Виды нарушений речи Дислалия



страница1/4
Дата23.11.2016
Размер1,14 Mb.
  1   2   3   4




виды нарушений речи
Дислалия

Один из самых распространенных дефектов речи.



Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Ребенок либо не может произнести звук (пропускает его или искажает произношение), либо смело заменяет один звук другим.

Дислалия бывает простая (дефектно произноситься один звук или группа однородных по произношению звуков (например, свистящие С, З, Ц) и сложная дислалия (когда нарушено произношение звуков разных групп, например, свистящие и шипящие Ш, Щ, Ж).

Очень часто родители обращаются к логопеду с просьбой: «Посмотреть ребенка, потому что он не произносит звук «Р». Когда логопед начинает обследовать, то выясняется, что у него нарушено произношение целого ряда звуков . Чаще всего дефектными являются шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ, свистящие — С, Сь, З, Ц, соноры -Р, Рь, Л, Ль. Реже нарушаются звуки К, Кь,Г, Гь,Х, Хь, Д, Дь,Т,Ть, Й, В, Ф. Если ребенок не умеет чисто произносить звук Ш, то произношение звуков ж, ч, щ также страдает, обычно нарушается вся группа звуков.

До трех лет ставить «хромающие» звуки рано, но необходимо готовить ребенка и его артикуляционный аппарат к правильному произношению речи. Логопедический массаж можно и нужно применять у детей с 2 месяцев, а логопедическую  гимнастику — с двух лет.


Физиологическая дислалия — расстройство звукопроизношения, наблюдающееся у детей в возрасте до 5-ти лет и обусловленное недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированностью фонематического слуха.
Физиологическая дислалия иначе называется возрастным нарушением звукопроизношения. Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Это вызвано, прежде всего, недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Ещё одной причиной является недостаточная сформированность речевого (фонематического) слуха. Поэтому в начале и во время дошкольного возраста (3-5 лет) речь ещё недостаточно ясна и чиста по звучанию.
Вся работа с ребенком в это время - профилактическая, подражайте животным и механическим звукам, рассказывайте вместе артикуляционные сказки и делайте артикуляционные упражнения - все на пользу, и язык сам найдет свою правильную позицию.
К сожалению, на сегодня к дефектам звуковой стороны речи добавляется фонематическая недостаточность, нарушение внимания и памяти, то есть дислалия теперь не ограничивается только искажением звуков.

НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ НЕСОВЕРШЕНСТВА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ:

- Согласные звуки произносятся смягченно: «лямпа» вместо «лампа», «миська» вместо «мишка»,
«зюбы» вместо «зубы»;
- Шипящие фонемы заменятся свистящими: «лоська» вместо «ложка», «сяпка» вместо «шапка»,
«сётка» вместо «щётка»
- Совсем не произносят звук «р» или заменяют его звуками «л, ль, в, й»: «лыба» вместо «рыба»,
«лёза» вместо «роза», «кавман» вместо «карман», «йак» вместо «рак»;
- Звук «л» чаще всего отсутствует (ампа, вместо лампа),  смягчается или заменяется на «й»:
«люк» вместо «лук», «йампа» вместо «лампа»;  
- Звуки «к,г,х» или отсутствуют или заменяются на «т» и «д» «п»: «дуси» вместо «гуси», «тоска»
вместо «кошка», «тлеб, плеб» вместо «хлеб».

Отдельно выделяется механическая дислалия, когда у детей в анатомическом строении челюсти, зубов, неба есть грубые нарушения – в этих случаях коррекция невозможна без хирургов-стоматологов или врачей-ортодонтов.

ДИЗАРТРИЯ

При диагнозе дизартрия у детей нарушено не только произношение звуков, но также темп, модуляция, выразительность голоса, ритм и дыхание, то есть в дефиците все отделы, участвующие в "говорении": и дыхательные, и голосовые, и мышцы артикуляционного аппарата.


Причина в нарушении передачи импульсов от центральной нервной системы к этим отделам , то есть сигнал отправляется по адресу, но доходит неточно, в результате кровоснабжение сбивается, мышечный тонус меняется – наблюдаем или вялые, малоподвижные мышцы (гипотонус), или чрезмерно напряженные (гипертонус).
В любом случае, подвижность органов речи ограничена.
При дизартрии дефект мы можем не только слышать, но и видеть. Малыш еще не говорит, но мы замечаем, как быстро он устает во время еды, сосет грудь или бутылочку вяло, часто срыгивает. Позже эти дети долго привыкают к твердой пище. Когда начинают говорить – речь смазанная, плохо произносятся не только сложные, но и простые звуки. При дизартрии у некоторых детей как бы хлюпает при произношении щека, некоторые звуки выговаривают между зубами, наблюдается повышенное слюнотечение, речь звучит неровно, ребенок как будто скандирует, выталкивает звуки, у других напротив – голос звучит тихо, часто встречаются носовые оттенки.
Диагноз выражается в разной степени тяжести.
Чаще встречается стертая дизартрия. Такую форму как дизартрический компонент (нарушение в одной группе мышц) легко перепутать с дислалией, однако в этом случае логопедическая работа более долгая, так как связана с восстановлением мышечных движений. Для более успешной и качественной коррекции обязательно наблюдение у невропатолога.
Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно. Такого ребенка нужно учить надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после этих упражнений можно приучать ребенка полоскать рот водой.
Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения.
Дети-дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того, чтобы быстрее и лучше научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножнц и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребенка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.
Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом - спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.
Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции.
Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения.

Алалия

Наиболее тяжелое речевое нарушение. 



Каталог: users files
users files -> Книга вышла в издательстве "Весь" в декабре 2006г
users files -> Чистота и правила личной гигиены мусульманина
users files -> Первые предпосылки для появления в России психотерапии как личностно- и клинико-ориентированной области медицины междисциплинарного характера начали складываться уже в конце XVIII начале XIX в
users files -> Лаак Я. тер Л01 Психодиагностика: проблемы содержания и методов
users files -> Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста
users files -> 3 Глава 1 Рекорды нетрудоспособности 5 Глава 2
users files -> Использование аудио-визуальной стимуляции в спорте
users files -> В настоящее время выделяют две основные группы нарушений слуха. Первая группа
users files -> Как проверить состояние фонематического слуха ребенка


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница