«Зимняя и летняя обувь верхнесосьвинских манси» Сивцова Татьяна, мкоу дод «Хулимсунтская детская школа искусств»



Скачать 19,65 Kb.
Дата20.07.2018
Размер19,65 Kb.
«Зимняя и летняя обувь верхнесосьвинских манси»

Сивцова Татьяна,

МКОУ ДОД «Хулимсунтская детская школа искусств»

Руководитель: Маслова Н.К.

п. Хулимсунт, Березовский район

Верхнесосьвинские манси – это группа северных манси, живущих в верховьях реки Северная Сосьва. Для данной группы манси характерны такие виды хозяйственной деятельности как рыболовство и охота. Оленеводство для верхнесосьвинских манси было не характерным занятием. Разведение оленей манси Северной Сосьвы заимствовали целиком от самоедов, от них же заимствована упряжка и тип нарты. Оленеводами в полном смысле слова манси назвать нельзя, так как численность оленей не превышает 200 на человека, обычное же количество 40 – 30 и даже 10 штук. Летом оленьи стада угоняли пасти на Урал.

На Северной Сосьве в 20 – 30-х г.г. XX века в поселениях Хулюмсунт и Хангласы были семьи, которые нанимались пастухами на один, а то и на два сезона, и вместе с семьями и необходимым имуществом уходили в горы пасти стада оленей. За время работы и проживания в горах мужчины занимались охотой, выпасом оленей своих собственных и чужих, занимались забоем небольшого количества взрослых быков. Женщины в это время занимались домашним хозяйством, заботились о детях, занимались обработкой оленьих шкур.

И мужчины, и женщины зимой носили длинные до бёдер кисы (ваи), сшитые из оленьего камуса мехом наружу, для мужчин иногда шили ваи из лосиного камуса, но они были не такими теплыми как оленьи. Под кисы (ваи) недевали меховые чулки – чижи, сшитые ворсом внутрь. Между подошвой кисов и чижами делали прокладку из сухой травы для лучшей теплоизоляции, она впитывает влагу и не дает ногам промокнуть. Для закрепления на ногах кисов женщины плели специальные подвязки для обуви из шерстяных нитей. Для повседневного использования плели узкие подвязки из простых нитей, а праздничный вариант изготавливали из ярких шерстяных нитей с красивым переплетением по цвету, концы подвязок украшали яркими пышными кистями.

Охотничьи няры шили из лосиных камусов, предварительно прокопченных, чтобы предать им твердость и непромокаемость. Для шитья няр использовали лосиные жилы.

Летнюю обувь совья ваи, шили из кожи. Подошва у такой обуви мягкая, а по покрою напоминает тапочки.

Из полевого дневника В.Н. Чернецова: «Совья вай – чулки из оленьей замши с подошвой из лошадиного камуса. Подошва пришита сборчатым швом так, что края её загнуты кверху. Передняя часть из кожи, окрашенной охрой. К переднему концу подошвы пришиты два тонких ремешка, которые продеваются по краю подошвы в имеющиеся там петли и тем самым не дают ей хлябать на ноге. Концы ремешков привязываются на щиколотке. Чтобы чулок не съезжал, он привязывается к поясу ремешком, пришитым для этого к верхнему краю чулка и, кроме того, подвязывается под коленом (Выпускная квалификационная работа 2007).

Самым лучшим средством для выделки шкур манси считали отвар из рыбьих внутренностей. Никогда не использовали жирные внутренности нельмы, муксуна, налима – выделанная ими шкура не будет греть в мороз. В крайнем случае, можно воспользоваться печенью окуня, сырка или щуки, но кишки этих рыб не берут. Лучшими для этой цели считаются внутренности чебака и язя (Уроки Евдокии Ерныховой 1997: 138).

В ХХI веке нет необходимости населению нашего региона носить традиционную зимнюю и летнюю обувь, ее уже давно заменила обувь фабричного производства. Хотя можно встретить, например, охотничьи нары, где низ выполнен не из прокопченной шкуры лося, а взята часть из так называемых «унтов» - обуви газовиков и нефтяников. Верх такой обуви выполнен традиционным способом.

В настоящее время лишь некоторые из мастериц еще умеют шить традиционную зимнюю взрослую или детскую обувь из оленьих, лосиных или коровьих камусов (шкура ног животного). Чаще всего сейчас шьют бурки. Подклад бурок шьют из шкуры или из сукна. Часто бурки подшивают на валенную подошву, так они не истираются и в них теплее.

Бурки не являются традиционной обувью, они появились сравнительно недавно. От мансийской и хантыйской обуви их отличает длина – голенище их короткое, не достигает колена. Кроме того, для их изготовления используют специальные деревянные колодки.

Бурки сейчас широко распространены у верхнесосьвинских манси, их с удовольствием носят жители нашего поселения. Их в основном покупают у мастеров Саранпауля и на Ямале. В нашем поселке изготовлением бурок и няр традиционным способом занимаются лишь две женщины - Алгадьева Галина Константиновна, 1943 г.р. и Алгадьева Пелагея Яковлевна, 1932 г.р. Есть молодая мастерица Алгадьева (Анямова) Анна Николаевна, 1978 г.р., которая умеет шить ваи и бурки. В настоящее время существует проблема с материалами, т.к. оленеводство на нашей территории уже давно утеряно, а приобрести камусы сложно. Молодые мастерицы сейчас шьют детские домашние бурки из дубленой кожи с мехом, выкраивая детали из старых шуб-дубленок.

Мастерство наших предков уходит в прошлое. Наша задача сохранить богатое наследие верхнесосьвинских манси. Именно поэтому неравнодушные люди в нашем поселке организуют мастер-классы, конференции и просто творческие посиделки. Там происходит обмен опытом, дети учатся у взрослых плетению, шитью сумочек. Планируется обучать желающих шить традиционное платье, обувь. Люди, заинтересованные сохранить традиционную культуру и ремесло будут приходить и учиться.



Литература:

  1. Уроки Евдокии Ерныховой декоративно-прикладное искусство хантов и манси в школе. Комитет по образованию Администрации Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Лаборатория этнического мониторинга. Березово, 1997

  2. Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты / Е.И. Ромбандеева – отв. редактор. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001. – 128 с.: ил. – ISBN 5-09-002321-2

  3. Выпускная квалификационная работа Масловой Н.К. «Традиции верхнесосьвинских манси в современных культурно-трансформационных процессах». СПб., 2007.

  4. Народные художественные промыслы Югры / Авт.-сост. О.Д. Бубновене; Ред. А.А. Богордаева; Учреждение Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел». – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005. – 20 с.


Информанты:

Алгадьева (Анямова) Анна Николаевна, 1978 г.р., проживает в д. Хулимсунт, Березовского района, ХМАО-Югры

Адин Константин Георгиевич, 1946 г.р., проживает в д. Хулимсунт, Березовского района, ХМАО-Югры

Адина (Алгадьева) Елена Ильинична, 1966 г.р., проживает в д. Хулимсунт, Березовского района, ХМАО-Югры



Алгадьева (Самбиндалова) Галина Константиновна, 1943 г.р., проживает в д. Хулимсунт, Березовского района, ХМАО-Югры
Каталог: img -> upload
upload -> Состояние костного обмена и его коррекция при местнораспространенном и диссеминированном раке простаты 14. 01. 23 урология
upload -> Вклады в рамках пакета услуг «Сбербанк Первый»
upload -> Список рекомендованных лечебно-профилактических учреждений по регионам РФ
upload -> Биомеханические факторы эффективности внутрикостных стоматологических имплантатов (экспериментально-клиническое исследование) 14. 01. 14 стоматология
upload -> Дентальная имплантация в нестандартных клинических ситуациях 14. 00. 21 «Стоматология»
upload -> Группа 40 каучук, резина и изделия из hих примечания
upload -> Партнеры 39 Система crest


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница