Волкова Надежда Николаевна, учитель гбоу ао «Вычегодская скоши»



Скачать 89,83 Kb.
Дата11.04.2017
Размер89,83 Kb.
Волкова Надежда Николаевна,

учитель ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»,

п. Вычегодский, г. Котлас
ОБУЧЕНИЕ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ГРАМОТНОЙ ЖЕСТОВОЙ РЕЧИ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
В статье раскрываются методические и дидактические подходы обучения грамотной жестовой речи глухих учащихся во внеурочной деятельности в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения I и II вида

Ключевые слова: жестовая речь, билингвистическое обучение, внеурочная деятельность, методический подход
Если раньше решающая роль в становлении личности неслышащего ребенка отводилась словесному языку, то сегодня появился билингвистический подход к этой проблеме. Исследования ученых (Г. Л. Зайцева) показывают целесообразность использования словесного и жестового языков как равноправных средств педагогического процесса. Признавая язык жестов природным языком глухих, не занижая его возможностей и выразительности, мы понимаем, что жестовая лексика небогата в сравнении с языком слов, разговорный жестовый язык аграмматичен. В связи с этим актуальным становится обучение нормированной, грамотной жестовой речи, что приведет к расширению их словарного запаса, повышению уровня жестовой и словесной речи, лучшему взаимопониманию, восприятию и пониманию сурдоперевода на различных мероприятиях.

Накопленный опыт, связанный с «билингвистическим обучением», говорит о перспективности развития этой альтернативной системы в школах глухих России. Но мы не видим массовой реализации билингвистического обучения в школах-интернатах. Имеют место проблемы методического и организационного характера: требуется найти оптимальное соотношение жестового и словесного языка на различных этапах обучения, разработать дидактические подходы к учебному процессу на основе жестового языка, обучить педагогов жестовой речи.

В ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ» изучение жестовой речи началось в кружке «Зримая песня» (2003г). Не все педагоги отнеслись к этому нововведению с пониманием, так как обучение велось только на основе словесной речи. Школьники же между собой общаются жестами, и мы решили провести исследование уровня знания жестов нашими учащимися. В исследовании использовали словарь жестов наиболее значимый для школьников. Знание жестов проверяли словом (слово «хлеб» – жест «хлеб» и т.д.). Тогда уже стало ясно, что дети не знают многих нормированных словарных жестов. И не хотят в этом признаваться. Для снятия негатива, мы создавали положительные мотивы, деятельностно-практические стимулы: игру, конкурс, словесные стимулы. Дети вовлекались в творческую деятельность для самовыражения личности через слово и жест. Вследствие чего была организована работа по разработке и внедрению программы кружка «Жестовая речь», методических рекомендаций проведения занятий по обучению жестовой речи во внеурочное время.

Данная работа играла роль в пополнении активного словесного и жестового словаря школьников. Изучая жесты, учащиеся раскрывали их содержание, значение, многозначность. Диагностика, проведенная в школе, показала заинтересованность детей в овладении знанием большего количества жестов. Участники эксперимента констатировали, что занятия по развитию жестовой речи способствуют повышению эффективности межличностного общения и развитию творческих способностей неслышащих школьников.

В школе-интернате в настоящее время сторонников использования жестовой речи стало больше, особенно при проведении экскурсий, спортивных мероприятий, разборе детских конфликтов, в деятельности школьного самоуправления. Резко возросло и количество педагогов, считающих эффективным использование жестовой речи в учебном процессе при формировании новых понятий, объяснении значений новых слов, сообщении новой информации. Использование двойных жестов в качестве объяснения нового понятия значительно сокращает время на словарную работу, увеличивается время на получение новой информации. Например, такие жесты, как известный (знать+все), компетентный (знаю+могу), патент (изобретение+документ), смысл (мысль+внутри), потенциал (возможно+быть) и другие, объясняют значение слова без обращения к толковому словарю.

Одни педагоги прошли курсы жестовой речи, другие самостоятельно овладевают жестом и используют его в учебно-воспитательном процессе, что положительно влияет на уровень успеваемости и поведения в школе.

Разрабатывая методические и дидактические подходы обучения жестовой речи учащихся с нарушением слуха во внеурочной деятельности, мы столкнулись с проблемами:


  1. Чему учить? (учебники, пособия, содержание обучения - отсутствуют)

  2. Как учить? (принципы обучения, методы и приемы, планирование занятий).

  3. Почему надо учить так, а не иначе? (эффективность, выбор технологий).

Именно эти проблемы связаны с методикой педагогической деятельности. Методика педагогической деятельности имеет свои особенности, главные из них – это то, что её нельзя отнести только к теоретическим знаниям. И она неразрывно связана с практическими действиями педагога, отвечая на вопросы: «Что делать? Каким образом и как?». Педагог может использовать в своей практике разработанные методические системы, но может и самостоятельно заниматься методической деятельностью, накапливая свои собственные рациональные приемы достижения качества обучения, воспитания с позиций выбранной им стратегией и смысла в образовании человека, а в нашем случае – глухого и слабослышащего человека. Поэтому нами были поставлены следующие задачи:

  1. Формирование грамотной жестовой речи глухих детей.

  2. Усвоение знаний, умений и навыков в области жестового языка.

Специальная методика жестового языка в школе-интернате имеет три аспекта и опирается на:

1. Учение Л.С. Выготского, исследования Г.Л. Зайцевой и др...

2. Данные смежных наук.

3. Передовой практический опыт школ-интернатов.

Цель занятий кружка «Жестовая речь» - сформировать знания нормативной общепринятой жестовой лексики, приобщить к культуре жестовой речи.

Актуальность содержания данной программы мы обусловили жизненной необходимостью. Почему? Потому что опыт использования жестового языка школьников начинает складываться еще в дошкольном возрасте под влиянием семьи, если он воспитывается в среде глухих. Но в большинстве случаев глухие дети живут со слышащими родителями, которые не владеют жестом. Если ребенка не учить правильному словарному жесту, то он будет сам создавать свой словарь, малограмотный, примитивный, что вызывает тревогу среди педагогов и родителей. Так как у педагога школы-интерната больше времени на воспитание и обучение глухих детей, он должен использовать тот потенциал, которым обладает жест в развитии глухих детей. «Учитель должен знать язык жестов, чтобы умело переводить имеющиеся у учащихся первоначальные наглядные образы в систему языковых значений и целенаправленно их развивать» (из «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I вида» под редакцией Т.С. Зыковой).

Перевод словесной речи на язык жестов является очень сложным процессом, так как многозначность и обобщенность слова с одной стороны и конкретность жеста с другой осложняют перевод. Чтобы обеспечить правильный и выразительный перевод необходимо руководствоваться определенными правилами и пользоваться рядом приемов:


  • показ речевого жеста должен быть правильным и четким;

  • жест должен быть выразительным, подчинен смысловым паузам, смысловому ударению и логике речи, нельзя забывать о мимике лица, как средстве выразительности, которое в языке жестов является интонацией;

  • жестовый перевод должен сопровождаться правильной артикуляцией;

  • необходимо включать в перевод дактилологию;

  • перевод должен быть осознанным, а не механическим, максимально точным;

  • при переводе должен сохраняться порядок слов в предложении.

  • необходимо знать мимический параллелизм, что делает жестовую речь образной.

  • встречаясь с пословицами, фразеологическими оборотами необходимо сначала дать дактильный перевод.

В систему отработки и закрепления изучаемых жестов мы включаем пять этапов:

Первый этап – показ жеста, пояснение его особенности. Воспроизведение жеста учащимися, повторение, закрепление.

Второй этап – нахождение сходства и различий в жестах. Это приучает быть внимательным к жесту, к точности его показа.

Третий этап – выполнение упражнений, требующих подобрать жесты-антонимы. Например: утро – вечер; светлый – темный и т.д. Далее жесты включаются в короткие, на 2 – 3 слова, словосочетания: около дома, вдоль дороги и т.д.

Четвертый этап – работа над фразой, сначала простой, потом более сложной. Здесь очень важным является перевод фраз, где одно и то же слово использовано в разных контекстах и требуется подобрать жесты, соответствующие смыслу данной конкретной фразы (многозначность жеста).

Пятый этап – работа с текстами. В систему работы с текстами включены: составление рассказа на заданную тему, пересказ художественного текста, описание картины, иллюстрации, случая из жизни – в жестовой форме. В работу над текстами следует включать перевод стихотворений, так как это вырабатывает ритм, пластичность, эстетичность, эмоциональность жестовой речи.

Метод обучения жестовой речи может быть назван аналитико-синтетическим, полисенсорным, концентрическим. Рассмотрим общую схему работы на структуре занятия жестовой речи. Темы занятия диктуются рабочей программой и включают в себя необходимый бытовой словарь, например: «Учебные вещи», «Мебель», «Посуда», «Транспорт» и т.д. На занятии решаются образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие задачи. Образовательные мы формулируем так: обогащать словарь тематическими понятиями, учить грамотным жестовым обозначениям, учить осмысливать слово в контексте, учить анализировать сложное жестовое обозначение, учить определять сходство и различие жестов, учить вести диалог, учить соотносить жест с артикуляцией. Воспитательные задачи осуществляем через перевод учебных текстов, художественных произведений, формируем основы мировоззрения, правильное отношение к окружающему миру, а также самостоятельность и активность ученика. В коррекционно-развивающие задачи на фоне развития внимания, памяти, мышления включаем развитие чувства ритма, пластичности, сдержанности жестов, навыка чтения с губ. В оборудование занятия включаем индивидуальные слуховые аппараты, компьютер, проектор, экран, доску, словари, рисунки, картинки и другие нужные предметы.

Примерный план хода занятия кружка может быть следующим:


  1. Организация начала занятия: приветствие, проверка звукоусиливающей аппаратуры, гимнастика для рук, пальчиковая гимнастика, артикуляционные упражнения.

  2. Основная часть занятия:

  1. Работа по теме урока:

  1. Первый этап – словарная работа (показ жеста, пояснение его особенностей, воспроизведение жеста учащимися)

  2. Второй этап – прямой и обратный перевод словосочетаний, диалог.

  3. Третий этап – упражнения на сходство и различие жестов

  4. Четвертый этап - смысловые предложения.

  5. Пятый этап – тексты.

  1. Организация окончания занятия: подведение итога работы на занятии, оценка деятельности учащихся.

В анализ занятия жестовой речи мы включили следующие критерии: использование современных технологий, реализация задач занятия, усвоение материала, соблюдение общедидактических и специфицеских принципов обучения глухих детей, усвоение системы отработки и закрепления жестов.

Знание грамотного нормированного жеста помогает тем школьникам, которые стремятся изучить искусство жестового пения для реализации своего творческого потенциала среди детей с ограниченными возможностями. Затраченное время на изучение жеста полностью окупается в дальнейшей работе, делает процесс творчества осмысленным, помогает найти адекватное выражение интересных идей и замыслов на школьной сцене. Возросший интерес к этому виду творчества глухих выражается в том, что в нашей стране проводятся конкурсы, фестивали творчества людей с ограниченными возможностями, где популярна номинация «жестовое пение».

Из опыта работы школы-интерната по обучению глухих школьников грамотной жестовой речи на занятиях кружка можно сказать, что:

- грамотная жестовая речь помогает обогатить словарь глухого школьника, овладеть устной речью:

- правильно излагать свои мысли, овладеть большим количеством знаний на уроках и во внеурочное время;

- способствуют повышению эффективности межличностного общения и развитию творческих способностей неслышащих школьников при исполнении жестовых песен и постановке жестовых театрализованных представлений.

Сотрудничество педагогов в использовании жеста даёт возможность общаться с глухим ребенком, направлять его деятельность несколько по-другому, чем раньше, решать проблемы общения, проблемы взаимопонимания.
Литература:

1. Базоев В.З., Паленный В.А. Человек из мира тишины. М.,2002.

2. Боскис Р.М. Мимическая речь глухонемых. Глухие и слабослышащие дети. М.,1963.

3.Зайцева Г.Л. Современные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы (обзор зарубежной литературы). Дефектология,1999, №5-6.



4. Зыков С.А. Язык как учебный предмет в школе для глухих детей. Методика обучения глухих детей языку. М.,1977.

5. Игнатенко А.А. Программа курса «Специфические средства общения глухих». С-Пб., 2000.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница