Урок в классе музыкального театра по вокальному ансамблю



Скачать 240,74 Kb.
Pdf просмотр
Дата23.11.2016
Размер240,74 Kb.

Развитие артикуляционного аппарата на уроках вокального ансамбля
Открытый урок в классе музыкального театра по вокальному ансамблю
Цели урока:
1. Формирование интереса и мотивации к занятиям по предмету «Вокальный ансамбль».
2. Совершенствование умений и навыков артикуляционного аппарата.
Задачи урока:
Обучающие:
1.Подготовить речевой аппарат к звучанию, посредством разминки.
2. Проверка усвоения основных навыков и умений, полученных в результате изучения темы, чёткая речь, мышечная свобода, правильная работа артикуляционного аппарата.

3.Ознакомить детей со способами выполнения упражнений в процессе проведения урока.
4. Научить слушать, слышать, видеть, концентрировать внимание, помочь в преодолении зажимов, как физических, так и внутренних.
Воспитательные:
1.Воспитание любви к пению.
2.Воспитание навыков организации, самоорганизации и самоконтроля.
3.Воспитание целеустремленности, упорства в достижении поставленных целей.
4.Продолжение формирования коллектива единомышленников.
5.Формирование эстетического вкуса.
Развивающие:
1.Развитие артикуляционного аппарата (активизация артикуляционного аппарата, дикционная четкость произношения согласных; формирование единой манеры согласных).
2.Развитие навыков певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной «опоры»;работа над дыханием как важнейшим фактором выразительного исполнения).
3. Развитие навыка анализа словесного текста и его содержания.
4.Раскрытие творческого потенциала, воображения.
5.Развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма.
Методы обучения:
- личный показ;
- репродуктивный метод;
- метод упражнения;
- диалогический метод;

- словесный метод;
- метод игрового существования.
Оборудование:
- ноутбук;
- зеркальца;
- фортепиано;
-демонстрационный плакат.
Структура урока:
I. Организационный момент
II.Основная часть.
1.Артикуляционные упражнения
2.Дикционные упражнения
3.Дыхательные упражнения
4.Распевки по системе В.В.Емельянова, Сэт Ригза, распевки –
скороговорки
5.Мимический тренинг
6.Работа над песней«Я хочу быть похожей на ветер» Муз. А.Ермолов, сл.
А. Бочковская.
III.Подведение итогов урока.
1.Рефлексия
Ход урока:
I.Организационный момент
Приветствие детей.
Педагог: Начнем урок с развития артикуляционного аппарата, что пригодится нам в дальнейшей работе над вокальным репертуаром. Давайте
вспомним какие упражнения способствуют развитию артикуляции. С помощью каких органов мы говорим ,поём?
Ответы детей : Губ, неба, языка, гортани, голосовых связок… (демонстрация на плакате).
Педагог: Все названные органы входят в артикуляционный аппарат. Значит
,артикуляция –это….
Ответы детей: Учащиеся сами делают вывод.
Педагог:
(подводит итог ответов учащихся):
Да, действительно артикуляционный аппарат-это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи , а органы, входящие в его состав называют артикуляционными органами. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи
(гласных, согласных) называется артикуляцией.
Главная наша задача на сегодняшнем уроке и в дальнейшей вокальной работе добиться активной естественности через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов. Рассмотрим анатомию своего рта. Взгляните в зеркальца, которые у вас в руках. Лицо спокойное. Обратите внимание на естественную форму губ. Теперь попробуйте их активизировать: пошлепать губами, собрать их в трубочку, поднять верхнюю губу, открыть верхние зубы. Откройте рот. Посмотрите, какая у него красивая форма, как спокойно в нижней челюсти лежит язык. У корня языка рассмотрите свод, маленький язычок, попробуйте его подобрать, освободив глотку. Попробуйте зевнуть, почувствовать мягкое небо, ведь от верхних зубов идет твердое небо, а затем мягкое, подвижное небо и маленький язычок. “Внутренним взглядом” осмотрите полость рта, естественное положение языка, который спокойно лежит в нижней челюсти, его кончик касается внутренней поверхности нижних зубов у самого их корня. Наверху – “высокое небо”. Корень языка спокоен, опущен, поэтому
гортань спокойная, свободная. “Послушайте” и запомните эти ощущения.
II.Основная часть.
1.Артикуляционные упражнения.
Прежде чем выполнять артикуляционные упражнения, вспомним, что губы должны двигаться не горизонтально, т.е. в растянутом положении (в этом случае возникают губные и челюстные зажимы), а вертикально, вместе с движением челюсти. Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце.
1.«Назойливый комар» (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица).
Представим, что у нас нет рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно.
2.«Хомячок». Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.
3.«Рожицы». Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. 4.
4.«Разминка для лица». Опустить. Поднять и опустить обе брови. Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой. Скорчить рожицу «кто смешнее», «кто страшнее».
Упражнения для губ

1. «Улыбка» – хоботок. Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку. Всего 8 пар движений.
2.«Веселый пятачок»: а) на счет раз сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов; б) сомкнутые вытянутые губы(пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево; в) пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.
Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.
3. «Шторки» . Сначала поднимаем вверх только верхнюю губу, затем опускаем вниз только нижнюю, а потом совмещаем эти движения со звуками:
1.
«в» - верхняя губа поднимается вверх;
2.
«м» - возвращается на место;
3.
«з» - нижняя губа опускается вниз.
Затем попеременно натягиваем верхнюю губу на верхние зубы, нижнюю – на нижние.
Для того чтобы губы двигались вертикально, можно приставить указательные пальцы к щекам, как бы ограничивая пальцами возможность растягивания губ.
Упражнения для языка

Упражнения выполняются 5-6 раз.
1. «Уколы» . Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и левую щеки. Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты.
2. «Змея». а) Высовываем язык вперед и, как змея, делаем быстрые уколы. б) «Самый длинный язычок». Высунуть язык как можно дальше и попытаться достать им до носа, а затем до подбородка.
3. «Чаша». Широко открыв рот, выдвигаем вперёд язык, приподнимая его кончик таким образом, чтобы язык приобрёл форму чаши, и в таком виде убираем его в рот.
4. «Коктейль» . Представляем, что наш язык – это трубка, через которую мы пьём вкусный коктейль. Упражнение выполняется на вдохе.
5.«Конфетка». Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.
6.«Колокольчик». Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.
Зарядка для шеи и челюсти
1.
Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди.
2.
«Удивленный бегемот»: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.
3.
«Зевающая пантера»: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау…», подражая голосу пантеры, резко
опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.
4.
«Горячая картошка»: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена).
2.Дикционные упражнения.
Упражнения со звуками
1. «Треугольник». С предельно точной артикуляцией ,утрируя каждое положение губ произносятся гласные в следующем порядке: «а-о-у-э-ы-и».
Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно дальше.
2.«Я». Учащиеся становятся полукругом, и каждый, выходя к зрителям, прикладывает руку к груди, а затем, выбрасывает её вперёд с разворотом ладони к верху, произносит «я». Задача – послать звук вместе с рукой как можно дальше. Думаю, что не будет большой разницы, если вместо «я» будут произноситься буквы из треугольника.
3. Гласные проговариваем на легато«У-О-А-Э-И-Ы», стакатто (гласные произносим отрывисто, отделяя каждый звук друг от друга) и прыжки
(бросаем гласные вверх).
4. Поговорки
Поговорка «ЯРИЛО»
Ярило, Ярило
По небу катило,
А туча нашла
И Ярило закрыло.
В поговорке «Ярило» отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Р», а также проводится работа над раскрепощением речевого аппарата.

Поговорка «ТРИГЛАВА» -о богине почвы, воды и воздуха.
Богиня Триглава-одна, а трем слава!
У одной богини три добрых Начала:
Одно-это почва, второе-вода,
А третье есть воздух, чем дышим всегда.
В поговорке идет работа над правильным произношением согласной буквы
«Р» и произношением по фразировкам с правильным вдохом и выдохом.
Поговорка произносится в довольно быстром темпе.
5. Скороговорки:
Тапир тапира торопил.
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
Слон сломал случайно стенку.
Вокруг погреба хожу, все про погреб говорю.
3.Дыхательные упражнения
(Комплекс упражнений А.Н.Стрельниковой и А.Курбатова)
• Сделайте выдох на (ПФ); вдохните. Присядьте во время выдоха, сделайте добор воздуха и встаньте на выдохе (ПФ….Ф…Ф). Повтор три раза.
• Делайте прыжки на выдохе (ПФ….Ф…..Ф). Повторите три раза.
• «Штопор»-повороты туловищем вокруг своей оси в одну и другую стороны. Исходное положение-ноги на ширине плеч. Сделайте выдох на
(ПФ), затем короткий добор воздуха на (ПФ…Ф) поверните туловище направо, сделайте добор; на выдохе (ПФ..Ф) поверните туловище налево.
Повторите три раза.
• «Воздушный шарик». Вдыхаем и выдыхаем ртом. Живот-это воздушный шарик, который надувается на вдохе и сдувается на выдохе. (ладонь лежит на животе). Повтрить три раза.
• «Раздувание мехов». Дети кладут руки на ребра для контроля своего дыхания. Вдох-меха раздувают, выдох-сдувают. Повторить три раза.

• «Морозный узор». Дети ставят ладонь перед собой для проверки своего выдоха. Быстрый вдох-удивление с последующей задержкой, затем сложить губы трубочкой и медленно дуть перед собой «на морозный узор на стекле».
• «За окошком ветер». Озвучиваем выдох со звуком «с-с-с» и во время выдоха имитируем усиление и затихание ветра.
• Дышим как «собачка», высунув язык.
4.Распевки по системе В.В.Емельянова, Сэт Ригза, распевки –
скороговорки.
Распевки-скороговорки:
1.Вез корабль карамель
Наскочил корабль на мель
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
2.Ди-ги, ди-ги дай
Ди-ги, ди-ги дай
Ди-ги, ди-ги
Ди-ги, ди-ги
Ди-ги, ди-ги дай.
3.Петя шел, шел, шел
И горошину нашел,
А горошина упала
Покатилась и пропала,
Ох-ох-ох-ох,
Где-то вырастит горох.
5. Мимический тренинг.
Детям раздаются зеркала, глядя в зеркало дети должны произнести фразы:
• Я вкусно покушала.

• Меня хотят скушать.
• Я получила хорошую оценку.
• Мне поставили двойку.
6.Работа над песней«Я хочу быть похожей на ветер» Муз. А.Ермолов, сл.
А. Бочковская.
Педагог: Наш голосовой аппарат настроился и готов к работе. Сегодня мы вновь продолжим работу над песней «Я хочу быть похожей на ветер».
Авторами песни являются популярный российский детский композитор
Александр Ермолов и поэтесса Анна Бочковская. (демонстрация фотографий авторов)
Я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент исполнения песни вокальным ансамблем
Просмотр видеофрагмента.
Творческая работа над песней.
Педагог: Скажите, пожалуйста, какой характер песни?
Ответ: радостный, светлый, мечтательный.
Педагог зачитывает текст первого куплета и припева:
Я хочу быть похожей на ветер,
Чтоб, летая во всех направлениях,
Раздувать по огромной планете
Бесконечную радость добра.
Я хочу быть похожей на солнце,
С высоты освещая дорогу.
Всем заблудшим к родному порогу,
Чтобы их миновала беда,
Чтобы их миновала беда.
Счастье-то, что в мире беспечном
Вечный продолжается путь.

И даже звезды на пути своем млечном,
Рассыпаясь в пыль, не могут свернуть.
Педагог: О чем же песня?
Ответы : о доброте, счастье…
Педагог: на прошлом уроке я предлагала вам выразить сое отношение к песне в рисунках. Давайте посмотрим как вы выразили в своих рисунках свое видение песни, давайте рассмотрим рисунки, которые вы нарисовали.
Показ работ детей.
Педагог: Цвет песни во всех работах…….голубой, желтый…
Педагог читает по фразе, дети отвечают.
Ответы детей:
Педагог: Давайте придумаем или вспомним ситуацию, созвучную тексту, настроению песни.
Дети рассказывают о возможных ситуациях.
Учащимся раздаются тексты песен.
Педагог: Обратите внимание на текст, в конце каждой фразы мы должны брать дыхание. Теперь прочитаем первый куплет и припев, обращая внимание на четкое произношение слов и беря правильное дыхание.
Дети читают текст песни.
Педагог определяет дикционные сложности (несколько согласных подряд, необходимость быстро проговорить некоторые отрывки).
Педагог :Изолируем их от основного материала и почитайте как скороговорки, выговаривая четко и постепенно увеличивая темп. Довести темп до более быстрого, чем это будет необходимо в песне. Это даст запас прочности.

Педагог: Я сыграю вам мотив первого куплета, затем мы вместе пропоем мелодию на гласную ля. Мелодия должна литься плавным потоком.
Педагог проигрывает мотив первого куплета, дети пропевают, затем мотив припева.
Отдельно пропеваются большие скачки.
Во время пения обращать внимание на постановку корпуса.
Педагог: Представьте, что эта песня исполняется по телевидению, я буду включать , и выключать звук.
Одна фраза-вслух;
Вторая фраза-«про себя»;
Третья фраза-вслух;
Четвертая фраза-«про себя».
Пропоем припев отрывисто, затем напевно на слог «ля».
Педагог: Пришло время соединить слово с мелодией.
Исполнение под аккомпанимент первого куплета и припева.
III. Подведение итогов урока.
Педагог: Спасибо, ребята, вы хорошо поработали на уроке. Сегодня мы с вами уделили много внимания развитию артикуляционного и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевах..
Над этим нужно работать постоянно, потому что это способствует грамотному .четкому исполнению вокальных произведений. Вы все большие молодцы. Видно, что все старались.
Для закрепления материала, я предлагаю ответить на вопросы. .
Итак, первый вопрос:

1.
Что является частью голосового аппарата , формирующая звуки речи?(артикуляционный аппарат).
2.
Жанр выступающих на сцене артистов, поющих современные песни
(эстрада).
3.
Работа органов речи, направленная на создание гласных и согласных
(артикуляция).
4.
Составные части речевой полости: (-щёки; -челюсти;- язык).
5.
Назовите авторов песни «Я хочу быть похожей на ветер»
(А.Ермолов и А. Бочковская).
6.
Техникой дыхания каких авторов мы сегодня занимались на уроке ?(
А.Н. Стрельниковой и А.Курбатова).
7.
Человек, поющий песни на сцене (певец).
Молодцы, вы справились . Мы сегодня хорошо потрудились.
1.Рефлексия (на плакате)
1. На уроке я работал…………
2. Своей работой на уроке я………...
3. Мое настроение……………
Педагог: Я хочу попросить вас оценить наш урок и вашу работу на нём.
Выберите одно из незаконченных предложений и выскажите своё мнение.
Педагог: Спасибо за урок. Давайте дружно поаплодируем себе.
Мельникова Е. В., г. Новозыбков, 2014 г.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница