«заболевания органов средостение. Медиастениты»



Дата12.03.2017
Размер46,8 Kb.
ТипЗанятие
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ

УЗБЕКИСТАН
ТАШКЕНТСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по научной работе

Профессор Тешаев О.Р.

___________________________

«27» август 2015 г.

Кафедра: ФАКУЛЬТЕТСКОЙ И ГОСПИТАЛЬНОЙ ХИРУРГИИ



ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
Предмет: Госпитальная хирурги
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

на практическом занятии по теме:



«ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ СРЕДОСТЕНИЕ. МЕДИАСТЕНИТЫ»

Ташкент 2015

Составители:

Профессор Хакимов М.Ш.

Доцент Имамов А.А

Ассистент Ганиев Д.А.

Технология обучения утверждена:

На заседании кафедры протокол № 1 от «27» август 2015 г.



Тема: Заболевания органов средостение. Медиастениты.


  1. Модель технологии обучения на учебном занятии

Время – 6 часов

Количество студентов: 8-10 чел.

Форма учебного занятия

Практическое занятие (семинар) проводится в учебной комнате. Семинар проводится с применением методов«Черный ящик», «Паутина».

Место проведения занятия

Занятие проводится на кафедре факультетской и госпитальной хирургии лечебного факультета и ее клинической базе (учебная комната, палаты, перевязочные, поликлиники, расположенные во 2-клинике ТМА).

Структура учебного занятия

1. Введение

2. Практическая часть

- курация больных

- выполнение практических навыков

- обсуждение практической части

3. Теоретическая часть

- обсуждение теоретической части

4. Проведение оценки

- самооценка и взаимооценка

- оценка преподавателя



5. Заключение преподавателя. Оценка знаний. Предоставление вопросов по теме следующего занятия.

Цель учебного занятия:Ознакомить студентов с заболеваниями органов средостения, причинами их развития, особенностями клинического течения, течением осложненных форм, дифференциальной диагностикой, оптимальными методами лечения, ведением послеоперационного периода, реабилитацией больных.

Задачи преподавателя:

- Закрепить и углубить знания студентов об особенностях клиники и течения заболеваниями органов средостения

  • Разъяснитьпринципы проведения дифференциальной диагностики с другими заболеваниями.

  • Выработать у студентов навыки своевременного ран-него выявления и направление боль-ных на специали-зированные учреждения для лечения до развития грозных осложне-ний.

  • Ознакомить студен-тов принципами новых методов лечения и проведения профи-лактических мероприятий.

Результаты учебной деятельности:

Студент должен знать:

  • методов диагностики и дифференциальной диагностики и их осложнений;

  • расшифровку результатов инструментально-диагностических исследований для обоснования диагноза и выбора рационального лечения;

  • особенности предоперационной подготовки этой категории больных;

  • определить характер оперативных вмешательств и консервативного лечения, знать их особенности;

  • предупреждать осложнения во время и после операций;

  • приобрести определенные практические навыки в обследовании больных заболеваниями органов средостения;

  • научиться специальным методам обследования.

Студент должен уметь:

  • Выполнить практические навыки - приобрести определенные практические навыки в обследовании больных с заболеваниями органов средостения, выполнять специальные методами обследования данных больных, определить показания и противопоказания к хирургическим вмешательствам

Методы и техники обучения

Методы«Черный ящик», «Паутина».; ситуационные задачи, тесты по теме.

Средства обучения

Учебные пособия, учебные материалы, слайды, видео и аудиозаписи, история болезни.

Формы обучения

Индивидуальная работа, коллективная работа в группах, презентации.

Условия обучения

Аудитория, палата.

Мониторинг и оценка

Устный контроль: контрольные вопросы, выполнение учебных заданий в группах, выполнение практических навыков, письменный контроль: тестирование, самостоятельная работа студентов.


2. Мотивация

Внушение студентам необходимости своевременной адекватной операции до развития грозных осложнений, а при их развитии - знакомство с наиболее информативными и современными методами диагностики, хирургического лечения больных, знакомство с возможными осложнениями вне операции и операционного периода, их, профилактикой. Развитие клинического мышления студентов. Выработка современного взгляда на проблему вопроса с позиции мировой медицине и врача общей практики.


3. Межпредметные и внутрипредметные связи

Преподавание данной темы базируется на знании студентами основ анатомии, физиологии, патологической физиологии, патологической анатомии, микробиологии, биохимии, терапии, пропедевтики детских болезней, клинической фармакологии. Полученные в ходе занятия знания будут использованы при прохождении ВОП – педиатрии и других клинических дисциплин.


4. Содержание занятия

4.1. Теоретическая часть

Средостением называется часть грудной полости, ограниченная снизу диафрагмой, спереди грудиной, сзади грудным отделом позвоночника и шейками ребер, с боков плевральными листками (правой и левой медиастинальной плеврой). Выше рукоятки грудины средостение переходит в клетчаточные пространства шеи. Вследствие этого верхней границей средостения принято считать условную горизонтальную плоскость, проходящую по верхнему краю рукоятки грудины. В клинической практике удобно выделять четыре отдела средостения. Условная линия, проведенная от места прикрепления рукоятки грудины к телу грудины по направлению к IV грудному позвонку, делит средостение на верхнее и нижнее. Сердечная сумка делит нижнее средостение на передний, средний и зад­ний отделы. В верхнем средостении находятся проксимальные отделы трахеи и пищевода, вилочковая железа, дуга аорты и ее магистральные ветви, грудной лимфатический проток, левая и правая плечеголовные вены. В переднем средостении между перикардом и грудиной располагается дистальный отдел вилочковой железы, жировая ткань, лимфатические узлы. Среднее средостение содержит перикард, сердце, внутриперикардиальные отделы крупных сосудов, бифуркацию трахеи и главные бронхи, легочные артерии и вены, бифуркационные лимфатические узлы. В заднем средостении, ограниченном спереди бифуркацией трахеи и перикардом, а сзади нижнегрудным отделом позвоночника, расположен пищевод, нисходящий отдел грудной аорты, грудной лимфатический проток, симпатические и парасимпатические (блуждающие) нервы, лимфатические узлы.



Повреждения средостения

Выделяют открытые и закрытые повреждения средостения.



Кли­ника и диагности­ка: клинические про­явления травмы зави­сят от того, какой ор­ган средостения по­врежден, интенсивности внутреннего или на­ружного кровотечения. При закрытом повреж­дении средостения прак­тически всегда бывают внутренние кровоизлияния с формированием гематомы, которая мо­жет приводить к сдавлению жизненно важных органов (прежде всего тонкостенных вен средостения). При сдавлении возвратного нерва возникает сухой кашель, осиплость голоса; при сдавлении пограничного симпати­ческого ствола - синдром Горнера (птоз, миоз, эндофтальм).

Диагноз основывается на данных анамнеза (выяснение характера травмы), динамике симптомов болезни (развитие под­кожной эмфиземы, расстройств дыхания и др.).

При рентгеноло­гическом исследовании видно смещение средостения в ту или дру­гую сторону, его расширение, обусловленное кровоизлиянием. Значительное просветление тени средостения - симптом медиастинальной эмфиземы. Лечение направлено на нормализацию функций жизненно важных органов (сердца, легких). Проводят противошоковую терапию; при нарушении каркасной функции грудной клетки (вследствие невозможности активных дыхательных движений) при­меняют ИВЛ. Показания к хирургическому лечению: сдавление жизненно важных органов с резким нарушением их функции, разрывы пищевода, трахеи, главных бронхов, крупных кровенос­ных сосудов с продолжающимся кровотечением. Открытые повреждения обычно сочетаются с повреждением органов средостения, что сопровождается соответствующей симптоматикой, а также кровотечением, развитием медиастинальной эмфиземы. При открытых повреждениях средостения показано хирургическое лечение. Выбор метода операции зависит от характера повреждения, степени инфицирования раны, общего состояния больного.
Воспалительные заболевания

Острый медиастинит - острое гнойное воспаление клетчатки средостения, протекающее в большинстве случаев в виде флегмоны и гораздо реже в виде ограниченного гнойника – абсцесса. Чаще всего острый медиастинит возникает в результате открытых повреждений средостения, перфорации пищевода инородным телом, при инструментальном исследовании трахеи и главных бронхов, при несостоятельности швов после операций на пищеводе, при распространении глубоких флегмон шеи на клетчатку средостения.



Клиника и диагностика: острый гнойный медиастинит развивается быстро, приводя к тяжелому состоянию больных. Характерны ознобы, высокая температура тела, тахикардия, шок, одышка, колющие и распирающие боли в груди и шее. Локализация болей зависит от локализации воспалительного процесса. Боли усиливаются при разгибании шеи и отведении головы кзади, надавливании на грудину (при переднем медиастините), надавливании на задние отделы ребер (при заднем медиастините). Из-за болей больные принимают вынужденное положение (полусидячее с наклоном головы вперед), что уменьшает болевые ощущения. При перфорации пищевода, трахеи или бронхов возникает медиастинальная, а затем и подкожная эмфизема. В общем анализе крови выявляют высокий лейкоцитоз со сдвигом формулы влево, увеличение СОЭ. При рентгенологическом исследовании определяют расширение тени средостения, при перфорации полых органов - газ на фоне тени средостения.

Лечение: хирургическое, направлено прежде всего на устранение причины, вызвавшей острый медиастинит. При открытых повреждениях с наличием инородного тела в средостении, разрывах пищевода, трахеи или главных бронхов, несостоятельности швов пищеводных анастомозов показана экстренная операций с целью устранения источника инфицирования клетчаточных пространств средостения. Оперативное вмешательство завершают дренированием средостения. Некоторые хирурги рекомендуют проводить лечение острых медиастинитов с помощью активной аспирации из гнойного очага через двухпросветные дренажи, введенные в средостение. Через тонкий канал дренажной трубки к гнойному очагу подводят раствор антисептика (фурацилин, диоксидин, хлоргексидин) в сочетании с антибиотиками широкого спектра действия, протеолитические ферменты. Через более широкий канал проводят аспирацию экссудата. Длительное промывание гнойной полости с активной аспирацией позволяет удалить нежизнеспособные ткани, гной, подавить рост микробной флоры. В зависимости от локализации гнойника дренирование может быть осуществлено через шейный, трансторакальный, трансстернальный или лапаротомный доступ. Важная роль в лечении больных медиастинитом принадлежит массивной общей антибиотикотерапии, дезинтоксикационной, инфузионной терапии, парентеральному и энтеральному ("зондовому") питанию. "Зондовое" питание - капельное введение жидких питательных веществ и пищевых продуктов по тонкому зонду, про­веденному в двенадцатиперстную или тощую кишку с помощью эндоскопа. Хронический медиастинит (и фиброз средостения) может быть исходом острого медиастинита, а также туберкулеза, актиномикоза, сифилиса. Выделяют также неясной этиологии склерозирующий (идиопатический) медиастинит, характеризующийся разрастанием соединительной ткани по образованиям средостения. Хронический медиастинит наблюдают гораздо реже, чем острый.

Клиника и диагностика: симптоматика обычно скуд­ная - температура тела нормальная или субфебриальная, боли в грудной клетке неинтенсивные, хотя общее состояние больных постепенно ухудшается. Следствием длительного хронического ме­диастинита может быть фиброз клетчатки средостения, разраста­ние внутригрудных лимфатических узлов с последующим сдавлением жизненно важных органов - верхней полой вены, пищевода, трахеи, крупных бронхов. Диагноз основывают на данных анам­неза, выявляемого при рентгенологическом исследовании, расши­рении тени средостения, серологического исследования крови на туберкулез, актиномикоз, сифилис. Используют также рентгеноло­гическое исследование с контрастированием пищевода, верхней по­лой вены.

Лечение: у большинства больных медикаментозное, на­правленное на подавление воспалительного процесса, вызвавшего развитие хронического медиастинита (противотуберкулезная тера­пия, лечение актиномикоза актинолизатами и антибиотиками и др.). При идиопатическом склерозирующем медиастините применяют лу­чевую терапию, кортикостероиды. В случае сдавления жизненно важных образований средостения приходится прибегать к хирургическому лечению - удалению медиастинальных лимфатических узлов, ликвидации тяжей и сращений, вызвавших компрессию органов.

4.2. Используемый на данном занятии новые педагогические технологии


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»


Метод предусматривает совместную деятельность и активное участие в занятиях каждого студента, преподаватель работает со всей группой.

Каждый студент достает из «чёрный ящика» вопрос. (Варианты вопросов прилагаются.) Студенты должны подробно обосновать свой ответ.

На обдумывание каждого ответа студенту даётся 3 минуты. Затем ответы обсуждаются, даётся дополнение по этиопатогенезу, клиническому течению. В конце метода преподаватель комментирует правильность ответа, его обоснованность, степень активности студентов.

Данная методика способствует развитию речи студента, формированию основ критического мышления, т.к. в этом случае студент учится отстаивать своё мнение, анализировать ответы согруппников - участников этого конкурса.

Вариант аннотации:

Поставьте диагноз:24 летняя женщина считает себя больной в течении 2 дней. У больной наблюдаются проявления дисфагии, ухудшения общего состояния, высокая температура, отдышка, на рентгенограмме структура легочной ткани не изменена.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «ПАУТИНА»

Шаги:


  1. Предварительно студентам дается время для подготовки вопросов по пройденному занятию.

  2. Участники сидят по кругу.

  3. Одному из участников дается моток ниток, и он задает свой подготовленный вопрос (на который сам должен знать полный ответ), удерживая конец нити и перебрасывая моток любому студенту.

  4. Студент, получивший моток, отвечает на вопрос (при этом участник, задавший его, комментирует ответ) и передает эстафету вопроса дальше. Участники продолжают задавать вопросы и отвечать на них, пока все не окажутся в паутине.

  5. Как только все студенты закончат задавать вопросы, студент, держащий моток, возвращает его участнику, от которого получил вопрос, при этом задавая свой вопрос и т.д., до полного «разматывания» клубка.

Примечание: Предупредить студентов, что следует быть внимательными к каждому ответу, поскольку они не знают, кому бросят моток.


    1. Аналитическая часть

Ситуационные задачи:

24 летняя женщина считает себя больной в течении 2 дней. У больной наблюдаются проявления дисфагии, ухудшения общего состояния, высокая температура, отдышка, на рентгенограмме структура легочной ткани не изменена.

I. О каком заболевании идет речь:

А. эхинококкоз легких

Б. медиастинит*

В. дермоидная киста средостения

Г. тимома

Д. загрудинный зоб



5. Практическая часть
Выполнение задания по практическим навыкам (опрос больного, общий осмотр и осмотр частей тела, провести дифференциальный диагноз и обосновать окончательный диагноз, назначить соответствующую диету и плановое лечение).

1. ОПРОС БОЛЬНОГО, ОБЩИЙ ОСМОТР И ОСМОТР ЧАСТЕЙ ТЕЛА.


Цель:

- получение информации, необходимой для диагностики;

- оценка вероятности заболевания;

- определение других источников информации (родственники, другие врачи и т.п.);

- установление доверительных взаимоотношений с больным;

- оценка личности больного и его отношения к болезни (внутренняя картина болезни);



- оценить состояние сознания и психического статуса больного, его положение, общий вид, состояние внешних покровов и отдельных участков тела.

Показания: опрос обязательно для всех больных, находящихся в сознании; осмотр проводится всем больным.

Оснащение: хорошо освещенные палаты, кабинеты врачей, лампы дневного освещения.

Условия выполнения: отсутствие посторонних лиц, доверительная обстановка.



Мероприятие

Не выполнил

Полностью правильно выполнил

1

Расспрос паспортных данных

0

5

2

Сбор жалоб

0

15

3

Сбор анамнеза заболевания

0

20

4

Сбор анамнеза жизни

0

15

5

Эпидемиологический, аллергический анамнез

0

5

6

Объективный осмотр больного

0

5

7

Составит план обследования

0

5

8

Правильная постановка диагноза

0

5

9

Дифференциальная диагностика

0

20

10

Составит план лечения

0

5



Всего


0

100



2. ПРОВЕСТИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ И ОБОСНОВАТЬ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ.

Цель: обучить провести дифференциальный диагноз и обосновать окончательный диагноз.




Мероприятие

Не выполнил

Полностью правильно выполнил

1

Перечислить заболевания, клинические симптомы, которых сходны с данным заболеванием

0

25

2

Провести дифференциальную диагностику основных клинических синдромов

0

35

3

На основании жалоб, анамнеза, объективных данных и результатов лабораторно-инструментальных исследований, а также дифференциальной диагностики выставить окончательный диагноз

0

40



Всего


0

100



3. НАЗНАЧИТЬ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ДИЕТУ И ПЛАНОВОЕ ЛЕЧЕНИЕ.


Цель: Лечения болезни и добиться ремиссии



Мероприятие

Не выполнил

Полностью правильно выполнил

1

Изучение характеристики лечебных столов по Певзнеру

0

10

2

Правильный выбор диетического стола в соответствии с диагнозом

0

10

3

Оценка полноценности диеты

0

20

4

В соответствии с диагнозом, тяжестью заболевания и стадией назначение основной терапии

0

20

5

В соответствии с диагнозом, тяжестью заболевания и стадией назначение симптоматической терапии

0

20

6

Профилактическая мероприятия

0

20



Всего


0

100

6. Формы контроля знаний, навыков и умений

1. Устный;

2. Письменный;

3. Решение ситуационных задач;

4. Демонстрация освоенных практических навыков.
7. Критерии оценки текущего контроля




Успеваемость в %

Оценка

Уровень знаний студента

1

96-100%

Отлично

“5”


Полный правильный ответ на вопросы. Подводит итоги и принимает решения, творчески мыслит, самостоятельно анализирует. Ситуационные задачи решает правильно, с творческим подходом, с полным обоснованием ответа.

Активно, творчески участвует в интерактивных играх, правильно принимает обоснованные решения и подводит итоги, анализирует.



2

91-95%

Отлично

“5”


Полный правильный ответ на вопросы. Творчески мыслит, самостоятельно анализирует. Ситуационные задачи решает правильно, с творческим подходом, с обоснованием ответа.

Активно, творчески участвует в интерактивных играх, правильно принимает решения.



3

86- 90%

Отлично

“5”


Поставленные вопросы освещены полностью, но есть 1-2 неточности в ответе. Самостоятельно анализирует. Неточности при решении ситуационных задач, но при правильном подходе.

Активно участвует в интерактивных играх, принимает правильные решения.



4

81-85%

Хорошо

“4”


Поставленные вопросы освещены полностью, но есть 2-3 неточности, ошибки. Применяет на практике, понимает суть вопроса, рассказывает уверенно, имеет точные представления. Ситуационные задачи решены правильно, но обоснование ответа недостаточно полно.

Активно участвует в интерактивных играх, правильно принимает решения.



5

76-80%

Хорошо

“4”


Правильное, но неполное освещение вопроса. Понимает суть вопроса, рассказывает уверенно, имеет точные представления. Активно участвует в интерактивных играх. На ситуационные задачи дает неполные решения.

6

71-75%

Хорошо

“4”


Правильное, но неполное освещение вопроса. Понимает суть вопроса, рассказывает уверенно, имеет точные представления. На ситуационные задачи дает неполные решения.

7

66-70%

Удовлетво-

рительно


“3”


Правильный ответ на половину поставленных вопросов. Понимает суть вопроса, рассказывает уверенно, имеет точные представления только по отдельным вопросам темы. Ситуационные задачи решены верно, но нет обоснования ответа.

8

61-65%

Удовлетво-

рительно


“3”

Правильный ответ на половину поставленных вопросов. Рассказывает неуверенно, имеет точные представления только по отдельным вопросам темы. Допускает ошибки при решении ситуационных.

9

55-60%

Удовлетво-

рительно


“3”

Ответ с ошибками на половину поставленных вопросов. Рассказывает неуверенно, имеет частичные представления по теме. Ситуационные задачи решены неверно.


8. Технологическая карта занятия




Этапы занятия

Формы занятия

Продол-житель-ность в мин.

1

Вводное слово преподавателя (обоснование темы)




10

2

Обсуждение темы практического занятия, оценка исходных знаний студентов с использованием новых педагогических технологий (малые группы, ситуационные задачи, деловые игры, слайды, видеофильмы и др.)

Опрос, объяснение

50

3

Подведение итогов обсуждения




15

4

Перемена




5

5

Предоставление студентам наглядных пособий и дача пояснений к ним, осмотр тематических больных




40

6

Самостоятельная работа студентов по усвоению практических навыков




35

7

Перемена




40

8

Выяснение степени достижения цели занятия на основании освоенных теоретических знаний и по результатам практической работы и с учётом этого оценка деятельности группы

Устный опрос, письменный опрос, тесты, проверка результатов практической работы, дискуссия.

50

9

Перемена




5

10

Заключение преподавателя по данному занятию. Оценка знаний студентов по 100 балльной системе и её оглашение. Дача задания на следующее занятие (комплект вопросов)

Информация, вопросы для самостоятельной подготовки

15


9. Контрольные вопросы
1. Перечислите причины медиастинита.

2. Основная причина развития медиастинита.

3. Основные диагностические методы медиастинита.

4. Классификация медиастинита.

5. Показания к консервативному лечению медиастинита.

6. Показания к оперативному лечению медиастинита.

7. Общий принцип оперативного лечения при медиастинита.
10. Рекомендуемая литература
I. Основная:


  1. Хирургические болезни. Ш.И. Каримов, Ташкент, 2005.

  2. Хирургические болезни. Ш.И.Каримов, Н.Х.Шамирзаев, Ташкент, 1995.

  3. Хирургические болезни. Под ред.М.И.Кузина., Медицина, 2002.

  4. Методическое пособие по госпитальной хирургии. Назыров Ф.Г. с соав.Ташкент 2004г.

  5. Б.Брюс, В.С.Савелев “Хирургия”- перевод с английского ГЭОТАР Москва, 1997г.

  6. Дж. Мерта “ Справочник врача общей практики ” Москва. 1998г.

  7. Черноусов А.Ф. Медиастениты, Москва, 1997.

  8. Давыдов А.В., Николаев П.Р., Куприянов А.А. Хирургическое

лечение опухолей и кист средостения, Москва, 2000.

  1. Клиническая хирургия. Под ред. Панцырева Ю.М. М. «Медицина», 1988

  2. Воробьев А Справочник практического врача в 3х томах. 1990

  3. Конден Р., Нейхус Л. Клиническая хирургия Москва. Практика 1998

  4. Назиров Ф.Г., Денисов И.И., Улугбеков Э.Г. Справочник-путеводитель практикующего врача. Москва, 2000.

  5. Петровский Б.В. ред. Руководство по хирургии (в 12 томах) М. Медицина 1959-1966.


II. Дополнительная:

  1. Астапенко В.Г. Практическое руководство по хирургическим болезням. Минск, 2004.

  2. Савельев В.С. 50 лекции по хирургии. Москва 2004.

  3. Диагностический справочник хирурга – Астафуров В.Н. 2003.

  4. Лапароскопическая и торакоскопическая хирургия – Константин Франтзайдес. 2000.



  1. Адреса в Интернете по теме лекции:

www.rmj.net,

www.consilium-medicum.com,

www.mediasphera.ru,

www.laparoscopy.ru,

www.ehpb.com,

www.medmore.ru,

www.gastroportal.ru,

www.medilexicom.com,



www.encicloperdia.com,

www.omoc.su.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница