«Взаимодействие семьи и доу в формировании навыка ухода за полостью рта детей младшего дошкольного возраста, как условие формирования здорового образа жизни»



Дата20.11.2016
Размер0,77 Mb.

Шлюндина Наталья Константиновна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад №101»





Обобщенный педагогический опыт по теме
«Взаимодействие семьи и ДОУ в формировании навыка ухода за полостью рта детей младшего дошкольного возраста, как условие формирования здорового образа жизни».
Один человек сказал: посеешь привычку, пожнешь характер и судьбу. Одной из самых полезных привычек, которую нужно прививать, начиная с раннего детства, и которая, несомненно, оказывает влияние на всю жизнь человека, является правильный уход за зубами и полостью рта. Ведь только эти навыки смогут обеспечить ребенку здоровые, красивые и крепкие зубы, избавив его от множества медицинских и социальных проблем.

Основой полноценного физического развития ребенка младшего дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.

Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении и дома, являясь частью общего воспитания, строится с учетом формирования условных рефлексов у ребенка, постоянного, постепенного и поэтапного повторения тех или иных действий. Важную роль в решении задач воспитания культурно-гигиенических навыков играет семья, которая совместно с ДОУ является основой социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Важным результатом является расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышение уровня психофизических способностей и общего уровня здоровья.

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.

Следует выделить некоторые аспекты гигиенического воспитания детей формирование навыков по уходу за: органами дыхания, пищеварения, опорно-двигательным аппаратом, органами зрения, сердечнососудистой системой, кожей, за полостью рта.

К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится Тщательный уход за зубами и полостью рта — важное условие сохранения здоровья дошкольника.  В настоящее время гигиена полости рта стала неотъемлемым компонентом культуры современного человека. Ведь регулярная правильная гигиена полости рта на 85-90% обеспечивает здоровье зубов. Тщательный уход за зубами и полостью рта — важное условие сохранения здоровья дошкольника.



Проанализировав психолого – педагогическую литературу (Г.Б. Тушин), ознакомившись с публикациями Интернет - ресурсы, изучив педагогический опыта коллег по данной теме, я сделала вывод о том, что, в настоящее время гигиена полости рта стала неотъемлемым компонентом культуры современного человека. По мнению социальных заказчиков (родителей), детям необходимо больше заниматься профилактикой правильного питания, учить детей ухаживать за полостью рта. Однако, выявленный низкий уровень гигиены полости рта, низкий уровень знаний по рациональной гигиене полости рта у детей, родителей моей группы явились предпосылками для формирования моего педагогического опыта «Взаимодействие семьи и ДОУ в формировании навыка ухода за полостью рта детей младшего дошкольного возраста, как условие формирования здорового образа жизни». Исходя из этого, были спланированы и определенным образом подобраны эмоционально насыщенные дидактические игры, разные мероприятия (опытно-экспериментального, познавательного характера), проводимые в единстве педагог – родитель, которые не оставили равнодушными ни одного ребенка, научили ухаживать за своими зубами и полостью рта, и которые помогают сохранить здоровье зубов.

Актуальность темы обусловлена необходимостью воспитания у детей практических навыков личной гигиены, в том числе навыков ухода за полость рта, и ответственного отношения к своему здоровью. Значимость правильного гигиенического воспитания детей с самого раннего возраста огромна, так как навыки по индивидуальной гигиене полости рта относятся к тем, которые лучше всего усваиваются в раннем детском возрасте. В формировании у детей привычки к гигиене полости рта огромную роль играют, прежде всего, семейно-общественные отношения, единство взглядов на данный вопрос и родителей, и педагогов.

Главное препятствие в реализации этой задачи – отсутствие мотивации у детей «приумножать» данное им природой здоровье. У маленького ребенка пока нет потребности в здоровом образе жизни. Он генетически запрограммирован до определенного возраста на уход за ним со стороны взрослых. Поэтому так важно помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, осознать ответственность за свое здоровье, в том числе и стоматологическое.

Для теоретического обоснования проблемы формирования навыка ухода за полостью рта детей младшего дошкольного возраста на основе анализа психолого-педагогической литературы, мы уточнили трактовку некоторых понятий таких как:

Здоровый образ жизни – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

Гигиеническое воспитание детей — это система привития полезных навыков на основе знания правил здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения.

Личная гигиена - совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.

Гигиена полости рта - это тщательная чистка зубов. Их определение представлено на слайде.

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста.

Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в младшем дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. Младшие дошкольники осознают необходимость выполнения культурно-гигиенических требований к предстоящей деятельности: «Надо полоскать рот, потому что закончился обед ». Для детей этого возраста очень важным является мотив своей внешней привлекательности: «Надо чистить зубы, чтобы красивым быть». Детей привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действии в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый. Действия ребенка все более автоматизируются, навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.

Вопросы гигиенического воспитания детей дошкольного возраста освещены в трудах Г.И.Кадниковой, В.Г.Сунцова, Н.А.Букреевой, Е.А.Бриль, В.Г.Васильева, Г.И.Саблиной, В.ЮЛебединского, В.Г.Изатуллина, Е.Ш.Мухаметовой.

На основании сего вышесказанного я определила цель своей работы:

Цель: Формирование основ здорового образа жизни через систему обучения навыкам гигиены полости рта при активном взаимодействии ДОУ и родителей.

Задачи:


  1. Формировать первичный интерес у детей к гигиене полости рта.

  2. Формировать представления детей о правилах гигиены полости рта.

  3. Формировать элементарные умения и навыки о правильном уходе за полостью рта;

  4. Формировать привычку соблюдать правила гигиены полости рта, посещать стоматолога;

  5. Вовлечение семьи в дело охраны и укрепления здоровья детей, осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

А мне хотелось бы остановиться на планируемых результатах:

  1. Мотивация детей к поддержанию стоматологического здоровья

  2. Наличие у детей суммы знаний, соответственной возрасту, о правилах гигиены полости рта, о причинах заболевания зубов;

  3. Овладение детьми элементарными умениями и навыками о правильном уходе за полостью рта;

  4. Снижение дентофобии (боязни врачей-стоматологов) у детей на основе знакомства с профессией врача – стоматолога.

  5. Повышение заинтересованности, большей компетентности родителей в процессе формирования культурно – гигиенических навыков.

Ведущая педагогическая идея заключается в формировании устойчивой мотивации навыка ухода за полостью рта детей младшего дошкольного возраста, как условия формирования ценностного отношения к здоровью при взаимодействии с семьями воспитанников.

Работу стоила в следующих направлениях:

I. Воспитание культурно-гигиенических навыков, в том числе навыков личной гигиены (уход за полостью рта). Формирование представлений о своем организме

II. Охрана и укрепление здоровья, закаливание.

Работа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста: второй младшей (3-4 года) и средней группы (4-5 лет), а так же взаимодействие с родителями по вопросам формирования навыков ЗОЖ, через формирование ИГПР (индивидуальной гигиены полости рта). Содержание соответствует ФГОС ДО.

Для привития культурно-гигиенических навыков применяются следующие адекватные возрасту детей методы и приёмы, словесные, наглядные и игровые.

Исходя из требований ФГОС полноценное развитие детей организовано в трех основных блоках образовательного процесса:

В НОД, в совместной деятельности со взрослыми и самостоятельной деятельности. Разнообразная деятельность включает элементы игры.

Переходя к практической части, отмечу, что работу проводила в несколько этапов.

Цель 1 этапа, который охватывает возраст 3-4 года, заключается в приобщении ребенка к основам личной гигиены, закреплении простых навыков пользования зубной щеткой, формировании привычки и потребности ухаживать за зубами.



Задачи II младшая группа (Б.Г.Тушин)

1.Формировать представление о том, что:



  • Овощи полезны, а сладкое вредно.

  • Вредно сосать соску, пальцы, игрушки.

  • У каждого человека должна быть своя зубная щетка, которую необходимо хранить в отдельном стакане рабочей частью вверх.

  • Нужно чистить зубы каждый день и полоскать рот после еды.

  • Порядок чистки зубов (сначала надо чистить верхние зубы, а потом щечную и язычную поверхность зубов, потом небную, а затем жевательную поверхность, щетку надо держать в правой руке)

2.Выработать и закрепить умение чистить зубы.

3.Формировать первичный интерес у детей к гигиене полости рта.

Развивая понимание и значение необходимости гигиенических процедур, о важности ухода за полостью рта провели «Игры здоровья»:

«Уроки Мойдодыра»

«Для чего нужно чистить зубы»

«Что бы наши зубы не болели ни когда»

Формируя представление о полезной и вредной пищи для зубов:

«Полезное - вредное»

«От чего болят зубки»

Знакомя детей с предметами и средствами гигиены полости рта, показывали отличия детской зубной щетки от взрослой:

«Как сохранить зубы здоровыми»

Ввиду того, что ведущим видом деятельности является игра, то мы в совместной деятельности проводили такие игры как:

«У кого есть зубы»

«Съедобное - несъедобное»

В работе с детьми младшей группы присуща атмосфера непосредственности и эмоциональности. Поэтому организованную деятельность строим в форме интересной, занимательной игры, т.к. ребенка быстро утомляет однообразная работа. Важно сочетать все приемы обучения для формирования устойчивого навыка и формирования основ культуры здоровья.

В начале формирования навыка ухода за полостью рта, мы учили детей полоскать рот водой. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд, ведь ребенок привык глотать пищу или жидкость. Мы рассказали о загрязнении рта пищей. Чтобы дети могли сами в этом убедиться, они пожевали шоколадную конфету, ягоды смородины, черники, малины, клубники или даже просто мягкий хлеб, а затем предложили показать друг другу рот, зубы.

Дети уже знают, что грязные руки надо мыть водой, водой же надо мыть и зубы. Обращали внимание детей на то, что между зубами есть промежутки, в которых застревают кусочки пищи, поэтому при полоскании надо стараться активно пропускать воду сквозь них. После полоскания дети могли убедиться, что зубы у них стали чистыми, мы объясняли и напоминали детям, что теперь они будут обязательно после каждой еды полоскать рот, показать, где стоят их стаканчики и откуда надо брать воду. При формировании умения, связанного с полосканием полости рта мы проводили такие тематические игры «Молчанка» с водой во рту, «Пускание пузырей» и т.д. Мы фиксировали все положительные моменты в приобретении гигиенических навыков, поощряя малышей за старание и успех. Для создания мотивации и интереса используются:

Игровые приемы: к детям приходит Мишка Топтыгин и рассказывает о том, что с ним случилось, а дети рассказывают, почему у него заболели зубы.

Наглядные приемы: коробка с сюрпризом; муляж зубов, овощей и фруктов, карточки, схема алгоритма полоскания рта.

Словесные приемы - подборка чистоговорок, загадок, сказок и стихов на гигиенические темы.

Данные мероприятия, игры на данном этапе помогли установить, что уровень сформированности умений ухода за полостью рта находится на стадии становления.

Цель II этапа: формирование стойкой мотивации к ЗОЖ, формирование потребности в соблюдении навыков гигиены в повседневной жизни.



Задачи средняя группа 4-5 лет (Т.Б.Тушин):

1.Формировать понятия о необходимости тщательно пережевывать пищу, но не держать ее за щекой

2.Выработать представления:


  • об индивидуальности средств гигиены полости рта,

  • о правилах чистки зубов

3.Выработать навыки

  • употреблять разнообразную пищу.

  • тщательно пережевывать пищу, не держать ее за щекой

  • ежедневно чистить зубы, превращать это умение в навык

  • полоскать рот после еды

Мы продолжали формировать у детей навык ухода за полостью рта. В своей практической деятельности мы пришли к выводу о том, что дети легче усваивают сложную технику процедуры, если приемы дополнительно отрабатываются на игрушках — зверях или куклах.

На данном этапе мы вырабатывали умение детей чистить зубы. Показывали им алгоритм выполнения. В игровой форме знакомили детей с правилами пользования зубной щеткой (каждый приносит ее из дома). Сначала мы учили детей чистить зубы без зубной пасты. На следующем этапе мы учили чистить зубы зубной пастой. Показав, как пасту выдавливают па щетку, мы многократно повторяли уже известные детям приемы. Так постепенно мы закрепляли навык чистки зубов, основная задача - выработка определенного автоматизма в процессе чистки зубов. Для лучшего формирования навыка разделили всю процедуру на несколько этапов:



  • чистят передние зубы (верхние и нижние);

  • боковые верхние и нижние с левой стороны;

  • то же с правой стороны;

  • верхние передние зубы, боковые левые, боковые правые изнутри;

  • так же нижние зубы;

  • жевательную поверхность нижних;

  • то же верхних.

Продолжали работу и по формированию навыка полоскания полости рта. В этой связи ежедневно после обеда перед дневным сном проводились контролируемые полоскания полости рта водопроводной водой. Большое внимание уделялось формированию навыков по уходу за полостью рта, воспитание привычки к ограничению сладостей, к проведению общеукрепляющих мероприятий. В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система мер для детей по оздоровлению, в том числе - полоскание полости рта. Личная гигиена полости рта является наиболее простым и доступным методом, предупреждающим заболевания зубов и полости рта, и фактором оздоровления всего организма. Используемый нами метод полоскания полости рта и горла кипяченой водой комнатной температуры, оказывает кроме гигиенического, ещё закаливающий эффект, так как температура воды постепенно снижается, в воду добавляется йодированная соль концентрацией 0,5 чайной ложки на стакан воды. Первоначальная температура воды 22 °С. Затем каждую неделю ее понижали на 1 °С. В первые дни бывает достаточно 1—2 полосканий, затем через 2—3 недели целесообразно довести их до 5—6.

Параллельно с решением задач отработке и автоматизации навыка гигиены полости рта, в младшей и средней группе велась образовательная работа по формированию представлений о своем организме.

Темы познавательной деятельности: «Каковы наши зубы?», «Как сохранить зубы здоровыми?», «Мой зубик», «Отчего бывают заболевания зубов», «Витамины для зубов с грядки». А также проводилась работа формированию представлений о здоровом образе жизни: «Быть здоровым – хорошо, а болеть – плохо», воспитывали навыки здорового поведения: есть больше овощей, фруктов, полоскать рот после еды, чистить зубы два раза в день.

Детям средней группы свойственно что-то рассказать, объяснить товарищам, куклам, зверятам. Поэтому для создания мотивации и интереса на занятиях используются игровые приемы:

•Прибегает зайчик, у которого болят зубы. Дети объясняют зайчику, почему это произошло, подсказывают ему какие продукты полезны для зубов, показывают как правильно чистить нижние, верхние и дальние зубы

•К детям приходит Кукла Буратино и Мальвина, дети объясняют Буратино, для чего человеку нужны зубы, что полезно и что вредно для зубов, показывают основные правила ухода за зубами

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста необходимы следующие условия:

1. Организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);

Гигиеническое воспитание детей заключается в рациональном использовании предметно-развивающей среды, сообщении детям элементарных гигиенических сведений и формировании на их основе навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья. В группах создали оптимально возможные условия для реализации  оздоровительной деятельности: организовали уголки гигиены полости рта в группе, разместили схемы алгоритма полоскания. Для формирования положительных эмоций у детей при обучении мы подобрали яркие щетки, красивую посуду для полоскания. Каждый ребенок обеспечен индивидуальным стаканчиком для полоскания рта.

2.Разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;

3. Многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, а формы — разными;

4. Индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;

5. Организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;

6. Безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

7. Взаимодействие с семьями воспитанников.

Родители были мотивированы к проведению гигиенических мероприятий. Для этого на первом родительском собрании была представлена мультимедийная презентация «Для чего чистить зубы нужно», о причинах возникновения кариеса и способах его профилактики. Презентация завершилась «круглым столом».

Обязательным условием для формирования культурно-гигиенических навыков является соблюдение детьми режима дня. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима есть благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Инновационным в формировании ЗОЖ и навыков ухода за полость рта дошкольников явилось обеспечение интегрированного подхода.

Для изучения мотивации детей дошкольного возраста к гигиене полости рта, дана оценка уровня знаний о гигиене полости рта и о рациональном питании у детей дошкольного возраста, а также родителей, воспитателей по вопросам профилактики стоматологических заболеваний.

Обоснован мотивированный подход к гигиеническому обучению и воспитанию детей дошкольных образовательных учреждений, что позволило разработать технологию, позволяющую повысить эффективность профилактики

Впервые внедрена и апробирована технология гигиенического обучения и воспитания детей дошкольного возраста с учетом их психолого-педагогических особенностей.

Определение эффективности системы работы по формированию первоначальных представлений о здоровом образе жизни через обучение детей навыкам гигиены полости рта при активном взаимодействии с родителями. На основе методического пособия «Содержание и методика обучения детей дошкольного возраста навыкам гигиены полости рта» под Б.Г.Тушин 1990 год, на мы определили объем навыков ухода за полостью рта для детей данного возраста. Критерии представлены в приложении №1,2.

Результаты работы, свидетельствуют о том, что овладение детьми младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками, именно навыками ухода за полостью рта имеют положительную динамику, показывают эффективность выбранных направлений в работе с детьми и родителями по вопросу формирования первоначальных представлений детей о ЗОЖ в приобщении к гигиене полости.

Мной накоплен большой опыт проведения санитарно просветительской работы среди детей дошкольного возраста в виде своеобразных уроков здоровья на различные темы: о правильном уходе за полостью рта, о полноценном питании и здоровом образе жизни и т.д.


Диагностика уровня сформированности умений ухода за полостью рта

II младшая группа

Высокий уровень: умения сформированы прочно;

Средний уровень: умения находятся в стадии становления;

Низкий уровень: умения отсутствуют

Уровень представлений детей об элементарных средствах гигиены за полостью рта и о том, что полезно, а что вредно для зубов

Детям предлагается набор предметных картинок и система вопросов к ним.

1. Картинки щеток (зубная, обувная, для одежды и т.д.) Вопрос: Какая щетка есть у тебя дома? Найди зубную щетку? Для чего она нужна? Что еще нужно для того, чтобы почистить зубы?

2. Картинки мальчика, у которого перевязанная щека «болят зубы» и мальчик с зубной щеткой

Вопрос: Почему мальчик плачет? Если чистить зубы каждый день они будут болеть?

3. Картинки овощей, фруктов и сладостей.

Вопрос: Что полезно, а что вредно для зубов? и т.д.

Оценивалось по критериям:



Высокий уровень: Имеются общие представления детей о средствах гигиены за полостью рта и их назначение, может показать, что полезно для зубов.

Средний уровень: Представления находятся в стадии формирования: на вопросы утвердительно отвечает с помощью взрослого, знает средства гигиены.

Низкий уровень: Представления отсутствуют, затрудняется ответить на предложенные вопросы, узнает зубную щетку.

Уровень проявления активности и самостоятельности в применении умений по уходу за полостью рта:

Высокий уровень: самостоятельно выполняют, знают последовательность действий;

Средний уровень: выполняют, но нарушен алгоритм действий;

Низкий уровень: не выполняю, не знают алгоритма действий.
Диагностика уровня сформированности умений ухода за полостью рта

средняя группа

Уровень потребности в самостоятельном применении навыка в детском саду и дома (опрос родителей и наблюдения за действиями детей в детском саду, самостоятельное применение навыка)

Высокий уровень - навык сформирован прочно;

Средний уровень – навыков, находятся в стадии становления;

Ниже среднего – навык не сформирован.

Уровень сформированности первоначальных представлений о здоровом образе жизни

Высокий уровень – имеет представление об индивидуальности средств гигиены полости рта, имеет представления о пользе овощей и фруктов, имеет представление, от чего зависит здоровье зубов;



Средний уровень – представления не четкие, но может сформулировать при помощи взрослого;

Низкий уровень– представления отсутствуют

Уровень мотивации и заинтересованности родителями

Высокий уровень – устойчивая мотивация, связанная расширение знаний по вопросам педагогического и стоматологического аспекта при формировании навыков ухода за полостью рта.

Средний уровень – мотивация не устойчивая, представления родителей не четкие, не видят значение необходимости в формировании навыков ухода за полостью рта.

Низкий уровень – заинтересованность и мотивация отсутствуют, считают формирование навыков ухода за полостью рта вопросом времени и ребенок всему научится сам, без помощи взрослого.

При организации работы по формированию представлений о здоровом образе жизни и формированию КГН, навыков личной гигиены используется следующий учебно- методический комплекс:

  • Комплексная программа «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.

  • Тушин Б.Г. «Содержание и методика обучения детей дошкольного возраста навыкам гигиены полости рта» учебно-методическое пособие для студентов, воспитателей детских дошкольных учреждений

  • Гаврючина Л. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : методическое пособие.

  • Голицына Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей»

  •  Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации / Материалы Всероссийского совещания. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 320 с. 

Перспективный план II младшая группа Приложение №2



Месяц

Организованная образовательная деятельность

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

НОД

Совместная деятельность взрослого и детей

сентябрь


«Уроки Мойдодыра» Цель: Развивать понимание и значение необходимости гигиенических процедур, о важности ухода за полостью рта

Тематические игры «Молчанка» с водой во рту, «Пускание пузырей» в игровой форме учить детей удерживать воду во рту и выплевывать ее.

Рассматривание иллюстраций к сказке К. Чуковского «Мойдодыр»

Анкета для родителей детей дошкольного возраста «Уход за полостью рта у маленьких детей».

октябрь

«Каковы наши зубы» Цель: Формирование представлений о функции и строении зуба.

«Полезное – вредное» Цель: Формирование представлений о полезной и вредной пище для зубов.

Рисование краскам «Наши любимые фрукты», «Засолим огурцы в банки»

Памятка для родителей»

1.Причины и симптомы заболеваний зубов и полости рта



2.Правила гигиенического ухода за полостью рта.

ноябрь

«Для чего нужно чистить зубы» Цель: необходимость чистки зубов, познакомить детей с зубной щеткой и пастой

Игровое упражнение «У кого есть зубы?» Использовать картинки с изображением детенышей животных в процессе обсуждения. Чтение сказки И. Рахманинова «Почему у зайцев здоровые зубы»

Рассматривание иллюстраций к сказкам «Волк и семеро козлят», «Заяц -хваста»,

Консультация для родителей «Научите вашего ребенка ухаживать за зубами»


декабрь

«От чего болят зубки» Цель: Формирование ценностного отношения к своему здоровью, влияние пищи на здоровье зубов, «полезная пища»

Чтение сказки «Зубик – зазнайка»


Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Проведение опроса «Нужно ли детям лечить молочные зубы?»

январь

«Да здравствует зубной порошок» Цель: Дать детям возможность ощутить яркие моменты своей жизни, вызвать радость начала дня, создать оптимистическое настроение и позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам. Соотнести знания ребёнка о культуре тела и психогигиене с реальными его действиями по уходу за собой. 

«Сказка о зубной щетке и зубной пасте» Цель: формирование навыка правильно чистить зубы, пользуясь зубной щеткой и зубной пастой. Воспитывать привычку ежедневного ухода за зубами.

Рассматривание альбома «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны»

Организация фотовыставки «Я учусь быть здоровым».


февраль

«Как сохранить зубы здоровыми» Цель: Познакомить детей с предметами и средствами гигиены полости рта, показать отличие детской зубной щетки от взрослой

Чтение рассказа «Про мальчика Васю, у которого не было рта»


Отгадывание загадок, рассматривание самодельной книги «Азбука здоровья»

Консультация для родителей «О роли гигиенического ухода за полостью рта и рационального питания в профилактике стоматологических заболеваний».

март

«Учим куклу Дашу чистить зубы» Цель: познакомить детей с приемами чистки зубов со всех сторон вертикальными движениями зубной щетки и жевательные поверхности боковых зубов -горизонтальными

Показ кукольного спектакля «Хрюша и Степашка чистят зубы»

Тематические игры «Молчанка» с водой во рту, «Пускание пузырей» в игровой форме учить детей удерживать воду во рту и выплевывать ее.


Выставка рисунков «Полезные продукты», « Что нужно нашим зубкам?


апрель

«Наши зубы. Уход за зубами. Как есть правильно. Заботимся о своем здоровье. Как мы содержим зубы в чистоте» Цель: формировать навык  правильно ухаживать за зубами.  Объяснить, почему необходимо  беречь зубы с детства.

Беседа-рассуждение «Зачем нужен язык? Зубы?»

Игра «Что ты съел?»

У детей закрыты глаза, воспитатель предлагает съесть кусочек какого-то продукта и ответить на вопрос: «Что ты съел?»



Выпуск журнала для родителей и педагогов МБДОУ «Родной бережок» «Что такое здоровый образ жизни?»


май

«Чтобы наши зубки не болели никогда» Цель: Продолжать знакомить детей с правилами ухода за зубами;
Объяснить детям необходимость постоянного ухода за ними;
Воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы

«Подружись с зубной щеткой» Чтение рассказа «Королева – зубная щетка»





Консультация для родителей «Чтобы поход к стоматологу не был трагедией»

Перспективный план средняя группа Приложение №2



Месяц

Организованная образовательная деятельность

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

НОД

Совместная деятельность взрослого и детей

сентябрь


«Наши помощники - зубы» Цель: Раскрыть строение и функции зубов. Объяснить причину болезни зубов. Формировать потребность в сохранении зубов здоровыми. Приучать ребенка быть внимательным к себе, к состоянию своих зубов

Дидактическое упражнение «Что есть во рту?». Инсценировка «Здоровые закуски»


Рассматривание плакат “Строение зуба”, картинки с изображением детенышей животных.

Родительское собрание мультимедийная презентация «Для чего чистить зубы нужно»


октябрь

«Уход за зубами» Цель: Дать детям элементарные знания о строении зубов и о правильном уходе за ними.

Дидактическое упражнение “Какие у нас зубы?”


Загадывание загадок, знакомство с правилами ухода за зубами, дидактическое упражнение “Щетка для Буратино”, дидактическая игра “Уроки Мойдодыра”, игровое упражнение “Что полезно, а что вредно для зубов”.

Рекомендации по выбору предметов и средств гигиены полости рта, рациональному питанию


ноябрь

« Сохраним здоровые зубы»

Цель: довести до сознания детей необходимость данной процедуры.

 Воспитывать положительное отношение к выполнению правил личной гигиены; объяснить последствия ее несоблюдения.


Формировать представления детей о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Формировать представления об овощах и фруктах.

Игра «Что ты съел?»

У детей закрыты глаза, воспитатель предлагает съесть кусочек какого-то продукта и ответить на вопрос: «Что ты съел?»



Выставка рисунков «Полезные продукты», « Что нужно нашим зубкам?


декабрь

«Правила личной гигиены» Прививать устойчивое желание и умение заботиться о своем здоровье

Познакомить детей с выражением «Чистота – залог здоровья».



Познакомить детей с тем, кто такие «микробы» и со способами защиты от них

Сказка о короле Прикусе и зубе Мудрике

Отгадывание загадок, рассматривание самодельной книги «Азбука здоровья», раскрашивание картинок овощей. фруктов- полезной пищи

Подготовка подборки художественных произведений на гигиенические темы

январь

«Здоровые зубы, здоровью любы» Цель: Формирование умения правильно ухаживать за зубами (полоскать рот, пользоваться зубной щеткой), объяснить, почему необходимо беречь зубы с детства. Учить правильно, называть предметы туалета.

Дидактическая игра «Что вредно, а что полезно для зубов». Дети классифицируют полезные и вредные для зубов продукты.


Дидактическая игра «магазин здорового питания»

Рекомендации родителям: посмотрите вместе с детьми «Как научить ребенка чистить зубы» Доктор кролик и его друг бобер объяснят детям все, что они могли бы узнать об этом.

февраль

«Предметы индивидуального пользования».  Цель: формирование представлений об индивидуальности предметов личной гигиены, чем можно делиться и предлагать друг другу, а предметами индивидуального пользования, может пользоваться только тот, кому они принадлежат.

"В гости к тёте Зубной щётке".
Рассказ о зубах, правилах ухода за ними. Закрепление умения детей с технике чистки зубов и правил ухода за зубами.

Дидактическая игра «Возьми, что нужно для умывания, полоскания рта и чистки зубов»

Разработка памятки памятка для родителей «Чистим зубы правильно или 12 мифов о гигиене полости рта»

март

«Кто такие стоматологи и чем могут помочь стоматологи детям» 


Интересные высказывания о зубах: «Зуб на зуб не попадает». «Щелкает зубами». «Заговаривать зубы». Цель: помочь детям понять эти выражения

Дидактическая игра «Разложи правильно», игровое упражнение «Что полезно, а что вредно для зубов».

Анкетирование родителей «Что такое здоровый образ жизни, связываете ли вы здоровье полости рта с ЗОЖ», составление коллективного коллажа “Улыбка”.

апрель

"Подружись с зубной щеткой" Цель: Формировать у детей смысл гигиенических мероприятий по уходу за зубами (чистка зубов, полоскание рта после еды, посещение стоматолога при зубной боли и в целях профилактики зубных болезней); Положительно относиться к зубным врачам.

Решение проблемных ситуаций «Если я съем конфетку…», «Я забыл почистить утром зубы», «Моему другу нравиться моя зубная щетка….»

Самостоятельная подготовка к процедуре полоскания: рассматривание схемы, подготовка необходимых предметов

Практикум для родителей. «Здоровье в наших руках» Проблемные ситуации: «Зуб заболел»

май

«Чтоб свои родные зубки мог ты дальше сохранить» Цель: Познакомить детей с правилами ухода за зубами; Объяснить детям необходимость постоянного ухода за ними; Воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы


Просмотр с использованием ПК «Мюзикла о зубах»  Мультфильм рассказывает историю Фреда, зубы которого неожиданно начинают говорить и петь, чтобы сообщить ему, как важно чистить зубы и вообще ухаживать за ротовой полостью. 

Настольные игры»

Правила гигиены», «На приеме у врача», «Съедобное – несъедобное», «Хорошо - плохо»



Консультация для родителей «Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни»


Приложение №3

Анкета для родителей детей дошкольного возраста

Ф.И.О. ребенка_________________________________________________________

Раздел А: Уход за полостью рта у маленьких детей.

Пожалуйста, выберите один правильный ответ (отметить или обвести):

1. Как часто Вам следует чистить зубы своим детям? 1. Один раз в день 2. Два раза в день 3. Три раза в день 4. Не знаю

2. Какой размер зубной щетки наиболее лучше подходит для маленьких детей?



  1. Маленькая

  2. Средняя

  3. Большая

  4. Не знаю

3. Какое количество зубной пасты необходимо наносить на зубную щетку?

  1. Должна покрывать всю поверхность зубной щетки

  2. Должна покрывать только половину зубной щетки

  3. Небольшая капля

  4. Слегка смазать

  5. Не знаю

4. Где Вы должны стоять, когда чистите зубы своим детям?

  1. Перед ребенком

  2. За спиной ребенка

  3. Рядом с ним

  4. Не знаю

5. Какие 4 причины из ниже перечисленных являются наиболее опасными для детских зубов?

  1. Шоколад

  2. Варенье

  3. Сахар

  4. Конфеты

  5. Печенье

  6. Фрукты

  7. Сладкие напитки

6. В какое время лучше давать детям продукты и сладкие напитки, содержащие сахар?

  1. Только утром

  2. Только вечером

  3. Во время еды

  4. В любое время

  5. Не знаю

9. Вы когда-нибудь давали ребенку подслащенную детскую бутылочку перед сном?

  1. Да

  2. Нет

  3. Не уверен

10. Как Вы считаете, опасен ли кариес молочных зубов?

  1. Ничуть не важно

  2. Весьма важно

  3. Очень важно

  4. Не уверен

11. Когда ребенку следует первый раз прийти на осмотр к стоматологу?

  1. Когда у ребенка прорезался первый молочный зуб

  2. Когда у ребенка прорезались все молочные зубы

  3. Когда начинают прорезываться первые постоянные зубы

  4. Не знаю

12. Посещал ли Ваш ребенок стоматолога?

  1. Да

  2. Нет

13. Если Вы ответила Да на 12 вопрос, то что какие манипуляции проводили вашему ребенку при последнем визите к стоматологу?

  1. Проводили осмотр

  2. Проводили пломбирование зуба(ов)

  3. Удаляли зуб

  4. Проводили неотложные мероприятия при «острой боли»

  5. Другое лечение

  6. Не уверен

14. Если у вашего ребенка кариес молочного зуба, какое лечение Вы предпочтете?

  1. Оставить как есть

  2. Запломбировать

  3. Удалить

  4. Не уверен

Раздел Б: Ваш личный уход за полостью рта.

1. На сколько серьёзно Вы относитесь к своим зубам?



  1. Ничуть неважно

  2. Весьма важно

  3. Очень важно

  4. Не уверен

2. Как часто Вы посещаете стоматолога?

  1. Никогда не был

  2. Только, когда чувствую боль

  3. Через каждые 6 месяцев

  4. Раз в год

  5. Раз в 2 года

  6. Другой ответ

3. Как Вы в целом оцениваете здоровье ваших зубов?

  1. Отличное

  2. Очень хорошее

  3. Хорошее

  4. Среднее

  5. Плохое

Спасибо, что приняли участие в нашем анкетировании!






База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница