Савича Никитина.

Алексея Николаевича Апухтина.

Афанасия Афанасиевича Фета.

Открываем третью страницу нашей поэтической тетради.



ИМИ СЛАВИТСЯ ЗЕМЛЯ РУССКАЯ. (открываем плакат)

Учитель. Каких героев русских былин вы знаете?

Дети. Илья Муромец.

Добрыня Никитич.

Алёша Попович.

(Вывешиваю на доску картину «Три богатыря»)

Учитель. Что вы можете рассказать о их подвигах?

(Ответы детей)

Верно, и веление души их – постоять за землю русскую.

- Какой поэт в своём стихотворении воспел и описал подвиг одного из народ-

ных героев?



Ученик. Кондратий Фёдорович Рылеев в думе «Иван Сусанин».

Учитель. О каком героическом поступке вы узнали из этого произведения?

Учитель (обобщает). События эти произошли в 1612 году. Тяжёлые времена переживала

Русь. Отряды врагов рыскали по городам и сёлам в поисках добычи,

грабили, убивали людей. С этим не могли смириться русские люди.

Подвиг Ивана Сусанина лишь пример героизма русского народа.



Стр. 148. –Прочитайте последние 4 строфы (о том, как достойно и гордо погиб Иван Су-

санин). Выразительное чтение.

Иван Сусанин и огромное число других простых людей отдали, отдают и будут

отдавать свои жизни за свободу и независимость своей Родины, сердцем которой

является город Москва.

-Какой поэт написал стихотворение, которое так и называется «Москва»?



Ученик. Владимир Григорьевич Бенедиктов.

Учитель. Чему удивлён поэт?

Ученик. «…Окрепла и по-прежнему жива!..»

Учитель. Что за события произошли, с какой «бурей поборолась» Москва?

Ученик. Война России с французской армией Наполеона.

Учитель. О ком упоминает Иван Иванович Козлов в стихотворении «Киев»?

Ученик. О киевском князе, Владимире Красное Солнышко.

Учитель. Чем он прославился?

Ученик. При нём Русь приняла христианство в 10 веке, начали строить в Киеве каменные

здания.


Учитель. О каких подвигах рассказывает Никитин И. С. в стихотворении «Русь»?

Дети. Нашествие татаро-монгольского ига,

война с Польшей,

война с французами.

Учитель. Поясните строки «Вдруг со всех концов поднялася Русь…»

Какими синонимами заменяет Никитин И. С. слово «русь»?




Русь

О каких подвигах рассказывает Никитин И. е, начали строить в Киеве каменные

т и будут

ода..



Какими современными синонимами можно

заменить?



Отечество




Родина




Россия



Мать




Отчизна

- Как вы понимаете смысл этих слов?



(Каждый ответ детей подтверждается выборочным чтением.)

- В поэтической тетради «Светлый край берёз, моя Россия» два автора дали своим стихотворениям одинаковое название. Какое? Кто являются авторами?



Дети. Спиридон Дмитриевич Дрожжин написал стихотворение «Родине»-стр. 169.

Иван Алексеевич Бунин- «Родина» - стр.173.



-Вспомните эти стихотворения.

-Покажите с помощью пиктограмм настроение мыслей в стихотворениях

Дрожжина С. Д. и Бунина И. А.
-Почему разные пиктограммы?

Ученик. С. Д. Дрожжин описывает гордость, любовь за свою Родину, а И. А. Бунин

описывает грусть, сожаление.



Учитель. Докажем, выразительно прочитав каждое стихотворение.

5. Итог урока.



Учитель. Чему были посвящены лирические стихотворения поэтов в поэтической

тетради «Светлый край берёз, моя Россия»?

Почему поэтическая тетрадь называется «Светлый край берёз, моя Россия»?

Заканчивая наш урок, мне бы хотелось произнести полную фразу, когда-то сказанную А. С. Пушкиным: «Клянусь честью, что я ни за что на свете не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

Действительно, как можно переменить Отечество, которое мы любим, которое мы помним, традиции которого мы чтим из века в век.

(Стихотворение «Отечество» читают выразительно несколько учащихся)

6. Песня «Хохлома». (У детей на партах лист с текстом песни. На магнитофоне-запись. Учащиеся должны уловить темп, динамику скорости, правильность текста с первых строк, следить и по возможности правильно подпевать.)

7.Домашнее задание.

1).Подобрать пословицы о Родине (о природе, о подвигах, о народных праздниках).

2).Творческое задание. Представьте себе, что вам надо рассказать о своей стране человеку, впервые приехавшему в Россию. Что вы расскажете? (Можно написать небольшое сочинение или в своём устном рассказе использовать строчки из стихотворений.)

Вид доски


Тема урока (закрыта)

Апухтин. А. Н. портрет плакат «Люблю березу русскую» плакат плакат

Бальмонт К.Д. А.С. Пушкина березу русскую» (закрыт) «Народные праздники» «Ими сла-

Бунин И.А. (закрыт) вится земля

Бенедиктов В.Г. высказывание русская»

Баратынский В.Г А.С. Пушкина (закрыт)

Дрожжин С.Д.

Козлов И.И. портрет Тютчева Ф.И. портрет Фета А.А. портрет Некрасова Н.А. портрет Рылеева К.Ф.

Кольцов А.В.

Никитин И.С.



Плещеев А.Н.

Тютчев Ф.И.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница