Задания муниципального этапа XXVII всероссийской олимпиады школьников по биологии. Республика Марий Эл – 2010-11 уч год



Скачать 330,97 Kb.
страница1/2
Дата27.07.2018
Размер330,97 Kb.
  1   2

Задания
муниципального этапа XXVII Всероссийской олимпиады
школьников по биологии. Республика Марий Эл – 2010-11 уч. год


11 класс

Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в муниципальном туре Всероссийской олимпиады по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите и будьте внимательны. Ответы заносите в матрицу ответов, котоуюй вы сдадите в конце работы.

Максимально за все задание вы можете набрать 152 балла.

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 60 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

  1. В благоприятных условиях спора бактерии:
    а) делится, образуя 3 – 6 новых спор;
    б) сливается с другой спорой с последующим делением;
    в) погибает;
    г) прорастает в новую бактериальную клетку.

  2. Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:
    а) зеленых;
    б) красных;
    в) бурых;
    г) сине-зеленых.

  3. В клетках грибов нельзя обнаружить:
    а) вакуоли;
    б) митохондрии;
    в) пластиды;
    г) рибосомы.

  4. Сфагнум размножается:
    а) семенами;
    б) пыльцой;
    в) спорами;
    г) зооспорами.

  5. Большинство клеток зародышевого мешка цветковых растений имеет:
    а) гаплоидный набор хромосом;
    б) диплоидный набор хромосом;
    в) триплоидный набор хромосом;
    г) тетраплоидный набор хромосом.

  6. Человек употребляет в пишу орган(-ы) цветной капусты:
    а) видоизмененную верхушечную почку;
    б) утолщенный реповидный стебель;
    в) видоизмененное соцветие;
    г) боковые видоизмененные почки.

  7. Соцветие колос характерно для:
    а) ландыша;
    б) сирени;
    в) ржи;
    г) подорожника.

  8. Семена без эндосперма у:
    а) клещевины;
    б) липы;
    в) томата;
    г) частухи подорожниковой.

  9. Корневые шишки – это сильно утолщенные:
    а) придаточные корни;
    б) корневые волоски;
    в) главные корни;
    г) воздушные клубни.

  10. Соплодие характерно для:
    а) груши;
    б) ананаса;
    в) банана;
    г) айвы.

  11. К корнеотпрысковым растениям относят:
    а) облепиху крушиновидную;
    б) осот полевой;
    в) осину дрожащую;
    г) все перечисленные растения.

  12. Ваниль душистая – многолетняя цепляющаяся лиана сем. Орхидные. В кондитерском производстве используют ее:
    а) стебли;
    б) стебли и листья;
    в) соцветия;
    г) плоды.

  13. Манную крупу изготовляют из:
    а) пшеницы;
    б) проса;
    в) овса;
    г) ячменя.

  14. Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является:
    а) развитие из спор;
    б) наличие цветка;
    в) развитие из семени;
    г) редукция спорофита.

  15. Простейшие, ведущие исключительно паразитический образ жизни:
    а) корненожки;
    б) жгутиконосцы;
    в) солнечники;
    г) споровики.

  16. Муха цеце является переносчиком трипанозом, вызывающих у человека:
    а) сонную болезнь;
    б) восточную язву;
    в) малярию;
    г) кокцидиоз.

  17. Изучение добытого экземпляра губки выявило наличие у нее прочного, но хрупкого кремниевого скелета. Наиболее вероятно, что данная губка является:
    а) мелководным обитателем;
    б) глубоководным обитателем;
    в) наземным обитателем;
    г) обитателем приливно-отливной зоны.

  18. Спектр цветового зрения у медоносной пчелы:
    а) такой же, как у человека;
    б) сдвинут в инфракрасную часть спектра;
    в) сдвинут в ультрафиолетовую часть спектра;
    г) значительно шире, чем у человека, в обе стороны спектра.

  19. Развитие личинок из яиц, отложенных аскаридами происходит:
    а) при температуре 37оС, высокой концентрации СО2, в течение двух недель;
    б) при температуре 20-30оС, высокой концентрации СО2, в течение двух недель;
    в) при температуре 37оС, высокой концентрации О2, в течение недели;
    г) при температуре 20-30оС, высокой концентрации О2, в течение двух недель.

  20. В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:
    а) пищеварительная система;
    б) выделительная система;
    в) кровеносная система;
    г) нервная система.

  21. Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:
    а) груди и брюшка;
    б) груди;
    в) головогруди и брюшка;
    г) головогруди.

  22. Рабочие пчелы являются:
    а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;
    б) самками, у которых на развиты половые железы;
    в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;
    г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц.

  23. Морские игуаны, живущие на Галапагосских островах, выводят избыток соли из организма:
    а) с мочой;
    б) через солевые железы;
    в) через поры в коже;
    г) с экскрементами.

  24. У страуса нанду насиживает яйца и опекает птенцов:
    а) только самка;
    б) только самец;
    в) по очереди оба родителя;
    г) приемные родители, в гнездо которых подброшены яйца.

  25. Самые большие гнезда среди птиц строят:
    а) орлы;
    б) пеликаны;
    в) страусы;
    г) африканские ткачики.

  26. Из перечисленных организмов наиболее прогрессивными чертами строения обладают:
    а) амеба;
    б) дождевой червь;
    в) гидра;
    г) вольвокс.

  27. Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:
    а) жаба – кролик – крокодил – акула;
    б) акула – лягушка – крокодил – кролик;
    в) акула – крокодил – лягушка – кролик;
    г) крокодил – акула – жаба – собака.

  28. Наибольшее видовое многообразие обитателей Мирового океана наблюдается:
    а) на коралловых рифах;
    б) в открытом океане в тропиках;
    в) в приполярных областях;
    г) в глубоководных впадинах.

  29. Считается, что при переносе информации из кратковременной памяти в долговременную теряется информации:
    а) 5%;
    б) 10%;
    в) 50%;
    г) более 90%.

  30. Целлюлоза, попавшая в желудочно-кишечный тракт человека:
    а) не расщепляется из-за отсутствия специфического фермента;
    б) частично расщепляется бактериями в толстом кишечнике;
    в) расщепляется α-амилазой слюны;
    г) расщепляется панкреатической α-амилазой.

  31. Какова реакция среды в двенадцатиперстной кишке:
    а) слабокислая;
    б) нейтральная;
    в) слабощелочная;
    г) щелочная.

  32. Не известны гормоны, которые являются производными:
    а) белков;
    б) аминокислот;
    в) липидов;
    г) углеводов.

  33. В процессе пищеварения переваривании белки расщепляются до:
    а) глицерола;
    б) жирных кислот;
    в) моносахаридов;
    г) аминокислот.

  34. Такие симптомы как поражение слизистой оболочки рта, шелушение кожи, трещины губ, слезоточивость, светобоязнь, указывают на недостаток:
    а) токоферола;
    б) пиридоксина;
    в) рибофлавина;
    г) фолиевой кислоты.

  35. Рецептор кожи, реагирующий на холод:
    а) тельце Пчини;
    б) тельце Мейснера;
    в) нервное сплетение вокруг волосяной луковицы;
    г) колба Краузе.

  36. К вирусным заболеваниям не относится:
    а) корь;
    б) клещевой энцефалит;
    в) краснуха;
    г) дифтерия.

  37. Пищевая цепь – это:
    а) последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которой является пищей для следующего;
    б) последовательное прохождение пищи по различным разделам пищеварительного тракта;
    в) зависимость растений от травоядных животных, их, в свою очередь, от хищников;
    г) совокупность всех пищевых связей в экосистеме.

  38. Постоянное вмешательство со стороны человека требуется для существования:
    а) экосистем пресных вод;
    б) природных экосистем суши;
    в) экосистемы Мирового океана;
    г) агроценозов.

  39. В природных условиях естественными носителями возбудителя чумы являются:
    а) птицы;
    б) грызуны;
    в) копытные;
    г) человек.

  40. В обширных лесных массивах Севера часто проводятся так называемые концентрированные рубки с использованием тяжелой техники, которые приводят:
    а) к смене лесных экосистем болотными;
    б) к опустыниванию или полному разрушению экосистем;
    в) к увеличению доли более ценных с точки зрения хозяйства пород деревьев;
    г) к процессу превращения в почве органических остатков в гумус.

  41. Листья суккулентов – растений засушливых местообитаний – характеризуются:
    а) редуцированными устьицами; недифференцированным мезофиллом; отсутствием кутикулы; развитой аэренхимой;
    б) частым рассечением, отсутствием механической ткани;
    в) толстой кутикулой; мощным восковым налётом; клетками с крупными вакуолями; погружёнными устьицами;
    г) хорошо развитой склеренхимой; преобладанием связанной воды.

  42. Из названных организмов к надцарству прокариот относится:
    а) эвглена зеленая;
    б) инфузория-туфелька;
    в) амеба;
    г) стафилококк.

  43. На графиках 1-4 показано изменение количества ДНК в клетке в ходе клеточного цикла. Выберите график, который верно отображает изменения количества ДНК в ходе МЕЙОЗА.

а) 1


б) 2

в) 3


г) 4

  1. Наука, изучающая развитие живой природы по отпечаткам и окаменелостям, которые находят в земной коре:
    а) систематика;
    б) история;
    в) палеонтология;
    г) эволюция.

  2. Первые наземные позвоночные произошли от рыб:
    а) лучеперых;
    б) кистеперых;
    в) цельноголовых;
    г) двоякодышащих.

  3. Контуры тела летяги, сумчатой летяги, шерстокрыла очень сходны. Это является следствием:
    а) дивергенции;
    б) конверген­ции;
    в) параллелизма;
    г) случай­ного совпадения.

  4. Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс:
    а) митоза;
    б) мейоза;
    в) оплодотворения;
    г) опыления.

  5. Одно из положений клеточной теории гласит:
    а) при делении клетки хромосомы способны к самоудвоению;
    б) новые клетки образуются при делении исходных клеток;
    в) в цитоплазме клеток содержатся различные органоиды;
    г) клетки способны к росту и обмену веществ.

  6. При партеногенезе организм развивается из:
    а) зиготы;
    б) вегетативной клетки;
    в) соматической клетки;
    г) неоплодотворенной яйцеклетки.

  7. Матрицей для трансляции служит молекула:
    а) тРНК;
    б) ДНК;
    в) рРНК;
    г) иРНК.

  8. Кольцевая ДНК характерна для:
    а) ядер грибов;
    б) клеток бактерий;
    в) ядер животных;
    г) ядер растений.

  9. Разделить клетки, органоиды или органические макромолекулы по их плотности можно с помощью метода:
    а) хроматография;
    б) центрифугирование;
    в) электрофорез;
    г) авторадиография.

  10. Мономерами нуклеиновых кислот являются:
    а) азотистые основания;
    б) нуклеозиды;
    в) нуклеотиды;
    г) динуклеотиды.

  11. Ионы магния входят в состав:
    а) вакуоли;
    б) аминокислот;
    в) хлорофилла;
    г) цитоплазмы.

  12. В процессе фотосинтеза источником кислорода (побочного продукта) является:
    а) АТФ
    б) глюкоза;
    в) вода;
    г) углекислый газ.

  13. Из компонентов растительной клетки вирус табачной мозаики поражает:
    а) митохондрии;
    б) хлоропласты;
    в) ядро;
    г) вакуоли.

  14. Из названных белков ферментом является:
    а) инсулин;
    б) кератин;
    в) тромбин;
    г) миоглобин.

  15. В хлоропластах растительных клеток светособирающие комплексы расположены
    а) на наружной мембране;
    б) на внутренней мембране;
    в) на мембране тилакоидов;
    г) в строме.

  16. Неаллельное взаимодействие генов при дигибридном скрещивании может дать во втором поколении расщепление:
    а) 1:1;
    б) 3:1;
    в) 5:1;
    г) 9:7.

  17. При браках между людьми европеоидной и негроидной расы во втором поколении обычно не бывает людей с белым цветом кожи. Это связано с:
    а) неполным доминированием гена пигментации кожи;
    б) полимерностью генов пигментации кожи;
    в) эпигеномной наследственностью;
    г) нехромосомной наследственностью.


Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

  1. Бактерии вызывают заболевания:
    I. возвратный тиф.
    II. сыпной тиф.
    III. малярия.
    IV. туляремия.
    V. гепатит.
    а) II, IV;
    б) I, IV, V;
    в) I, II, IV;
    г) II, III, IV, V.

  2. Корни могут выполнять функции:
    I. образования почек.
    II. образования листьев.
    III. вегетативного размножения.
    IV. поглощения воды и минеральных веществ.
    V. синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов.
    а) II, III, IV;
    б) I, II, IV, V;
    в) I, III, IV, V;
    г) I, II, III, IV.

  3. Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:
    I. корень погибнет.
    II. все растение погибнет.
    III. рост корня в длину прекратится.
    IV. растение выживет, но будет слабым.
    V. начнут расти боковые и придаточные корни.
    а) III, IV, V;
    б) III, V;
    в) I, IV, V;
    г) II, IV, V.

  4. Среди паукообразных развитие с метаморфозом характерно для:
    I. пауков.
    II. клещей.
    III. сольпуг.
    IV. сенокосцев.
    V. скорпионов.
    а) II;
    б) II, III;
    в) I, IV;
    г) I, II, III, V.

  5. Животными, ведущими прикрепленный (сидячий) образ жизни, но имеющими свободноплавающих личинок, являются:
    I. кораллы.
    II. губки.
    III. асцидии.
    IV. коловратки.
    V. усоногие раки.
    а) I, II, III, IV;
    б) I, II, III, V;
    в) I, III, IV;
    г) I, II, III, IV, V.

  6. Хорда сохраняется в течение всей жизни у:
    I. окуня.
    II. осетра.
    III. акулы.
    IV. миноги.
    V. ланцетника.
    а) I, II, III, IV;
    б) III, IV, V;
    в) II, III, V;
    г) II, IV, V.

  7. Нерестится только один раз в жизни:
    I. севрюга.
    II. сардина.
    III. горбуша.
    IV. красноперка.
    V. речной угорь.

а) II, III, V;
б) III, V;
в) I, III, V;
г) I, II, III, V.

  1. Аллантоис выполняет у амниот функцию:
    I. газообмена.
    II. терморегуляции.
    III. запасания воды.
    IV. накопления мочи.
    V. пищеварения.
    а) I, III, IV;
    б) I, IV;
    в) I, II, IV, V;
    г) I, II, III, IV.

  2. В почечном клубочке в норме практически не фильтруются:
    I. вода.
    II. глюкоза.
    III. мочевина.
    IV. гемоглобин.
    V. альбумин плазмы.
    а) I, II, III;
    б) I, III, IV, V;
    в) II, IV, V;
    г) IV, V.

  3. Каждая популяция характеризуется:
    I. плотностью.
    II. численностью.
    III. степенью изоляции.
    IV. независимой эволюционной судьбой.
    V. характером пространственного распределения.
    а) I, II, V;
    б) I, IV, V;
    в) II, V;
    г) II, III, IV.

  4. К хищникам, как правило охотящимся из засады, относятся:
    I. волк.
    II. рысь.
    III. ягуар.
    IV. гепард.
    V. медведь.
    а) II, III, IV, V;
    б) I, IV;
    в) I, II, III, V;
    г) II, III, V.

  5. Из перечисленных животных в состав тундрового биоценоза входят:
    I. белка.
    II. хорек.
    III. песец.
    IV. лемминг.
    V. зеленая жаба.
    а) I, II, III, IV;
    б) II, III, IV, V;
    в) III, IV;
    г) III, IV, V.

  6. Аналогичные органы, развившиеся в ходе эволюции:
    I. жабры рыбы и жабры рака.
    II. крылья бабочки и крылья птицы.
    III. усики гороха и усики винограда.
    IV. волосы млекопитающих и перья птицы.
    V. колючки кактуса и колючки боярышника.
    а) I, III, IV, V;
    б) I, II, IV, V;
    в) I, II, III, V;
    г) I, II, III, IV.

  7. Из названных полимеров к неразветвленным относятся:
    I. хитин.
    II. амилоза.
    III. гликоген.
    IV. целлюлоза.
    V. амилопектин.
    а) I, II, IV;
    б) I, II, III, IV;
    в) II, IV, V;
    г) III, IV, V.

  8. В организме человека гормональные функции выполняют соединения:
    I. белки и пептиды.
    II. производные нуклеотидов.
    III. производные холестерина.
    IV. производные аминокислот.
    V. производные углеводов.
    а) III, IV, V;
    б) I, III, IV,
    в) III, V;
    г) II.

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25.

        1. Печеночные мхи – низшие растения.

        2. Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.

        3. Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.

        4. После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.

        5. У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.

        6. Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.

        7. У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.

        8. У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем у их диких предков.

        9. Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.

        10. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.

        11. В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.

        12. В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.

        13. Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов.

        14. Мозг человека потребляет примерно вдвое больше энергии на грамм веса, чем у крысы.

        15. При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов.

        16. С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.

        17. Можно изучать кругообороты питательных веществ посредством ввода радиоактивных маркеров в природные или искусственные экосистемы.

        18. Суккуленты легко переносят обезвоживание.

        19. Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии.

        20. Дрейф генов может играть роль эволюционного фактора только в очень малочисленных популяциях.

        21. Генетическая информация у всех живых организмов хранится в виде ДНК.

        22. Каждой аминокислоте соответствует один кодон.

        23. У прокариот процессы трансляции и транскрипции происходят одновременно и в одном и том же месте.

        24. Самые крупные молекулы в живых клетках – молекулы ДНК.

        25. Все наследственные заболевания связаны с мутациями в хромосомах.

Часть IV Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия и биологические задачи. Общее количество баллов по этой части – 37.

Задача 1. (12 баллов – по 0,5 балла за каждую верную позицию).

На рисунках слева изображены насекомые, справа – их конечности. Определите:

1) названия насекомых

2) какому насекомому принадлежит каждая из изображённых здесь ног.

3) функцию изображенной ноги

4) отряд, к которому принадлежит данное насекомое





Задача 2. (6 баллов – при условии ответов на все вопросы)

В семье оба супруга здоровы. У них трое детей: здоровая дочь, сын, больной ихтиозом (заболевание кожи) и сын-дальтоник. Известно, что дед детей по матери был дальтоником, но имел здоровую кожу. Дальтонизм и ихтиоз обусловлены рецессивными аллелями генов, находящимися в Х-хромосоме на расстоянии 28% кроссинговера.  

A) Какова вероятность рождения в этой семье здорового сына?  

Б) Какова вероятность рождения в этой семье сына с одной аномалией?  

В) Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с генотипом отца?

Задача 3. (4 балла – при условии выбора правильного ответа и подробном его объяснении).

Аллели IA и IB, находящиеся в 9-й хромосоме, ответственны за группы крови A и B, соответственно. Группа крови 0 возникает в том случае, если эти аллели отсутствуют, либо не происходит их экспрессия. Аллели IA и IB экспрессируются только в том случае, если в хромосоме 19 присутствует доминантный аллель другого гена - H в гомозиготном, либо гетерозиготном состоянии. Рецессивный аллель этого гена обозначен h. У Ивана группа крови AB. У его сестры Елены группа крови A, тогда как их отец имеет группу крови 0. Следовательно, генотипы матери и отца соответствуют букве:  

а) HH IAIB × Hh i0i0

б) Hh IBi0 × hh IAi0

в) hh i0i0 × hh IAi0  

г) hh IBi0 × Hh i0i0



Задача 4. (6 баллов – на первый вопрос 3 балла; на второй – 1 балл; на третий – 2 балла при наличии подробных объяснений)

У человека известен синдром Картагенера, который характеризуется предрасположенностью к бронхолегочным заболеваниям и синуситам, бесплодием, а также ровно в половине случаев (статистически достоверно) зеркальным относительно обычного расположением внутренних органов (т. е. сердце справа, печень слева и т. д.). Известно, что заболевание вызывается мутацией гена, ответственного за синтез динеина, – одного из компонентов ресничек или жгутиков.

1) Объясните причины симптомов данной болезни.

2) Почему зеркальное расположение органов наблюдается ровно в половине случаев?

(Подсказка. До некоторого периода развития эмбрион полностью симметричный. Поворот органов происходит на 10 неделе внутриутробной жизни и обусловлен движением ресничек.)

3) Почему, несмотря на наблюдаемое бесплодие при этом синдроме, всё равно рождаются дети с синдромом Картагенера? (Предположите характер наследования этого синдрома).



Задача 5. . Установите соответствие между описанием молекул и их биологической ролью. (3 балла – по 0,6 балла за правильную позицию)

А. Линейные гетерополимеры, состоящие из остатков аминокислот

1. Хранение, передача и реализация наследственной информации

Б. Гомополимер β-глюкозы

2. Сократительные волокна мышц

В. Гомополимер, мономер которого – амино-производное глюкозы.

3. Клеточные стенки растительных клеток

Г. Линейные гетерополимеры, состоящие из нуклеотидов

4. Гормоны коркового слоя надпочечников

Д. Производные холестерола

5. Внешний скелет членистоногих

Задача 6. Сопоставьте болезни, их возбудителей и способ переноса возбудителя. (6 баллов – по 0,5 балла за каждую верную позицию).

Обозначьте способы переноса цифрами:

а возбудителей буквами:

1 – через пищу и воду

В – вирусы

2 – при укусе животного

Б – бактерии

3 – раневая инфекция

П – простейшие

4 – при непосредственном контакте, через кровь




5 – воздушно-капельный путь




Болезни: ветряная оспа, холера, СПИД, малярия, столбняк, бешенство

ответЫ

на задания муниципального этапа XXVII Всероссийской олимпиады школьников по биологии. Республика Марий Эл 2010-11 уч. год. 11 класс


Каталог: DswMedia
DswMedia -> Беседа с родителями: «Здоровые зубы». Кариес и его профилактика. Задачи
DswMedia -> Цель артикуляционной гимнастики
DswMedia -> Памятка для родителей «Правила проведения артикуляционной гимнастики»
DswMedia -> Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики
DswMedia -> «Артикуляционная гимнастика с детьми»
DswMedia -> «развитие артикуляционного аппарата у детей»
DswMedia -> Занятие по правиловедению, а о чем пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку: Оля ядрышки грызет
DswMedia -> Чем помочь до приезда «Скорой» Как верно оценить ситуацию и грамотно помочь при самых острых приступах, когда дорога каждая минута. Гипертонический криз
DswMedia -> Пояснительная записка Хотелось бы более подробно остановиться на использовании в своей работе при проведении занятий с детьми с зпр таких нетрадиционных техник как
DswMedia -> Конспект занятия по конструированию из природного материала «Северный олень»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница