Задача для ребёнка. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе



Скачать 45,96 Kb.
Pdf просмотр
Дата23.11.2016
Размер45,96 Kb.
ТипЗадача

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Разработала учитель-логопед Кузнецова С.М.
ЗНАЧЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
Овладение навыками речи – достаточно сложная задача для ребёнка. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Звуки получаются с помощью комплекса движений всех артикуляционных органов (губы, зубы, язык, голосовые связки, мягкое и твёрдое нёбо, дыхательный аппарат). Правильное произношение звуков зависит от активной работы артикуляционного аппарата.
В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение.
Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано. У детей с речевыми нарушениями недостаточно развита моторика артикуляционного аппарата. Без её развития невозможно сформировать навыки правильного звукопроизношения.
Уже с младенческих дней ребёнок активно общается с помощью звуков и мимики, проделывает массу разнообразных артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения определёнными звуками (гуление, лепет). Такие движения и являются первым речевым этапом в жизни человека; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно.
Впоследствии сила мимических движений будет нарастать, и звуки станут складываться в коротенькие слова.
Как правило, происходит это в 7-8 месяцев.
Чтобы правильно произносить звуки, ребёнок должен научиться выполнять комплексы артикуляционных движений. В артикуляции принимают участие многие мышцы лица и органы дыхания. Если они недостаточно готовы к чёткому воспроизведению звуков, ребёнок не сможет порадовать родителей правильным звукопроизношением. Чтобы заранее подготовить
артикуляционные органы ребёнка к произнесению всех звуков родной речи, необходимо проводить с ним специальную артикуляционную гимнастику.
Помочь подобрать правильный комплекс упражнений может логопед. Ему достаточно одного сеанса, чтобы понять суть проблемы. Если нарушено звукопроизношение, он подскажет упражнения для коррекции нарушений.
Главная задача гимнастики – тренировка подвижности всех органов артикуляционного аппарата. Кроме того, артикуляционная гимнастика позволяет отрабатывать определенные положения губ, языка и мягкого нёба, чтобы малыш мог произносить звуки правильно.
Если родители ежедневно будут уделять артикуляционным тренировкам время, малыш очень скоро научиться произносить звуки правильно и складывать их в слова.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность артикуляционных органов.
Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее
«поставить» правильное звукопроизношение.
Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Развить речевые органы помогут два вида гимнастики: пассивная и активная.
Пассивная артикуляционная гимнастика

Пассивную артикуляционную гимнастику рекомендуют маленьким детям (до 2 лет) и дошкольникам старшего возраста, которые сами не в состоянии выполнять активную артикуляционную гимнастику из-за снижения подвижности губ и языка.
Пассивные движения нужно выполнять медленно и ритмично, повторяя каждое движение 3 - 4 раза. Делать пассивную гимнастику следует ежедневно, желательно 2 раза в день.
Периодически проверяйте, увеличилась ли в результате пассивных упражнений подвижность губ и языка ребёнка, и, когда это станет возможным, замените пассивную гимнастику комплексом активных упражнений.
Упражнения для губ.
Трубочка.

Указательными пальцами обеих рук соберите губы ребёнка в «трубочку».
Улыбка.

Указательными пальцами обеих рук растяните губы ребёнка.
Утиный клювик.

Захватите большими указательными пальцами одновременно верхнюю и нижнюю губы оттягивайте их вперед, как утиный клювик.
Поднимание верхней губы.

С помощью большого и указательного пальцев обеих рук приподнимите верхнюю губу ребёнка так, чтобы была видна верхняя десна.
Опускание нижней губы.

С помощью большого и указательного пальцев обеих рук опустите нижнюю губу ребёнка так, чтобы была видна нижняя десна.
Упражнения для языка.
Для выполнения может использоваться марлевая салфетка.
Отведение языка в стороны.

Большим и указательным пальцами правой руки возьмите кончик языка ребёнка и отведите его вправо. Язык должен коснуться правого уголка губ. Затем отведите язык влево так, чтобы он коснулся левого уголка губ.
Поднимание языка.

Приподнимите кончик языка ребёнка ручкой чайной ложки к верхней губе.
Активная артикуляционная гимнастика.
Активная артикуляционная гимнастика - это гимнастика для нижней челюсти, губ, щек и языка. Её ребёнок выполняет сам, повторяя движения, показанные взрослым. Артикуляционные движения бывают

- статическими (удержание органов артикуляции в определенной позе в течение 2
- 5 секунд), например, Заборчик, Хоботок, Иголочка, Блинчик, Чашечка, Грибок.
- динамическими (многократное повторение ребёнком одного и того же движения), например, Накажем язычок, Почистим зубки, Маляр, Лошадка,
Гармошка, Часики, Качели.
Как проводить артикуляционную гимнастику?
1.Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично: ежедневно 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-10 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
2.Прежде, чем начать занятия, желательно познакомить ребёнка с названиями артикуляционных органов.
3.
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Ребёнок должен видеть, что язык делает.
Ребёнок должен видеть и Ваше лицо, движения которого он копирует, и себя самого. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
4.Упражнения должны выполняться с максимально возможным усилием, но, на начальном этапе, в течение короткого отрезка времени. Каждое упражнение ребёнок повторяет от 2 до 4 раз, а взрослый следит, всё ли правильно он делает.
5.
Артикуляционную гимнастику необходимо проводить не торопясь, желательно под счёт, следя за точностью, координированностью движений, за полнотой объёма.
Затем темп упражнений можно увеличить, но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно.
6.Если у ребёнка не получается какое-то движение, не стоит огорчаться. Это служит сигналом к тому, что именно этот отдел мышц органов артикуляции нужно активно развивать, для чего определённый вид упражнений следует выполнять чаще остальных.
7.Артикуляционную гимнастику лучше проводить в игровой форме, что придаёт занятиям положительную эмоциональную окраску, создаёт у ребёнка позитивный настрой. Можно привлекать наглядно-игровой материал в виде игрушек и картинок. Можно рассказывать разного рода сказки про органы артикуляции. Дети очень любят сказку о весёлом язычке.

Артикуляционная сказка о весёлом язычке. (Автор Т. В. Мецлер)
Жил весёлый язычок
В маленьком домишке.
Превращался во что мог
На радость всем детишкам.
Вот он в блинчик превратился,
На сковородке развалился,
Распластался, растянулся
И в тарелке охладился.
Вот широко рот открылся,
Язычок поднялся вверх,
Потянулся, изогнулся
И стал чашечкой для всех.
А теперь язык наш колкий,
Стал он тонкий, как иголка.
Язычок свой потяни
И иголкой уколи.
На тонкой-тонкой ножке
Стоит грибок у дорожки.
Язык свой к нёбу прилепляй
И грибочек ты срывай.
А теперь, вот, погляди –
Это скачут лошади.
Языком пощёлкай ты,
Как копытами они.
Ходят часики «тик-так» –
Не остановишь их никак.
Влево – тик, вправо – так,
Вот и ты умеешь так!
Может быть, кто-то удивится, но круглые сладкие конфеты-леденцы – это отличный логопедический тренажёр. Одно из артикуляционных упражнений так и называется – «Вкусная конфета». Суть его в том, чтобы положить
конфету в рот, сомкнуть губы и передвигать конфету во рту из одной щеки в другую. На выбор можно выполнять следующие упражнения:
- Сжать леденец губами и попробовать удерживать конфету 5-10 секунд.
- Приоткрыть рот, сделать языком «чашку», положить в «чашку» конфету и попробовать удержать леденец в этой «чашке».
- Поднять широкий язык к нёбу вместе с леденцом, стараясь изобразить
«грибок».
Однако если родители считают, что сладкое детям вредно, конфету всегда можно заменить самим языком. От такого упражнения будет тройная польза: без переизбытка сладкого, развиваются не только щёчные мышцы, но и мышцы языка. Но если конфет всё же много, то не стоит отказываться от случая потренировать органы артикуляции.

Каталог: files
files -> Детская стоматология
files -> Лекция №1. «Введение. Анатомо-физиологические аспекты органов ротовой полости и их особенности у различных видов животных»
files -> Стоматология
files -> Стоматология
files -> Учебный план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Стоматологическая помощь населению»
files -> Учебно-тематический план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Стоматологическая помощь населению»
files -> Терапевтическая стоматология


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница