Дата02.01.2017
В этом году отделению анестезиологии-реанимации нашей больнице исполняется 45 лет.

В 1968 года назрела необходимость в открытии анестезиологического отделения в нашей больнице. Это было связано с подведением итогов начального этапа развития анестезиологии в стране, ее организационная основа и пути дальнейшего прогресса получили отражение в приказе министра здравоохранения СССР "О мерах по дальнейшему развитию анестезиологии и реанимации в СССР" № 287 от 14 апреля 1966 г. Значение приказа трудно переоценить: анестезиологическая служба официально становилась структурным подразделением республиканских, областных (краевых), крупных городских и районных больниц. Современные методы общей анестезии предлагалось внедрить в клиническую практику акушерских, педиатрических, стоматологических, оториноларингологических, офтальмологических и других учреждений. Тем самым подчеркивались факт выхода анестезиологии за пределы чисто хирургических учреждений и ее мультидисциплинарный характер.

В июле 1968 г. был издан приказ о создании отделения анестезиологии. Заведующим назначали Анатолия Сергеевича Заболотина, бывшего врача хирурга. До этого существовало операционно-анестезиологическое отделение, которым руководил Юрий Кириллович Дунаев и именно при нем первыми анестезиологами начали работать Алексеева Нина Ефимовна и Чепрова Марцеллина Фабияновна.

Для нового отделения не было не только помещений, но и остро ощущалось отсутствие подготовленного среднего медицинского персонала. В связи с этим Заболотин А.С. в 1968 году организовал обучение группы мед. сестер из 30 человек, которые в июле 1969 года все пришли на работу в новое отделение. И с лета 1969 г. отделение начало работать в полную силу как отделение анестезиологии и реанимации. Отделение рассчитано было на 9 коек, через год коечный фонд был увеличен до 12.

Одновременно было открыто отделение интенсивной терапии, куда поступали больные с инфарктами, декомпенсацией сахарного диабета, отравлениями. Одним из первых заведующих был Нестеров Юрий Иванович. Осенью 1972г. он провел с врачами реаниматологами курс занятий-лекций по токсикологии и отделение анестезиологии и реанимации стало принимать больных с отравлениями.

В начале 1973 года доктор анестезиолог-реаниматолог Николай Максимович Бондаренко прошел специализацию в республиканском токсикологическом центре в Москве. Это послужило отправной точкой для идеи создания токсикологического отделения. Таким образом, по инициативе Н.М. Бондаренко и Анатолия Борисовича Майзеля, доцента, заведующего курсом анестезиологии-реанимации мединститута, в августе 1975 года было открыто отделение токсикологии.

В 1972 году после окончания Кемеровского мединститута и субординатуры по хирургии в отделение анестезиологии и реанимации по распределению пришел молодой доктор – Владимир Викторович Шевелев. Вскоре бывший заведующий отделением А.С. Заболотин рекомендовал его главному врачу как своего преемника. В.В. Шевелев работал в должности заведующего до 2005 года с небольшим перерывом.

В разные времена заведующими были Комбаров Виктор Михайлович, Хайбулин Шаукат Рауфович, Ли Георгий Аркадьевич, Коваль Сергей Сергеевич.

В начале семидесятых годов отделению интенсивной терапии приходилось заниматься и акушерством: обезболивание при операции «кесарево сечение», лечение гистозов и пр. Необходимость в роддоме своей службы анестезиологии и реанимации казалась очевидной. Разделение функций стало большим облегчением для отделения анестезиологии и реанимации, не только физическим, но и моральным. Одним из первых докторов-анестезиологов, которые начали работать в родильном доме, была Светлана Косых. Отделение анестезиологии и реанимации в родильном доме начало развиваться самостоятельно.

Как и 45 лет назад, так и сегодня значение отделения анестезиологии и реанимации трудно переоценить. Без хорошей анестезиологической службы было бы невозможным проведение больших, объемных операций. Анестезиологам-реаниматологам приходится проявлять повышенное внимание и во время операций, которые проводятся в необычном положении, как, например, во время микрохирургической операции на позвоночнике, на коленях, с приподнятой спиной.

Сегодня пациентов защищает от боли, борется за жизни коллектив больших профессионалов: заведующая отделением, д.м.н. Евгения Александровна Каменева, врачи анестезиологи-реаниматологи Людмила Павловна Агафоникова, Виктор Михайлович Комбаров, Сергей Сергеевич Коваль, Игорь Анатольевич Томашевский, Елена Валерьевна Песчанская, Андрей Мирославович Батюк, Андрей Юрьевич Фролов, Павел Владимирович Игнатков, Станислав Валерьевич Пугачев, Андрей Владимирович Марков, Елена Анатольевна Торгунакова.

Невозможно себе представить полноценной медицинскую помощь в отделении анестезиологии-реанимации без сестринского персонала. На хрупкие плечи этих великих тружениц ложится огромный пласт тяжелейшей работы - уход за тяжелобольными.

Первой старшей сестрой в отделении анестезиологии и реанимации была Эмма Алексеевна Ивонина. Ее сменила Людмила Викторовна Ефремова. Сегодня сестринским коллективом руководит Татьяна Гаррьевна Назаренко. Ответственно, со знанием дела относятся к своей работе медицинские сестры с большим опытом Ирина Григорьевна Тютюнник, Оксана Владимировна Бударина, Наталья Александровна Данилова, Лилия Ивановна Тихоненко.

Один из классиков сказал: «Всю мою жизнь я видел настоящими героями тех людей, которые любят и умеют работать».

Не считая себя героями, в отделении реанимации и анестезиологии любят и умеют работать все.